ПО выполнению выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПО выполнению выпускной квалификационной работы



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО выполнению выпускной квалификационной работы

 

для студентов специальности для студентов специальности

 23.03.01 "Технология транспортных процессов"

Составитель к.т.н., доцент Крипак М.Н.

Севастополь, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

 

 

2. ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ.. 5

 

3. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ.. 5

 

4. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТОМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ГЭК.. 15

 

5. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.. 16

 

6. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.. 17

6.1. Пояснительная записка. 17

6.2 Иллюстративный материал. 18

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 20

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 22

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Методические указания составлены на основании Приказа Минобрнауки России от 29.06.2015 №636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» с учетом требований Государственного образовательного стандарта.

Итоговая аттестация бакалавра включает государственный экзамен по специальности и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР).

Проектирование ВКР является завершающим этапом обучения студентов и преследует цель:

· закрепление теоретических и практических знаний студентов и применение этих знаний в ходе проектирования при решении производственных задач, связанных с технологией, организацией и управлением грузовыми и пассажирскими автомобильными перевозками;

· развитие навыков самостоятельной работы и принятия эффективных инженерных решений в условиях современного производства.

 

ВКР – самостоятельная работа выпускника, выполняемая на завершающем этапе обучения и служащая основанием для итоговой аттестации выпускника с присвоением ему соответствующей квалификации. Это законченная работа, содержащая решение поставленной задачи, выполненная выпускником самостоятельно на основе достигнутого уровня фундаментальной, гуманитарной, профессиональной и специальной подготовки.

Методические указания содержат рекомендации по тематике ВКР, объему и составу пояснительной записки и графической части, их оформлению, указан порядок работы, условия защиты.

В соответствии с графиком учебного процесса перед выполнением ВКР студент проходит преддипломную практику. Перед началом практики студент совместно с руководителем предварительно оговаривает предполагаемую тему ВКР. По окончании практики с учетом ее итогов (до Государственного экзамена) тема дипломного проекта окончательно формулируется и включается в приказ по университету. При этом предпочтительными должны быть темы проектов, непосредственно связанные с конкретными нуждами предприятий. В этом случае необходимо от предприятия на фирменном бланке составить письмо на имя декана факультета с указанием этой темы.

В подготовке ВКР используются материалы, полученные во время преддипломной практики. Преддипломная практика проходит

 на предприятиях:

- в грузовых, пассажирских и смешанных автотранспортных предприятиях;

- производственных и сбытовых организациях с использованием автомобильного транспорта;

- в региональных органах управления автотранспортом;

- в отделах Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ;

- в маркетинговых службах и подразделениях по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг;

- в таможенных службах;

- на предприятиях автосервиса;

- на предприятиях транспортно-технологических систем;

- в учебных и проектных организациях автомобильного транспорта;

- на любых предприятиях всех форм собственности, имеющих на балансе автомобильный транспорт;

со сферой деятельности:

- производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно- исследовательская, проектная маркетинговая и менеджерская работа на предприятиях транспорта;

- проектно-технологическая и организационно-управленческая деятельность в транспортных узлах и на терминалах;

- проектно-аналитическая экспертно-исследовательская работа;

- контроль за работой транспорта;

- сертификация и лицензирование на транспорте.
   

Задание на дипломное проектирование разрабатывается руководителем, консультантами, подписывается заведующим кафедрой и утверждается деканом факультета (Приложение Б, пример для очной формы обучения).

В задании приводится календарный график работы над разделами проекта с учетом очередности, плановых сроков и фактического выполнения.

За принятые в проекте решения и за достоверность всех исходных данных и результатов расчетов отвечает студент как автор ВКР.

 

ТЕМАТИКА ВКР

Тематика ВКР должна отражать актуальные задачи в области совершенствования и интенсификации автомобильных перевозок грузов или пассажиров при условии эффективного использования материальных средств и трудовых ресурсов.

Основными направлениями в тематике ВКР являются:

1. Организация и управление перевозками грузов автомобильным транспортом.

2. Организация и управление перевозками грузов в смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта.

3. Повышение эффективности взаимодействия транспортных средств и погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.

4. Организация транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий (населения).

5. Организация перевозок пассажиров автобусами на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах.

6. Организация перевозок пассажиров в смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта.

7. Организация перевозок пассажиров легковыми автомобилями-такси.

