Метод экономического анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод экономического анализа.



Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.

При проведении экономического анализа следует ис­пользовать системный подход. В качестве системы рассмат­ривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объедине­ния, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним.

Сущность метода экономического анализа заключа­ется в том, что экономический процесс или явление рас­членяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого про­цесса, определить закономерности его изменения в про­гнозном (плановом) периоде, всесторонне оценить возмож­ности и пути достижения поставленных целей.

Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и крите­риев оценки; подготовку информации для анализа; изуче­ние и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

Экономический анализ на макроуровне предпола­гает комплексное изучение темпов развития экономики, сложившихся народнохозяйственных пропорций, структу­ры общественного производства. Должна даваться оценка использования трудового, природно-ресурсного потенциа­ла, развития НТП. Особое значение необходимо придавать выявлению тенденций изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста: материало- и энергоемкости, фондо­отдачи, производительности труда. Комплексный анализ состояния экономики страны в предшествующем периоде должен завершаться общей оценкой уровня экономическо­го развития и жизненного уровня народа в сопоставлении с аналогичными показателями наиболее развитых в эконо­мическом отношении стран и выработкой рекомендаций ре­шения проблем по достижению целей эффективным путем.

В процессе экономического анализа применяются при­емы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и эконо­мико-математические методы (метод корреляционно-рег­рессионного анализа и др.). Метод группировок предпола­гает объединение объектов экономического анализа в ка­чественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимо­действия и выявить тенденции развития данной однород­ной группы экономических явлений и процессов.

Для определения влияния каждого фактора на измене­ние обобщающего показателя целесообразно использовать метод элиминирования. Влияние факторов определяется в установленной последовательности. При этом предполага­ется, что при определении влияния данного фактора чис­ленные значения показателей других факторов остаются неизменными. В практике экономического анализа эли­минирование известно как прием цепных подстановок.

Индексный метод используется для анализа темпов и пропорций развития экономики на основе использования макроэкономических показателей, цен и т.д. Индексы по­казателей могут отражать фактические или прогнозируе­мые темпы их изменения. Они позволяют получать реаль­ную картину экономического и социального развития.

Балансовый метод.

С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применя­ется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущ­ность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и фи­нансовых ресурсов с возможностями производства продук­ции и источниками ресурсов.

Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой од­на часть, характеризующая ресурсы по источникам пос­тупления, равна другой, показывающей распределение (ис­пользование) по всем направлениям их расхода.

В переходный период к рыночным отношениям уси­ливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и рас­ходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социаль­ной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной полити­ки, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявле­ния диспропорций в текущем периоде, вскрытия неисполь­зованных резервов и обоснования новых пропорций.

Система балансов, используемых в прогнозировании и планировании, включает материальные, трудовые и финан­совые балансы. В каждую из указанных групп входит ряд балансов.

В системе прогнозных и плановых балансов одно из центральных мест занимают материальные балансы. С их помощью увязываются производство и потребление конкретных видов продукции, обосновывается производ­ственная программа предприятий. Они широко использу­ются для установления межотраслевых пропорций. Эта за­дача решается путем разработки межотраслевых балансов на основе ранее рассмотренных моделей и методов.

Материальные балансы могут разрабатываться как в соответствующих натуральных, так и в условно-натураль­ных единицах измерения или денежном выражении. На­пример, сводный баланс топлива разрабатывается в нату­ральном выражении и условном топливе (тоннах условного топлива — тут).

Все материальные балансы состоят, как правило, из двух частей: ресурсов и распределения. В ресурсной части отражаются основные источники поступления, а в распре­делительной — основные направления потребления. Они обычно составляются по определенным схемам. Рассмот­рим методику (процесс) разработки материального баланса на примере баланса средств производства, схема которого приведена в табл. 5.1.

Таблица 1. Схема материального баланса промышленной продукции
Ресурсы Распределение
1.Производство 2. Импорт 3. Прочие поступления 4. Остатки на начало прогнозного (планового) периода Итого 1. Производственно-эксплуатационные нужды 2. Капитальное строительство 3. Экспорт 4. Рыночный фонд 5. Прочие расходы (пополнение госу­ дарственных резервов и др.) 6. Остатки на конец прогнозного (пла­ нового) периода Итого

 

