Административно-правовые методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-правовые методы



Это прямое, властное, в значительной степени принудительное упорядочение рыночных отношений. Практически оно выступает в форме законодательных актов, указаний, распоряжений, инструкций, правил, контролирующих мер и т.д. Подобные методы отличаются сравнительной простотой. Они применяются не только государственными органами, но и менеджерами самых разных предприятий и организаций, а также самими их собственниками.

В нормальном обществе административно-правовые средства должны основываться на прочной законодательной базе. Прежде всего, речь идет о тех актах, которые прямо касаются правового регулирования рынка. Среди них можно назвать законы РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», «О товарных биржах и биржевой торговле», «О защите прав потребителей».

Однако в процессе обмена всегда применялись те или иные административные меры, не соответствующие, а то и прямо противоречащие существующему законодательству, обуславливая, таким образом, появление теневого (криминального) рынка в народном хозяйстве. Его функционирование чаще всего не способствует какому-либо упорядочению товарно-денежного обмена.

Административно-правовые методы неправомерно считать чем-то отжившим, негативным для современных условий. В разумных пределах и формах, в сочетании с другими средствами регулирования они не только допустимы, но и необходимы. Многие из них успешно применяются даже в наиболее развитых странах.

Вот как, например, английские власти регулируют рыночную деятельность публичных (государственных) предприятий и объединений. Над ними установлен систематический парламентский и министерский контроль. По решению правительства в них периодически проводится так называемая перестройка капитала - изменение величины кредитных заимствований, списание в случае острой необходимости прошлых долгов, воздействие на размер дивидендов и т.п. Расходование бюджетных средств время от времени проверяется специальным правительственным комитетом. С 1980 г. ужесточились требования к финансовой отчетности данных предприятий и объединений. Во Франции деятельность госсектора тоже в значительной мере контролируется правительственными учреждениями, главным образом путем их участия в управлении компаниями. Контроль ведется по линии ряда министерств, особенно экономики и финансов.

Естественно подобное воздействие сверху вызывает такие же методы управления внутри предприятий и учреждений.

Административно-правовыми средствами, как видим, в немалой степени координируется государственный рынок. Но, пожалуй, еще более жесткие меры применяются до сих пор в частном секторе многих стран. Тут устанавливается строжайшая служебная подчиненность, неукоснительное выполнение распоряжений вышестоящих органов и лиц, безоговорочное соблюдение внутрифирменного распорядка, обязательная систематическая отчетность, жесткий контроль и т.п. К тому же такими мерами частные собственники и их менеджеры нередко злоупотребляют.

Экономические методы

В целом экономическим методам свойственна большая сложность. Они предполагают использование материальных интересов в процессе регулирования рыночных отношений, т.е. материального поощрения людей или их материального наказания. В современных условиях сюда входят разнообразные системы оплаты труда, воздействие на товарные цены, участие работников в доходах предприятий и учреждений, различные материальные льготы (налоговые, пенсионные, транспортные, жилищно-коммунальные и др.), платность или бесплатность социальных услуг (в том числе медицинских, образовательных, юридических), штрафные санкции и т.д. Особо надо отметить различные виды торговли в кредит, в том числе лизинг. Все это сейчас широко применяется во многих странах для укрепления главным образом частного рынка.

Экономические методы надо считать основными в координации рыночных процессов, поскольку они базируются на наиболее насущных человеческих потребностях и потому обладают самыми сильными стимулирующими свойствами. Кроме того, они отличаются гибкостью и большим разнообразием. Вместе с тем, такие методы гораздо сложнее административных, поэтому их применение требует не только управленческого опыта, но и значительных знаний (причем не только узкопрофессиональных).

На разных этапах исторического развития экономические способы регулирования рынка имели весьма неодинаковую значимость. В рабовладельческой формации они находились в зачаточном состоянии из-за безраздельного преобладания открыто принудительного труда, слабого развития рыночных отношений. При феодализме рассматриваемые методы начали играть уже более значимую роль: для активизации торговли потребовалось наделять крепостных крестьян определенными земельными угодьями, применять аренду и оброчную систему. Но наиболее широко и разнообразно экономические средства стали использоваться для распространения и развития капиталистического рынка. В этот процесс особенно активно включились буржуазное государство и предприниматели. Властные структуры чаще всего при этом применяют налоговые рычаги, бюджетные кредиты и инвестиции, правительственные заказы, воздействие на цены и т.д. Частный бизнес берет на вооружение более непосредственное материальное стимулирование наемных торговых работников.

Инфраструктура рынка - это совокупность правовых норм, учреждений и организаций, обеспечивающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

 

Тема № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.013 с.)