Закрепление потребителей за поставщиками неоднородного взаимозаменяемого продукта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закрепление потребителей за поставщиками неоднородного взаимозаменяемого продукта



Во многих случаях перевозке подлежат разные, но взаимозаменяемые продукты (например, уголь, нефть, мазут или цемент разных марок). Рассмотрим постановку и метод решения такой задачи.

В пунктах а1, А2,..., Аi,..., Аm хранится соответственно а1, а2, …, аi, …, аm тонн топлива разных сортов, причем в каждом из них имеется топливо только одного сорта. Таким образом, число пунктов отправления и число сортов топлива в этой задаче совпадают. Под топливом разного сорта подразумевается не только горючее разных видов (например, уголь, нефть, мазут), но и топливо одного вида, но разного качества (например, уголь разных сортов). Предприятиям, расположенным в пунктах В1, В2,..., Вj,..., Вn, требуется соответственно b1, b2,..., bj, …,bn тонн условного топлива. Каждый из потребителей может использовать любой из имеющихся видов топлива. Коэффициенты приведения топлива разных сортов к условному топливу известны и составляют k1, k2, …, ki, …,km. Известны также расстояния lij между пунктами Аi и Вj. Требуется составить план перевозок (закрепления потребителей топлива за поставщиками) так, чтобы полностью удовлетворить запросы всех потребителей при минимальном объеме транспортной работы.

Обозначим через xij количество топлива 1-го сорта (т. е. из i-го пункта), поставляемое j-му потребителю. Тогда рассматриваемая задача формально записывается следующим образом: минимизировать транспортную работу

xij lij (14)

при условиях

ki xij = bj, j = 1, 2, …, n (15)

xij < ai, i = 1, 2, …, m (16)

xij > 0, I = 1, 2, …, m; j = 1, 2, …, n (17)

Ограничения (15) означают, что объем доставляемого в каждый пункт потребления топлива должен в условных единицах равняться спросу этого пункта. Условия (16) означают, что общий объем топлива, направляемый во все пункты потребления из i-гопункта, не должен превышать запасов топлива i-го сорта (имеющегося в i-м пункте).

Задача (14) -- (17) отличается от классической транспортной наличием в условиях (15) коэффициента ki. Поэтому актуальной является проблема сведения подобной задачи к классической транспортной. Анализ показывает, что в данном случае это возможно.

Обозначим запасы топлива на складах в тоннах условного топлива (условных тоннах) через а`1, а`2,..., а`i,..., а`m. При этом а`i = аi ki. Поскольку произведение условных тонн и условного расстояния перевозки не дают теперь величины реальной транспортной работы (тонно-километров), заменим lij на l`ij = lij /k i.

Нетрудно заметить, что произведение условных тонн и условного расстояния дает реальные тонно-километры, т. е.

l`ij x`ij = lij x ij,

где х` -- количество условного топлива, поставляемого из пункта Аi в пункт В j).

В новых обозначениях задача принимает следующий вид: минимизировать линейную форму

l`ij x`ij (18)

при условиях x`ij = b`j , j = 1, 2, …, n; (19)

x`ij < a`i, i = 1, 2, …, m; (20)

x`ij >0, i = 1, 2, …, m, j = 1, 2, …, n. (21)

Задача (18) -- (21) является открытой моделью классической транспортной задачи, и, следовательно, для ее решения можно использовать алгоритм метода потенциалов. При этом процедуру вычислений можно представить в следующем виде.

1. Пересчитать матрицу расстояний || lij || на || l`ij || = lij /ki.

2. Выразить запасы топлива в пунктах А1, А2,..., Аi,..., Аm в тоннах условного топлива.

3. Составить матрицу условий, используя величины а`i, bj и l`ij.

4. Решить поставленную задачу (найти оптимальный план перевозок топлива, выраженного в условных единицах) методом потенциалов.

5. Заменить величины а`i, х`ij и l`ij матрицы оптимального плана числами аi, хij и lij, рассчитанными по формула

a i = а`i / ki , xij = x`ij/ ki , l ij = l`ij / ki .

Оптимальный план перевозок топлива найден. Решение закончено.

Поясним процедуру вычислений на конкретном примере. Пусть в пунктах А1 и А4 имеется соответственно 30 и 20 т угля марки А, в пункте А2 --50 т угля марки Бив пункте А3-- 40 т угля марки В. Коэффициенты перевода угля в тонны условного топлива для марок А, Б и В соответственно 1,00; 1,20 и 1,25. Потребителям В1, В2, В3 и В4 требуется соответственно 40, 70, 40 и 10 т условного топлива, причем удовлетворять эту потребность можно углем любой марки. Расстояния между пунктами приведены в табл. 22. Требуется закрепить потребителей угля за поставщиками так, чтобы при полном удовлетворении спроса суммарный объем транспортной работы при перевозке угля был минимальным.

Поскольку в условии задачи дается неоднородная (по калорийности), но взаимозаменяемая продукция, то прежде чем составить матрицу условий, пересчитываем исходные данные следующим образом.

1. Расстояния в первой и четвертой строках таблицы (табл. 22) умножаем на 1,00, во второй -- на 1,20 и в третьей -- на 1,25; в результате получаем новую таблицу расстояний (табл. 23).

Таблица 22

 
Пункт отправления

Пункт назначения

  B1 B2 B3 B4
A 1 5 7 2 4
A2 9 9 6 6
A3 10 12 6 8
A4 5 4 1 2
         

2. Объемы угля в пунктах отправления выражаем в тоннах условного топлива, т.е. А1=30 * 1=30 т, А2=50 * 1,2=60 т, А3=40 * 1,25=50 т и A4=20* 1=20 т.

Используя полученные данные, обычным порядком составляем матрицу условий, после чего методом потенциалов находим оптимальную схему закрепления потребителей угля за поставщиками (табл. 24). Пересчитав условные объемы и расстояния в реальные, получаем оптимальный план перевозок угля (табл. 25), обеспечивающий минимум транспортной работы.

Таблица 23

 
Пункт отправления

Пункт назначения

  B1 B2 B3 B4
A 1 5 7 2 4
A2 7,5 7,5 5 5
A3 8 9,6 4,8 6,4
A4 5 4 1 2

Таблица 24

 

Пункт отправления Вспомогательные коэффициенты

Пункт назначения

Наличие груза, т
    B1 B2 B3 B4  
    5 5,9 1,8 3,4  
A1 0 5 30 7 2 4 30
A2 1,8 7,5 7,5 50 5 510 60
A3 3 8 10 9,6 4,840 6,40 50
A4 -1,9 5 4 20 1 2 20
Потребность в грузе, т 40 70 40 10 160  

Таблица 25

 
Пункт отправления

Пункт назначения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.01 с.)