Тема: Предмет и метод экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Предмет и метод экономической теории.



Тема № 1

Тема: Предмет и метод экономической теории.

План:

Развитие предмета экономической теории.

2. Методология экономической теории.

Развитие предмета экономической теории.

Этапы развития предмета экономической теории:

I. Экономия

II. Политическая экономия

III. Экономикс, экономическая теория

 

Экономия -     наука о ведении домашнего хозяйства как элементе воспитания достойных граждан

(античность, феодализм, средневековье)

Основные представители:

— Ксенофонт (предложил термин)

— Арестотель (учение о справедливости)

— римские агрономы: Катон, Варрон, Колумелла

— Плиний Старший

Политическая экономия - фундаментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Определения предмета политической экономии различными школами:

— меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом между людьми (и странами);

— классическая политэкономия: наука о богатстве;

— марксистская политэкономия: наука о производственных отношениях

Меркантилизм (ХVI – XVIII вв.)
1615 г. Антуан де Монкретьен, «Трактат политической экономии»

Цель исследований - поиски источников буржуазного богатства (золотые и серебряные деньги)

Объект – капиталистическая торговля

Предмет – движение денег и товаров между отдельными странами.

 

Основные идеи:

— выражение интересов торговой буржуазии;

— обоснование экономической политики протекционизма;

— активное воздействие на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства

Этапы:

I. Ранний меркантилизм (запрет вывоза золота и серебра из страны);

II. Поздний меркантилизм (допущение вывоза драгоценных металлов, если в целом в торговле достигалось положительное сальдо).

Первые представители классической политэкономии

— Уильям Петти (1623-1687) – Англия

— Пьер Буагильбер (1646-1714) – Франция

 Главная заслуга – постепенный подрыв старой меркантилистской догмы о необходимости постоянного вмешательства государства в экономику.

Ветви классической политэкономии:

Французская, XVIII в. - физиократы

Главные идеи:

1. принцип невмешательства государства в рыночное саморегулирование (экономический либерализм);

2. представление о том, что богатство создаётся только в сельском хозяйстве

Глава школы - Франсуа Кенэ (1694-1774) заложил основы теории воспроизводства общественного капитала.

 

Ветви классической политэкономии:

Английская - отождествление богатства со всем разнообразием товаров.

Адам Смит (1723-1790) исследовал условия производства и накопления богатства (источником материального богатства является труд), дал четыре определения стоимости

Давид Рикардо (1772-1823) попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости

Джон Стюарт Милль (1806-1873) синтезировал идеи классической школы.

Марксистская политэкономия

К.Маркс исследовал экономическое противостояние труда и капитала и сделал вывод о неизбежной победе труда над капиталом и уничтожении последнего

К.Маркс и Ф.Энгельс заложили основы политической экономии в широком смысле слова

В.И.Ленин (1870-1924): теория товарного производства.

Экономикс, экономическая теория -  наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Маржинализм - экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов.

Этапы маржинализма:

 

I. 70-е годы ХIХ в. - австрийская школа

Создатель - Карл Менгер (1840-1921)

Ученики - Ф.Визер, Э.Бём-Баверк

открытие закона убывающей предельной полезности, т.о. достижением производителей можно считать не всё то, что они смогут произвести, а только нужное потребителям количество блага.

 II. Неоклассика (кембриджская школа)

Альфред Маршалл (1842-1924), «Принципы экономики»:

- дал экономической науке новое название – «экономикс»;

- главным предметом анализа является теория цены;

- механизм ценообразования рассматривается с точки зрения соотношения спроса и предложения

Новоя историческая школа - наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах

Основные представители: Ф.Лист, Б.Гильденбрант, В.Рошер, Г.Шмолер, В.Зомбарт, М.Вебер

Критика экономистов разных направлений за чрезмерное увеличение голыми абстракциями.