8. Маркетинговые исследование рынка транспортных услуг.

9. Проектирование логистических схем доставок грузов от производителей к потребителям.

10. Организация и управление доставкой грузов через логистические центры.

 

Допускается по согласованию с руководителем и заведующим кафедрой выполнять дипломные проекты по темам, связанным с хоздоговорной и научно-исследовательской работой кафедры.

 

Примерная тематика ВКР по специальности 23.03.01 "Технология транспортных процессов"

Тема: «Мониторинг рынка пассажирских перевозок и разработка предложений по совершенствованию маршрутной сети автобусного транспорта».

В рамках этого направления изучается рынок пассажирских перевозок, проводятся обследования пассажиропотоков на отдельных направлениях и маршрутах. На основании таких обследований проводится совершенствование маршрутной сети и организация движения автобусов, разрабатываются новые маршруты.

Тема: «Исследование и совершенствование организации перевозок грузов».

По этой тематике выполняются ВКР, направленные на совершенствование организации перевозок грузов на примере конкретного предприятия, а также на взаимодействие автомобильного транспорта с другими видами транспорта в транспортных узлах. Исследуются вопросы разработки и внедрения технологического процесса доставки грузов по различным маршрутам и отраслям.

Тема: «Совершенствование управления и повышение эффективности функционирования автомобильного транспорта».

В это направление входят проекты, связанные с сокращением затрат на перевозки, совершенствованием и оптимизацией структуры АТП. Изучаются вопросы оптимизации и приобретения подвижного состава, проводятся маркетинговые исследования потребности рынка в автотранспорте и запасных частях.

Тема: «Проектное обоснование создания автотранспортного предприятия по доставке ……. грузов (пассажиров)».

В это направление входят проекты, связанные с разработкой бизнес-плана создания автотранспортного предприятия, ориентированного на конкретные перевозки. Бизнес-план может разрабатываться как в целом по предприятию, так и по отдельным направлениям деятельности предприятия: перевозкам, услугам, техническому обслуживанию, ремонту. При разработке бизнес-плана необходимо не только рассмотреть все касающиеся этого проекта вопросы и собрать определенный объем информационного материала, но и правильно его проанализировать. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров предполагаемого сбыта, наличие конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Тема: «Исследование и совершенствование организации перевозок грузов в международном сообщении».

Разрабатываются и совершенствуются технологические процессы доставки грузов между Россией и другими странами, выполняются работы в области нормативно-правого обеспечения автомобильных перевозок.

Тема: «Исследование и совершенствование организации перевозок пассажиров в международном сообщении».

Разрабатываются и совершенствуются технологические процессы доставки пассажиров между Россией и другими странами, выполняются работы в области нормативно-правового обеспечения автомобильных перевозок.

Тема: «Совершенствование организации дорожного движения и повышение безопасности автомобильных перевозок».

В рамках этого направления выполняется ВКР по совершенствованию организации и безопасности дорожного движения на примере конкретного участка транспортной сети, разрабатываются мероприятия по повышению безопасности движения на примере отдельного предприятия, проводятся исследования по взаимодействию различных органов, регулирующих и контролирующих вопросы организации и безопасности дорожного движения.

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ВКР

 

 

ВКР содержит:

· пояснительную записку;

· иллюстративный материал (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.п.) в количестве 6 - 10 листов.

При оформлении ВКР следует руководствоваться ГОСТ Р 7.0.11-2011, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ- 7.32-2001 (ред. от 7.09.2005), ГОСТ 19.404-79, Положение о выпускной квалификационной работе СевГУ от 23.03.16.

Пояснительная записка представляет основу ВКР, отражает его сущность и содержание. Текст пояснительной записки должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 в текстовом редакторе Word. Шрифт TIMES NEW ROMAN, размер шрифта 12-14, междустрочный интервал «полуторный». Поля: левое – 25 (30) мм, правое – 10 мм, нижнее 20 мм, верхнее 20 мм. Абзацный отступ 12,5 мм., перенос автоматический, выравнивание по ширине. Все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений арабскими цифрами посередине верхнего поля страницы. Нумерация страниц проставляется, начиная с 3 листа.

Иллюстративный материал необходим, в основном, для обеспечения процедуры защиты дипломных проектов и выполняется двумя способами (по согласованию с руководителем):

— на стандартных листах формата А1, в том числе с использованием современных компьютерных технологий;

— с использованием презентаций типа Power Point и пр. В этом случае каждому члену ГЭК раздаются презентационные листы формата А4.

