Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.



Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком и его семьей (семейно-ориентированная коррекция), а также проводит индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия с несколькими семьями.

Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:

· создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;

· переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;

· гармонизация психологического климата в семье;

· коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, сиблинговых).

Ориентируясь на эти цели, психолог решает ряд задач:

- коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;

- коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его «маленьких» успехов;

- коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;

- осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

- повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;

- трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации;

- формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии;

- коррекция взаимоотношений в диаде родитель-ребенок с отклонениями в развитии;

- коррекция личностных нарушений у родителей;

- коррекция нарушенного психологического состояния родителей больных детей (тревоги, ожидания перманентного неуспеха своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоявшегося человека);

- коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);

- гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью и ребенком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.

Корригируя взаимоотношения между членами семьи и ребенком, психолог использует следующие психокоррекционные техники и методы: холдинг-терапию, арттерапию, музыкотерапию, библиотерапию и терапию любовью.

Холдинг-терапия, библио- и музыкотерапия могут использоваться одновременно, когда член семьи (чаще мать) привлекает ребенка к себе на колени или сажает, прижав к себе, рядом (телесный контакт обязателен). При этом он рассказывает или читает ребенку сказку, поет с ним песенку. Важно, чтобы в этот момент у ребенка и его родителя рождались добрые чувства, потребность друг в друге.

Арттерапия в виде совместного рисования, лепки, аппликации и т.д. направлена на установление адекватного взаимодействия между членом семьи и ребенком в процессе совместного творчества.

Терапия любовью — это терапия, которая позволяет родителям с помощью самого высокого чувства, которым наградила человека природа, — любви к ребенку — преодолевать его проблемы.

Этапы психологической работы:

- привлечение семьи к коррекционно-образовательному процессу, в который вовлечен ребенок; психолог убеждает семью (особенно мать) ребенка в том, что именно в них нуждается ребенок, что именно они могут оказать ему самую необходимую помощь;

- формирование у членов семьи интереса к процессу развития ребенка, демонстрация возможностей существования «маленьких», но очень важных для ребенка достижений;

- развитие чувства успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком;

- раскрытие перед семьей возможности личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ребенка, участия в изучении его возможностей и реализации творческих замыслов в работе с ним.

Роль психолога в данной работе с родителями в сравнении со значением деятельности других специалистов является первостепенной. Привлекая их к работе с ребенком, психолог дает возможность испытать радость успеха, закрепить стенические эмоциональные реакции. Это позволяет рассматривать образовательный процесс как психокоррекционный. Главная задача специалиста - это продемонстрировать возможность поиска и обретения выхода из создавшейся ситуации путем реализации ее собственной деятельности.

Только деятельность и творческий процесс, направленный на созидание (развитие ребенка), могут вывести семью из состояния тревоги, отчаяния и позволят обрести новые жизненные ориентиры. В итоге воспитательная и обучающая деятельность содействует перестройке личности членов семьи на принятие больного ребенка, на объективную оценку его достоинств и недостатков.

В качестве основы психокоррекционного подхода используется личностно ориентированная патогенетическая психотерапия, а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии.

В процессе проведения коррекционных занятий самосознание родителей детей с отклонениями в развитии оптимизируется. Этот процесс направлен не столько на раскрытие внутреннего психологического конфликта, сколько на переориентировку родителей с общепризнанных моделей ценностей, которые были у них сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности. Происходит формирование новых жизненных ориентиров у родителей относительно ребенка с отклонениями в развитии.

Кредо матери в результате проведенных занятий трансформируется в формулу: «Я счастлива оттого, что у меня есть ребенок, я люблю его, а он любит меня».

Те же процессы происходят и в сознании отца ребенка: «Я люблю этого ребенка. Он слаб. Он нуждается в моей силе и помощи. Он принес мне счастье».

Психокоррекционный процесс в личностно ориентированном подходе направлен на изменения в трех плоскостях измерений: когнитивной (познавательной), эмоциональной и поведенческой. Каждое из направлений ставит определенные задачи.

Когнитивная сфера (интеллектуальное осознание родителями возникающих проблем):

· осознание связи между психогенными факторами и возникновением и сохранением невротических (пониженное, тревожное настроение, слезы, страх, ощущение бесперспективности будущего) или психопатических расстройств (агрессивное настроение, характеризующееся проектированием асоциальных форм поведения), с учетом того факта, что психогенным фактором для всех родителей больных детей является состояние здоровья их ребенка;

· определение ситуаций, вызывающих напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции;

· осознание особенностей своего поведения и эмоционального реагирования на действия представителей социума;

· осознание того, что выявляемая потребность в поддержке извне у родителя больного ребенка может иметь форму невротической потребности;

· выявление внутренних личностных психологических проблем и конфликтов;

· осознание того, что причиной развода или псевдосолидарных отношений в семье является не рождение ребенка с отклонениями в развитии, а неконструктивность отношений, сложившихся между его родителями в более ранний период жизни семьи;

· выявление причин изоляции и отстраненности отца (матери) от контактов с ребенком;

· осознание того, что для устранения конфликтных форм взаимоотношений в семье необходимо переосмысление собственной семейной роли;

· выявление рассогласованности между образом «Я» и восприятием родителя другими лицами;

· осознание своей роли и меры своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций.