Кейнсианство -  экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса

Основоположник - Дж.М. Кейнс (1883-1946), «Общая теория занятости, процента и денег»

Основная идея: Рынок может обеспечить «эффективный спрос», поэтому государство должно его стимулировать посредством денежно-кредитной и бюджетной политики.

Монетаризм - неоклассическая экономическая теория, предполагающая определяющую роль денежной системы в процессе изменения экономической конъюнктуры.

Основные идеи:

- рынок является саморегулирующейся системой;

- денежная масса, находящаяся в обращении, является определяющим фактором развития экономики

Представитель - Милтон Фридмен (1912-2006)

Институционализм - экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.

Классический институционализм (США, к. Х I Х в.- 20-30-е г-г. ХХ в.)

Основоположник - Торстейн Веблен (1857-1929)

Представители: Дж.Р. Коммонс, У.К. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль

Понятие «институты» (от лат. установление, учреждение) – это корпорации, профсоюзы, государство, а также различные психологические, этические, правовые, технические и т.п. социальные явления.

—   Неоинституционализм - отход от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

— институты рассматриваются с позиции методологического индивидуализма

Основные концепции:

Концепция развития фирмы Р. Коуза

Экономика организаций. (О. Уильямсон)

Теория общественного выбора

Теория общественного выбора (новая политическая экономия)

наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах

50-60-е годы: Дж. Бьюкенен, Г.Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, У. Несканен

Главный тезис: «люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, а бизнес и политика тесно взаимосвязаны».

Фундаментальные вопросы современной экономической теории:

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

План:

1. Фундаментальные условия экономической деятельности людей

2. Проблема выбора производственной альтернативы

1Фундаментальные условия экономической деятельности людей

 

1.ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

Предметом современной экономической теории является изучение использования редких экономических ресурсов с целью удовлетворения потребностей людей.

Потребности являются главным движущим мотивом человеческой деятельности.

Первичные

• жизненно важные потребности

• не могут быть заменены одна другой

Вторичные

• все остальные

• могут быть заменены одна другой

Иерархия потребностей  по А. Маслоу

 

 

 

 


Духовные потребности

· Свойства потребностей

· Неограниченность в числе

· Ограниченностьв объёме

1.Закон возвышения потребностей - закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры.

Благо - это всё то, что заключает в себе определённый положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определённую человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Экономические блага – блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности

Неэкономические блага – блага, которые предоставляются природой без приложения человеком усилий.

Антиблаго-   товар или продукт, обладающий отрицательной полезностью для потребителя.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведённое для обмена.

Свойства товара:

· Способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительная стоимость)

· Пригодность к обмену (меновая стоимость)

Экономические ресурсы (факторы производства)   - это элементы, которые взаимодействуя друг с другом, обеспечивают выпуск готовых товаров и услуг.

Ресурсы:

- земля

- труд

- предпринимательские способности

- капитал

Свойства ресурсов

· редкость означает абсолютную недостаточность ресурса (мало в природе)

· ограниченность означает относительную недостаточность ресурса (мало по отношению к потребностям)

 

2.ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ.

         
 

 

 


Ø проблема выбора

-  выбор наилучшего из

- альтернативных вариантов

- использования ресурсов, прикотором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах

Ø проблема выбора

- выбор наилучшего из

- альтернативных вариантов

- использования ресурсов, при

- котором достигается максимальное удовлетворение потребностей

 

Конкретизация проблемы выбора

Вопросы                                                                     Ответы

Что производить?                                                  Структура производства

Для кого производить?                                         Технология производства

Как производить?                                         Сфера потребления произведенных благ

Способ решения вопроса что производить?

Кривая производственных возможностей (КПВ) характеризует максимально возможные количественные комбинации производства двух товаров при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.

Стандартная форма КПВ

Не Стандартная форма КПВ

 

каждая единица используемого ресурса участвует в производстве и одного, и другого товара.

