Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)



Содержание

 

1 Общие положения 4
2 Алгоритм действий по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся в образовательные организации РБ     9
3 Комплект типовых документов для реализации целевой модели наставничества в образовательной организации   33
4 Список используемых источников и литературы 44
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящее время тема наставничества в образовании (далее -наставничество) является одной из значимых в Национальном проекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.

На современном этапе развития образования сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов для «технологического рывка» российской экономики.

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в ситуациях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее – педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на республики Башкортостан.

Задачами внедрения целевой модели наставничества являются:

- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее – образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;

- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;

- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;

- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;

- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;

- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

Внедрение целевой модели наставничества в системе образования осуществляется  с опорой на следующие принципы:

- принцип научности предполагает применение научно обоснованных и проверенных технологий;

- принцип системности предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;

- принцип стратегической целостности определяет необходимость единой целостной стратегии реализации программы наставничества;

- принцип легитимности, требующий соответствия деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации и нормам международного права;

- принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает честность и открытость взаимоотношений, не допускает покушений на тайну личной жизни, какого-либо воздействия или взаимодействия обманным путем;

- принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого ценностей законопослушности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческих ценностей;

- принцип продвижения благополучия и безопасности подростка (принцип «не навреди») предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому (никакие обстоятельства или интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы наставляемого);

- принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение куратора и наставника по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта;

- принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, направленный на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого собственной траектории развития, предполагает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемого с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;

- принцип равенства признает, что программа наставничества реализуется людьми, имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности.

В процессе внедрения целевой модели наставничества обучающихся в образовательных организациях целесообразно руководствоваться рядом международных,  федеральных и региональных нормативно-правовых документов.

Международные нормативные документы:

1. Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год);

2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559;

3. Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «О предотвращении преждевременного оставления школы».

Федеральные нормативные документы:

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕТОДОЛОГИИ (ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РБ

 

 

Внедрение методологии (целевой модели) наставничества обучающихся в образовательные организации РБ осуществляет Министерство образования и науки Республики Башкортостан.

 Институт развития образования РБ как региональный наставнический центрвыполняет межведомственное и межуровневое взаимодействие в региональной системе общего и среднего профессионального образования при внедрении целевой модели наставничества в РБ.

В аспекте названного взаимодействия важное значение приобретает работа с внешней и внутренней средой.

Работа с внешней средой – вся деятельность, направленная на внешнее подкрепление программы:  информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы и финальный – отчет о результатах и тиражирование успехов), привлечение ресурсов,  привлечение экспертов для оказания поддержки и проведения оценки.

Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на внутреннее поддержание программы: организация хода программы,  взаимодействие со всеми ее участниками, частичная оценка результатов.

Координаторы внедрения (целевой модели) наставничества в  муниципальных общеобразовательных организациях –  органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Рекомендуется следующий алгоритм действий органа исполнительной власти муниципального образования и администрации образовательной организации в условиях перехода на внедрение (целевой модели) наставничества.

1. Орган исполнительной власти муниципального образования, осуществляющий управление в сфере образования:

1.1. согласовывает дорожные карты по внедрению целевой модели наставничества, разработанные образовательными организациями, осуществляющими внедрение целевой модели;

1.2. контролирует реализацию мероприятий по внедрению целевой модели наставничества;

1.3.обеспечивает развитие инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования;

1.4. содействует привлечению к реализации программ наставничества образовательные организации, предприятия и организации региона; государственные бюджетные учреждения культуры и спорта; юридических и физических лиц, чья деятельность связана с образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельностью.