Эмоциональная сфера. В процессе занятий участники:

· получают эмоциональную поддержку со стороны психолога и членов группы;

· переживают те чувства, которые часто испытывают в реальной жизни;

· воспроизводят те эмоциональные ситуации, которые случались с ними в реальной жизни и с которыми они не смогли справиться;

· учатся быть более внимательными как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя, учатся позитивному отношению к себе;

· обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и положительные эмоции;

· учатся вербализовывать и понимать собственные чувства;

· производят эмоциональную коррекцию своих отношений.

Поведенческая сфера. Психокоррекционные занятия помогают:

· распознать собственные неконструктивные поведенческие реакции;

· приобрести навыки адекватного общения в социуме;

· развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;

· выработать способность к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на проблемы ребенка на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

В качестве механизмов коррекционного воздействия личностно ориентированной психотерапии рассматриваются: корригирующее эмоциональное переживание, конфронтация, научение.

Корригирующее эмоциональное переживание. Этот механизм предполагает в первую очередь наличие эмоциональной поддержки родителей ребенка с отклонениями в развитии со стороны психолога, принятие ребенка и проблем семьи полностью и безоговорочно. Особое значение эмоциональное сопереживание имеет для матери ребенка с отклонениями в развитии. Это позволяет признать человеческую ценность матери как личности, уникальность ее внутреннего мира, значимость ее ценностных установок.

Конструктивно переработанное содержание обратной связи способствует принятию родителями новой информации о себе. Низкая самооценка снижает возможность родителей к восприятию новой информации, способствует возникновению защитных механизмов и таким образом закрывает им путь к обретению нового опыта. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее, положительное воздействие на самооценку и таким образом корригирует собственное отношение личности к себе.

Конфронтация. Под конфронтацией понимается «столкновение» клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами. Конфронтация осуществляется за счет «обратной связи» между участниками психокоррекционного процесса. В ходе индивидуальной работы основным инструментом «обратной связи» выступает психолог, который не столько привносит в нее свое содержание, сколько отражает различные аспекты психологической реальности родителей. В групповой психотерапии «обратная связь» является более многоплановой, поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым.

В контексте внутреннего столкновения родителя с самим собой очень важным представляется факт оптимизации самосознания родителя, переструктурирования иерархии его жизненных ценностей. Для матери больного ребенка наиболее важным является: переосмысление отношения к себе как к женщине, родившей неполноценного ребенка, а также переосмысление своего отношения к рожденному ею больному ребенку. Как принять такого ребенка, чтобы «...не чувствовать постоянно бремени угрызений совести, чувства собственной неполноценности, бремени проблем его здоровья? Как изменить свое представление о себе, если именно ты его родила таким?».

«Обратная связь» позволяет каждой матери, участвующей в работе психокоррекционной группы, получать сообщения о том, какие эмоциональные реакции у окружающих вызывает ее поведение, каков ее имидж, какой она представляется окружающим, что в ее поведении вызывает одобрение, а что - негативную реакцию.

Отец ребенка с отклонениями в развитии также изменяет свою позицию. Для него наиболее существенным становится определение реальных перспектив ребенка и собственных возможностей оказания ему помощи.

Задача психолога заключается в том, чтобы помочь участнику группы расширить существующий в его сознании собственный образ «Я» путем интеграции полученной информации (специально спрограммированных типичных ситуаций, в которых приходится бывать участнику группы, а также личностно-философских установок, полученных частично от психолога, частично от других лиц, путем анализа примеров из жизни реальных или литературных героев и т. д.).

Для усиления динамики этого процесса применяется метод декатастрофизации, заимствованный из «когнитивной терапии» Аэрона Бека. Эта техника позволяет подготовить участников группы к последствиям, сопряженным со страхом, с целью уменьшения отказа от самоактуализации из-за неуверенности в успехе.

В целом процесс переоценки последствий свойствен формированию человеческой личности. Расширение и углубление самооценки личности, как известно, происходит под воздействием отраженных оценок окружающих. Осознав неадекватность собственной самооценки, ее иллюзорность и бесперспективность, родители приходят к пониманию необходимости переосмысления своего собственного внутреннего мира, пониманию важности и необходимости собственного существования и существования своего ребенка. Результатом нового миропонимания, принципиально новой жизненной концепции становится позитивное самоощущение родителей, которым они делятся друг с другом, а также использование родителями в контактах с окружающими более адаптивных форм общения, что и осуществляется в рамках следующего вида коррекционного воздействия.

