Р- III балет, как вид театрального искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р- III балет, как вид театрального искусства



Список литературы.

1. Деген А.Б., Ступников И.В. Мастера танца. /Ленинград.: Музыка, 1974

2. Демидов А.П. Юрий Григорович. / М.: Планета, 1987.

3. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. /М.: Искусство, 1989.

4. Моисеев И.А. О народно-характерном танце: материалы семинара//Бюллетень Хореографического училища ГАБТ СССР, 1957-58.

5. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. /М.: Просвещение, 1985.

6. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера / М.: Просвещение, 1986.

7. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература /М.: Музыка, 1989

8. Секрет танца /Составитель Т.К.Васильева,- СПб.: Диамант. Золотой век, 1997.

Список сайтов

http://www.bibliotekar.ru

http://www.hrono.ru

http://dance-composition.ru

http://cyclowiki.org

http://www.belcanto.ru

http://www.km.ru

https://ru.wikipedia.org

http://www.artcontext.info

 

Лекция  №8             

Синтез искусств в балете.  Создание балетного спектакля

Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан, возглавивший в 1661 году французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны.

Все движения танцовщика  он разделил на группы: приседания (плие), прыжки, вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески).

Балет в России, как и в Европе, возник как придворное искусство. Это произошло при царе Алексее Михайловиче, в 17 веке. Первым русским балетом считается «Балет об Орфее и Евридике». (видео) Для того, чтобы создать балетный спектакль, требуются совместные усилия, талант и опыт людей различных профессий. Прежде всего авторами балетного произведения являются композитор, создающий музыкальную драматургию балета, и балетмейстер, создающий хореографическую драматургию — его сцены и танцы — на сюжет, предложенный драматургом.

Вопрос

Балетмейстер (от нем. – Balletmeister) – режиссер балетного спектакля, он разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок» танца, жесты и пластические решения образов. Как рождается замысел балетного спектакля у хореографа – балетмейстера – сказать с точностью невозможно. Наверное, это было, есть и будет похоже на то, как возникает мелодия или стихотворение. Здесь давали о себе знать личные привязанности, привычки, вкусы, а иногда просто случайные события.

Создание балетного спектакля

…и рождается чудо спектакля…

Вопрос

Балет, будучи искусством синтетическим, объединяет в себе различные виды художественного творчества: хореографию, драматургию, музыку, изобразительное искусство. Теснейшая связь существует между балетом и литературой.

Вопрос

В основе этих искусств лежит драматургия, под которой мы подразумеваем сюжетный и смысловой конфликт. Балетная драматургия определяется либретто. Начиная с ХIХ в. балетные спектакли создавались на основе литературных произведений.

Вопрос

Глубокое внутреннее родство обнаруживает балет с музыкой. Для хореографии в балетном спектакле музыка имеет содержательное и эмоциональное значение. Она определяет характер танца, его темп и ритм, драматическую выразительность. Неотъемлемым и органическим компонентом балетного спектакля является изобразительное искусство. От художника в балете требуется живописное решение спектакля, строящееся по законам динамики и движения. Художник- создатель декораций и костюмов для балетного спектакля. Также огромную роль в воплощении сценического замысла играет актер (танцовщик). Хороший артист – это не просто исполнитель, но и равноправный творец художественного образа спектакля. Это важные составляющие балета.

Главной задачей при сочинении балета является создание драматургии в музыке и хореографии. Кроме композитора и балетмейстера, этого никто сделать не может.  

Для того, чтобы всем было понятно о чём балет, существует….кто знает что? Правильно! Либретто – основа балетного спектакля. В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. В основе сюжета балетных спектаклей часто лежат сказочные, волшебные истории. Например, сюжет балета «Щелкунчик» написан по сказке Гофмана: «Накануне Рождества маленькой девочке Маше дарят Щелкунчика - куклу, умеющую раскалывать орехи. Ночью Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он бесстрашно сражается с армией крыс и мышей. Маша бросает свою туфельку в Мышиного короля, а потом принц уносит её во дворец сладостей. Там Маша попадает на бал и видит, как танцуют в разных странах мира. Там же фея Драже танцует па-дэ-дэ с принцем. В конце Маша просыпается и понимает, что это был сон». Либретто очень часто основывается на литературном произведении, но автором может быть и композитор, и балетмейстер, и художник, и артист.

Бывает, что на основе либретто (сценария) композитор пишет балетную музыку, а может и сама музыка подскажет создателю (балетмейстеру) содержание будущего танцевального произведения.

Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Неимоверно велика роль музыки в спектакле, какая музыка – таковы и персонажи; она отражает все происходящие в сюжете события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальная драматургия балета – основа для создания хореографии.

Вопрос

Родство этих искусств дает основание для выделения в балете жанров, свойственных литературе.

Так, различают: эпико-драматический ("Спартак"),

лирический ("Шопениана"),

драматический ("Медный всадник"),

лирико-драматический ("Лебединое озеро") и другие балетные жанры.

"Петрушка"– шедевр балетного искусства

Вопрос

Как происходит рождение балетного шедевра? Разберемся на примере балета "Петрушка" (1911) Сергея Павловича Дягилева. Балет "Петрушка" стал ярчайшим примером синтеза искусств, о котором в те годы мечтали многие деятели культуры. Трудно поверить, но изначально балет даже не имел первоисточника. Исходный замысел принадлежал И. Ф. Стравинскому, который связывал его с Петрушкой – "вечным и несчастным героем ярмарок" во многих странах мира. Дягилев, воодушевленный идеями Стравинского, задумал ставить хореографический спектакль. Только с написанной И. Ф. Стравинским музыкой, поставленной М. М. Фокиным хореографией и созданными А. Н. Бенуа декорациями и костюмами начал вырисовываться определенный сюжет, начали добавляться новые персонажи. Особое внимание Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971) сосредоточил на глубокой психологической драме любимого народного героя Петрушки, влюбленного в глупенькую Балерину, отдающую предпочтение самодовольному Арапу. Стравинский гениально рассказывает о страданиях главного героя, доброго и озорного, на языке музыки. Композитор использовал множество новых приемов: улично-балаганный фольклор, оркестровка и свободное многоголосие. Можно смело сказать, что для "Петрушки" он создал целостный музыкальный язык, непосредственно связанный с русским бытом.

Балет начинался жанровыми сценами ярмарки на Адмиралтейской площади в Петербурге в 1830-х гг. Пляски сменяли друг друга на сцене. Фокин поставленной хореографией прекрасно передал заданную оркестром атмосферу. Контрастом к оживленной ярмарке была вторая картина балета: в пустой и темной комнате из-за равнодушия Балерины плакал Петрушка. Новый контраст давала третья картина: заигрывание Арапа с Балериной в его комнате. Все сцены умело сменяют друг друга, будучи связанными по сюжету.

 

А. Н. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к первой картине балета «Петрушка». 1911. Частное собрание. Москва

 

А. Н. Бенуа. Комната Петрушки. Эскиз декорации ко второй картине балета. 1911

А. Н. Бенуа. Комната Арапа. Эскиз декорации к третьей картине балета. 1911

И вот стремительно, уже на площади, разрастается ссора Петрушки и Арапа. Финальный хоровод замедляет оживленное действие, готовя эффект внезапной кульминации. Петрушка погибает от сабли Арапа. Толпа покидает площадь, а погибший герой возрождается как мститель и объявляет борьбу за свои человеческие права. Именно так, в гротескной форме раскрывалась тема "маленького человека" – одна из важнейших тем русской литературы XIX века. Глубокий психологизм музыки Стравинского обрел свое выражение и в декорациях и костюмах, созданных Александром Николаевичем Бенуа (1870 – 1960), ставших лучшими театральными произведениями художника. Музыка "Петрушки" отражалась и в живописи художника. Силой искусства ему удалось воскресить старый Петербург с его персонажами, гуляньями и обычаями.

А. Н. Бенуа. Эскизы костюмов к балету «Петрушка»: Уличная танцовщица, Придворный кучер. 1911

Вопрос

 Балет "Петрушка" стал вершиной и хореографического мастерства М. М. Фокина. Для спектакля он стремился создать кукольные, ненатуральные движения, но в то же время в этих движениях выразить три совершенно разных характера и передать сюжет драмы так, чтобы он, несмотря на кукольный жест, заставлял зрителя чувствовать и сочувствовать.

Вопрос

Безусловно, триумфальных успех спектаклю принесли его главные исполнители, и прежде всего – Вацлав Фомич Нижинский (1889 – 1950), создавший удивительно трогательный образ ярморочной куклы, в груди которой билось страдающее человеческое сердце". Нижинский сразу понял безграничные возможности образа и очень точно сумел передать особенности жестов своего героя. Ему удалось создать образ, ставший духовным символом русского народа, передать крайнее отчаяние, ревность, стремление к свободе и негодование на своего обидчика.

