Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования
1. Методология социальной психологии. Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна, опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. ► Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. ► Теория — это совокупность систематизированных взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, дающих науке целостные и конкретные представления об изучаемых ею явлениях и процессах. Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная ме тодология, или методология конкретной науки, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к специфике формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология — это совокупность методов, способов, приемов, методик и технологий (техник) исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа. Под методом обычно понимается основной путь познания и интерпретации того или иного явления, а под методикой — совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется его исследование. Технологии (техники) исследования включают совокупность специальных процедур и операций (в том числе измерения качественных и количественных характеристик явлений и процессов, их математического и статистического анализа, контроля надежности получаемой информации и т. д.), позволяющих правильно и всесторонне изучить конкретный феномен. Общая характеристика методологии и теории социальной психологии. Общая методология отечественной социальной психологии в обобщенном виде строится на понимании того, что: ♦ окружающий людей мир материален (состоит из материи); ♦ материя первична, а сознание и психика человека (групп людей) вторичны;
♦ материя находится в непрерывном движении и развитии; ♦ взаимодействие различных видов материи является объективной и универсальной формой их существования и структурной организации; ♦ взаимодействие как естественный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации; оно осуществляется с конкретной скоростью, в определенных пространстве и времени; ♦ в результате взаимодействия людей рождается и все «социальное», т. е. общественные отношения, которые определяют собой качественные особенности всех общественно-психологических явлений и социальной активности людей; ♦ в истории человечества взаимодействие было изначальной формой зарождения и последующего развития всего существования людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью; ♦ только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность людей; ♦ в ходе взаимодействия людей реализуется их непосредственное влияние друг В свою очередь специальная методологияотечественной социальной психологии в результате длительного развития пришла к выводам о том, что: ♦ в ходе взаимодействия, в процессе производства материальных благ между людьми возникают общественные отношения; ♦ характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми в его процессе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе; ♦ все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей, т. е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих; ♦ как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений;
♦ общественное сознание, общественные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов и методик исследования, разработанных социально-психологической наукой. Частная методологиясоциальной психологии, нацеленная на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов, обычно использует следующие ос новные методы: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию. 2. Методы социальной психологии. Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают соииально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном — этого не требуется. Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; кон статирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп. Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников. Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности. Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми. Анкетирование делится на прессовое, когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на предлагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания, поч товое, при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или адресной книге ДЭЗ, и раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25% возврата анкет. А третий является наиболее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.
Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Социометрия — метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие и связи между микрогруппами. Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе). Кроме основных социальная психология использует также дополнительные методы, к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.). Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающее эффективное использование технических устройств — аппаратов, с помощью которых: ♦ создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную ♦ снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик; ♦ фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования. В современной социально-психологической диагностике разработано множество различных модификаций гомеостатических аппаратурных методик. Например, «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», «Групповой ритмограф, групповой волюнтограф», «Сенсорный интегратор» и др. Все они предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия, согласования действий членами группы, приспособления их друг к другу. Существуют также аппаратурные методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса («Полуавтоматическая анкета»). Использование данных методик совместно с компьютерной техникой значительно повышает их эффективность.