Примерное количество листов по каждому из разделов приведено в табл.1. На листы необходимо выносить всю наиболее важную из соответствующего раздела информацию, как правило, в виде диаграмм, схем, графиков, рисунков. Количество их на одном листе должно быть от трех до шести. Информация на листах должна позволить студенту в процессе защиты сделать связный, логичный доклад, наиболее полно отражающий существо дипломного проекта. С другой стороны информация на листах позволяет членам ГЭК правильно понять сущность предлагаемых проектных решений.

Рекомендуемое распределение объема основной части пояснительной записки ВКР по разделам приведено в таблице 1 (в зависимости от специфики возможны некоторые отклонения). Примерное содержание разделов ВКР по грузовым и пассажирским перевозкам приведено в Приложении А.

Таблица 1 - Распределение объема по разделам проекта

 

  Наименование разделов дипломного проекта Иллюстративный материал (количество листов) Объем раздела пояснительной записки, %
1. Характеристика объекта и предмета исследования 1—2 10
2. Аналитическая часть (анализ производственно-хозяйственной деятельности) 1—2 15
3. Проектная часть (Мероприятия по совершенствованию транспортного процесса) 3—4 50
4. Экономическая эффективность проектных решений 1—2 20
5. Обеспечение безопасности жизнедеятельности и экология (по согласованию с руководителем) 0—1 5
ИТОГО 6-10 100

По ВКР необходимо составить краткий реферат (не более 2 страниц), который не сшивается вместе с пояснительной запиской.

 

В реферате сообщается о количестве страниц, рисунков, таблиц в пояснительной записке, излагается сущность работы, методика выполнения и конкретные сведения, кратко отражающие основное содержание дипломного проекта, а также выводы, характеризующие эффективность полученных результатов.

Во введении рассматриваются проблемы развития автомобильных перевозок в современных условиях, дается обоснование актуальности темы дипломного проекта, формулируются цели и задачи проектирования.

 

В разделе "Характеристика объекта и предмета исследования" содержится качественная и количественная характеристика объекта исследования (предприятия), перспективы его развития. Указываются назначение предприятия, история его развития, организационно-правовая форма, основные задачи и направления производственной деятельности, услуги, предоставляемые предприятием, структура управления предприятием, структура производственных фондов, структура парка подвижного состава (по типам, маркам, грузоподъемности, сроку службы, пробегу и т.д.), виды грузов, основные клиенты и объемы перевозок для них, конкуренты.

По ходу написания текста для лучшего восприятия приводимую информацию необходимо представлять в виде графиков, диаграмм, таблиц, рисунков и т.д.

Далее описывается предмет исследования, который определяется темой дипломного проекта. Им может быть применяемые на предприятии технология и организация перевозок, существующие маршруты, клиентура предприятия, системы управления перевозками и т.д.

Данный раздел рекомендуется разделить на следующие подразделы:

1. Краткая история и характеристика предприятия
2. Производственная и организационная структура предприятия
3. Стоимость и структура производственных фондов
4. Характеристика парка подвижного состава
5. Структура перевозимых грузов и основные маршруты перевозок (для грузовых АТП) или Характеристика маршрутной сети (для пассажирских АТП)
6. Основные клиенты и конкуренты предприятия

 

В подразделе “Краткая история и характеристика предприятия” указывается адрес предприятия, когда и кем было основано, описывается кратко его история, цели и задачи деятельности.

 

В подразделе “Производственная и организационная структура предприятия” предприятие характеризуется двумя видами структур:

а) производственная структура;

б) организационная структура управления.

Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в производственном процессе. Пример схемы производственной структуры автотранспортного предприятия представлен на Рисунках 1,2 Приложения Б.

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и разделениям управленческой иерархии. 

Пример схемы организационной структуры управления автотранспортного предприятия представлен на Рисунках 3,4 Приложения Б.

 Указывается вид организационной структуры:

n линейная (вертикальная),

     

 


n  функциональная (горизонтальная),

                     
       

 

 


n  линейно-функциональная

                             
     

 


 Указать кадровый состав работников предприятия. Кадровый состав и структуру работников можно представить по форме Таблицы 2 и Рисунка 1.

