Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика профессионального обучения. Связь методики профессионального обучения с другими науками.

Поиск

Перспективы развития методики профессионального обучения.

Чтобы представить современную модель методического знания в профессиональной деятельности педагога необходимо в первую очередь обратиться к истории развития МПО. Методика как специальная отрасль педагогических знаний начала развиваться с 1789 г. Толчком для ее развития послужила реформа народной школы, проводимая в России. Уже к 1800 г. Было создано около 70 учебно – методических пособий.

С 1846 г. появляются первые научно – обоснованные программы производственного обучения, которые благодаря методическому творчеству русских инженеров Василия Петровича Маркова и Дмитрия Константиновича Советкина стали основой системы производственного обучения.

В настоящее время развития методики профессионального обучения происходит по двум направлениям:

- Направление развития методики производственного обучения. На ее основе сформировалась теория профессионального обучения.

- Относительно самостоятельное развитие частных методик преподавания технических дисциплин: электротехники, черчения, технической механики и прочих.

Методики преподавания технических дисциплин по своему научному уровню еще далеки от методик преподавания общеобразовательных и естественнонаучных предметов (русского языка, математики, физики).

Дисциплина методики профессионального обучения (МПО), занимает одно из важнейших мест в подготовке педагогов профессионального образования по отраслям. Методические знания являются важной часть деятельности преподавателя, они тесно связаны с приемами, способами и с личностью самого педагога и его творчеством.

Вместе с тем ее изучения формирует у студентов умения применять всю систему психолога - педагогических и методических знания для решения актуальных методических проблем: как обучать, с помощью каких средств?

Как будет происходить дальнейшие развитие МПО (методики профессионального обучения)?

Предполагается, что две линии развития - методики преподавания технических дисциплин и методики производственного обучения - сохраняться. Однако доминировать будет то направление, где отражается взаимосвязь теоретической подготовки и производственного обучения. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в технологиях обучения.

Технологии облучения: это средства и методы воспроизведения обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Технология обучения состоит из нескольких частей: предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться,средства осуществления этой деятельности.

В центре внимания педагогической науки лежит – создание личностно – ориентированных технологий обучения. Поэтому разработка технологии обучения преподавателем это творческих процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в обеспечивающих реализацию целей и возможностей.

 

Основные понятия методики профессионального обучения. Методическая терминология.

Немаловажную роль в развитии практики методической работы педагога и особенно её теоретического осмысления, обоснования, играет система понятий и соотносимых с ними терминов.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений, это единица мышления. Любое познание осуществляется человеком, как формирование понятий и связей.

Термин – слово и словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие или совокупность понятий.

Как и в любой науке, в методике профессионального обучения её основные понятия служат фундаментом процесса обучения предмету, и в то же время показателем уровня её развития.

Построение научного знания всегда начинается с введения точных определений.

При упорядовачинии понятийно-терминологического аппарата методики профессионального обучения может быть предложено несколько оснований для классификации.

Классификация по источникам формирования.

 

  1. Дидактико-методические понятия

К ней относят пришедшие в методику из базовых наук – дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др.

Они используются в методиках преподавания разных предметов и варьируются применительно к каждому предмету.

  1. Методико-технические понятия.

Понятия и термины, позаимствованные методикой из словаря преподаваемой науки, т.е. те из технических наук, а также их смежных с ними: физики, математики и др.

  1. Методические понятия.

Собственно методические термины.

Подразделяются на 4 подгруппы:

Методические понятия и термины, являющиеся результатом деления общих дидактико-методических понятий.

Пример: «урок производственного обучения по изучению трудовых приёмов и операций»; «обучение электротехнике» - дидактико-методические понятия, «обучение чтению электротехнических схем»; «обучение анализу параметров электрических цепей» - методические понятия.

Название методов, методических приёмов, характерных не для дидактики в целом, а для обучения техническим дисциплинам.

В отличие от первой подгруппы эти термины не являются результатом вычленения из дидактико-методических понятий и не имеют с ними прямых преемственных связей. Одни термины возникли в результате становления методической практики, например: «технический диктант», другие заимствованы из производственной сферы: «инструктаж», «технический эксперимент» и др.

Практические методы.

Основная цель упражнений, проводимых в процессе изучения общетехнических и специальных предметов – формирование у учащихся умений практического использования полученных знаний. Упражнения так же являются эффективным способом закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся. Всё разнообразие упражнений можно свести к трём основным типам: репродуктивные, творческие, поисковые.

