Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание балетного спектакля
…и рождается чудо спектакля… Вопрос Балет, будучи искусством синтетическим, объединяет в себе различные виды художественного творчества: хореографию, драматургию, музыку, изобразительное искусство. Теснейшая связь существует между балетом и литературой. Вопрос В основе этих искусств лежит драматургия, под которой мы подразумеваем сюжетный и смысловой конфликт. Балетная драматургия определяется либретто. Начиная с ХIХ в. балетные спектакли создавались на основе литературных произведений. Вопрос Глубокое внутреннее родство обнаруживает балет с музыкой. Для хореографии в балетном спектакле музыка имеет содержательное и эмоциональное значение. Она определяет характер танца, его темп и ритм, драматическую выразительность. Неотъемлемым и органическим компонентом балетного спектакля является изобразительное искусство. От художника в балете требуется живописное решение спектакля, строящееся по законам динамики и движения. Художник- создатель декораций и костюмов для балетного спектакля. Также огромную роль в воплощении сценического замысла играет актер (танцовщик). Хороший артист – это не просто исполнитель, но и равноправный творец художественного образа спектакля. Это важные составляющие балета. Главной задачей при сочинении балета является создание драматургии в музыке и хореографии. Кроме композитора и балетмейстера, этого никто сделать не может. Для того, чтобы всем было понятно о чём балет, существует….кто знает что? Правильно! Либретто – основа балетного спектакля. В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. В основе сюжета балетных спектаклей часто лежат сказочные, волшебные истории. Например, сюжет балета «Щелкунчик» написан по сказке Гофмана: «Накануне Рождества маленькой девочке Маше дарят Щелкунчика - куклу, умеющую раскалывать орехи. Ночью Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он бесстрашно сражается с армией крыс и мышей. Маша бросает свою туфельку в Мышиного короля, а потом принц уносит её во дворец сладостей. Там Маша попадает на бал и видит, как танцуют в разных странах мира. Там же фея Драже танцует па-дэ-дэ с принцем. В конце Маша просыпается и понимает, что это был сон». Либретто очень часто основывается на литературном произведении, но автором может быть и композитор, и балетмейстер, и художник, и артист.
Бывает, что на основе либретто (сценария) композитор пишет балетную музыку, а может и сама музыка подскажет создателю (балетмейстеру) содержание будущего танцевального произведения. Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Неимоверно велика роль музыки в спектакле, какая музыка – таковы и персонажи; она отражает все происходящие в сюжете события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальная драматургия балета – основа для создания хореографии. Вопрос Родство этих искусств дает основание для выделения в балете жанров, свойственных литературе. Так, различают: эпико-драматический ("Спартак"), лирический ("Шопениана"), драматический ("Медный всадник"), лирико-драматический ("Лебединое озеро") и другие балетные жанры. "Петрушка"– шедевр балетного искусства Вопрос Как происходит рождение балетного шедевра? Разберемся на примере балета "Петрушка" (1911) Сергея Павловича Дягилева. Балет "Петрушка" стал ярчайшим примером синтеза искусств, о котором в те годы мечтали многие деятели культуры. Трудно поверить, но изначально балет даже не имел первоисточника. Исходный замысел принадлежал И. Ф. Стравинскому, который связывал его с Петрушкой – "вечным и несчастным героем ярмарок" во многих странах мира. Дягилев, воодушевленный идеями Стравинского, задумал ставить хореографический спектакль. Только с написанной И. Ф. Стравинским музыкой, поставленной М. М. Фокиным хореографией и созданными А. Н. Бенуа декорациями и костюмами начал вырисовываться определенный сюжет, начали добавляться новые персонажи. Особое внимание Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971) сосредоточил на глубокой психологической драме любимого народного героя Петрушки, влюбленного в глупенькую Балерину, отдающую предпочтение самодовольному Арапу. Стравинский гениально рассказывает о страданиях главного героя, доброго и озорного, на языке музыки. Композитор использовал множество новых приемов: улично-балаганный фольклор, оркестровка и свободное многоголосие. Можно смело сказать, что для "Петрушки" он создал целостный музыкальный язык, непосредственно связанный с русским бытом.
Балет начинался жанровыми сценами ярмарки на Адмиралтейской площади в Петербурге в 1830-х гг. Пляски сменяли друг друга на сцене. Фокин поставленной хореографией прекрасно передал заданную оркестром атмосферу. Контрастом к оживленной ярмарке была вторая картина балета: в пустой и темной комнате из-за равнодушия Балерины плакал Петрушка. Новый контраст давала третья картина: заигрывание Арапа с Балериной в его комнате. Все сцены умело сменяют друг друга, будучи связанными по сюжету.
А. Н. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к первой картине балета «Петрушка». 1911. Частное собрание. Москва
А. Н. Бенуа. Комната Петрушки. Эскиз декорации ко второй картине балета. 1911 А. Н. Бенуа. Комната Арапа. Эскиз декорации к третьей картине балета. 1911 И вот стремительно, уже на площади, разрастается ссора Петрушки и Арапа. Финальный хоровод замедляет оживленное действие, готовя эффект внезапной кульминации. Петрушка погибает от сабли Арапа. Толпа покидает площадь, а погибший герой возрождается как мститель и объявляет борьбу за свои человеческие права. Именно так, в гротескной форме раскрывалась тема "маленького человека" – одна из важнейших тем русской литературы XIX века. Глубокий психологизм музыки Стравинского обрел свое выражение и в декорациях и костюмах, созданных Александром Николаевичем Бенуа (1870 – 1960), ставших лучшими театральными произведениями художника. Музыка "Петрушки" отражалась и в живописи художника. Силой искусства ему удалось воскресить старый Петербург с его персонажами, гуляньями и обычаями. А. Н. Бенуа. Эскизы костюмов к балету «Петрушка»: Уличная танцовщица, Придворный кучер. 1911 Вопрос Балет "Петрушка" стал вершиной и хореографического мастерства М. М. Фокина. Для спектакля он стремился создать кукольные, ненатуральные движения, но в то же время в этих движениях выразить три совершенно разных характера и передать сюжет драмы так, чтобы он, несмотря на кукольный жест, заставлял зрителя чувствовать и сочувствовать. Вопрос Безусловно, триумфальных успех спектаклю принесли его главные исполнители, и прежде всего – Вацлав Фомич Нижинский (1889 – 1950), создавший удивительно трогательный образ ярморочной куклы, в груди которой билось страдающее человеческое сердце". Нижинский сразу понял безграничные возможности образа и очень точно сумел передать особенности жестов своего героя. Ему удалось создать образ, ставший духовным символом русского народа, передать крайнее отчаяние, ревность, стремление к свободе и негодование на своего обидчика. Не менее мастерски и впечатляюще сыграли свои роли Тамара Платоновна Карсавина (1885 – 1978), исполнявшая роль куклы-балерины, и один из лучший танцоров того времени Александр Александрович Орлов (1889 – 1974), сыгравший Арапа. Каждый точно воспроизвел характер своего героя. Прекрасное исполнение этих двух людей по праву до сих пор остается никем не превзойденным. В целом работа над спектаклем "Петрушка" являет собой блестящий пример подлинного рождения шедевра. Не случайно Бенуа писал: "Этот трагический русский балет собрал в единое целое все глубинные национальные истоки и в музыке, и в живописи, и в русском характере одновременно явился грандиозным обобщением, метафорой безумного мира, жестокого и равнодушного к страданиям человеческой души.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.009 с.) |