Не менее мастерски и впечатляюще сыграли свои роли Тамара Платоновна Карсавина (1885 – 1978), исполнявшая роль куклы-балерины, и один из лучший танцоров того времени Александр Александрович Орлов (1889 – 1974), сыгравший Арапа. Каждый точно воспроизвел характер своего героя. Прекрасное исполнение этих двух людей по праву до сих пор остается никем не превзойденным.

В целом работа над спектаклем "Петрушка" являет собой блестящий пример подлинного рождения шедевра. Не случайно Бенуа писал: "Этот трагический русский балет собрал в единое целое все глубинные национальные истоки и в музыке, и в живописи, и в русском характере одновременно явился грандиозным обобщением, метафорой безумного мира, жестокого и равнодушного к страданиям человеческой души.

 

Весна Священная (1913)

Балет «Весна Священная» принадлежит Игорю Стравинскому.

Впервые балет увидели парижане – это было 29 мая 1913 г. в театре на центральной улице Парижа. История начинается с того, что Стравинский видит сон, в котором наблюдает за древним ритуалом – юная девушка совершает танец для пробуждения весны, окруженная старцами. Совершив танец, она умирает. Стравинский работал над музыкой, а Николай Рерих рисовал эскизы к декорациям, а также костюмы.

Для справки: публика не сразу приняла спектакль, ведь в нем присутствуют сцены жертвоприношения, но спустя несколько лет балет «Весна священная» показал настоящее мастерство балетной команды.

Жизель (1841)

2-х актовый фантастический балет композитора Адольфа Адана.

У балета довольно интересный сюжет – за основу была взята из глубокой славянской древности легенда о виллисах (это молодые невесты, погибшие до брака, которые столкнулись с предательством своих возлюбленных).

Они желают отомстить за себя, и по ночам, завлекая молодых мужчин в свои бешеные танцы, духи невест убивают их. «Жизель» не теряла своей популярности у любителей балета с начала премьеры (с 1841 г) и имела много постановок.

Интересный факт: сразу после премьеры балета прическа главной героини, в которой в центре расположен пробор, стала настоящим хитом среди модниц Парижа.

Ромео и Джульетта (1940)

11 января 1940 года в Ленинграде впервые ценители искусства увидели балет, с сюжетом которого знакомы все, Сергея Прокофьева под названием «Ромео и Джульетта».

В свое время балет считался скандальным, а теперь он является классикой, и многие театры показывают его искушенной публике. В балете 3 акта, 4-м является эпилог.

«Ромео и Джульетта» – один из самых популярных балетов 20-го столетия.

Герои трагедии британского поэта Уильяма Шекспира навсегда остались в сердцах многих людей, как символ прекрасной и истинной, но в то же время трагической любви двух юных сердец.

 

Премьеру «нетанцевального» балета на музыку Прокофьева откладывали и запрещали в течение 5-ти лет.

Золушка (1946)

Золушка – это бедная девушка, которую заставляют все время трудиться, работая по дому, ее сварливая мачеха и ее дочь. Слабохарактерный отец не может защитить свою дочь, но однажды Золушка попадает на бал и знакомится с принцем…

 

Существует много версий Золушки, но версию Прокофьева используют чаще всего. Либретто Николая Волкова основано на сюжете сказки французского поэта Шарля Перро.

Для справки: из-за  Второй Мировой войны Сергей Прокофьев закончил работу над музыкальным произведением только в 1945 году, хотя начал ее еще в 1940.

Спящая красавица (1890)

Знаменитый балет, за основу которого была взята сказка французского писателя Шарля Перро. Впервые его увидели ленинградцы в 1890 в Мариинском театре.

«Спящая красавица» – один из видов балета, который не потеряет своей популярности до скончания времен.

Конфликт зла и добра – это вечная тема, будоражащая умы смертных во все времена и эпохи. Она представлена в постановке в образе двух волшебниц – Феи Карабос и Феи Сирени. Пробуждение красоты ото сна является символом силы и торжества любви.

Для справки: «Спящая красавица» длится 4 часа, это самый длинный балет Петра Чайковского. Почти всегда его сокращают.

Питер Пэн (2015)

Все маленькие дети мечтают о приключениях, встречах с интересными персонажами и много о чем еще…

Герой балета – Питер Пэн, он ловко умеет летать, живет на чудесном острове и у него есть собственная фея.

