Из реки по имени факт. Про документальность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из реки по имени факт. Про документальность.



    Сегодня все чаще и чаще используют документальный материал, не только как подтверждение мысли автора, для придания достоверности изображаемому событию, но и как художественно-выразительное средство.

    Документальность вообще считается отличительной чертой драматургии, как ТТК, так и всех театрализованных представлений, как таковых.

    Но существуют и такие ТТК, в которых отсутствовала документальность, но от этого их идейно-художественный и гражданский уровень нисколько не пострадал. В этом случае все события должны быть художественно осмыслены.

    Включение документального материала в ткань ТТК зависит от характера события и его режиссерского замысла.

    Документальный материал – это сильное выразительное средство. Документ усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. Например, кадры кинохроники.

    Любой документ должен обрести образность, углубляя авторскую мысль, выявляя отношение режиссера.

· Так в одном из театрализованных концертов, когда-то поставленном на сцене Рязанского областного драматического театра в одну из годовщин образования СССР, тема дружбы народов нашей страны была раскрыта и подтверждалась документальными кинокадрами о производственных, культурных и общественных связей рязанцев с братскими республиками. Например, рязанские картофельноуборочные комбайны работают на полях многих республик, но больше всего в Белоруссии. Эпизод об этой республике, построенный на народных номерах – белорусском народном танце и песне, начиная с того, что с одновременно возникшей белорусской народной мелодией на экране-портале или документальные кинокадры:

В эпизоде, посвященном Украине: на фоне возникших на другом экране-портале документальных кинокадров – подписание договора о дружбе городов Рязани и Черновиц – Рязанским народным хором исполнялась украинская народная песня.

 

    Создавая сценарий концерта, режиссер может использовать местный материал. Отобранные документы и факты помогут понять связь событий с жизнью данного города, страны. Важно, что документ несет в себе и как он художественно осмыслен. Необходимо брать не все, а только то, что точно будет выражать мысль.

    Только после того, как режиссер определит содержание каждого эпизода, его образное решение, взаимоотношение жанров, начинает выстраивать их по композиции.

    Чаще всего завязка выражается в форме пролога, как бы эпиграфа концерта. А развязка, которая в ТТК, как правило, одновременно является и кульминацией, предстает как финал.

О прологе и финале.

    В прологе создается темпо-ритм и настрой всему действию. Он должен быть ярким и зрелищным и неожиданном в своем режиссерском решении.

    Как бы ни была выстроена композиция ТК, его успех во многом зависит от его начала. Начало должно раскрывать главную мысль концерта, в образной форме выразить событие.

    В.Э. Мейерхольд: «Когда открывается занавеска, зрителю надо дать по морде».

    Но это не значит, что каждый концерт необходимо начинать с парадности и помпезности. Надо начинать с мысли.

О темпо-ритме ТТК.

    Дело в том, что темпо-ритме ТТК имеет свои особенности. Стремительное развитие действия, темпо-ритм гораздо напряженнее, чем в сборном концерте и даже в театре. Напрямую связан с темпо-ритмом в каждом эпизоде.

    Режиссеру, помимо приведенных раннее приемов смен номеров, помогают еще два приема смены эпизодов.

    Слуги просцениума («цанни») – прием использования для перестановок «слуг просцениума» достаточно условный. Но «слуги просцениума» - это не технический персонал, ни униформа, а особые действующие лица, которые походу концерта, выступая в разных обличиях, исполняют вспомогательные, подсобные функции в ходе действия концерта, если так задумано режиссером: выносят и уносят детали оформления, переставляют стулья, убирают лишние предметы, помогают на глазах у зрителя актерам переодеваться, монтируют из специально изготовленных стандартных станков площадки для выступления других участников, превращаются в «живые» элементы оформления.

    Например, «слуги просцениума» на глазах у зрителей превращались то в уличные фонари, то в парковые скульптуры, то в телефоны автоматы.

    Если нужно, слуги просцениума могут вмешиваться в действие концерта. А это означает, что, не смотря на их специальное назначение, они становятся неотъемлемой частью развертывающегося действия концерта, его режиссерским решением.

    Перенесение (переброс) внимания зрителей – еще один прием смены номеров. Например, перенесение внимания зрителей с действия, происходящего на сцене, на действие в зале, причем в противоположной стороне от сцены. Суть этого приема в том, что пока зритель следит за действием в зале, на сцене происходит «незаметная» смена номеров (даже деталей оформления).

    При любом приеме смены номеров режиссеру следует заранее определить, что и куда должно быть вынесено и поставлено, кто что и как выносит, выдвигает, в какой момент и как уходят исполнители.

    Все выходы и уходы исполнителей на сцену должны быть тщательно отрепетированы.

    Есть и традиционные приемы смены номеров, эпизодов – суперзанавес, интермедийные занавесы. Но часто их использование приводит к дробности концерта.

    Основной занавес должен, как правило, работать дважды – в начале, открывая концерт, и в конце, закрывая его.

Остановки постановки ТТК.

    Нужно найти приемы смысловых решений. Цель – наиболее точно, ярко, эмоционально выразить содержание и идею концерта.

    В ТК используются новые выразительные средства, выразительные компоненты: лазерная техника, телевидение, кино, проекции, экраны, 3д технологии и т.д.

    Действие концерта не обязательно происходит в рамках сценической коробки. Может перебрасываться и в зрительный зал. Нет постоянной труппы.

    ТК идет единственный раз и нет возможности корректировки, в отличие от спектакля. И при этом режиссер имеет самое минимальное количество сводных репетиций. В таких предлагаемых обстоятельствах режиссер не имеет право на ошибку.

    Смысловые мизансцены должны иметь содержание и характер. Нужно найти зрелищный эквивалент слову.

О выразительных средствах.

    Это «краски», которыми пользуется режиссер, чтобы создать и образно выразить содержание, идею и тему. Это образные приемы.

    В природе ТТК лежит сценическое действие. Поэтому основы учения К.С. Станиславского не только применимы к ТК, но без них режиссеру постановщику не обойтись.

    Отбор тех или других выразительных средств, приемов, их комбинация определяются не только содержанием, но в первую очередь, режиссерским образным видением будущего сценического произведения, образным замыслом. Это всегда очень индивидуально.

    Важнейшее выразительное средство – это сценическое действие. Это зримое развитие драматической ситуации во времени и пространстве, то есть ее движение к развязке. Развитие событий с их многократными и резкими изменениями в положении действующих лиц.

    Режиссер, стремясь выразить содержание сценария языком сценического действия, неизбежно интерпретирует его. То есть по сути создает новое художественное произведение – ТТК, обладающий возможностью глубоко и всесторонне воздействовать на зрителя, его эмоции и сознание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.007 с.)