СДВИГИ КПВ

Изменение количества применяемого ресурса

 - Технологические изменения в производстве какого-либо одного товара

 

Альтернативные издержки - ценность тех вариантов использования экономических ресурсов, от которых пришлось отказаться (количество другого товара, от производства которого пришлось отказаться для увеличения производства данного).

2.Закон убывающей отдачи ресурсов или убывающей производительности: Каждая дополнительная единица производства одного товара требует всё большего сокращения производства другого.

Тема №3

РЫНОК КАК СПОСОБ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

 

План:

Методы регулирования рынка

Экономические методы

В целом экономическим методам свойственна большая сложность. Они предполагают использование материальных интересов в процессе регулирования рыночных отношений, т.е. материального поощрения людей или их материального наказания. В современных условиях сюда входят разнообразные системы оплаты труда, воздействие на товарные цены, участие работников в доходах предприятий и учреждений, различные материальные льготы (налоговые, пенсионные, транспортные, жилищно-коммунальные и др.), платность или бесплатность социальных услуг (в том числе медицинских, образовательных, юридических), штрафные санкции и т.д. Особо надо отметить различные виды торговли в кредит, в том числе лизинг. Все это сейчас широко применяется во многих странах для укрепления главным образом частного рынка.

Экономические методы надо считать основными в координации рыночных процессов, поскольку они базируются на наиболее насущных человеческих потребностях и потому обладают самыми сильными стимулирующими свойствами. Кроме того, они отличаются гибкостью и большим разнообразием. Вместе с тем, такие методы гораздо сложнее административных, поэтому их применение требует не только управленческого опыта, но и значительных знаний (причем не только узкопрофессиональных).

На разных этапах исторического развития экономические способы регулирования рынка имели весьма неодинаковую значимость. В рабовладельческой формации они находились в зачаточном состоянии из-за безраздельного преобладания открыто принудительного труда, слабого развития рыночных отношений. При феодализме рассматриваемые методы начали играть уже более значимую роль: для активизации торговли потребовалось наделять крепостных крестьян определенными земельными угодьями, применять аренду и оброчную систему. Но наиболее широко и разнообразно экономические средства стали использоваться для распространения и развития капиталистического рынка. В этот процесс особенно активно включились буржуазное государство и предприниматели. Властные структуры чаще всего при этом применяют налоговые рычаги, бюджетные кредиты и инвестиции, правительственные заказы, воздействие на цены и т.д. Частный бизнес берет на вооружение более непосредственное материальное стимулирование наемных торговых работников.

Инфраструктура рынка - это совокупность правовых норм, учреждений и организаций, обеспечивающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

 

Тема № 4

Рыночное равновесие.

Закон спроса

Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость, т.е. при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса.

Функция спроса

Qd = f (Pd)

Линейная функция:

Qd = ab* Pd, где

a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,

b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),

p – цена на товар

Кривая спроса

 

 

Каждая точка кривой спроса (D) представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих пределах.

 

Предложение (S)

- это готовность продавцов предложить определенное количество товара по определенной цене, в определенный момент времени.

 

Закон предложения

Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, т.е. при неизменности всех прочих параметров повышение цены ведет к соответствующему возрастанию величины предложения.

 

Функция предложения

 

Qs = f (Ps)

Линейная функция:

Qs = c + d * Ps, где

c – максимально возможное предложение на рынке на данный товар,

d – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),

p – цена на товар

 

кривая S характеризует уровень цен и объем продаж блага в определенный момент времени.

 

Рыночное равновесие.

 


Условие равновесия

Стабильность равновесия

Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к нему под влиянием лишь своих внутренних факторов.

 

Государственные дотации (V)

¨ сдвиг кривой предложения вниз

¨  установление новой более низкой цены равновесия: Ре1 < Ре  

¨ установление нового большего равновесного объема:

        Qe1 > Qe

 

Лекция № 5

Тема № 6

Потребительский излишек.

Полезность

это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.

