Основні економічні поняття і потреби блага та їх структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основні економічні поняття і потреби блага та їх структура



Основні економічні поняття і потреби блага та їх структура

Микроэкономика - это наука изучающая поведение экономических субъектов: компаний, работников, инвесторов, потребителей и т.д. Микроэкономика изучает не всю экономику, а отдельные ее составляющие.

Ключевыми понятиями микроэкономики являются " ресурсы" и "потребности ". Именно наличие потребностей лежит в основе спроса на товары и услуги, а производство последних невозможно без ресурсов.

Виды потребностей:

Физиологические потребности. Это базовые потребности людей, которые ничем не отличают нас от животых. К ним относят: потребность в питании, воде, отдыхе, воздухе и др. Без данных потребностей выживание человека невозможно.

Потребность в безопасности. Это потребность человека в защищенности, желании быть огражденным от внешних и внутренних угроз; желание стабильности и определенности.

Социальная потребность. Каждому человеку требуется общение с другими людьми, создание семьи, а также дружеские отношения и любовь.

Потребность в самоутверждении. Сюда относятся достижения в профессиональной сфере, карьерный рост.

Под понятием «благо» в экономической литературе подразумеваются предметы, явления, продукты труда, удовлетворяющие человеческие потребности и отвечающие интересам, целям, устремлениям людей.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Блага подразделяются на материальные и нематериальные.

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (здания, сооружения, станки, продукты питания и т.д.). А. Маршал к ним относит и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, и создаются они в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино и т.д.

 Блага также подразделяются на экономические (являются результатом экономической деятельности) и неэкономические (предоставляются природой без приложения человеком усилий).

Кривая производственных возможностей

 

Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

В данном случае точки А, Б, В, Г, Д — точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.

Кривая производственных возможностей показывает:

1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

2. Уровень эффективности производства.

КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

 

 

МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА

                                           Рынок ресурсов

 

                         

 

                                          Рынок потребительских благ

Модель кругооборота разделяет экономику на сектора: домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов (факторов производства) – труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг от фирм.

Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

В рыночной экономике задачу координации решают два типа рынков: рынок производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и предложения даёт объяснение воздействия предпринимательского сектора и сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену продаваемых товаров, когда - на рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов. Координация принимаемых решений обеспечивается равновесной ценой и равновесным количеством.

Помимо задачи координации рынки решают и задачу синхронизации решений производителей потребителей. Это достигается путём возникновения рынков будущих благ (фьючерсные сделки – уплата за товар через определённый срок после сделки, по цене установленной в контракте) и спекуляции. Функция спекуляции (от латинского «размышления о будущем») заключается в передаче сигналов от ожидаемой ограниченности благ в будущем. Не следует путать экономическое понятие спекуляции с понятием арбитражных сделок – куплей и продажей товара по разным ценам в один и тот же момент. Арбитражная сделка – это покупка валют, ценных бумаг и товаров на одном рынке и их продажа по более высокой цене в этот же момент на другом рынке. Арбитражные сделки обеспечивают выравнивание цен в данный момент.

Купля и продажи будущих благ или спекуляция даёт представление о ценах в будущем. Ориентируясь на эти ценовые сигналы, потребители и производители пересматривают свои текущие хозяйственные планы, обеспечивая синхронизацию экономических решений.

 

 

6. Предмет микроэкономики. Микроэкономика — составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика — это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных агентов. Ее составными проблемами являются:

·цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

·состояние отдельных рынков;

·распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными агентами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

·экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;

·принятие экономическими агентами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

·проблема выбора одного из альтернативных вариантов. Ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Метод микроэкономики. В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими факторами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть?

 

 

7. Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

 

 

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

 

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);

 

2) объекты (различных видов рынка товаров);

 

3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;

 

4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;

 

5) механизм ценообразования.

 

 

Попит.Закон попиту.

Попит (QD) - це співвідношення між двома змінними – ціною і кількістю блага, яке споживачі хочуть і можуть купити за цією ціною. Попит – це перелік цін і кількостей. Основна властивість попиту полягає у тому, що при незмінності інших параметрів, зниження ціни веде до відповідного зростання величини попиту. І, навпаки, підвищення ціни веде до відповідного зменшення величини попиту (закон попиту).

Обсяг (величина) попиту – конкретна кількість блага, яку споживач хоче купити за конкретною ціною. Величина попиту змінюється із ціною, але зміна попиту вплине як на ціну, так і на величину попиту. Існує негативний, чи зворотній зв'язок між ціною і величиною попиту, яка називається законом попиту.

Еластичність попиту

Товари відрізняються один від одного за ступенем реакції попиту на зміну різних факторів: ціни товару, доходу споживачів чи цін на інші товари.

Цінова еластичність попиту — це чутливість попиту на даний товар до зміни ціни на нього. Показником цієї чутливості є коефіцієнт цінової еластичності попиту

.

Оскільки між ціною й величиною попиту існує зворотна залежність (закон попиту), то завжди від’ємний. Однак для аналізу важлива абсолютна величина показника («мінус» опускається).

Розрізняють п’ять різних варіантів цінової еластичності попиту:

а) еластичний попит,  , чутливий до зміни ціни, зменшення ціни спричиняє збільшення загального виторгу;

б) нееластичний попит,  , нечутливий до зміни ціни, зменшення ціни приводить до зменшення загального виторгу;

в) одинична еластичність,  , зниження ціни компенсується таким обсягом продажів, який не змінює торгового виторгу;

г) абсолютно еластичний попит,  , вкрай чутливий попит, вкрай мале зниження ціни спонукає покупців збільшувати покупки від 0 до межі своїх можливостей, підвищуючи при цьому торговий виторг;

д) абсолютно нееластичний попит,  , вкрай нечутливий до зміни ціни, існує прямий зв’язок між ціною й виторгом.

