Управление территориально-отраслевой структурой экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление территориально-отраслевой структурой экономики



Вопросы для обсуждения:

1. Отраслевое и территориальное разделение труда как основа образования регионов. Виды и уровни территориального разделения труда.

2. Формы территориальной организации хозяйства и расселения.

3. Отраслевая структура региональной экономики.

4. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

5. Сущность специализации и комплексного развития региона. Методы определения отраслей рыночной специализации региона.

6. Формы оптимизации территориально-отраслевой структуры региона: территориально-производственные комплексы, кластеры, особые экономические зоны.

 

Доклады:

1. Управление совершенствованием отраслевой структуры экономики региона.

2. Теория и практика функционирования территориально-производственных комплексов.

3. Практика образования и функционирования кластеров в российской экономике.

4. Зарубежный опыт кластерного размещения предприятий.

5. Типы особых экономических зон в РФ.

 

Семинарское занятие № 12

(2 часа)


Управление региональными рынками и межрегиональными связями

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, структура и основные параметры региональных рынков.

2. Виды региональных рынков и их взаимодействие.

3. Анализ системы управления региональными рынками.

4. Виды и формы межрегиональных связей.

5. Расчет показателей состояния и тенденций развития региональных рынков.

Доклады:

1. Экономическая интеграция субъектов РФ на межрегиональном
и межгосударственном уровне.

2. Общая характеристика регионального рынка труда (на примере конкретного субъекта РФ).

3.  Тенденции развития регионального рынка недвижимости (на примере конкретного субъекта РФ).

4. Особенности развития регионального рынка информационных услуг (на примере конкретного субъекта РФ).

 

Семинарское занятие№ 13

(2 часа)


Управление региональным социально-экономическим развитием

Вопросы для обсуждения:

1. Цели и задачи управления социально-экономическим развитием региона.

2. Социальная сфера как часть регионального экономического пространства.

3. Управление развитием экономики региона.

4. Оценка уровня и качества жизни населения в регионе.

Доклады:

1. Взаимосвязь экономического и социального развития регионов.

2. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения.

3. Региональные особенности развития социальной сферы в РФ.

4. Сущность и основные направления региональной социальной политики.

5. Основные подходы к интегральной оценке уровня и качества жизни населения.

Семинарское занятие № 14

(2 часа)

Анализ проблем управления и перспектив социально-экономического развития регионов Юга России

Вопросы для обсуждения:

1. Оценка ресурсной обеспеченности регионов Юга России.

2. Анализ социально-экономического комплекса регионов Юга России: структура и особенности развития в рыночных условиях.

3. Перспективные направления развития экономики регионов Юга России.

4. Особенности государственного регулирования социально-экономического развития регионов Юга России.

5. Оценка эффективности деятельности региональных и муниципальных органов власти и управления в регионах Юга России.


Содержание практических занятий

 

Тема дисциплины Содержание практического занятия Результат обучения
1 Теоретико-методологические аспекты регионального управления и территориального планирования   Практическое занятие 2 (2 часа) В рабочих группах проводится анализ условий, современной практики и тенденций развития регионального управления в РФ. Применяемые методы и технологии обучения: групповая работа, деловая игра, анализ конкретных ситуаций (case-study), игровые упражнения, тематическая дискуссия.

Уметь:

- определять принципы и направления развития социально-экономической системы;

- выявлять закономерности развития общества;

- выявлять причинно-следственные связи в различных сферах общества;

- анализировать основные экономические события в регионах страны;

- находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономического и социального развития;

- анализировать особенности современной практики регионального управления;

- работать в составе творческого коллектива;

- высказывать и отстаивать собственную точку зрения.

2 Региональная структура РФ Практическое занятие 4 (2 часа) В рабочих группах проводится анализ дифференциации федеральных округов РФ по основным показателям социально-экономического развития. Осуществляется представление результатов работы и составление обобщающей матрицы. Применяемые методы и технологии обучения: групповая работа, презентация, тематическая дискуссия.
3 Управление территориально-отраслевой структурой экономики региона Практическое занятие 11 (2 часа) В рабочих группах проводится расчет и анализ показателей специализации федеральных округов РФ в сфере материального и нематериального производства, выявляются проблемы и перспективные направления развития отраслевой структуры экономики округов. Осуществляется представление результатов работы и составление обобщающей матрицы. Применяемые методы и технологии обучения: групповая работа, презентация, тематическая дискуссия.
4 Анализ проблем управления и перспектив социально-экономического развития регионов Юга России Практическое занятие 15 (2 часа) Представление итогов самостоятельной работы. Применяемые методы и технологии обучения: презентация, научно-практическая конференция.