Общая полезность (Т otal U tility) – это совокупная полезность всех потребляемых благ

—                                               где Qa, Qb, Qz— объемы                                     потребления благ A, B, Z

Предельная полезность (M arginal U tility) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу:

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)

1. В одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает.

2. При повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Свойства кривых безразличия

1. Кривая имеет отрицательный наклон, т.к. при постоянной полезности набора из двух товаров, чтобы увеличить количество одного товара в наборе, нужно отказаться от другого товара.

2. Через любую точку в графическом пространстве можно провести соответствующую кривую безразличия (так получается карта кривых безразличия)

3. Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой представляет собой высокий уровень полезности.

4. Две кривые безразличия не могут пересекаться и касаться друг друга.

5. Форма кривой – вогнута по отношению к началу координат

 

Предельная норма замещения (MRS):

Предельной нормой замещения (MRSxy) благом X блага У называют количество блага У, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага Х на единицу с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

 

Бюджетное ограничение

 

показывает, какое количество благ можно приобрести при данных ценах и доходе:

P х Q х + P у Q у = I

где I — денежный доход потребителя;

Рx и Рy — цены товаров X и Y

Бюджетная линия

 


• В точке (А) пересечения бюджетной линии с осью Y (I/Py) свидетельствует о том, что товар X не покупается и весь бюджет расходуется на товар Y. 

•  В точке (В) пересечение бюджетной линии с осью X (I/Px) — это отказ от покупки товара Y, весь бюджет тратится на товар X

Кривая Энгеля

Для некачественных товаров

Потребление их растет, пока доход не достигнет уровня I1.

 

Линия цена-потребление

проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров.

На ее основе строится кривая индивидуального спроса.

 

Рыночный спрос

— это общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене товара.

Кривая рыночного спросаполучается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар х.

Свойства кривой спроса

— уровень получаемой потребителем полезности меняется при движении вдоль линии спроса (по мере снижения цены возрастает общая полезность от потребления блага);

в каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует получаемую полезность, так как каждая точка соответствует оптимуму потребителя.

 

 

Модель Дж. Хикса

 R1 – бюджетная линия,

С1 – точка равновесие потребителя.

Если снижается Рх, то R1 поворачивается против часовой стрелки к R2; при этом R2 встречается с новой кривой безразличия U2, и С2 – точка нового потребительского равновесия.

Проекция точек C1 и С2 на ось Ох означает движение спроса на товар Х при снижении цены.

Прямая R3 проведена параллельно R2 так, чтобы R3 касалась U1.

Проекция точки C3 на ось Ох разделяет эффект замещения и эффект дохода.

Потребительский излишек.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК
(излишек потребителя, дополнительная выгода)

При равновесной цене ОР:

MU = P;

Все предыдущие единицы этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить за эти промежуточные единицы больше рыночной цены.

Суммарный потребительский излишек представлен площадью PEP1

 

Тема № 7

Теории фирмы.

Производственная функция.

Равновесие производителя.

Теории фирмы

Фирмы - хозяйствующие субъекты, осуществляющие преобразование факторов производства в конечный продукт.

Фундаментальные и прикладные концепции фирмы:

технологическая концепция фирмы основана на неоклассической теории, которая основное внимание уделяет технологии, производственному процессу, изучению зависимости поведения фирмы от изменения цен на ресурсы и конечный продукт

менеджеристская концепция, которая изучает разделение интересов внутри фирмы и взаимодействие собственником, менеджеров и работников предприятия

институциональная теория фирмы выявляет роль контрактов, как основы внутрифирменного и межфирменного взаимодействия, трансакционных издержек, общих и специфических ресурсов

эволюционная концепция фирмы делает акцент на множественности вариантов выбора и широкий спектр критериев оптимальности принимаемых решений, на влияние внешней среды (традиций, обычаев, рутины) на поведение фирмы

теория игр предлагает математический аппарат для разработки стратегии в условиях неопределенности, принятия стратегических решений с учетом возможных действий конкурентов

 

Производственная функция

Производство - любая деятельность по использованию естественных ресурсов для получения как осязаемых (материальных), так и не осязаемых (нематериальных) благ.