Образовательная организация, осуществляющая внедрение целевой модели наставничества:

2.1. разрабатывает и реализует мероприятия дорожной карты внедрения целевой модели;

2.2. реализует программы наставничества;

2.3. реализует кадровую политику, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;

2.4. назначает куратора внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации;

2.5. осуществляет инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;

2.6. осуществляет персонифицированный учет обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;

2.7. вносит в формы статистического наблюдения данные о количестве участников программ наставничества и предоставляет эти формы в Региональный методический центрпо наставничеству;

2.8. проводит внутренний мониторинг реализации и эффективности программ наставничества (в ведении образовательных организаций);

2.9. обеспечивает формирование баз данных программ наставничества и лучших практик;

2.10. обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

КОМПЛЕКТ ТИПОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 Процесс реализации целевой модели наставничества в образовательной организациипредполагает разработку ряда документов и издание ряда распорядительных актов:

–принятие решения (издание распорядительного акта организации) о внедрении целевой модели наставничества на уровне организации

–заседания Педагогического совета организации

–формирование и утверждение Дорожной карты по  реализации программы наставничества

–разработка и утверждение Положения о наставничестве в организации и утверждение распорядительным актом

–приказ о назначении куратора (кураторов)    и  ответственного должностного лица в образовательной организации

–приказ о закреплении наставнических пар (групп)


 

ПРИКАЗ

Дата                                                                                                               номер

На основании приказа Министерства образования и науки республики Башкортостан от « »

                         20   г. №               «О внедрении целевой модели наставничества в образовательной организации»

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Назначить руководителем проектной группы по внедрению проекта «Целевая модель наставничества» ……

2. Утвердить состав проектной группы по внедрению проекта «Целевая модель наставничества»

 

 

3.
 

Изучить цель, задачи и содержание концепции «Целевая модель наставничества» и разработать дорожную карту по внедрению проекта «Целевая модель наставничества» в срок до …… Ответственный …..

4. Рассмотреть дорожную карту по внедрению проекта «Целевая модель наставничества» на заседании педагогического совета организации (дата). Ответственный

5. Доработать дорожную карту по внедрению проекта «Целевая модель наставничества» в соответствии с замечаниями в срок до                            . Ответственный            

6. Разработать Положение о наставничестве. Ответственный                                  

7. Рассмотреть Положение о наставничестве на заседании педагогического совета организации (дата). Ответственный

8. Доработать Положение о наставничестве в соответствии с замечаниями в срок до. Ответственный

9. Контроль и выполнение приказа оставляю за собой.

 

 

Директор (организация)                                                         ФИО

 

ПОСТАНОВИЛИ:

Принять план реализации целевой модели наставничества с учетом следующих корректировок:

 

Решение принято: «за» –, «против» –, «»воздержались» –   _

Принять положение о наставничестве с учетом следующих корректировок:

Решение принято: «за» –, «против» –, «»воздержались» – _

Председатель Педагогического совета                   ФИО

Секретарь Педагогического совета                      ФИО

С протоколом ознакомлены:


Положение о наставничестве

 

Шапка организации

Положение о наставничестве

Общие положения.

1.1. Что такое наставничество? Что такое целевая модель наставничества?

1.2. Цель наставничества

1.3. Кто такой наставник

1.4. Кто такой куратор

1.5. Кто такой наставляемый

1.6. Как определяются наставники?

1.7. Списочный состав наставником утверждается приказом директора

1.8. Ответственный за реализацию цикла наставнической работы отвечает куратор

1.9. Сколько человек может быть закреплено за наставником?

1.10 Кто утверждает индивидуальный маршрут наставляемого?

1.11 Какие критерии эффективной работы наставника?

1.12 На весь период наставничества между наставником и наставляемым заключается соглашение о безусловном выполнении обязанностей обеими сторонами

1.13 Формы и сроки отчетности наставника

1.14 Формы и условия поощрения наставника

 

Обязанности

3.1.В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим положением о наставничестве, решениями Совета наставников, локальными актами учреждения, Коллективным договором;

3.2.Наставник имеет право…

3.3. Наставник обязан

3.4. Наставляемый имеет право

3.5. Наставляемый обязан

 

 

Приложения:

 

3.6. Приказ об утверждении Положения о наставничестве

Шапка организации

 

ПРИКАЗ

Дата                                                                                                               номер

Об утверждении

Положения о наставничестве

В целях создания развивающе-поддерживающей среды в организации и в соответствии с протоколом Педагогического совета от «_ __»                                  2020 г.