Разработка баланса начинается с определения пот­ребностей в ресурсах на производственно-эксплуатаци­онные нужды и капитальное строительство, для чего мо­жет использоваться ряд методов. Наибольшее распростра­нение получил нормативный метод: с помощью норм, нор­мативов и объемов производства продукции (работ) опреде­ляются потребности в конкретном виде ресурса, например в прокате черных металлов. При разработке прогнозных балансов применяются укрупненные (групповые) нормы. На макроуровне, как правило, используются укрупненные нормативы расхода ресурса на 1 млн. (млрд.) р. продукции или 1 млн. (млрд.) р. строительно-монтажных работ. Эти нормативы должны постоянно уточняться в связи с ростом цен на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы и соответственно на продукцию. Потребности на эк­спорт рассчитываются на основе договорных соглашений с другими странами, которые заключаются с учетом спроса а продукцию и цен на нее, а также возможностей производства. Рыночный фонд определяется, как правило, на основе данных прошлых периодов с учетом разработанных мероприятий на перспективу. Что касается товаров народ­ного потребления, то рыночный фонд должен рассчитывать­ся исходя из прогнозных данных о товарообороте, в основу определения которого берутся нормы потребления на ду­шу населения и численность населения. Должны учиты­ваться также доходы населения, цены и данные о потреб­лении в предшествующем периоде. Прочие расходы мож­но определить экспертным путем в сочетании с методами экстраполяции. Остатки ресурсов рассчитываются на ос­нове установленных нормативов.

Ресурсная часть баланса формируется после оп­ределения потребностей. Ресурсы рассчитываются по всем источникам поступления. Главным источником ресурсов является их производство. Если страна не обеспечивает пот­ребности в ресурсах за счет собственного производства, то проблема обеспечения ресурсами решается путем их им­порта. Причем учитывается структурная политика и поли­тика внешнеэкономической деятельности. Например, в Рес­публике Беларусь предпочтительным является импорт топ­ливно-энергетических ресурсов, сырья и прогрессивных тех­нологий. Остатки на начало периода рассчитываются по нормативам, прочие поступления — на основе намечаемых мероприятий на прогнозный период (например, разбронирование резервов).

Заключительным этапом разработки баланса яв­ляется процесс увязки потребностей с ресурсами, осуще­ствляемый путем разработки мероприятий по сокращению норм расхода ресурса на единицу продукции, увеличению производства ресурса и др.

Совершенствование балансового метода осуществляет­ся по следующим направлениям: совершенствование мето­дики разработки балансов, особенно межотраслевого; использование ЭММ и ЭВМ для осуществления балансовых расчетов; применение прогрессивных норм и нормативов при разработке прогнозных и плановых балансов.

 

Нормвативный метод

Нормативный метод является одним из основных ме­тодов прогнозирования и планирования. В современных ус­ловиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регу­ляторов экономики. Сущность нормативного метода за­ключается в технико-экономическом обосновании прогно­зов, планов, программ с использованием норм и нормати­вов. Последние применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, раз­витие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

Норма характеризует научно обоснованную меру рас­хода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 т хлебо­булочных изделий согласно утвержденной рецептуре. В ви­де нормы выступает потребление того или иного продукта на душу населения согласно научно обоснованному рацио­ну питания. Например, рекомендуемая норма потребле­ния мяса и мясопродуктов в год на одного человека — 82 кг. В непроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие необходимый размер общей и жилой пло­щади на одного жителя, потребление воды на одного чело­века и др.

Нормативы, как правило, разрабатываются в относи­тельном выражении. Они характеризуют степень исполь­зования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металлозавалки), расход ресурса на 1 млн р. продук­ции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.

В практике прогнозирования и планирования приме­няется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нор­мы затрат труда; нормы и нормативы использования ос­новных производственных фондов; нормативы капиталь­ных вложений и капитального строительства; нормы и нор­мативы, характеризующие эффективность общественного производства; финансовые (нормы амортизации, нормати­вы рентабельности, ставки налогов и др.); социальные (ми­нимальный потребительский бюджет, минимальная зара­ботная плата, нормы потребления продовольственных и не­продовольственных товаров на душу населения, нормы жи­лой площади в городской и сельской местности); экологи­ческие (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и др.) нормы и нормативы. Финансовые, социальные и эко­логические нормы и нормативы являются важнейшими ре­гуляторами экономики. Например, с помощью нормативов рентабельности регулируются цены на продукцию пред­приятий-монополистов, на базе минимального потребитель­ского бюджета, являющегося обобщающим социальным нор­мативом, должны устанавливаться минимальная заработ­ная плата, формироваться пенсии, стипендии. Экологичес­кие нормы и нормативы служат основой при определении величины экологического налога. Кроме того, они учиты­ваются при создании новой техники и технологии, про­ектировании строительства новых и реконструкции дей­ствующих предприятий, осуществлении мероприятий по охране окружающей среды.

Все нормы и нормативы подразделяются на текущие и перспективные. Первые применяются при разра­ботке планов-прогнозов на текущий период (год, месяц), вторые — на перспективу.

На макроуровне применяются в основном укруп­ненные нормы и нормативы, на микроуровне — подеталь­ные, подетально-специфицированные и индивидуальные нормы. При разработке прогнозов и планов на перспекти­ву предприятия используют групповые нормы, например нормативный расход металла на один трактор (без учета модели трактора) или норма расхода сахара на 1 т конди­терских изделий. Групповые нормы определяются на ос­нове подетальных или индивидуальных норм расхода на единицу конкретного вида продукции путем взвешивания через количество продукции согласно ассортиментному вы­пуску.