Репродуктивные упражнения. Существенным их признаком является ограниченность заданного содержания области применения знаний. Это, в основном, задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте. Типичный пример – разбор и выполнение чертежей, схем и графиков.

Творческие упражнения. Выполняя упражнения такого типа, учащийся использует полученные знания и умения в различных комбинациях, учится самостоятельно оригинальные решения поставленных задач, приобретает умение решать субъективно новые для него проблемы. Одними из типичных творческих упражнений являются решения продуктивных задач:

- на выбор;

- на сравнение и оценку;

- на определение зависимостей;

- на объяснение явлений;

Поисковые упражнения. Это тоже упражнения в творческом применении полученных знаний и умений, но проводимые на более высоком уровне мыслительной активности учащихся.

Выбор методов обучения.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения зависит:

  • от общих целей образования, обучения, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики. Методы обучения в школе соответствуют образовательной и воспитательной цели. Они настраивают учителя на воспитание всесторонне развитых людей, которые бы имели широкое образование и сознательно использовали свои знания и способности на пользу государства, общества.
  • от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы. Выбор метода в значительной мере зависит от учебной дисциплины. Отдельные методы успешно используются в процессе изучения всех учебных дисциплин (объяснение, беседа, работа с книгой), другие - только определенной группы предметов (лабораторные занятия проводят преимущественно по физике, химии, биологии). В каждом конкретном случае учитель решает, какой метод наиболее эффективен на уроке.
  • от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов. Процесс обучения в школе определяется системой дидактических принципов, вытекающих из его закономерностей. Дидактические принципы следует учитывать и при выборе методов обучения, посредством которых учитель должен постепенно, систематически обучать учащихся, подавать им учебный материал доступно, наглядно, научно, заботиться, чтобы учащиеся проявляли самостоятельность и активность и сознательно усваивали его.
  • от цели, задач и содержания материала конкретного урока. Каждый урок имеет определенную структуру, которая определяет последовательность его этапов. На каждом этапе решают конкретные задачи, что также сказывается на выборе методов обучения.
  • от времени, отведенного на изучение того или иного материала. Методы обучения зависят и от времени, отведенного на проведение урока. Следует подбирать методы, которые позволяют достичь учебной цели как можно меньшими затратами времени.
  • от возрастных особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей. Выбор метода зависит и от возрастных особенностей детей. Например, школьную лекцию нельзя читать в младших и средних классах, самостоятельную работу с книгой практикуют только тогда, когда у учащихся сформированы навыки такой работы.
  • от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
  • от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств. В значительной степени выбор метода обучения обусловлен учебно-материальной базой школы. Хорошо оборудованные учебные кабинеты, наглядные пособия позволяют не только использовать методы иллюстрирования, демонстрации, проведение лабораторных, практических и исследовательских работ, но и сочетать эти наглядные и практические методы со словесными.
  • от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств. На выбор метода обучения влияет и личность педагога. Одни из них хорошо рассказывают, другие удачно организуют дискуссию, превращают урок в игру. Однако это не означает, что учитель должен использовать только те методы, которые ему лучше всего удаются. Педагогическое мастерство заключается в совершенном владении всей их совокупности. Длительная педагогическая практика дает учителю возможность, опираясь на свои теоретические знания в области дидактики, использовать в зависимости от обстоятельств эффективные методы.

Только правильный выбор и применение методов обучения могут обеспечить высокий уровень знаний учащихся и сформировать у них потребность в систематической, сознательной, творческой учебной работы.

 

Интерактивные подходы

Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  • Творческие задания
  • Работа в малых группах
  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
  • Разминки
  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог)
  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум)
  • Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»).

 

9.Понятие формы организации обучения. Урок, как основная форма обучения в системе общего и профессионального образования.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Такие классификации не являются строго научными, но позволяют несколько упорядочить разнообразие форм обучения.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.

При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.

Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий

Урок - форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием.

Урок имеет следующие особенности:

- является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

- каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

- в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

- посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

- является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

- совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;

- способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся

Особенности современного урока:

Основные структурные элементы, различное сочетание которых характеризует разновидности урока:

  1. Организационная часть.

Обычно в организационную часть входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана работы. Цель организационной части- создать рабочую обстановку на уроке.

  1. Проверка письменного домашнего задания.

Проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.

  1. Устная проверка знаний учащихся (или опрос).

Проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.

  1. Введение нового материала урока.

Осуществляется в форме сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися.

  1. Задание на дом.

В эту часть урока входит объяснение сущности задания, и, если нужно, методики его выполнения.