 


 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Значительное место при изучении курса «Региональное управление и территориальное планирование» отводится самостоятельной работе студентов. Все типы заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы, содержат установку на приобретение и закрепление определенного государственным образовательным стандартом объема знаний, умений и навыков, а также на формирование вышеперечисленных компетенций.

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» включает в себя следующие элементы:

1) подготовка к аудиторным (практическим и семинарским) занятиям. При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия, освоить основные понятия и формулы расчета показателей, ответить на контрольные вопросы. Возможна подготовка доклада по приведенному перечню тем. Необходимо предварительное согласование с преподавателем содержания и регламента выступления; 

2) самостоятельное изучение отдельных вопросов по темам курса в соответствии с учебно-тематическим планом;

3) выполнение практической работы, направленной на анализ особенностей социально-экономического развития и организации управления в регионах Юга России.

Формой контроля данного вида самостоятельной работы является написание контрольной работы по определенному плану. Тематика работы, требования к структуре, содержанию и оформлению приводятся в одном из следующих разделов настоящего учебно-методического комплекса;

4) подготовка ко всем видам контроля: текущего, промежуточного и итогового. При подготовке к тестированию студенты должны освоить теоретический материал по блокам соответствующих тем. При подготовке к аудиторной контрольной работе студентам необходимо повторить материал практических занятий по отмеченным преподавателям темам, а также повторить теоретический материал по данным темам;

5) участие в научных и научно-практических конференциях, работе факультативов и семинаров, организуемых и осуществляемых вузом, факультетом или кафедрой, по тематике дисциплины;

6) другие виды деятельности.

Учебным планом дисциплины«Региональное управление и территориальное планирование»предусмотрено выполнение одного из видов самостоятельной работы, оформляемой и представляемой на проверку преподавателю как контрольная работа. Общая тема контрольной работы - «Особенности управления и социально-экономического развития регионов Юга России».

Цели контрольной работы.

 

Целью ее выполнения является углубление знаний по темам дисциплины;приобретение практических навыков в области диагностики функционирования и управления региональными социально-экономическими системами; развитие самостоятельных навыков работы с литературой, статистическими данными, материалами периодической печати; развитие способности находить оптимальные решения по повышению эффективности управления региональными социально-экономическими системами.

 

2. Порядок подготовки контрольной работы

 

В контрольную работу включается пять приведенных ниже заданий, выполняемых на основе статистических данных, материалов периодической печати, официальных данных интернет-источников по одному из регионов Юга России. Распределение вариантов контрольной работы – регионов Юга России - производится согласно номеру фамилии студента в списке журнала учета посещений и успеваемости.

Распределение вариантов работы

Регионы Юга России № фамилии
Республика Адыгея 1, 14
Республика Дагестан 2, 15
Республика Ингушетия 3, 16
Республика Кабардино-Балкария 4, 17
Республика Калмыкия 5, 18
Республика Карачаево-Черкесия 6, 19
Республика Северная Осетия – Алания 7, 20
Чеченская Республика 8, 21
Краснодарский край 9, 22,27
Ставропольский край 10, 23
Астраханская область 11, 24,28
Волгоградская область 12, 25,29
Ростовская область 13, 26,30

 

Контрольная работа выполняется в форме аналитического обзора материалов по вопросам, затрагивающим содержание тем настоящей дисциплины, расчетов показателей экономического и социального развития региона и анализа полученных значений (требуется в разделах 1, 4, 5). При этом студент должен самостоятельно подобрать необходимыеисходные данные и материалы для анализа, указать в тексте ссылку на источники информации. В некоторых случаях материал может предоставляться преподавателем. В случае необходимости студенты могут получить консультацию на кафедре у ведущего курс преподавателя.Готовая работа в печатном виде представляется ведущему практические и семинарские занятия преподавателю для проверки за 4 недели до окончания семестра.

