Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раннегреческая философия в италийских полисах
Социально-политическое, общественное и культурное развитие италийских и сицилийских полисов в VI–V вв. до н. э. Пифагор (570–497 гг. до н. э.) и его философская школа. Учение о числе как первоначале бытия вещей и его естественнонаучные основы. Числовой принцип организации космоса. Роль числа в познании. Представление о душе и религиозно-этические положения пифагорейской школы. Ксенофан (570–473) – предтеча элейской философии. Натурфилософские положения. Критика мифологии и народных религиозных верований. Понятие бога – вселенной. Гносеологические положения. Парменид (540–460) – глава философской школы элеатов. Основные положения его философской поэмы: отношение истины и мнения, бытия и мышления, философской и физической картины мира. Метафизический характер мировоззрения Парменида. Натурфилософия последователя элеатов Мелисса (480–400). Зенон Элейский (500–420). Разработка гносеологии и логики (диалектики). Доказательство положений элейской онтологии в апориях о пустоте, множестве и движении. Апории Зенона в истории философии. Эмпедокл Акрагантский (484–421) – философ и религиозный мыслитель. Его концепция комических первоначал и движущих сил. Процесс формирования космоса. Основные стадии процесса. Возникновение животных и человека. Гносеологические положения. Религиозно-философский взгляд на человека в поэме «Очищения».
Древнегреческая философия второй половины V – IV вв. до н. э. Расцвет древнегреческого общества после греко-персидских войн. Возвышение Афин и торжество демократии. Культура классического периода. Распространение философии в Афинах. Натурфилософия Анаксагора (500–428 гг. до н. э.). Учение о первоначалах («семенах-вещах», гомеомериях) и движущей причине (нусе). Проблема качественных превращений. Рациональное объяснение природных явлений. Гносеологические положения. Социально-этические воззрения. Анаксагор и афинская демократия. Просветительский характер философии Анаксагора. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита (460–370). Идейные и социальные предпосылки философии атомистов. Основные понятия онтологии атомистов. Атомы и пустота. Свойства атома. Детерминизм Демокрита. Соотношение понятий причинности, необходимости и случайности. Решение гносеологических вопросов. Материалистический и антителеологический характер натурфилософии Демокрита: концепция возникновения космоса, человека, цивилизации. Общественно-политические взгляды Демокрита. Значение атомистики в истории науки и философии.
Мировоззрение софистов. Возникновение софистики как следствие развития рабовладельческой демократии. Ориентация софистов на антропологическую, общественную проблематику, риторику и гносеологию. Отношение софистов к природе и ее познанию (Протагор и Горгий). Критика мифологии. Общественно-политические взгляды старших софистов. Младшие софисты. Противопоставление природы и культуры (Антифонт): «антитеза фюсис–номос». Истокование социальной структуры общества и сущности государства (Ликофрон, Алкидам, Фразимах). Релятивизм и субъективизм – характерные черты методологии софистов. Сократ (469–399) – продолжатель и критик софистики. Ориентация Сократа на изучение человека и общества, риторику и логику. Этический рационализм Сократа. Сократическая диалектика. Общественно-политические взгляды. Сократические школы IV в. до н. э. Мегарики. Разработка ими логико-онтологических проблем. Отношения единичного и общего (Стилпон, 380–300), количества и качества (Евбулид, IV в. до н. э.), действительности и возможности (Диодор Крон, ум. в 308 г. до н. э.). Понимание блага. Школа киников. Антисфен (445–360) и Диоген Синопский (412–332) об отношении общего и единичного. Логико-гносеологические положения. Этика. Противопоставление природы и культуры. Проповедь аскетизма и опрощения. Киренская школа. Аристипп (ум. в 365 г. до н. э.). Гносеология и этика. Учение о критерии истины. Гедонизм.
Идеализм Платона (427 – 347 гг. до н. э.) Жизнь Платона и теоретические истоки его мировоззрения. Учение об «идеях» («эйдосах») – ядро философии Платона. Онтологический и гносеологический смысл понятия «идея». Концепция возникновения и устройства космоса; его начала и причины: идеи и материя, ум и необходимость. Учение о «припоминании» («анамнесисе») – существо гносеологических воззрений Платона. Представление о бессмертии души и ее небесном местопребывании – основа концепции «анамнесиса». Интуитивизм и рационализм гносеологии Платона. Роль ощущений и мышления в процессе познания. Платоновская диалектика как путь «припоминания» и достижения истины и способ (логика) осмысления философских категории: единого и многого, бытия и небытия, движения и покоя, тождественного и иного и др. Этические и социально-политические воззрения Платона. Представления о человеке и нравственных ценностях. Теория идеального государства. Эволюция форм государственного устройства. Значение Платона в истории философии. Последователи Платона (Древняя Академия).