По характеру распространения нормы подразделяются на местные, отраслевые и межотраслевые.

В действующей практике нормы и нормативы опреде­ляются различными методами. Наиболее совершенным яв­ляется расчетно-аналитический метод, который предполагает определение норм и нормативов на основе технико-экономическихрасчетов. Для этого ис­пользуются техническая документация с учетом новейших достижений науки и техники, методики и инструкции. Нормы, рассчитанные данным методом, называются тех­нически обоснованными. Они являются наиболее прогрес­сивными.

В связи с инфляционными процессами требуют посто­янной корректировки укрупненные (среднеотраслевые) нор­мативы, характеризующие расход ресурса на 1 млн. р. про­дукции (работ) или объем перевозки грузов в тоннах на 1 млн р. продукции (работ).

Расширение системы норм и нормативов, повышенные требования к их формированию и развитие ИСГРЭ (инфор­мационной системы государственного регулирования эко­номики) обусловили необходимость создания АСН (автома­тизированной системы сбора, накопления и обновления норм и нормативов). АСН включает комплекс научно обоснован­ных трудовых, материальных, финансовых, социальных и других норм и нормативов, порядок и методы их формиро­вания, обновления и использования при проведении про­гнозных и плановых расчетов, а также организацию подго­товки и контроля норм и нормативов с применением ЭВМ. Все нормы и нормативы сгруппированы по подсистемам, а внутри подсистем — по задачам, решаемым АСН.

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточ­но разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впер­вые использовался еще при разработке плана ГОЭЛРО.

Програмно-целевой метод.

ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и эко­номико-математическими методами и предполагает разра­ботку плана начиная с оценки конечных потребностей и исходя из целей развития экономики при дальнейшем по­иске и определении эффективных путей и средств их дос­тижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого ме­тода реализуется принцип приоритетности планирования.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического разви­тия, разработке взаимоувязанных мероприятий по их дости­жению в намеченные сроки при сбалансированном обеспе­чении ресурсами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплекс­ных программ, представляющих собой документ, в кото­ром отражаются цель и комплекс научно-исследователь­ских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Разработка целевых комплексных программ осущест­вляется по этапам. На первом этапе формируется пере­чень важнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требующие первоочередного решения. На вто­ром этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализа­ции программы. На этом этапе конкретизируются пара­метры, характеризующие цели программы и определяют­ся задачи ее реализации по отдельным периодам. Гене­ральная цель разукрупняется на подцели. На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходи­мые для успешной реализации программы. Состав основ­ных заданий программы устанавливается исходя из пос­троенной иерархии целей. По каждому заданию разраба­тываются стадии его выполнения. Четвертый этап пред­полагает расчет основных показателей и ресурсного обес­печения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реа­лизации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе про­изводится расчет эффективности реализации программы. Пятый этап является заключительным. Он связан с фор­мированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

По содержанию целевые комплексные программы под­разделяются на социально-экономические, научно-техни­ческие, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические. Соци­ально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение ма­териального уровня жизни народа. К таким программам можно отнести программу занятости, программы "Зерно", "Сахар" и др., разработанные в Республике Беларусь для решения проблемы безработицы и обеспечения потребнос­тей населения республики в зерне, сахаре и других про­дуктах. Научно-технические программы направле­ны на решение научных и технических проблем, ускоре­ние внедрения в производство достижений науки и техни­ки, позволяющих обеспечить в ближайший период значи­тельный эффект (экономический, социальный и экологи­ческий). Перечень научно-технических программ форми­руется исходя из определенных приоритетов развития эко­номики. Производственно-экономические про­граммы предназначены для решения крупных межотрас­левых проблем в области производства, способствующих по­вышению его эффективности и развитию новых про­изводств. Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач. Экологические программы представляют собой комплекс мероприятий при­родоохранного и природо-преобразующего характера. При­мером такой программы может служить Государственная программа охраны окружающей среды и рационального ис­пользования природных ресурсов. Организационно-хозяйственные программы направлены на совершен­ствование организации управления экономикой. Наряду с программами, формируемыми для решения проблем в це­лом по стране, в отдельных отраслях, регионах, на пред­приятиях разрабатываются программы международного эко­номического сотрудничества.

Целевые комплексные программы могут разрабатывать­ся на долго- (3—5, 10—15 лет) и краткосрочные (квартал, год) периоды.

Программы должны увязываться по ресурсам, испол­нителям и во времени. Как правило, они носят рекоменда­тельный характер. Отдельные программы по решению важ­нейших научно-технических проблем могут утверждаться. Реализация программ обеспечивается через экономическую программу правительства, планы-прогнозы на год.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.024 с.)