Тема 4. Общение в системе общественных и межличностных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Общение в системе общественных и межличностных отношений



1. Если отношения определяются через понятие «связи», то общение следует рас­сматривать как процесс развития и совершенствования этих связей, осуществля­емый с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и по­веденческой сферах участвующих во взаимодействии лиц.В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или про­дуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживания­ми и т. д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаи­модействует.

Общение по своему содержанию является сложнейшим видом деятельности людей наряду с совместным трудом, учением и коллективной игрой.

Таким образом, общение это сложный многоплановый процесс поддержания и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями со­вместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Общение в одно и то же время выступает и как личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются установки лично­сти и ее взгляды на социальные нормы, и как социальный процесс, через который общество влияет на нее.

Общение может рассматриваться на трех уровнях анализа.

Первый уровень — макроуровень: общение индивида с другими людьми описы­вается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида.

Второй уровень — мезауровенъ (средний уровень): общение в этом случае ин­терпретируется как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически за­вершаемых контактов или ситуаций обмена информацией, в которых оказывают­ся люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне дела­ется на содержательных компонентах ситуаций общения — по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывает­ся динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и не­вербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

Третий уровень — микроуровень: в ходе его осмысливаются элементарные еди­ницы информации, например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — дей­ствие», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

1. Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непо­средственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, кото­рые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональны­ми шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваива­ет национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические я другие эталоны и стереотипы общения.

2. Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собе­седник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представ­ления о себе и партнерах, которые регулируют сам этот процесс.

3. Коммуникативная-информационная сторона общения представляет собой об­мен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настро­ениями, чувствами, установками и т. п. Если все это рассматривать как информа­цию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информа­цией. Но такой подход к человеческому общению очень упрощен. Это обусловлено тем, что в условиях подобного общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

4. Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроений и состояний в личных контактах партнеров. Они проявляются в выра­зительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

5. Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, рас­крывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудитель­ные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной дея­тельности.

Общение характеризуется также своими внешним проявлением и внутренним содержанием. Внешние проявления общения выражаются коммуникативной ак­тивностью его участников, интенсивностью их действий, инициативностью, мас­терством, определенными реакциями на контакт и соответствующим поведением и т. д. Внутреннее содержание общения отражает субъективное восприятие взаи­модействия его участниками, переживание ими своего отношения на реальный или ожидаемый контакт, определение мотивов и целей, с которыми люди вступа­ют в общение, и т. п.

Общение может происходить на разных уровнях.

Начальный из них — конвен­ циональный (конвенция — соглашение). Он предполагает простой обмен репли­ками для поддержания разговора в условиях, когда партнеры особенно не заин­тересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение имеет характер некого автоматизма и ограниченности; оно не требует никакого осмыс­ления, не содержит в себе никаких позитивных или негативных моментов: оно не является источником активности человека. В то же время не следует его недооце­нивать. Конвенциальное общение необходимо в стандартизированных ситуациях. Если оно неадекватно ситуации, то человек может столкнуться с негативными со­циальными санкциями.

Более высокий уровень общения — информационный. Здесь уже происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, которая выступает ис­точником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональ­ной, поведенческой). Информационный уровень общения имеет обычно стимули­рующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при кото­ром его участники способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он характерен для особых ситуаций и при определенных условиях, «когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, ощущение счастья и т. д. Это особые ситуации духовного подъема и развития личности, по­этому такой уровень может быть еще определен как духовный. Личностный уро­вень глубоко нравственный: он снимает всякие ограничения при взаимодействии именно потому, что они становятся совершенно лишними». Личност­ный уровень общения во многом определяется тождественностью ценностных ориентации участников общения и их возможностями постигать сущность явле­ний окружающего мира совместно.

2. Виды общения

  Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

- Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение свя­зано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных кон­тактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

- Выделяют также межперсоналъное и ролевое общение. В первом случае участ­никами общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники вы­ступают как носители определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный). В ролевом общении человек лишается опре­деленной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет се­бя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполня­ющая определенные функции.

- Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — суще­ственный признак всех видов общения, без нее нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

- Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофици­альной информацией. А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выпол­няющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

- Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредствен­ ное) общение — исторически первая форма общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные ви­ды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризова­но и по формам.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодейст­вия с партнером по общению с целью достичь контроля над его поведением, установками и мыслями, заставить его определенным образом действовать и посту­пать. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Сферы деятельности, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник — подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неумест­но. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивпое общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. «При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он же начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни».

Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела, общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как лич­ность.

В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партне­ров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, саморас­крытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

3. Функции и трудности общения

Общение выполняет определенные функции. Их достаточно много, но глав­ных — шесть.

1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях.

3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения — разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необ­ходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит ин­тересам налаживания, сохранения и развития достаточно устойчивых и про­дуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с са­мим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диа­лога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мыш­ления человека.

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, ко­торые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания (А.В.Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А. Б.Добрович); сплочения, инструмен­тальная, трансляционная,, самовыражения (А. А. Брудный); кон­тактная, информационная, побудительная, координационная, по­нимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко) и др. Если же рассматривать общение в опреде­ленной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций.

Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индиви­дуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов активность), эмоциональных процессов (аффективность).

Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

Инструментальные функции определяют многочисленные свя­ зи между человеком и миром в самом широком смысле слова; меж­ду различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.

Трудности общения

В процессе общения человека с человеком могут встре­чаться трудности, которые часто оказываются препятствиями на пути к достиже­нию индивидом целей и меняются в зависимости от обстоятельств.

Со стороны личности трудности общения могут возникать в связи с мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутст­вие со стороны другого реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде появления состояния определенной напряженно­сти, возникающей между партнерами. Это зависит и от их ролевого положения.

Особую группу трудностей общения составляют нарушения стратегий, за­ранее разработанных участниками. Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Сте­реотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки парт­неров по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентации на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное под­ведение образа другого под категории (плохой — хороший, надежный — ненадеж­ный и т. п.) существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают продуктивность в установлении отношений.

Очевидна и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу при­вычки постоянно говорить, давать другим указания, как это часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых людей, напротив, затруднено форми­рование навыков говорения, и им нередко бывает трудно «выдавить из себя сло­во». Эти индивидуальные различия являются одним из факторов затрудненности общения.

Обучение тактикам общения предполагает знание и учет расстояний, опреде­ляющихся отношениями между людьми. Нарушение этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту общающихся.

Барьеры общения

Психологические барьеры, т. е. препятствия, преграды в общении могут возни­кать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и по причине несовпадения смыслов высказывания, просьб, приказов и т. п. у различных людей.

Барьер общения (психологический) — психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, мо­ральные, эмоциональные.

Коммуникативный барьер — это психологическое препятст­вие на пути адекватной передачи информации между партнера­ми по общению.

Рассмотрим причины, провоцирующие возникновение коммуникативных барьеров.

Прежде всего причины могут крыться в содержательных и формальных характеристиках самого сообщения — фонетических, стилистических, семантических, в самой логике его построения.

Фонетический барьер возникает, когда участники общения го­ворят на различных языках и диалектах, имеют существенные де­фекты речи и дикции, искаженный грамматический строй высказы­ваний. Его порождают также невыразительная речь, речь-скорого­ворка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Можно привести примеры искусственного создания такого рода барьеров, например детьми, создающими на базе общего языка свой, мало по­нятный взрослым. Никакие фонетические помехи не являются непреодоли­мым препятствием. Если реципиент заинтересован в информации, он извлечет ее из непростой беседы с сильно заикающимся челове­ком, из шипящего и свистящего радиоприемника. Но в случае, если он не уверен в значимости информации или, напротив, убежден в ее опасности, фонетические искажения и несоответствия легко помо­гут ему создать необходимый барьер.