Философия Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.) Жизнь Аристотеля. Философские и естественнонаучные корни его мировоззрения. Ядро онтологии (метафизики) Аристотеля – учение о началах и причинах бытия: форме и материи, движущей и целевой причине. Телеологизм Аристотеля. Критика Аристотелем платоновского учения об идеях. Понятие первичной и вторичной сущности. Физика Аристотеля. Движение и его виды. Психология и гносеология Аристотеля. Виды души и их гносеологические функции. Чувственное познание и опыт. Мышление и научное познание. Решение вопроса об истине. Диалектическое и аподейктическое доказательство. Соотношение элементов эмпиризма и рационализма в гносеологии Аристотеля. Проявление созерцательности в подходе к науке и философии. Достижения Аристотеля в разработке языка философии. Учение о категориях. Анализ философских понятий: возможности и действительности (энергии, энтелехии), случайности и необходимости, конечного и бесконечного, единого и многого и др. Единство онтологического и логического аспектов философии Аристотеля, мышления и бытия. Общественно-политическая теория Аристотеля. Учение о возникновении государства, его формах и наилучшем устройстве. Высказывания по социально-экономическим вопросам. Этика. Два класса добродетелей; серединность добродетели. Влияние Аристотеля на последующую философию. Перипатетики в эллинистическую и римскую эпоху.
Учение Эпикура (341 – 270 гг. до н. э.) и его римского последователя Лукреция Эллинистическо-римский этап в истории античной философии. Его характерные черты. Главные школы. Проникновение философии в Рим. Проблематика эллинистической философии и ее отражение в структуре эпикурейской философии. Этика Эпикура. Понимание блага и зла и вытекающий из этого образ жизни. Характерные черты эпикурейской этики. Физика. Нововведения, сделанные Эпикуром в атомистике. Концепция движения атома. Связь физика с этикой. Представление Эпикура о богах. Этический смысл понятия бога. Учение о душе и избавлении от страха смерти. Каноника. Объективная основа чувственного знания. Критерий истины. Проблема доказательства и логические положения Эпикура. Эпикуреизм в Риме. Разработка и обоснование эпикурейского мировоззрения в поэме Лукреция «О природе вещей» (99–55 до н. э.). Цель написания поэмы. Критика представлений о сотворении и уничтожении мира. Доказательство бытия «начальных тел» и пустоты. Доказательства движения «начальных тел». Теория отклонения. Учение о душе и гносеологические вопросы. Историко-социологическая концепция.
Эпикуреизм в истории философии.
Философия стоиков Возникновение школы стоиков. Период Древней Стои (конец IV – середина II в. до н. э.). Структура философии стоиков. Логика. Чувственное познание и критерий истинности ощущений. Происхождение понятий. Искусство диалектики как условие правильного мышления. Физика. Ее идейные истоки. Учение о мире, его субстанции, разумности, всеобщей взаимосвязи частей. Положение о необходимости и целесообразности всего в мире. Фатализм стоиков. Стоическая этика. Регулятивный принцип жизни. Понятие блага и зла. Идеал человека. Ригоризм этики Древней Стои. Перенесение идей стоицизма на римскую почву (Средняя Стоя). Панэтий (II в. до н. э.): секуляризация им стоической натурфилософии и разработка практической этики долга. Посидоний (I в. до н.э.) – создатель мистической иерархии бытия, а в этике – сторонник мнения о постепенном продвижении человека к добродетели. Последователь учений Средней Стои в Риме – Цицерон (106–42 гг. до н. э.). Разработка им этики стоиков в духе гуманизма, римского практицизма и привнесения в нее элементов политического подхода. Создание концепции идеального государства и образа идеального гражданина и правителя. Переработка стоической этики в условиях императорского Рима (Новая Стоя). Сенека (3 г. до н. э. – 65 г. н. э.) его представления о благе и добродетели. Проповедь морального совершенствования, гуманизма и космополитизма. Эпиктет (50–138 гг. н. э.). Бог как основополагающая категория его этики. Религиозная резиньяция. Учение об отношении человека к внешнему миру. Рецепты решения социально-нравственных проблем. Сосредоточенность на духовном мире личности и моральном совершенствовании людей. Марк Аврелий (121–180). Положение о единстве природы, общества и человека. Космополитизм. Углубление во внутренний мир человека. Пессимистическое представление о человеческой жизни. Религиозные моменты в этическом учении Маркса Аврелия.
Античный скептицизм Теоретические и историко-культурные основания античного скептицизма. Пиррон (365 — 275 гг. до н. э.) и Тимон – представители первого этапа в истории скептицизма. Три вопроса Пиррона. От эпохэ к атараксии. Скептицизм в Новой Академии (III–I вв. до н. э): Аркесилай, Карнеад, Клитомах, Филон, Цицерон. Доводы академиков против истинности чувственного и рационального знания. Классификация представлений по степени их вероятности. Использование истории философии для обоснования скептицизма. «Удержание согласия» – итог философствования новоакадемиков. Критика религиозных суеверий. Поздние пирронисты. Тропы Энесидема и Агриппы против чувственного и рационального знания. Секст Эмпирик (II в. до н. э.). Обобщение истории скептицизма в его трудах. Агностицизм – итог гносеологии скептиков.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.013 с.) |