Технология производства - методы обработки, изготовления, преобразования форм и свойств ресурсов в процессе производства.

 

Производственная функция

• характеризует только технически эффективные способы производства;

•  способ производства считается эффективным, если не существует иного способа произвести данный объём выпуска с меньшим количеством хотя бы одного ресурса и при том же количестве остальных ресурсов.

 

Выбор фирмы

Технологический выбор фирмы означает выбор из множества способов производства одного в пределах данной технологии.

Экономический выбор фирмы зависит от соотношения цен экономических ресурсов и влияет на технологический выбор.

Изокванта


Свойства изоквант:

Чем дальше изокванта от начала координат, тем больше объем выпуска продукции.

2. Нисходящий и вогнутый характер изакванты определяется тем, что при движении по кривой уменьшение потребления капитала (K) требует увеличения потребления труда (L), чтобы не допустить изменения объема производства (Q).

3. Вогнутая форма изокванты определяется предельной нормой технологического замещения.

 

  Предельная норма технологического замещения

Показывает какое количество капитала может заменить одна дополнительная единица труда, при условии что объем выпуска останется неизменным

Q = const

 

Графически: касательная к изокванте в данной точке

Краткосрочный период

- период, в течение которого производственные мощности каждой фирмы фиксированы, а выпуск может быть изменен за счет изменения объемов использования переменных ресурсов.

 

Долгосрочный период

-это период времени, в течение которого изменяются объемы использования как переменных так и постоянных ресурсов, включая и производственные мощности.

 

Общий продукт
 ТР (total product)

- это вся продукция, произведённая за определённый период времени по мере увеличения переменного ресурса.

 (одно и то же, что и общий объем выпуска)

 

Средний продукт

Характеризует среднюю производительность всех единиц

Средний продукт капитала, АРK (капиталоотдача) показывает количество общего продукта, которое приходится на единицу капитала:

Предельный продукт

производительность последней дополнительной единицы ресурса

Предельный продукт капитала, МРK показывает, на сколько изменится общий продукт при изменении капитала на одну единицу, если объем используемого труда не изменится:

 

Стадии производства

• предположим, что капитал (К) является постоянным фактором, а труд (L) – переменным. Изменение общего, среднего и предельного продукта труда можно рассмотреть на следующем графике.

• На графике видно, что динамику производства в краткосрочном периоде можно представить в виде трех стадий.

 

Виды издержек.

Выручка и прибыль фирмы.

Виды издержек

Издержки производства (С)- это затраты ресурсов в денежной форме.

Неявные издержки

издержки, связанные с альтернативным использованием ресурсов находящихся в собственности владельца фирмы,

 а именно:

ž упущенная заработная плата, которую он мог бы получать в другой фирме в качестве наемного работника;

ž упущенный рентный доход, который он мог бы получать, сдавая в аренду собственное помещение;

ž упущенный процентный доход на собственный капитал, который он мог бы иметь, положив деньги в банк;

ž упущенный предпринимательский доход, то есть прибыль, которую он мог бы получать в любой другой отрасли, организовав там свой бизнес

ž По характеру зависимости от объемов производства:

- постоянные(FC) – величина которых не меняется в результате изменения объема выпуска

- переменные(VC) – величина которых изменяется в результате изменения объема производства.

 

MC = DVC / DQ; MC = DTC / DQ

 

ž в зависмости от объекта расчетов:

- Общие(ТС) – издержки, связанные с выпуском всего объема продукции.

ТС=FC+ VC

- Средние (АС) – издержки в расчете на единицу продукции

 

Виды средних издержек:

ž средние общие издержки (АТС)

АТС = ТС/Q

ž  средние постоянные издержки (АFC)

АFC = FC/Q

ž средние переменные издержки (АVC)

АVC = VC/Q

 

ATC= AFC+ AVC

 

Выручка и прибыль фирмы

Виды доходов

1)Общий доход (TR) – это доход от реализации всего объема продукции.