 

Балет подходит для семейного просмотра – декорации, костюмы и танцы настолько ярки, что не хочется отрывать глаз от представления.

«Питер Пен» – сказка Дж. М. Барри, наполненная фантастическими, и одновременно с тем философскими сценами.

Для справки: все мелодии балета были созданы бразильским композитором Освальдом Монтенегро, а музыка была написана Тихоном Хренниковым – русским композитором.

Сон в летнюю ночь (1960)

Щелкунчик (1892)

В 1891 году Чайковский написал вневременной классический 2-х актный балет, который очень часто исполняют в наше время.

 

В 1892 году премьера «Щелкунчика» состоялась в Мариинском театре.

 

На дворе 25 декабря, и дети Штальбаума – Фриц и Мари ждут подарков. Мари видит под елкой игрушку, которая предназначается для разгрызания орехов – Щелкунчик одет, как человек… Зрители знакомятся с ним, и начинается приключение.

Интересный факт: в Америке «Щелкунчика» поставили только в 1944 году, с тех пор появилась традиция – на рождественские праздники показывают этот балет. Он ассоциируется с волшебством и приносит маленьким ценителям искусства и взрослым радость. Чарующая музыка Чайковского является одной из самых узнаваемых.

Лебединое озеро (1877)

Балет Петра Ильича Чайковского в 4-х актах впервые увидела публика 130 лет назад в Большом театре.

Лебединое озеро, по словам многих, – это технически сложный балет (его нелегко танцевать), кроме того, он сложен эмоционально.

Сегодня «Лебединое озеро» знают все, это самый знаменитый балет русских сезонов, история связана с волшебной сказкой о средневековье, в которой рассказывается о злом волшебнике, заколдованной девушке и влюбленном принце.

Интересный факт: считается, что Чайковского очень сильно вдохновила Бавария, а именно «Высокий лебединый край», замок Хоэншвангау короля Людвига Второго, и, находясь в восторженном состоянии, к нему пришла идея о создании «Лебединого озера».

 

Назову вам некоторые знаменитые имена российских балетмейстеров: Мариус Петипа, Михаил Фокин, Юрий Григорович.

Мариус Петипа

Мариус Петипа — педагог и балетмейстер, создатель классического репертуара, автор балетов «Раймонда», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое озеро». Петипа приехал из Франции в 1847 году: тогда Дирекция Императорских театров предложила ему годовой контракт, который в итоге стал бессрочным.

 ………..Мариус Петипа к постановочным репетициям готовился дома, в своём кабинете. На специальном столике помещалась доска похожая на шахматную, со множеством небольших балетных фигурок. Двигая их по полю, балетмейстер придумывал свои грандиозные танцевальные ансамбли. И только затем требовал перо и бумагу. На чистых, белых листах при помощи нехитрых значков – кружочков, стрелочек, крестиков он зарисовывал танцевальные сцены, рассчитанные на сотню артистов.

Русский, позднее американский артист балета и хореограф. Основоположник классического романтического балета XX века. Много работал с Анной Павловой и Сергеем Дягилевым. Родился: 23 апреля 1880 г., Санкт-Петербург, Российская империя Умер: 22 августа 1942 г. (62 года), Нью-Йорк, СШ

 

Юрий Николаевич Григорович.

 

 

Юрий Николаевич Григорович. Родился 2 января 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский артист балета, хореограф, балетмейстер, режиссер, сценарист, педагог. Главный балетмейстер Большого театра в 1964-1995 годах. Герой Социалистического Труда (1986). Народный артист Узбекской ССР (1981). Заслуженный деятель Казахстана (1995). Народный артист Республики Башкортостан (1996). Народный артист СССР (1973). Лауреат Ленинской премии (1970), двух Государственных премий СССР (1977, 1985), Государственной премии России (2017) и двух Премий Правительства РФ (2002, 2011). Один из самых выдающихся хореографов XX века.

 

Ю.Н.Григорович и В.Васильев

Вопросы к зачету:

1.Какие виды художественного творчества объединяет в себе балет.

2.Что подразумевается под драматургией и что ее определяет.

3.Значение музыки и живописи (изобразительного искусства) в балете.

4.Жанры балета и название балетов того или иного жанра.

5.Роль балетмейстера в создании балетного спектакля.

6. Балет «Петрушка». Почему его называют ярким примером синтеза искусств, в балете. Создатели балета «Петрушка»: композитор, балетмейстер, художник. Их деятельность в создании балета.