Научение. Эта техника дает более высокие результаты при ее использовании на групповых занятиях, чем на индивидуальных. Группа выступает как модель реального социума, в которой проявляется поведение человека. Участвуя в интеракциях, родители проявляют типичные для них поведенческие стереотипы. Таким образом, появляется возможность для вычленения как позитивных, так и неадекватных форм поведения родителей. Групповая ситуация является ареной для эмоционального многопланового межличностного взаимодействия, а это способствует как отказу от неконструктивных поведенческих стереотипов, так и обретению навыков полноценного человеческого общения.

Одновременно очень важным в контексте самоактуализации представляется тренинг самоутверждения. Человек, испытывающий социофобический страх, избегает встреч с людьми, отгораживается от общения и активной деятельности. Социофобический страх возникает у некоторых матерей вследствие рождения неполноценного ребенка и всех сопряженных с этим последствий. Проявляющееся вторично чувство неудовлетворения собой приводит к еще большим затруднениям в реализации активного поведения, вызывая появление хронических эмоциональных нарушений. В процессе тренинга самоутверждения участники группы убеждаются в том, что самоутверждающее поведение приводит действительно к изменению реакций окружающих, которые, как правило, являются чаще позитивными. А это, в свою очередь, подкрепляет такое поведение, которое приводит к изменению самооценки и еще большей уверенности в себе.

В психокоррекционном направлении выделяются индивидуальная и групповая формы работы.

Индивидуальная форма

Индивидуальная форма работы осуществляется в виде бесед психолога с родителями ребенка с отклонениями в развитии. В отличие от групповых занятий, в которых ведущей ориентацией является тематическая и интеракционная, индивидуальная психокоррекционная работа нацелена в основном на изучение биографии семьи ребенка с отклонениями в развитии, жизненного пути его родителей, особенностей их личности, истории заболевания ребенка, отношений с родственниками и знакомыми. В процессе беседы устанавливается или расширяется контакт, уже имевший место на этапе образовательно-просветительской работы, диагностической процедуры и консультирования.

Доверительные отношения, проявление сочувствия к проблемам родителей позволяют психологу увидеть и обозначить те проблемы, которые их волнуют. Одновременно прием обратной связи позволяет увидеть также дисгармоничные характеристики в структуре личности родителей, которые затрудняют им переосмысление собственной ситуации, связанной с состоянием ребенка, и обретение новой мировоззренческой позиции.

Групповая форма

На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа (горизонтальный «контур взаимодействия»). В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей самосознание родителей формы работы выступает групповая дискуссия. Материалом для дискуссий становятся специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц. Таковыми являются темы, освещающие:

· внутренние психологические проблемы родителей, которые воспитывают детей с отклонениями в развитии;

· проблемы, возникающие при взаимодействии родителей с больным ребенком в микро- и макросоциуме;

· проблемы, возникающие во взаимоотношениях супругов, членов семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, и др.

Групповое психокоррекционное занятие имеет следующие этапы работы.

1. Ритуал приветствия - важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия. В ходе развития группы контроль над его исполнением постепенно переходит к членам группы.

2. Разминка: участники группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастики, настраивающие родителей на определенный вид внутренней психологической работы.

Так же на этапе разминки используются упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов (Приложение 20).

3. Основная часть: состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение поставленных перед психологом и группой задач (Приложение 21). Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.

· обсуждение домашнего задания (в кругу).

· упражнения, связанные с темой занятия.

· упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребенком (выполняются в парах).

· домашнее задание.

4. Рефлексия занятия — предполагает оценку занятия в двух аспектах:

- эмоционально-смысловом: понравилось — не понравилось, было хорошо или плохо и почему, что показалось самым важным, полезным;

- эмоционально-оценочном: как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния.

5. Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Рекомендации к формированию и организации работы психокоррекционной группы

Определяя численный состав и форму работы группы, следует помнить о том, что наиболее эффективной формой являются «частично открытые» группы, состоящие из 7—10 человек, или малокомплектные группы, состоящие из 2-5 человек. «Частично открытая» группа – это группа, которая не имеет фиксированного состава участников. Она может работать, не исключая тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены на каких-то занятиях отсутствовать. Занятия могут проводиться еженедельно или два раза в месяц в установленные дни. С этой целью специально составляется расписание, с которым знакомятся родители. Длительность работы группы, позволяющая решить психокоррекционные задачи, учитывая глубину и константность фрустрирующего фактора, должна быть не менее одного учебного года, а лучше — двух и более лет. После окончания работы группы следует учесть необходимость создания цикла поддерживающих психокоррекционных занятий для отдельных членов бывшей группы (1-2 раза в полугодие). На первом занятии родители должны быть обязательно ознакомлены с правилами работы группы.

Психокоррекционная работа с родителями позволяет сформировать адекватные модели поведения в семье и в обществе. У родителей формируется позитивное мышление, помогающее им преодолевать травмирующие ситуации, связанные с проблемным ребенком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.048 с.)