 

Таблица 2 – Кадровый состав предприятия

Категория Численность, чел
1. Водители грузовых автомобилей 2. Водители легковых автомобилей 3. Водители автобусов 4. Кондуктора 5. Ремонтные рабочие 6. Вспомогательные рабочие 7. ИТР и служащие  
Всего:  

 

 

 


Рисунок 1 - Структура персонала

 

В подразделе “Стоимость и структура производственных фондов” содержится качественная и количественная характеристика производственных фондов предприятия.

В производственном процессе любого предприятия участвуют люди и средства производства. Средства производства представлены матери­альными, вещественными элементами производственного процесса.

Средства предприятий автомобильного транспорта как обязатель­ный элемент производственного процесса делятся на основные и обо­ротные.

В состав основных фондов автотранспорт­ных предприятий входят: здания, сооружения, оборудование, подвижной состав, инструмент и инвентарь длительного пользования.

Наряду с основными фондами, необходимыми АТП для осущест­вления перевозок грузов и пассажиров, предприятия автомобильного транспорта должны иметь в своем распоряжении оборотные фонды. Оборотные фонды АТП слагаются из производственных запасов, затрат на незавершенное производство и расходов будущих периодов. Кроме оборотных фондов АТП располагают фондами, обслуживающими сферу обращения. К ним относятся денежные средства и средства в расчетах.

 Стоимость и движение производственных фондов рекомендуется представлять по форме в Таблицы 2.

 

Таблица 2 - Стоимость и движение производственных фондов

Наименование показателей

Стоимость производственных фондов, тыс.руб.

  Наличие на начало отчетного года Выбыло в отчетном году Поступило в отчетном году Наличие на конец отчетного года
1. Основные производственные фонды:        
-здания        
-сооружения        
-машины и оборудование        
-транспортные средства        
-прочие        
в том числе -производственные -непроизводственные        
2. Оборотные фонды        

 

Для наглядности желательно текстовый материал дополнять рисунками, графиками, диаграммами и схемами. Пример диаграммы структуры основных производственных фондов представлен на Рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура основных производственных фондов

В разделе “Характеристика парка подвижного состава” необходимо представить:

1. Характеристику парка по маркам автомобилей (автобусов). Пример характеристики парка по маркам автобусов представлен в Таблице 3 и Рисунке 3.

Таблица 3 – Характеристика подвижного состава по маркам автобусов

Марка автобуса Общая вместимость, пасс. Количество автобусов, ед. Структура, %
1. ЛИАЗ-677 80 24 44
2. ЛАЗ-695 67 18 33
3. ПАЗ-3201 37 2 4
4. ИКАРУС-250, ИКАРУС-260 75 2 4
5. Микроавтобусы: ГАЗ-323130, Псков Авто-221400 14 8 15
Всего   54 100

 

 

Рисунок 3 – Характеристика автобусного парка по маркам

 

2. Характеристику парка по назначению. Пример характеристики парка по назначению представлен в Таблице 4 и на Рисунке 4.

Таблица 4 - Характеристика парка по назначению автомобилей

Назначение автомобилей Количество, ед.
Тягачи 20
Самосвалы 13
Бетоновозы 8
Автобусы 3
Специальные автомобили 5

 

Рисунок 4 - Характеристика парка по назначению автомобилей

 

3. Характеристика парка по сроку эксплуатации. Пример характеристики парка по сроку эксплуатации представлен в Таблице 5 и на Рисунке 5.

Таблица 5 – Характеристика подвижного состава по сроку эксплуатации

Срок службы Число автобусов, ед.
1. до 2-х лет включительно 5
2. С 2-х до 5-ти включительно 10
3. С 5-ти до 8-ми включительно 26
4. С 8-ми до 10-ти включительно 10
5. С 10-ти до 13-ти включительно 5
6. Более 13-ти лет 1

 

Рисунок 5 – Характеристика автобусного парка по сроку эксплуатации

 

4. Характеристика парка по грузоподъемности (пассажировместимости). Пример характеристики парка по грузоподъемности представлен в Таблице 6 и на Рисунке 6.

Таблица 6- Группировка грузовых автомобилей по грузоподъемности

Грузоподъемность, т Количество автомобилей, ед.
до 1 включительно 11
от 1 до 2 6
от 3 до 4 5
от 5 до 6 151
от 7 до 8 142
от 8 до 10 30
от 10 до 12 52
13,0 16
свыше 13,0 2

Рисунок 6 - Характеристика автобусного парка по грузоподъемности

В разделе “ Структура перевозимых грузов и основные маршруты перевозок (для грузовых АТП)” указываются основные виды грузов перевозимых автомобильным транспортом данного предприятия и маршруты их перевозки с указанием расстояний. Пример структуры перевозимых грузов представлен в Таблице 7 и на Рисунке 7.