7.Краткое содержание балета «Петрушка».

8.Главная тема балета «Петрушка».

9. Характеристика образа петрушки, созданного Нижинским.

10.Особенности хореографических образов, созданных в балете «Петрушка» М.Фокиным. Какие движения использовались для создания образов.

11.Главные исполнители ролей в балете «Петрушка». Краткое описание образов главных героев балета «Петрушка».

12.Балет «Видение розы». Создатели балета. Краткое содержание.

13.Балет «Шопениана». Создатели балета. Краткое содержание.

14.Балет «Половецкие пляски». Создатели балета. Краткое содержание.

 

 

Источники:  Данилова Г.И. «Искусство: Содружество искусств. Учебник: 9 класс». – М.: Дрофа, Вертикаль, 2013. https://ru.wikipedia.org/wiki/Петрушка (балет) www.to-premiera.com http://mishawalk.blogspot.de/2014/11/blog-post_18.html

 

Р- III Балет, как вид театрального искусства

материал по истории хореографического искусства для 7 класса

лекция №8

 

 

Преподаватель Брагина О.В.

 

Тема: Создание балетного спектакля.

Цель: сформировать представление о балетном спектакле.
Задачи:
Образовательная: знакомство с профессиями, задействованными в создании спектакля;
Развивающая: формирование познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, музыкальной и общей культуры.

Тип занятия: овладение новыми знаниями

Форма занятия: групповая, индивидуальная

Организационно – педагогическое обеспечение занятия:

1. Технические средства и оборудование: компьютер, телевизор.

2. Методы проведения:

словесный - рассказ педагога с элементами беседы,

наглядный - компьютерная презентация;

практический – повторение, элементы импровизации

Сегодня мы поговорим о балетном спектакле. Французское слово "ballet" произошло от итальянского «balletto», что значит танцевать. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан, возглавивший в 1661 году французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки, вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески).

Балет в России, как и в Европе, возник как придворное искусство. Это произошло при царе Алексее Михайловиче, в 17 веке. Первым русским балетом считается «Балет об Орфее и Евридике» (просмотр видео).

«Балетный спектакль: композитор, балетмейстер, художник, артист.

Для того, чтобы создать балетный спектакль, требуются совместные усилия, талант и опыт людей различных профессий. 

               Прежде всего, авторами балетного произведения являются композитор, создающий музыкальную драматургию балета, и балетмейстер, создающий хореографическую драматургию — его сцены и танцы сюжет, предложенный драматургом

Балетмейстер (от нем. – Balletmeister) – режиссер балетного спектакля, он разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок» танца, жесты и пластические решения образов.

Как рождается замысел балетного спектакля у хореографа – балетмейстера – сказать с точностью невозможно. Наверное, это было, есть и будет похоже на то, как возникает мелодия или стихотворение. Здесь давали о себе знать личные привязанности, привычки, вкусы, а иногда просто случайные события.

Просмотр балетного спектакля (фрагмент) П.И.Чайковский «Лебединое озеро»

Все па классического танца являются производными от пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Соблюдаются Каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля. Разработаны виды театрального танца.  Именно так и началось формирование балета, развившегося к XVIII веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить философские мысли, чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке то прекрасное,  которое воспитывает добрые и благородные чувства, утверждая идеи гуманизма. Сочиняя музыку к балету, композитор создает самостоятельное музыкальное произведение искусства; балетмейстер же, вдохновленный музыкой, создает на ее основе хореографическое произведение — самый балет. В единстве музыки и танца, в синтезе композиторского и балетмейстерского творчества и кроется успех будущего балетного спектакля, определяется характер будущей хореографии.

«Помогая ходу истории, пробуждая совесть и честь,

героические оратории и симфонии в мире есть.

Но меж ними, храня и милуя, беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая, танец маленьких лебедей.

В беспросветные дни весенние и в дремучий мороз,

После грозного потрясения, злых обид и чёрных угроз,

Вдруг почувствуешь, легче дышится,

И внезапно в душе твоей, ни с того и ни с сего 

послышится танец,  маленьких лебедей.

Неожиданное спасение, белый плеск лебединых крыл.

Зашумели ключи весенние драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется, и наказан будет злодей

До поры, пока сердцу чудится танец маленьких лебедей». Маргарита Алигер

 О каком музыкальном фрагменте, не трудно догадаться, идёт речь в этом стихотворении.