6. Закрепление нового материала урока.

7. Окончание урока.

 

10. Лекция как основная форма обучения в системе высшего образования.

Лекция – (в переводе с латинского «чтение») вид прямой коммуникации между лектором и студентом. Лекция – логически стройное систематизированное изложение учебного материала в последовательной, ясной, доступной форме. В лекции делается акцент на реализацию главных идей и направлений в изучении дисциплины, дается установка на последующую самостоятельную работу.

Лекция в учебном процессе выполняет следующие функции:

информационную (передача новой информации, учебного материала, научных знаний);

ориентирующую (вхождение в науку и будущую профессию, знакомство с учебной дисциплиной, постановка научных и прикладных проблем, требующих дальнейшей разработки);

методологическую (дается представление о методологии науки, методах и методиках исследования);

мотивационно-стимулирующую (побуждение к самостоятельному изучению предмета, научно-исследовательской работе, самообразованию и профессиональному становлению);

воспитательную (осмысление и принятие ценностей; формирование мировоззрения, отношений посредством содержания изучаемого материала, общения с лектором-преподавателем);

развивающую (состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентируется больше не на память, а на развитие мышления, речи, специальных способностей и т.д.);

- познавательную (выражается в обеспечении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем).

Для лекции характерны:

– большой объем учебного материала,

– фундаментальность, сложность логических построений, доказательств и обобщений;

– описание понятийного аппарата конкретной научной области, ее методологии,

– анализ и научная оценка состояния и развития теории и практики,

– обоснование значимости изучаемого предмета и соответствующей науки для профессионального становления студентов.

На лекции преподаватель рассматривает наиболее значимые проблемы, спорные и неисследованные вопросы. Преподаватель может проводить более сложные виды лекций, например, лекции-дискуссии, лекция-провокация, лекция-пресс конференция.

 

Классификации современной вузовской лекции

1)Вводная лекция является вступлением к изучению учебного предмета, в ней излагаются основные задачи курса, кратко характеризуется его содержание, предлагается основная и дополнительная литература.

2)Установочная лекция в основном читается студентам-заочникам, обучающимся на заочных отделениях и факультетах вузов. Ее цель – помочь студентам самостоятельно овладеть той или иной учебной дисциплиной. На лекции обычно рассматриваются предмет, основные категории и проблемы курса, его особенности, значение курса для профессиональной подготовки и т.д. Дается обзор учебников и учебных пособий, специальной литературы по проблематике курса.

3)Обзорная лекция обычно читается после изучения дисциплины на выпускных курсах перед государственными экзаменами; ее цель – систематизировать полученные студентами знания, обобщить материал.

4)Обобщающая лекция завершает изучение определенного раздела (темы) дисциплины, при этом рассмотренный ранее материал обобщается.

5)Заключительная (итоговая) лекция подводит ИТОГИ изучения всего курса (спецкурса), углубляет и обобщает ранее полученные знания, логически систематизирует весь учебный материал, раскрывает его профессиональную направленность. На ней может быть проведена рефлексия учебной деятельности студентов по изучению дисциплины, включая результаты их самостоятельной работы, организовано анкетирование студентов по вопросам совершенствования преподавания данного курса.

По способам подачи учебного материала лекции разделяются на информационные; проблемные; лекции-дискуссии; лекции-визуализации, включая лекцию с компьютерным сопровождением; лекции-консультации.

1)Проблемная лекция. Преподаватель включает серию проблемных вопросов в канву всей лекции. Как правило, это сложные, ключевые для темы вопросы. Студенты приглашаются для размышлений и поиску ответов на них по мере их постановки. Методика проблемного изложения активизирует студентов, способствует развитию их аналитического мышления, умений вести дискуссию.

2)Лекция-дискуссия проводится по проблемам более сложного, гипотетического характера, имеющим неоднозначное толкование или решение.

3)Лекция-аудиовизуализация. В процессе проведения лекции преподаватель, опираясь на аудиовизуальные материалы, осуществляет их развернутое комментирование и вводит дополнительную информацию по теме лекции. Опытный в данном вопросе преподаватель использует разные способы аудиовизуализации, например, презентации, выполненные с помощью соответствующих компьютерных программ.

 

Методика профессионального обучения. Связь методики профессионального обучения с другими науками.

Методика профессионального обучения является важнейшей частью профессиональной подготовки педагогов. Методические знания профессиональной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения тесно связаны с приёмами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством.