Таблица 7 - Структура перевозимого груза

Вид груза Годовой объем перевозки, т Структура, %
Лес и пиломатериалы 82420 9
Глина 30120 3
Грунт 204000 21
Гравий 345600 36
Кирпич 59024 6
ЖБИ 173700 18
Нефтепродукты 41360 4
Прочие 31776 3
Итого 968000 100

Рисунок 7 - Структура перевозимых грузов

В “Характеристика маршрутной сети (для пассажирских АТП)” необходимо представить маршруты движения автобусов данного предприятия и дать их основные характеристики. Пример характеристики маршрутной сети представлен в Таблице 8.

 

Таблица 8 – Основные характеристики маршрутов

№ авт. мар.   Наименование маршрута Год отк. Lмар, км Марка автобуса Кол-во ост Контрол. Способ отметки Vэкс, Км\ч

Кол-во

автоб. в день.

                  З Л
2 Ц. Рынок- Обл. больница 1972 11,4 Дайм., Лиаз 14 Диспет. 2-стор. 19,7- 26 8 1
3 Ц. Рынок- 6-ой п. ГЭС 1970 16,8 Икар-280 Лиаз 24 Диспет. 2-стор. 18,6-19,7 14 10

 

В подразделе “Основные клиенты и конкуренты предприятия” необходимо указать основных потребителей (клиентов) АТП и конкурирующих транспортных предприятий. Проанализировать конкретные причины, по которым те или иные грузовладельцы предпочитают обращаться к услугам конкурентов или наоборот, отказываются от них.

 

Раздел "Аналитическая часть" является логическим продолжением предыдущего. В неманализируется:

1. Динамика технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей (конкретный перечень показателей зависит от специфики предприятия, темы проекта и согласовывается с руководителем):

· по годам за последние 5 лет;

· по месяцам года (за год, предшествующий году защиты).

2. Выполнение производственной программы по эксплуатации за год, предшествующий году защиты, использование основных производственных фондов (рассчитываются показатели, характеризующие техническое состояние и движение фондов, техническая оснащенность и эффективность использования ОПФ).

3. Выполнение плана по труду и кадрам.

4. Выполнение плана по себестоимости перевозок за год, предшествующий году защиты.

5. Выполнение плана по финансовым показателям (доходы и их структура, налоги, прибыль, рентабельность и т.д.).

7. Маркетинговый анализ (анализ рынков и рыночной конъюнктуры, анализ спроса на услуги, анализ ценовой политики предприятия, анализ конкуренции и конкурентоспособности предприятия и услуг).

8. Анализ качества услуг и обслуживания.

9. Анализ инвестиционной деятельности предприятия (анализ состава, структуры и источников финансирования инвестиций, оценка эффективности инвестиций).

Данный раздел рекомендуется разделить на следующие подразделы:

1 Анализ технико-экономических показателей
2 Анализ использования трудовых ресурсов
3 Анализ фонда заработной платы
4 Анализ реализации услуг УАТ
5 Анализ производительности труда
6 Анализ себестоимости по статьям затрат
7 Анализ результатов финансовой деятельности

В подразделе “Анализ технико-экономических показателей” необходимо проанализировать значения основных технико-эксплуатационных показателей работы предприятия за последние 3 года. Пример анализа технико-экономических показателей показан в Таблице 9 и на Рисунках 8 - 10.

