Анализ конкретных ситуаций: этапы и правила проведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ конкретных ситуаций: этапы и правила проведения.



Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) заключается в том, что в учебном процессе преподавателем создаются проблемные ситуации, взятые из профессиональной практики. От обучаемых требуется глубокий анализ ситуации и принятие оптимального решения для данных условий. Достоинство метода состоит в том, что в процессе поиска выхода из конкретной ситуации студенты обычно действуют по аналогии с реальной практикой.

При предъявлении ситуаций студентам целесообразно варьировать степень их проблемности и познавательной трудности через характер выдаваемой информации. Так, могут быть следующие варианты:

- обучающиеся получают всю необходимую информацию. Это, как правило, не встречается в практической деятельности;

- обучающиеся получают не всю информацию, необходимо анализировать конкретную ситуацию и собрать дополнительную информацию – такие случаи в практике встречаются довольно часто;

- обучающимся бегло обрисовывают конкретную ситуацию, не давая всей необходимой информации, что соответствует условиям практической деятельности.

Такие ситуации рассчитаны на разный уровень сформированности профессионального мышления.

Чаще всего способом предъявления ситуации студентам является письменное или устное описание событий с последующим заданием. Вместе с тем, диапазон способов предъявления ситуаций студентам может быть намного шире в зависимости от наличия фонда накопленных материалов и возможностей ТСО.

В практике применения метода АКС определились и некоторые его разновидности. К ним следует отнести инцидент, казус, последовательные ситуации, метод «лабиринта действия», метод «разбора критических случаев», практические проблемные задачи.

1. Инцидент – это анализ своеобразных «микроситуаций» и принятие быстрого решения. Студентам письменно или устно сообщается краткая информация о свершившимся событии, инциденте. Все дополнительные сведения для анализа и принятия решения студенты получают от преподавателя, задавая ему вопросы. По характеру вопросов преподаватель оценивает эффективность поиска студентов и в своих ответах может варьировать содержание ситуации. После получения от преподавателя ответов на свои вопросы студенты должны принять решение.

2. Казус отличается от инцидента тем, что студентом представляется сразу обширная информация, требующая более тщательного и всестороннего анализа и принятия решения.

3. Последовательные ситуации – несколько взаимосвязанных инцидентов, анализ и принятие последовательных решений.

4. Метод «разбора критических случаев». Он основан на анализе критических ситуаций из опыта преподавателя. Должны отбираться случаи, которые привели к непредвиденным последствиям, потребовали серьезных решений. От других методов АКС метод «разбора критических случаев» отличается большим количеством деталей и меньшей схематичностью.

5. Метод «лабиринта действий». Обучаемые снабжаются детальным печатным описанием инцидента или ситуации, которые могут возникнуть в их будущей деятельности. В конце описания каждой ситуации дается список действий, одно или несколько из которых являются приемлемыми для разрешения данного конфликта. Обучаемым представляется возможность решения задачи нескольким способами, чтобы научить их отличать тупиковые варианты решений от решений, ведущих к цели.

6. Практические проблемные задачи. Достоинство метода состоит в том, что на его основе студенты могут научиться выделять проблемы, обнаруживать в них противоречия, всесторонне анализировать их, находить оптимальные пути их разрешения. Практические проблемные задачи могут входить отдельными приемами активизации познавательной деятельности в ходе лекции, самостоятельной работы студентов, семинарских занятий, индивидуальных собеседований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.005 с.)