Барьер может порождаться и семантическими особенностями сообщения. Семантический барьер возникает из-за несовпадения, значительных различий, существующих в системах значений партне­ров по общению — тезаурусах. Семантический барьер — это прежде всего проблема жаргонов и сленгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создает свое поле значений, характеризуется своим специфическим объяснением различных понятий, явлений, ими выражаемых. В различных микро­культурах не одинаково понимается смысл таких ценностей, как «красота», «долг», «естество», «приличие» и т.д. Кроме того, каждая среда создает свой язык общения, свой сленг, в каждой свои люби­мые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Все это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семанти­ческий барьер. Для ряда профессий снятие такого рода барьеров яв­ляется весьма актуальной проблемой, так как успешность в них на­прямую связана с созданием ситуации взаимопонимания. Это преж­де всего относится к педагогам, врачам, психологам, специалистам в области управления, рекламы и т.д. Для них важно уметь усваивать чужие семантические системы, чтобы говорить с людьми на их язы­ке, не провоцируя собственной специфической речью возникнове­ния семантических барьеров. Многие годы для меня лидером среди психологических выражений, провоцирующих семантические барье­ры, было словосочетание «фрустрация потребности в достижении». Понятное профессионалу, оно порождает у неспециалистов самые разнообразные чувства (от благоговения до агрессии) и психологи­ческую защиту — от очень умного психолога и его информации.

Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер. Он возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. Так, партнер по общению может не принять критического замечания, потому что оно будет высказано в не соответствующей ситуации па­нибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, безэмоциональной или наукообразной речи взрослого. Наиболее серьезная ошибка, часто приводящая к защите со стороны реципиента, — использование так называемого стиля дол­женствования. Названием выражена главная особенность этого стиля — употребление речевых оборотов типа «Ты должен», «Необ­ходимо», «Вам надо», «Мы обязаны». Удивительно, насколько похо­же люди реагируют на такое построение фразы! Сопротивление может быть явным или скрытым, но от этого его природа не меняет­ся. Стилю долженствования противостоит не просто другой стиль — другая философия отношений. Ее называют парадигмой возможно­го: «Возможно», «Желательно, чтобы вы...», «Вы можете...»

4. Социальные роли и их реализация

Если исходить из того, что социальная психология прежде всего анализирует те закономерности человеческого поведе­ния и деятельности, которые обуслов­лены фактом включения людей в реаль­ные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей.

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой — их созидатель, активный творец. Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры— непосред­ственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой.

Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Но все дело в том, что содержание, уровень этих отношений чело­века с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отноше­ния, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и раз­нообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические» отношения личности.

Структура общественных отношений исследуется социологией. В со­циологической теории раскрыта определенная субординация различ­ных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных от­ношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто «встре­чаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, про­фессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например политических партий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, зани­маемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обус­ловлены объективно, они есть отношения между социальными группа­ми или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, кото­рое занимает тот или иной индивид в системе общественных отноше­ний. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимаю­щего данную позицию». Эти ожидания, опреде­ляющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не инди­вид, а общество. К такому пониманию социальной роли следует еще добавить, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожида­ние»), сколько связь социальной роли с определенными видами со­циальной деятельности личности.

Можно поэтому сказать, что соци­альная роль есть общественно необходимый вид социальной деятельнос­ти и способ поведения личности.Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одоб­рять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных со­циальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различ­ное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифи­цируем его с группой.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а не­сколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, чле­ном профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей пред­писан человеку при рождении (например, быть женщиной или муж­чиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации опреде­ляется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безлич­ными отношениями, в действительности, в своем конкретном про­явлении приобретают определенную «личностную окраску». Хотя на некоторых уровнях анализа, например в социологии и политической экономии, можно абстрагироваться от этой «личностной окраски», она существует как реальность, и поэтому в специальных областях знания, в частности в социальной психологии, должна быть подроб­но исследована. Оставаясь личностями в системе безличных обще­ственных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно прояв­ляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «ди­апазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот диапа­зон является основой для построения внутри системы безличных об­щественных отношений второго ряда отношений — межличностных (или, как их иногда называют, например, у Мясищева, психологи­ческих).

 

   
 
   

Оглавлени

document.write(''); Подождите, идёт загрузка курса

Теоретическая часть → курс лекций → Раздел 2. Психология общения и взаимодействия → Тема 5. Стороны общения

Тема 5. Стороны общения

Тема 5. Стороны общения

1. Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Ука­занная сложность феномена общения требует выделения отдель­ных его составляющих, описания структуры. Существует не­сколько подходов к структурированию общения. Одним из час­то употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения — коммуникативную, инте­рактивную и перцептивную.

Коммуникация заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.043 с.)