Таблица 9 - Выполнение технико-экономических показателей за 3 года

Показатели 2001 г 2002 г

Отклонение к предыдущему году

2003 г

Отклонение к предыдущему году

      Абсолютное Относительное, %   Абсолютное Относительное, %
 Среднесписочное количество автомобилей 622 616 -6 -0,96 625 +9 +1,5
 Средняя грузоподъемность парка, т 7,85 7,95 +0,1 +1,3 7,9 -0,05 -0,6
Коэффициент выпуска а/м на линию 0,608 0,54 -0,068 -11,2 0,587 +0,047 +8,7
 Коэффициент использования пробега 0,436 0,53 0,094 +21,6 0,56 +0,03 +5,7
Среднесуточный пробег    184     166 -18 -9,8
 Коэффициент технической готовности 0,88 0,8 -0,08 -9,1 0,62 -0,18 -22,5
 Средняя продолжительность пребывания а/м в наряде, ч 8,9 9,2 +0,3 +3,4 8,91 -0,29 -3,2
Объем перевозки, тыс. т 1075 984 -91 -8,5 968 -16 -1,6
 Сделано, тыс. ткм 8848 8234,6 -613,4 -6,9 8306,7 +72,1 +0,9
 Выработка на 1а/м, в т в ткм   2541 20917   2167 18138   -374 -2779   -14,7 -13,3   2151 18459   -16 +321   -0,7 +1,8

 

Рисунок 8 - Динамика изменения коэффициента использования пробега

Рисунок 9 - Динамика изменения среднесписочного количества автомобилей

Рисунок 10 - Динамика изменения объема перевозок

В конце каждого подраздела необходимо проанализировать представленную информацию. Например: Из Таблицы 9 и Рисунков 8-10 видно, что идет снижение объема перевозок, так в 2002 году он снизился на 8,5% по сравнению с 2001 годом, а в 2003 году снизился на 1,6% по сравнению с 2002 годом. Однако предприятию удалось снизить в 2003 году темп снижения объемов производства, на что в значительной степени повлияло увеличение среднесписочного количества автомобилей (на 1,9%) и улучшения эксплуатационных показателей: коэффициента выпуска автомобилей на линию на 8,7%, коэффициента использования пробега на 5,7%.

 

В подразделе “Анализ использования трудовых ресурсов” внимание должно быть уделено изучению численности работников, которые характеризуются количеством принятых и выбывших работников за отчетный период и по численности персонала предприятия по группам работников, профессиям, разряду, квалификации, стажу работы.

Пример изменения среднесписочной численности кадров по группам работников представлен в Таблице 10 и на Рисунке 11.

 

Таблица 10- Изменение среднесписочной численности кадров

Наименование показателя 2001 г 2002 г

Отклонение к предыдущему году

2003 г

Отклонение к предыдущему году

      Абсолютное Относительное, %   Абсолютное Относительное, %
 Среднесписочная численность 745 598 -147 -20 682 +84 +12,3
1 ИТР 84 58 -32 -31 76 +18 +23,8
2 Рабочих 661 540 -121 -18 605 +65 +10,7

 

Рисунок 11- Динамика изменения среднесписочной численности работников

Анализ численности кадров показывает, что среднесписочная численность снизилась на 20 % (2002 год) из-за снижения объема работ, но на конец 2002 года произошло увеличение общей численности работников на 8.9 % введу увеличения планового объема работ на 2003 год, и в 2003 году произошло увеличение среднесписочной численности на 12.3%.

Анализ текучести кадров представлен в Таблице 11.

 

Таблица 11- Анализ текучести кадров

Наименование показателя 2001 г 2002 г

Отклонение к предыдущему году

2003 г

Отклонение к предыдущему году

      Абсолютное Относительное, %   Абсолютное Относительное, %
1 Общая численность на конец года 684 745 +61 +8,9 694 -51 -6,8
2 Всего принято 60 345 +285 +575 239 -106 -30,7
3 Всего уволено 141 284 +143 +101 290 +6 +2,1

 

Анализ текучести кадров показывает, что число уволенных приблизительно в 2 раза выше числа принятых 2001 году, в 2002 и 2003 годах это соотношение снизилось до 1,2 раза. Это можно объяснить более низкой среднемесячной оплатой труда на предприятии по сравнению с другими. На конец 2002 года произошел рост численности работников на 8,9%, а в 2003 году снижение численности работников на 6,8%, что объясняется снижением объема перевозок на предприятии.

 

В подразделе “Анализ фонда заработной платы” проводится на основании отчетных данных за несколько лет.

Пример анализа фонда заработной платы представлен в Таблице 12 и на Рисунке 12.

Таблица 12 - Изменение фонда заработной платы за 3 года

Наименование показателя 2001 г 2002 г

Отклонение к предыдущему году

2003 г

Отклонение к предыдущему году

      Абсолютное Относительное, %   Абсолютное Относительное, %
1 Среднесписочная численность работников              
2 Фонд заработной платы, руб.              
3 Средняя заработная плата, руб.              



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.118 с.)