Транспортная задача по критерию времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортная задача по критерию времени



Нередко при выполнении перевозок решающее значение приобретает фактор времени. Это имеет место, например, при вывозке зерна на заготовительные пункты во время уборки урожая, при перевозке скота и др. Рассмотрим такую задачу.

Пусть из пунктов А1, А2,..., Аi,...,Аm в пункты В1, В2,..., Вj, …, Вn необходимо доставить однородный продукт в возможно короткое время. Запасы продукта в пунктах отправления и потребность в нём в пунктах назначения равны между собой и составляют соответственно а1, а2,..., аi,..., am и b1, b2, …, bj, …, bn единиц. Время доставки груза из каждого пункта Аi в каждый пункт Вj известно и составляет tij часов.

Таблица 26

 

Пункт отправления Вспомогательные коэффициенты

Пункт назначения

Наличие груза, т
    B1 B2 B3 B4  
    5 5 0,4 2  
A1 0 5 30 7 2 4 30
A`2 4 9 9 24 6 6 0 24
A``2 1,8 7,5 10 7,5 26 5 100 36
A3 3 100 9,6 4,840 6,410 50
A4 -1,9 5 4 20 1 2 20
Потребность в грузе, т 40 70 40 10 160  

Таблица 27

 
Пункт отправления

Пункт назначения

  B1 B2 B3 B4
A 1 30      
A2 8* 24* 22**    
A3     32 8
A4   20    

Прежде чем сформулировать критерий оптимальности, проанализируем задачу. Очевидно, что срок доставки всей продукции определяется самой продолжительной перевозкой. Чтобы его уменьшить, необходимо сократить время самой продолжительной из выполняемых перевозок. Из этого следует, что использование в качестве критерия оптимальности линейной формы

T = t ijxij (23)

не даст нужного результата: решение, для которого величина Т достигает минимального значения, как, правило, не будет оптимальным по времени. В табл. 28 представлен план перевозок, оптимальный по минимуму линейной формы Т. Все перевозки по этому плану будут выполнены за 8 ч. при Т = 370 ч.

Таблица 28

 

Пункт отправления Потенциалы

Пункт назначения

Наличие груза, т
    B1 B2 B3 B4  
    2 8 5 3  
A1 0 3 8 10 6 3 20 30
A2 -4 2 4 30 1 20 7 50
A3 0 2 20 9 5 10 4 30
Потребность в грузе, т 20 40 30 20 110  
             

В табл. 29 показан другой план этой задачи, по которому значение линейной формы несколько больше - Т = 380 ч (план по критерию Т не оптимален, так как tij < ui + vj), но все перевозки выполняются за 5 ч.

Таблица 29

 

Пункт отправления Потенциалы

Пункт назначения

Наличие груза, т
    B1 B2 B3 B4  
    3 9 6 3  
A1 0 3 10 8 6 3 20 30
A2 -5 2 4 40 1 10 7 50
A3 -1 2 10 9 5 20 4 30
Потребность в грузе, т 20 40 30 20 110  

Итак, поскольку в задаче лимитирующей является наиболее длительная перевозка, лучшим будет считать план, у которого самая длительная перевозка имеет наименьшую длительность.

Обозначим через xij количество груза, планируемого к отправке из пункта A в пункт B. Тогда при выбранном критерии оптимальности задача формируется следующим образом: определить набор чисел xij (план перевозок), для которого время t (X) наиболее продолжительной перевозки

t (X) = max tij для xij > 0 (24)

достигает минимума при условиях

xij = bj, j = 1, 2, …, n; (25)

xij = ai, i= 1, 2, …, m; (26)

xij > 0, i= 1, 2, …, m; j = 1, 2, …, n. (27)

Выражение (24) означает наибольшее из времен запланированных перевозок.

Так как t (X) - нелинейная функция своих переменных xij, то модель (24) - (27) не является задачей линейного программирования. Это задача на минимакс, и решить её методами линейного программирования нельзя. Вместе с тем решение задачи можно свести к последовательному решению одним из способов распределительного метода (методом потенциалов) серии обычных транспортных задач, где оптимальное решение предыдущей задачи служит исходным планом последующей задачи. Процедура вычислений складывается из следующих шагов.

1.Составить матрицу условий так, как это делают при решении обычной транспортной задачи.