На цінову еластичність попиту впливає ряд факторів.

1) Наявність товарів -субститутів (замінників). Чим більше гарних замінників даного товару, тим більше можливостей у покупця відмовитися від придбання цього товару у разі підвищення його ціни, і отже, тим еластичніший попит на нього. Наприклад, попит на хліб загалом нееластичний, але на окремі його сорти — відносно еластичний.

2) Фактор часу. Чим довший період часу, що витрачається на прийняття рішення, тим більше можна знайти замінників і тим еластичніший попит на товар. Наприклад, підвищення цін на залізничні квитки в короткостроковому періоді призведе до того, що попит на них стане нееластичним. Але в довгостроковому періоді він буде еластичним (можна купити машину, змінити місце приживання чи роботу та ін.).

3) Значущість товару для споживача. Попит на товари першої необхідності звичайно нееластичний, а на предмети розкоші — еластичний. Наприклад, попит на електроенергію, хліб — нееластичний, а на смарагди, французький коньяк — еластичний.

4) Питома вага товару в доході споживачів. Чим більше місце займає товар у бюджеті, тим вища еластичність попиту на нього. Наприклад, 10%-ве підвищення цін на олівці чи жувальні гумки практично не позначиться на зміні попиту, а 10%-ве подорожчання житлових будинків, машин буде відчутним, а значить, і попит на них — еластичним.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эластичность предложения - степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение объема предложения (в%) к росту или снижению цен (в%).

E(предл.)= Относительное изменение объема предложения/Относительное изменение цен

Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично.

Факторами эластичности предложения являются:

мобильность экономических ресурсов,

необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса;

временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.

Выделяют три периода эластичности предложения:

кратковременный, В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену.

среднесрочный В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда.

долгосрочный. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.

 

Факторы производства

Факторы производства - используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Спрос на факторы производства является производным: он существует лишь постольку, поскольку они участвуют в процессе производства.

 Четыре основных фактора производства - в экономической науке - земля, труд, капитал, а также предпринимательская способность.

Праця як фактор виробництва

Праця — це не просто двигун прогресу, праця — це основа існування та життєдіяльності людини, оскільки під його впливом розвивається мозок, мова, накопичується досвід, вдосконалюються вміння.

Праця як фактор виробництва має зміст і характер. За змістом розрізняють низькокваліфікований, середньої кваліфікації і висококваліфіковану працю.

Производственная функція

Производственная функция - функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого продукта и физическим объемом факторов производства при данном уровне технических знаний.

Поскольку объем производства зависит от объема использованных ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи:

Q = f(L,K,M),

где Q - максимальный объем продукции, произведенной при данной технологии и определенных факторах производства;

L - труд; К - капитал; М - материалы; f - функция.

Производственная функция при данной технологии обладает свойствами, которые определяют соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов. Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее все они имеют общие свойства.

  Можно выделить два основных свойства.

1. Существует предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Так, в фирме при фиксированном количестве машин и производственных помещений имеется предел роста выпуска путем увеличения дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен машинами для работы.

2.. Существует определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов производства, однако без уменьшения объема выпуска вероятна и определенная взаимозаменяемость данных факторов производства. Так, для выпуска блага могут быть использованы различные комбинации ресурсов; можно произвести это благо при использовании меньшего объема капитала и большего объема затрат труда, и наоборот. В первом случае производство считается технически эффективным в сравнении со вторым случаем. Однако существует предел того, насколько труд может быть заменен большим объемом капитала, чтобы не сократилось производство. С другой стороны, имеется предел применения ручного труда без использования машин.

 

25. Грани́чний проду́кт — додатковий обсяг продукції, отриманий від застосування додаткової одиниці ресурсу (кількість інших ресурсів незмінна).

Основні економічні поняття і потреби блага та їх структура

Микроэкономика - это наука изучающая поведение экономических субъектов: компаний, работников, инвесторов, потребителей и т.д. Микроэкономика изучает не всю экономику, а отдельные ее составляющие.

Ключевыми понятиями микроэкономики являются " ресурсы" и "потребности ". Именно наличие потребностей лежит в основе спроса на товары и услуги, а производство последних невозможно без ресурсов.

Виды потребностей:

Физиологические потребности. Это базовые потребности людей, которые ничем не отличают нас от животых. К ним относят: потребность в питании, воде, отдыхе, воздухе и др. Без данных потребностей выживание человека невозможно.

Потребность в безопасности. Это потребность человека в защищенности, желании быть огражденным от внешних и внутренних угроз; желание стабильности и определенности.

Социальная потребность. Каждому человеку требуется общение с другими людьми, создание семьи, а также дружеские отношения и любовь.

Потребность в самоутверждении. Сюда относятся достижения в профессиональной сфере, карьерный рост.

Под понятием «благо» в экономической литературе подразумеваются предметы, явления, продукты труда, удовлетворяющие человеческие потребности и отвечающие интересам, целям, устремлениям людей.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Блага подразделяются на материальные и нематериальные.

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (здания, сооружения, станки, продукты питания и т.д.). А. Маршал к ним относит и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, и создаются они в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино и т.д.

 Блага также подразделяются на экономические (являются результатом экономической деятельности) и неэкономические (предоставляются природой без приложения человеком усилий).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.058 с.)