Концептуальные подходы к организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные подходы к организации



социально-педагогической деятельности студентов в период практики

В педагогике под социально-педагогическим процессом, в который студент включается в период практики, понимают динамику развития социально-педагогического явления или последовательность целенаправленных действий социального педагога, его взаимодействие с воспитуемыми, обеспечивающее достижение определенной социально-педагогической цели.[1]

Существуют определенные педагогические условия, концептуальные подходы, обеспечивающие достижение студентом-практикантом оптимальных результатов в:

· проектировании, организации и совершенствовании социально-педагогической деятельности в период практики;

· профессиональной подготовке, формировании профессионального мастерства

Важным методологическим ориентиром в совершенствовании социально-педагогической деятельности в период практики является «многомерно-диалектический подход, следование которому спасает от односторонности и узости в исследовании, организации и результатах работы».[2]

По мнению Никитина В.А., нужно также учитывать диалектику общего и особенного, случайного и необходимого, внутреннего и внешнего, возможного и действительного, содержания и формы в социально-педагогической деятельности.

В соответствии с данным подходом необходимо руководствоваться различными способами социально-педагогической деятельности /индивидуальными и коллективными, коррекционными и реабилитационными/, важно учитывать условия, факторы, социальные, пространственно-временные обстоятельства, в которых развиваются различные типы людей и социальные группы.

Системно-деятельностный подход является важнейшей методологической ориентацией в деятельности студента-практиканта, при которой объект познания или преобразования рассматривается как развивающаяся система.[3] В данном случае объектом преобразования может быть как отдельная личность, определенный тип социально-педагогического учреждения, так и формирующаяся социальная среда. Системно-деятельностный подход предполагает:

1) организацию и управление развивающей деятельностью воспитуемого в общем контексте его жизнедеятельности: направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла жизни, личностного опыта, имеющего важное значение в процессе его социализации;

2) взаимосвязь всех видов деятельности воспитуемых, имеющих личностно-смысловое и формирующее значение, в которые они включаются в социально-педагогическом процессе;

3) единство, целостность целей, содержания, форм, методов социально-педагогической деятельности, учитывающей:

· специфику развивающе-образовательной среды, формирующей базовую культуру воспитуемых и профессиональную культуру студентов-практикантов, укрепляющей их профессиональные интересы, способствующей пониманию ими смысла организуемой социально-педагогической деятельности, развитию и становлению их личностного опыта по преобразованию окружающей действительности;

· особенности развития определенной категории воспитуемых;

4) создание целостной системы социально-педагогической деятельности, которая позволяет объединить все функции социального педагога в единую структуру. Данное условие реализации системно-деятельностного подхода в ряде исследований /Бордовского Г.А., Нестеровой А.А., С.Ю. Трапицына/ рассматривается как структурно-функциональный подход к организации системы педагогической деятельности.[4]

В социальном плане функция (functio - исполнение) предполагает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. В государственном образовательном стандарте по специальности «Социальная педагогика» определена система обязанностей социального педагога, выполняемых в процессе организации всех видов деятельности. В соответствии с данным государственным документом социальный педагог:

· должен быть подготовлен к формированию общей культуры личности;

· должен способствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;

· должен использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;

· должен осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;

· должен систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

· должен быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и социальных служб;

· должен осуществлять связь с родителями (лицами их заменяющими);

· должен выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

· должен обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник должен быть подготовлен к их выполнению в процессе следующих видов деятельности в различных типах социально-педагогических учреждений: научно-методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей, управленческой, исследовательской.

Социальный педагог – представитель новой профессии, которая относится к числу «помогающих» профессий, осуществляющих поддержку каждому члену общества в личностном развитии. Он является посредником между личностью и окружающей ее средой. Поэтому главная цель деятельности социального педагога – содействие реализации основных прав человека в процессе его социализации. «Для социального педагога характерным является целостное видение человека в его индивидуальном своеобразии и развитии, в социокультурном пространстве и в его экономической ситуации».[5]

В целях четкого и полного представления социально-педагогического процесса перечисленный выше круг видов деятельности (функций) в специальной литературе конкретизируется, детализируется. В нем дополнительно выделяются такие функции, как диагностическая, прогностическая, посредническая, коррекционно-реабилитационная, охранно-защитная, предупредительно-профилактическая, эвристическая, социального контроля и т.д. Любой вид социально-педагогической деятельности предусматривает одновременное выполнение всех функциональных обязанностей социального педагога, так как они направлены на обеспечение успешной социализации каждого ребенка. Однако, как показывают проведенные нами исследования, при организации социально-педагогической деятельности студенты и практикующие социальные педагоги не всегда учитывают такие требования к выполнению функций, как обязательность, комплексность, равнозначность, взаимообусловленность, что мешает обеспечению ее целостности. Структурно-функциональный подход в социально-педагогической деятельности позволяет социальному педагогу системно реализовать профессиональные функции /см. схему «Структурно-функциональная модель деятельности социального педагога»/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.009 с.)