П.И.Чайковский балет «Лебединое озеро», «танец маленьких лебедей» (фрагм.)

 

" Балетная техника очень капризна и трудна. Овладение ею никогда не бывает легким – оно лишь бывает возможным. Чтобы "сделать" тело танцора, нужно так долго и неотступно, иногда до боли, работать над ним, столько сил уходит на то, чтобы поддерживать технику танца, что если не получать определенного удовлетворения от дисциплины и наказаний, то выдержать это напряжение невозможно” Агнесс де Милль

А теперь  прочувствуем настроение, прослушав лирику.

Стихотворение  Н.А. Некрасова «Перед дождём».

  Самостоятельная работа.   «Импровизация»

 Составьте свою композицию на тему: «Балет и дождь». Можно выполнить композицию карандашом, мелками, фломастерами, акварелью и гуашью; различными техниками.

С XIX века ни одна страна не может сравниться с Россией в искусстве балета. Всему миру известны балеты Петра Ильича Чайковского, Сергея Сергеевича Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке»), Родиона Константиновича Щедрина («Анна Каренина», «Кармен-сюита», «Чайка», «Конёк-Горбунок» и «Дама с собачкой») и других композиторов.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность.

Музыка его балетов:  «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической музыкой, возможность раскрывать внутреннее течение действия, создавать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

А кто - же будет воплощать задуманное балетмейстером? Конечно артисты, их много – это солисты, и это кордебалет.

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире: Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Вацлав Нижинский, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Марис Лиепа, Владимир Васильев и другие. Работает с ними педагог-репетитор. Именно с ним, танцовщики разучивают движения своих партий, отрабатывают их и повторяют множество раз, репетируют.

В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Тут трудятся художники-декораторы. Вот некоторые прославленные имена:Александр Бенуа, Александр Головин, Леон Бакст. Костюмы показывают особенность персонажей, подчеркивают историческую эпоху. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения. Эскизы к сценам спектакля всегда точно это передают.

Эскизы костюмов к балету «Жизель»

Эскизы к балету Щелкунчик

 

Непосредственно перед выходом на сцену с исполнителями работают гримёры, создавая нужный образ. Некоторые образы требуют «специального грима», например, образ Мышиного короля из балета «Щелкунчик», злого волшебника Ротбара из балета «Лебединое озеро», герои из балета «Чипполино».

 

 

 

Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру,

Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера – постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.

 

 

Список литературы.

1. Деген А.Б., Ступников И.В. Мастера танца. /Ленинград.: Музыка, 1974

2. Демидов А.П. Юрий Григорович. / М.: Планета, 1987.

3. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. /М.: Искусство, 1989.

4. Моисеев И.А. О народно-характерном танце: материалы семинара//Бюллетень Хореографического училища ГАБТ СССР, 1957-58.

5. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. /М.: Просвещение, 1985.

6. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера / М.: Просвещение, 1986.

7. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература /М.: Музыка, 1989

8. Секрет танца /Составитель Т.К.Васильева,- СПб.: Диамант. Золотой век, 1997.

Список сайтов

http://www.bibliotekar.ru

http://www.hrono.ru

http://dance-composition.ru

http://cyclowiki.org

http://www.belcanto.ru

http://www.km.ru

https://ru.wikipedia.org

http://www.artcontext.info

 

Лекция  №8             

Синтез искусств в балете.  Создание балетного спектакля

Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан, возглавивший в 1661 году французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны.

Все движения танцовщика  он разделил на группы: приседания (плие), прыжки, вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески).

Балет в России, как и в Европе, возник как придворное искусство. Это произошло при царе Алексее Михайловиче, в 17 веке. Первым русским балетом считается «Балет об Орфее и Евридике». (видео) Для того, чтобы создать балетный спектакль, требуются совместные усилия, талант и опыт людей различных профессий. Прежде всего авторами балетного произведения являются композитор, создающий музыкальную драматургию балета, и балетмейстер, создающий хореографическую драматургию — его сцены и танцы — на сюжет, предложенный драматургом.

Вопрос

Балетмейстер (от нем. – Balletmeister) – режиссер балетного спектакля, он разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок» танца, жесты и пластические решения образов. Как рождается замысел балетного спектакля у хореографа – балетмейстера – сказать с точностью невозможно. Наверное, это было, есть и будет похоже на то, как возникает мелодия или стихотворение. Здесь давали о себе знать личные привязанности, привычки, вкусы, а иногда просто случайные события.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.236 с.)