ПРИКАЗЫВАЮ

 

1. Утвердить Положение о Наставничестве в срок до _____________.

 Ответственный  ___________________________.

2. Утвержденное положение довести до сведения __________________.

Ответственный  ___________________________.

3. Контроль и выполнение приказа оставляю за собой.

 

 

Директор  (организация)                                                         ФИО


3.7. Приказ о назначении куратора(ов) и наставника(ов) проекта

Шапка организации

 

ПРИКАЗ

Дата                                                                                                               номер

О назначении куратора и наставников внедрения целевой модели наставничества

В соответствии с Дорожной картой по реализации целевой модели наставничества, утвержденной приказом Директора от «                               »         2020 года

ПРИКАЗЫВАЮ

1. Назначить куратором(ами) наставников  ____________________________________________________________________

2. Заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обозначить задачи куратора в соответствии с Положением о наставничестве, утвержденного приказом директора от «         »     ___ 2020 г.

 

3.  Назначить наставниками реализации целевой модели наставничества:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Провести обучение наставников в период спо  .

5. Контроль и выполнение приказа оставляю за собой.

 

 

Директор  (организация)                                                         ФИО


 

ПРИКАЗ

Дата                                                                                                               номер

О формировании наставнических пар (групп)

 

В соответствии с Дорожной картой по  реализации целевой модели наставничества, утвержденной приказом директора от «_»                                 2020г.

 

ПРИКАЗЫВАЮ

 

1. Сформировать следующие наставнические пары (группы):

 

 

 

2. Куратору наставнических пар                                (ФИО)

2.1.Поддерживать наставнические пары в разработке собственных дорожных карт, коррекции и отслеживании результатов.

2.2. Отслеживать реализацию плана дорожной карты.

2.3. Отчитываться руководителю проекта о реализации цикла наставнической работы.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

 

 

Директор (Организация)                                                                  ФИО

 

 

3.9.Приказ о проведении итогового мероприятия проекта

 

 

Шапка организации

 

ПРИКАЗ

Дата                                                                                                               номер

 

О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества

 

 

В соответствии с Дорожной картой по реализации целевой модели наставничества, утвержденным приказом от «__» _____________ 2020 года.

 

ПРИКАЗЫВАЮ

 

1. Провести итоговое мероприятие в рамках реализации целевой модели наставничества (дата). Ответственный  

2. В рамках мероприятия представить результаты работы следующих наставнических пар:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. По итогам работы наставнических пар вынести благодарность/вручить благодарственные письма и тд:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Ответственный ______________________________.

 

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

 

 

Директор (Организация)                                                                    ФИО

 

Содержание

 

1 Общие положения 4
2 Алгоритм действий по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся в образовательные организации РБ     9
3 Комплект типовых документов для реализации целевой модели наставничества в образовательной организации   33
4 Список используемых источников и литературы 44
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящее время тема наставничества в образовании (далее -наставничество) является одной из значимых в Национальном проекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.

На современном этапе развития образования сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов для «технологического рывка» российской экономики.

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в ситуациях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее – педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на республики Башкортостан.

Задачами внедрения целевой модели наставничества являются:

- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее – образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;

- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;

- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;

- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;

- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;

- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

Внедрение целевой модели наставничества в системе образования осуществляется  с опорой на следующие принципы:

- принцип научности предполагает применение научно обоснованных и проверенных технологий;

- принцип системности предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;

- принцип стратегической целостности определяет необходимость единой целостной стратегии реализации программы наставничества;

- принцип легитимности, требующий соответствия деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации и нормам международного права;

- принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает честность и открытость взаимоотношений, не допускает покушений на тайну личной жизни, какого-либо воздействия или взаимодействия обманным путем;

- принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого ценностей законопослушности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческих ценностей;

- принцип продвижения благополучия и безопасности подростка (принцип «не навреди») предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому (никакие обстоятельства или интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы наставляемого);

- принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение куратора и наставника по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта;

- принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, направленный на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого собственной траектории развития, предполагает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемого с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;

- принцип равенства признает, что программа наставничества реализуется людьми, имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности.