Методика - это наука о закономерностях и методах преподавания учебного предмета, она является организационно-методическим инструментарием учебного процесса.

Современные методисты опираются на наследие Фёдора Ивановича Буслаева, Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Николаевича Толстого, Дмитрия Ивановича Тихомирова, Александра Матвеевича Пешковского, Василия Алексеевича Добромыслова и других ведущих учёных.

Велик интерес к методическим поискам и в первые годы становления школы, после революции 1917 года. В 20-ые годы зарождалось творчество таких блестящих методистов: Константина Борисовича Бархина, Петра Онисимовича Афанасьева, Михаила Витальевича Ушакова, Алексея Васильевича Текучева, Марии Александровны Рыбниковой и других.

Многое сделали для дальнейшего развития методики Aнтон Семёнович Макаренко, Надежда Константиновна Крупская, Анатолий Васильевич Луначарский, Павел Петрович Блонский, Bалентина Николаевна Шацкая, Василий Александрович Сухомлинский и др.

Однако и сегодня некоторые педагоги и учёные высказывают мнение, что методика преподавания того или иного предмета, в том числе и профессионального образования, не столько наука, сколько искусство, так как, уверяют они, успех преподавания определяется личностными способностями преподавателя, экономиста-педагога, мастера производственного обучения, отсутствие которых не возмещается знанием методики, нужны лишь знания самого предмета, любовь к нему, а педагогический опыт, талант, обеспечат высокое качество преподавания.

Современная методика - это высший этап в развитии этой науки, включающий, в критически переработанной форме, все лучшие её достижения как в дореволюционное время, так и в послереволюционное, а также в период развития современного общества.

Традиционно методика рассматривалась как практическая прикладная наука, но сегодня её прикладные области опираются на теоретический фундамент и межпредметные связи с другими науками и отраслями наук.

Систему методических наук составляют следующие направления:

1. Общая педагогика - анализирует основные закономерности воспитания;

2. Возрастная педагогика - разделяется на преддошколъную, дошкольную, школьную и педагогику взрослых;

3. Профессиональная педагогика - изучает закономерности обучения и воспитания в различных учебных заведениях (ПТУ, колледжи, техникумы, вузы, трудовые коллективы);

4. Культурно-просветительная, военная педагогика, детских и юношеских организаций, семейного воспитания, исправительно- трудовая;

5. История педагогики - наука, изучающая развитие педагогических идей, формы и методы воспитания в разные исторические периоды;

6. Специальная педагогика - в её состав входят сурдопедагогика (для глухих), тифлопедагогика (для слепых), олигофренопедагогика (для умственно отсталых), логопедия (для страдающих нарушениями речи) и т.д.

Важной остаётся на современном этапе развития общества связь методики любого предмета с общественными науками, особенно в последние два десятилетия, в период упадка, кризиса социально- экономического развития страны, нравственного и трудового воспитания.

Методика преподавания тесно связана: с социологией, наукой о законах функционирования и развития общества, о социальных отношениях; с социальной психологией - наукой, изучающей психические особенности людей в коллективе, социальных группах, обществе в целом; с кибернетикой - наукой о процессах управления в сложных динамических системах; с математикой, физикой, естествознанием, эстетикой и этикой, гуманитарными и техническими дисциплинами.

Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога-предметника и методической деятельности педагога-методиста.

Преподаватель-предметник организует когнитивную (учебную, познавательную) деятельность учащихся на основе содержания и соответствующих методов обучения. Результатами деятельности педагога- предметника являются: подготовленные к выполнению различных видов деятельности учащиеся, сформированная у них система профессиональных знаний и умений, развитая личность и профессиональные способности.

Преподаватель-методист организует процесс взаимодействия деятельности преподавателя и учащихся, в ходе формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально разработанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения, в широком смысле, оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образующие множество взаимосвязанных и взаимообусловленных форм и методов, благодаря которым происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков.

Одной из важнейших проблем сегодня остаётся профессиональное формирование личности, т.е. готовности человека к профессионально-производственной деятельности, отвечающей как потребностям общества, так и индивидуальным стремлениям. Остро встаёт такая социальная проблема научного управления профессиональным становлением молодёжи, как обученность способам осуществления профессиональных функций, сформированность у личности положительного отношения к предстоящему высокопроизводительному труду, к перспективам развития данной профессии, к возможности самосовершенствования.

Именно системе профессионального образования, включая все её ступени, принадлежит основная роль в формировании у подростка профессиональной способности, готовности постоянно следовать за быстро изменяющимися требованиями профессии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.227.41 (0.017 с.)