2. Найти методом потенциалов план, у которого линейная форма

tij xij достигает минимального значения.

3. Определить max tij (наибольшее из времён) запланированных перевозок (где xij >0).

4. Во всех клетках матрицы, где tij = max t`ij, заменить на число M =.

5. Отыскать для изменённой матрицы решение, при котором линейная форма tijxij достигает минимума. Если в полученном решении

xij > 0 расположены только в клетках, где tij < М, то снова находим mах t``ij и повторяем шаги 4 и 5. Если же в полученном решении имеется хотя бы один xij > 0, расположенный в клетке с tij = М, то оптимальным по критерию (24) будет предыдущее решение.

Очевидно, что после конечного числа повторений шагов 3, 4 и 5 будет получено оптимальное решение, т.е. такой план перевозок, по которому грузы всем потребителям будут доставлены за возможно короткое время.

Поясним процесс вычислений на конкретном примере. В табл. 30 приведена матрица условий задачи. В правом верхнем углу клеток записано время движения автомобилей между соответствующими пунктами в часах.

Таблица 30

 

Пункт отправления Пункт назначения       Наличие груза, т
  B1 B2 B3 B4  
A1 10 5 7 12 50
A2 4 1 2 8 60
A3 6 2 3 10 20
A4 10 9 8 15 20
Потребность в грузе, т 30 20 50 50 150

Таблица 31

 

Пункт отправления Потенциалы

Пункт назначения

Наличие груза, т
    B1 B2 B3 B4  
    8 5 6 12  
A1 0 10 5 0 7 12 50 50
A2 -4 4 10 1 20 2 30 8 60
A3 -3 6 2 3 20 10 20
A4 2 10 20 9 8 15 20
Потребность в грузе, т 30 20 50 50 150  

Решив эту матрицу методом потенциалов, находим план (табл. 31), обеспечивающий минимум линейной формы. Наибольшее время перевозки по этому плану составляет 12 ч (перевозка А1 в В4). Во всех клетках, где время доставки груза равно или больше этой величины (клетки А1В4 и А4В4), заменяем его числом М = 100 (блокируем клетки) и вновь отыскиваем план, у которого линейная форма имеет наименьшую величину (табл. 32). Поскольку ни одна из загрузок не находится в блокированной клетке (с числом 100), продолжаем вычисления.

Таблица 32

 

Пункт отправления Потенциалы

Пункт назначения

Наличие груза, т
    B1 B2 B3 B4  
    9 5 7 13  
A1 0 10 5 20 7 30 100 50
A2 -5 4 10 1 2 8 50 60
A3 -4 6 2 3 20 10 20
A4 1 10 20 9 8 100 20
Потребность в грузе, т 30 20 50 50 150  

Таблица 33

 

Пункт отправления Потенциалы

Пункт назначения

Наличие груза, т
    B1 B2 B3 B4  
    10 5 7 14  
A1 0 100 5 20 7 30 100 50
A2 -6 4 10 1 2 8 50 60
A3 -4 6 20 2 3 0 100 20
A4 1 100 9 8 20 100 20
Потребность в грузе, т 30 20 50 50 150  

Теперь наибольшее время перевозки составляет 10 ч (клетка А4В1,), поэтому блокируем клетки А1B1, А3В4 и А4В1, у которых время равно 10 ч, и находим новый план (табл. 33) с минимальным значением линейной формы. Из таблицы видно, что ни одна из загрузок не находится в блокированной клетке, поэтому процесс вычислений необходимо продолжить.

Таблица 34

 

Пункт отправления Потенциалы

Пункт назначения

Наличие груза, т
    B1 B2 B3 B4  
    0 5 6 100  
A1 0 100 5 20 7 100 30 50
A2 -5 4 30 1 2 30 100 60
A3 -4 6 2 3 20 100 20
A4 0 100 100 100 100 20 20
Потребность в грузе, т 30 20 50 50 150  

Поскольку наибольшая продолжительность из планируемых перевозок равна 8 ч (клетки А2В4 и А4В3), блокируем клетки А2В4, А4В2 и А4В3, у которых время равно 8 ч или больше 8 ч. В найденном затем новом плане (табл. 34) две загрузки находятся в блокированных клетках.Это свидетельствует о том, что план перевозок, обеспечивающий доставку грузов всем потребителям за возможно короткое время, найден (см. табл. 33)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.013 с.)