 

Содержание контрольной работы.

 

«Особенности управления и социально-экономического развития регионов Юга России»

1. Диагностика социально-экономического развития региона.

Для выполнения используется статистическая информация об основных показателях, отражающих социально-экономическое развитие субъекта РФ. Раздел должен отражать особенности экономико-географического положения, административный состав субъекта РФ, место в хозяйственном комплексе страны, демографическую ситуацию, общую оценку уровня социально-экономического развития.

2. Система и инструменты управления социально-экономическим развитием региона:

Выполнение задания предполагает обзор материалов периодической печати и интернет-источников по следующим вопросам:

2.1. Организационно-правовое устройство органов государственной власти субъекта РФ;

2.2. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона;

2.3. Программирование социально-экономического развития субъекта РФ (обзор основных программных документов, в том числе федеральных целевых программ регионального развития – при наличии);

2.4. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ

2.5. Состояние территориального планирования в субъекте РФ.

3. Характеристика ресурсного потенциала региона. Определение эффективности использования ресурсов.

Выполнение задания предполагает анализ основных компонентов ресурсного потенциала региона (природно-ресурсного, трудового, производственного, инфраструктурного, финансового, инвестиционного), выявление положительных и отрицательных аспектов в обеспеченности региона ресурсами, направлений повышения эффективности использования региональных ресурсов.

4. Расчет показателей рыночной специализации региона.Направления совершенствования отраслевой структуры региона.

Для выполнения используется статистическая информация об отраслевой структуре валовой добавленной стоимости (ВДС), объемах промышленного и сельскохозяйственного производства в регионе и РФ.

5. Интегральная оценка уровня жизни населения региона.

Для выполнения используются статистические данные, отражающие динамику и состояние развития сферы образования, здравоохранения и др.

Требования к контрольной работе.

 

Контрольная работа оформляется в печатном виде. Размер полей: слева

– 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Размершрифта –14; типшрифта Times New Roman. Межстрочный интервал – 1,5. Объем контрольной работы не может составлять менее 10 страниц печатного текста.

Контрольная работа состоит из следующих разделов: титульный лист; оглавление (содержание работы); введение, в котором формируются цели и задачи работы, обосновываются актуальность и практическая значимость темы; основной раздел работы, содержащий материал по приведенному выше перечню вопросов; заключение, содержащее предложения и рекомендации по совершенствованию системы регионального управления в субъекте РФ; библиографический список, отражающий использованные нормативно-правовые акты, официальные статистические сборники и публикации, монографии, периодические издания, интернет-ресурсы и др.

Главный критерий оценки качества работы – всесторонность и комплексность освещения темы, правильность расчета показателей, глубина и полнота выводов. Оценка данной контрольной работы является составным элементом рейтинга студента. Шкала оценивания контрольной работы приводится в таблице 2 раздела «Общие сведения о курсе».

 


 УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Учебным планом дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» предусмотрено выполнение курсовой работы.

Целями курсовой работы являются:

- закрепление теоретических знаний в области региональной экономики, управления процессами, происходящими на территории региона, стратегического и территориального планирования и разработки программ социально-экономического развития региона;

- развитие навыков проведения самостоятельной работы и овладение методиками исследования при решении определенных проблем.

1. Основные этапы подготовки курсовой работы

Каждый студент выбирает тему курсовой работы из предложенной тематики. В соответствии с выбранной темой с научным руководителем должен быть определен круг вопросов, подлежащих исследованию.

В процессе подготовки курсовой работы студент должен последовательно выполнить следующие виды работ:

- определиться с теоретическими и практическими проблемами рассматриваемого вопроса, сопоставляя их с имеющимися знаниями по изучаемому курсу;

- четко сформулировать цель работы и решаемые в рамках цели задачи;

- осуществить подбор литературы, статистических, законодательных и нормативных материалов по избранной теме;

- логически верно изложить материал по выбранной тематике;

- сделать обобщения, выводы,вытекающие из контекста работы.

В процессе выполнения курсовой работы студент вправе обратиться к преподавателю (научному руководителю) для консультации по вопросам выбора темы работы, подбора литературных источников, цели и задач, а также основных положений курсовой работы.

2. Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа включает в себя титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение и библиографический список. В структуру работы может также входить приложение. Данные разделы органически и логически связаны между собой, подчинены цели и задачам, обусловленным темой.

Оформление титульного листа должно иметь единую для всех курсовых работ форму и содержать наименование вуза, кафедры, название дисциплины и темы, номер группы, фамилию, имя, отчества автора работы и научного руководителя, место и год выполнения работы.

Наименование работы на титульном листе должно точно соответствовать ее формулировке в перечне предлагаемых тем курсовых работ, утвержденных кафедрой экономики, финансов и природопользования.

В содержании приводится план работы с указанием страниц разделов. Наименование каждого раздела пишется с новой строки. Каждое приложение к курсовой работе оформляется в содержании как самостоятельная часть работы, при этом указывается номер приложения (если их более одного) и название.

Во введении обосновывается актуальность выбранной тематики, необходимость решения проблемы в современных условиях; цели и задачи, которые намечается реализовать в курсовой работе; объект и предмет исследования; степень проработанности темы в литературных источниках.

Основное содержание работы разбивается на главы, характеризующие теоретико-методологическую и аналитическую части.

Теоретико-методологическая часть курсовой работы должна отражать сущность рассматриваемого вопроса, содержание соответствующих экономических категорий, принципов, закономерностей, анализ социально-экономических явлений, причины и условия их возникновения, место и роль в социально-экономической системе. В этом разделе необходимо описать систему государственного управления изучаемым процессом (явлением), систематизировать нормативно-правовое обеспечение изучаемого процесса.

Аналитическая часть работы содержит оценку значения рассматриваемой проблемы в сложившейся системе регионального управления, характеристику современного состояния проблемы и анализ направлений её развития за определённый период времени. Далее производится оценка процессов регионального управления - цели системы управления по рассматриваемой проблеме, применяемый комплекс методов и инструментов регионального управления, показатели (количественные и качественные), характеризующие степень достижения цели. При выполнении данного раздела работы могут быть произведены соответствующие расчёты. Завершением раздела являются выводы по результатам разработки аналитической части. В тезисной форме следует подвести общий итог, характеризующий общее состояние проблемы, тенденции её развития, степень решения методологических вопросов, как в теоретических разработках, так и в практике регионального управления.

В конце каждой главы основного раздела работы должны быть сформулированы краткие выводы. При этом должна просматриваться логическая взаимосвязь, начиная с постановки цели и решения перечисленных задач, чтобы в конце работы можно было сделать содержательные выводы по проделанной работе.

Заключение представляет собой кратко сформулированные основные итоги выполнения работы. Необходимо, чтобы содержащиеся в нем выводы соответствовали цели и задачам курсовой работы и были полностью решены.

Список литературывключает все источники, которые студент изучал при написании курсовой работы. Список литературы следует приводить в алфавитном порядке в соответствии с требованиями по оформлению литературных источников. Необходимо использовать в первую очередь литературу последних пяти лет.

В приложения выносятся, как правило, таблицы вспомогательных цифровых данных и другой материал, который необходим для раскрытия темы работы, но занимает большой объем в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы, в правом верхнем углу пишется слово «Приложение», ставится порядковый номер (если в работе несколько приложений). Например: Приложение 1, Приложение 2. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок.

Оформление курсовой работы

 

Курсовая работа выполняется в печатном виде на одной стороне печатного листа формата А-4. Размер шрифта –14; тип шрифта TimesNewRoman. Межстрочный интервал – 1,5.  Текст следует размещать, соблюдая следующие размеры полей:слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.

Общий объем контрольной работы – 25-30 страниц печатного текста.

Нумерация страниц курсовой выполняется арабскими цифрами сквозным способом по всему тексту работы. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на него не проставляется.

Если в работе используется таблица, то ее следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной порядковой нумерацией в пределах всей работы. Слово «Таблица» располагается справа, на следующей строке печатается название таблицы посредине страницы, пишется с заглавной буквы без точки в конце.

Если в тексте работы используется график, диаграмма, рисунок, непосредственно под изображением слева пишется «Рис.» Далее следует название рисунка с заглавной буквы без точки в конце.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.041 с.)