В процессе внедрения целевой модели наставничества обучающихся в образовательных организациях целесообразно руководствоваться рядом международных,  федеральных и региональных нормативно-правовых документов.

Международные нормативные документы:

1. Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год);

2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559;

3. Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «О предотвращении преждевременного оставления школы».

Федеральные нормативные документы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

7. Распоряжение Правительства РФ от 15 ноября 2019 г. № 2705-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ на период до 2025 года»;

8. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 года»;

9. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

10. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

11. Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 №10));

12. Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)).

Региональные нормативные документы:

1. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;

2. Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 17 августа 2018 года № РГ-157 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

3. Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 7 марта 2019 года № РГ-75 «О внесении изменений в распоряжение Главы Республики Башкортостан от 17 августа 2018 года № РГ-157 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

4. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 12 декабря 2018 года № 1270-р «Об утверждении Паспорта регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования»;

5. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 12 декабря 2018 года № 1271-р «Об утверждении Паспорта регионального проекта «Новые возможности для каждого»;

6. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 12 декабря 2018 года № 1265-р «Об утверждении Паспорта регионального проекта «Современная школа»;

7. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 12 декабря 2018 года № 1266-р «Об утверждении Паспорта регионального проекта «Успех каждого ребенка»;

8. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 12 декабря 2018 года № 1269-р "Об утверждении Паспорта регионального проекта «Учитель будущего»;

9. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2019 года № 632-р «О внесении изменений в Паспорт регионального проекта «Учитель будущего».

Тезаурус основных категорий и понятий, используемых в методических рекомендациях:

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Благодарный выпускник – выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

Школьное  сообщество (сообщество образовательной организации) – сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.

Эндаумент – фонд целевого капитала в некоммерческих организациях, обычно в сфере образования или культуры, который формируется за счет добровольных пожертвований. В частности, в школьный фонд целевого капитала пожертвования могут приходить от благодарных выпускников школы, желающих поддержать ее развитие. Средства фонда передаются в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, который можно использовать на финансирование уставной деятельности, например, на инновационные образовательные программы, научные исследования, стимулирование учителей и обучающихся.

Должностная адаптация – процесс адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

Подопечный – обучающийся колледжа; молодые специалисты или вновь принятые в колледж педагогические работники, которым необходима профессиональная адаптация.

Профессиональная адаптация – процесс овладения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, системой профессиональных знаний и навыков, способностью эффективного применения их на практике.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕТОДОЛОГИИ (ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РБ

 

 

Внедрение методологии (целевой модели) наставничества обучающихся в образовательные организации РБ осуществляет Министерство образования и науки Республики Башкортостан.

 Институт развития образования РБ как региональный наставнический центрвыполняет межведомственное и межуровневое взаимодействие в региональной системе общего и среднего профессионального образования при внедрении целевой модели наставничества в РБ.

В аспекте названного взаимодействия важное значение приобретает работа с внешней и внутренней средой.

Работа с внешней средой – вся деятельность, направленная на внешнее подкрепление программы:  информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы и финальный – отчет о результатах и тиражирование успехов), привлечение ресурсов,  привлечение экспертов для оказания поддержки и проведения оценки.

Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на внутреннее поддержание программы: организация хода программы,  взаимодействие со всеми ее участниками, частичная оценка результатов.

Координаторы внедрения (целевой модели) наставничества в  муниципальных общеобразовательных организациях –  органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Рекомендуется следующий алгоритм действий органа исполнительной власти муниципального образования и администрации образовательной организации в условиях перехода на внедрение (целевой модели) наставничества.

1. Орган исполнительной власти муниципального образования, осуществляющий управление в сфере образования:

1.1. согласовывает дорожные карты по внедрению целевой мод



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.182 с.)