Условия успешности групповой дискуссии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия успешности групповой дискуссии.



Для того чтобы дискуссия была результативной, участники группы должны прежде всего усвоить и принять некоторые общие правила ее проведения. Эти правила могут быть предложены руководителем в готовом виде либо вынесены на обсуждение в группе, для того чтобы участники могли их расширить, дополнить, изменить.

Общие правила проведения дискуссии могут быть такими.

1. Не перебивать выступающего, какие бы весомые аргументы против его позиции ни приходили в голову, как бы ни хотелось дополнить его выступление.

2. Если участникам группы кажется, что выступающий уже злоупотребляет их вниманием, то можно договориться о знаке, который ему покажет, что пора прекратить рассказ (например, поднятие руки, топанье). Выступающего нельзя перебивать словами, междометиями, высказываниями.

З. Если вся группа не согласна с выступлением, то можно использовать другой специальный знак: когда его показывает большинство участников, выступающий должен начать доказывать обратное тому, что говорил до этого, отстаивать противоположную позицию.

Этот список может быть значительно расширен и изменен совместными творческими усилиями участников группы и ее руководителя.

Для успешного проведения групповой дискуссии, в частности эффективного управления ею, необходимо также обеспечить некоторые организационно-методические условия. Группа должна быть достаточно невелика (приблизительно 8-10 человек), поскольку большое количество участников дезорганизует ход дискуссии. Группа в этом случае тяготеет к разделению на подгруппы, в которых разговоры о проблеме продолжаются даже после формального завершения темы либо обсуждаются частные вопросы, возникающие по ходу дискуссии.

Считается, что в целом групповая дискуссия обращена к интеллектуальной стороне личности, и поэтому в некоторых случаях ее успешность зависит от уровня интеллекта членов группы. В целом можно считать, что групповая дискуссия эффективна, когда интеллектуальные возможности ее участников приблизительно равны.

Обсуждаемая проблема должна интересовать большинство членов группы. Поэтому сначала лучше организовывать групповую дискуссию биографической или тематической ориентации, которые всегда вызывают значительный интерес в силу действия механизмов идентификации и эмпатии. Кроме того, темы дискуссии могут быть предложены самими участниками, и группа может выбрать наиболее приемлемую для всех тему путем обсуждения и голосования.

Групповую дискуссию в рамках социально-психологического тренинга лучше проводить на первом или последних этапах развития группы. На втором этапе, в так называемой «фазе бунта», если в группе есть ярко выраженные конфликты между участниками или между кем-то из участников и руководителем группы, использовать метод дискуссии гораздо сложнее. Эмоциональность и пристрастность обсуждения легко превращаются в «переход на личности», ведут к обострению конфликтов. Начинающему, не имеющему большого опыта руководителю легче управлять ходом групповой дискуссии и достигать поставленных целей, когда группа охотно сотрудничает с руководителем и ее участники поддерживают друг друга.

Групповая дискуссия, как правило, занимает довольно много времени, поскольку участники группы увлекаются частными вопросами, возникающими в ходе обсуждения новыми идеями, поэтому руководитель должен четко регламентировать порядок дискуссии, определять ее временные границы, возвращать участников обсуждения к основной теме.

Руководителю не рекомендуется вмешиваться в ход дискуссии, высказывать свое мнение, поскольку он является в группе наиболее авторитетным лицом, «эталонным участником», и его позиция может приниматься другими участниками группы некритично. Но для активизации (стимулирования) дискуссии в тех случаях, когда другие участники не хотят говорить, руководитель может использовать некоторые специальные методические приемы. Наиболее эффективными можно назвать переформулировку проблемы и  уточняющие вопросы.

Переформулировка проблемы или повтор одной из высказанных точек зрения. Этот прием позволяет членам группы уточнить, что они имели в виду, задает новые аспекты обсуждения.

Уточняющие вопросы. Руководитель не характеризует проблему в целом, а разделяет ее на более мелкие темы. Уточняющий вопрос лучше задавать конкретному участнику группы, называя его по имени.

В целом групповая дискуссия является важным и эффективным методом активного социально-психологического обучения, которым психолог-специалист должен владеть в совершенстве.

Далее предложены для изучения и практического использования конкретные примеры и рекомендации по проведению различных видов групповой дискуссии, собранные нами из работ практических психологов и отечественной теории АСПО [10, 14].

 

Примеры и алгоритмы реализации дискуссионных методов АСПО.

4.4.1. Метод анализа конкретных ситуаций:

- ситуация – иллюстрация, какой-то конкретный случай – образец, предлагаемый для демонстрации;

- ситуация – упражнение, в предлагаемой для демонстрации конкретной ситуации, обучаемые должны запомнить какие-то элементы;

- ситуация – оценка, предлагаемая проблема уже решена, слушателям предлагается оценить ее;

- ситуация – проблема, перед педагогическим коллективом ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.

2 Социально-психологический тренинг

Тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения.

3. Игровое моделирование или имитационные игры.

Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений.

Цель игротехники – организация деятельности участников игры, направленной на выработку решения проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.006 с.)