3. Диагностика конкретных социально-психических явлений. Многообразие и сложность социально-психологических феноменов обусловливает и наличие большого количества методик их изучения. Вместе с тем их можно классифицировать в зависимости от конкретных классов социально-психологических феноменов, которые с их помощью исследуются. Во-первых, различают методики изучения социальных отношений и взаимоотношений. К ним можно отнести: ♦ социометрию (методика нацелена на выявление статусно-ролевых отношений в малой группе); ♦ методику парных сравнений шкалы социальной дистанции Э. Богардуса; ♦ опросник межличностных отношений В. Шутца — А. А. Рукавишникова (методика построена на основе теории межличностных отношений, в которой делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: включения, контроля и аффекта); ♦ методику диагностики межличностных отношений Т. Лири (методика основана на изучении специфики доминирования — подчинения, дружелюбия — враждебности и других восьми более частных отношений). Во-вторых, различают методики изучения различных видов общения: ♦ методику измерения общей общительности людей И. В. Липсица (она предполагает изучение общительности с помощью специальных тестов «Общительный ли Вы человек»; ♦ методику измерения потребности в общении Ю. Орлова — В. Шкурина, дающую возможность шкалировать потребность людей в общении; ♦ тесты М. Снайдера (данные методики позволяют оценить, в какой степени человек контролирует себя в общении с другими людьми). В-третьих, различают методики диагностики социальных конфликтов, включающие: ♦ методику изучения конфликтного взаимодействия К. Томаса; ♦ методику выявления внутриличностного конфликта Г. Келлера, позволяющую определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерской и производственной деятельности; ♦ методики определения внутриличностной конфликтности, основанные на изучении ценностных ориентации по шкале Рокича и шкале депрессии; ♦ опросник определения индивидуального уровня агрессивности личности А. Басса — А. Дарки, позволяющий выявить различные формы агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизма, обиды, зависти, подозрительности. В-четвертых, выделяют методики изучения национально-психологических особенностей людей, в которые обычно включают: ♦ этнопсихологический опросник Л. Дробижевой и Г. Старовойтовой, позволяющий выявить интересы, психологические предпочтения, обряды и обычаи представителей различных народов;
♦ методику выявления актуального этнопсихологического статуса личности А. Асмолова и Е. Шлягиной, дающую возможность зафиксировать степень выраженности и знака этнической идентичности личности, направленности и содержания ее авто- и гетеростереотипов. В-пятых, различают методики изучения семейных отношений, которые включают: ♦ методику ВАШ Е. Шефера и Р. Делли (предназначена для изучения отношений ♦ методику «Типовое семейное состояние» (выявляет три типа семейных отношений: неустойчивый, конструктивный и деструктивный); ♦ опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (ориентирован на изучение особенностей данного типа семьи); ♦ методику «Нормативное сопротивление» (позволяет диагностировать состояния противодействия членов семьи друг другу); ♦ тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (предназначен для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка); ♦ тест-опросник удовлетворенности браком В. Столина, Т. Романовой, Г. Бутен- ♦ методику изучения супружеских отношений в смешанных браках В. Левкович В-шестых, существуют методики социально-психологической диагностики личности, к которым обычно относят: ♦ методику выявления «осознанности жизненных целей» личности (позволяет ♦ методику определения деловых и коммуникативных предпочтений личности ♦ методику диагностирования эмоциональной направленности личности Б. Додонова (позволяет изучить 10 видов ее потребностей); ♦ методики исследования мотивации достижения и аффилиациии А. Мехрабиана и М. Магомед-Эминова (применяются для диагностики мотивов стремления к успеху и мотивов избегания неудачи); ♦ методики «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова (используются для исследования интересов и профессиональной ориентации личности); ♦ методику изучения личностного дифференциала (позволяет выявить определенные характеристики личности, относящиеся к ее самосознанию и межличностным отношениям); ♦ тест М. Люшера (позволяет понять направленность личности или иную деятельность, ее функциональные состояния и настроения, а также наиболее устойчивые черта личности); ♦ опросник САН (предназначен для оперативной оценки самочуствия, активности и настроений людей). В-седьмых, различают методики изучения массовидных и других социально-психологических явлений, в состав которых обычно включают: ♦ методики изучения социальной удовлетворенности людей (основываются на ♦ методики диагностики качества и образа жизни в обществе (основаны на анализе показателей культуры образа жизни, социального благополучия); ♦ методики оценки репутации (основаны на существующем в каждом обществе ♦ методики изучения общественного мнения и общественных настроений (строятся на выявлении отношения различных слоев общества к событиям, фактам, представляющим социальный интерес, наиболее значимым для людей, для удовлетворения их потребностей в самосохранении, потреблении, общении, самовыражении и т. д.); методики изучения политического лидерства (представляют собой соединение различных технологий анализа отношения общества к конкретным политическим лидерам и использование специальных тестов для выявления наиболее предпочтительных для общества их психологических характеристик). Оглавление Режим
Тема 4. Общение в системе межличностных отношений
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.028 с.) |