TR=Q·P

2)Средний доход(AR)-доход от реализации единицы продукции

AR=TR/Q

3)Предельный доход(MR)- прирост общей выручки от реализации дополнительного объема продукта.

MR=ΔTR/ΔQ

Прибыль - это разница между доходом фирмы от продажи продукции и ее совокупными издержками:

ž  Бухгалтерская прибыль

ž Экономическая прибыль

ž Нормальная прибыль

Пн = S ТСнеяв

Нормальная прибыль - это минимальный доход, необходимый для того, чтобы удержать предпринимателя в данной отрасли.

Если Пэк. = 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности.

 

 

Тема № 9

Методы конкурентной борьбы

Ценовые:

1. применение монопольно высоких и монопольно низких цен

2. метод ценовой дискриминации

 

Неценовые:

1. Конкуренция по продукту (стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путём выпуска продукции нового ассортимента и качества, при сохранении цены)

2. Конкуренция по условиям продаж (использование различных методов для привлечения покупателей к товарам)

 

Факторы, влияющие на рыночную структуру:

 

1. Количество фирм в отрасли

2. Тип продукта

3. Степень сложности входа в отрасль новых фирм

 

Возможные типы рыночных структур:

Ø Совершенная конкуренция

Ø Монополистическая конкуренция

Ø Олигополия

Ø Чистая монополия

 

Прекращение производства

Qe не производится,

фирма закрывается, если:

I метод: TR<TC и Уб>FC

II метод: MR=MC и P<min AVC

Отрасль

Фирма

Размер прибыли

Площадь прямоугольника АЕВС – общая прибыль, так как (TR – TC) – это (ОАЕQe - OCBQe)

Прибыль на единицу продукции – отрезок ЕВ (АС), так как

(TR – TC)/Q = P – ATC, т.е. EQe – BQe или ОА - ОС

Кривая предложения

Кривую предложения отрасли в краткосрочном периоде можно получить путем горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм.

Несовершенная конкуренция

ž Монополистическая конкуренция

ž Олигополия

ž Чистая монополия

 

Барьеры вхождения в отрасль

Ценовая дискриминация

В случае абсолютной ценовой дискриминации фирма-монополист в состоянии продавать каждую единицу продукции по цене спроса, т.е. MR = P (кривая MR совпадает с D)

 

Виды ценовой дискриминации:

Ø когда один и тот же покупатель готов платить разные суммы денег за разные единицы одного товара (первые – по начальной цене, остальные последующие со скидкой).

Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества.

Естественные монополии подлежат общественному регулированию

 

Цели регулирования

Цена, обеспечивающая справедливую прибыль (такой ценой является цена, устанавливаемая на уровне Р = АС).

Минусы

- часто бывает необъективной;

       - вызывает неоправданно высокие расходы потребителей;

- создаёт финансовые барьеры для вступления в отрасль.

 

 

Признаки олигополии:

1) В отрасли доминирует несколько очень крупных фирм;

2) Доминирующие фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать воздействие и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;

3) Продукт олигополии может быть как однородным, так и дифференцированным;

4) Вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;

5) Кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА

План:

1. Основные характеристики рынка труда

2. Спрос на труд и его предложение в условиях совершенно конкурентного рынка труда.

3. Рынок труда в условиях монопсонии.

4. Модель рынка труда с профсоюзом.

5. Двойная монополия на рынке труда.

 

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ТРУДА.

На рынке труда объектом купли-продажи выступает не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов.

Особенности рынка труда:

— большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя;

— большую роль играют не денежные факторы;

— значительное воздействие различных институциональных структур (профсоюзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и т. д.)

А единственным фактором, определяющим объемы спроса и предложения труда, является заработная плата.

Заработная плата

В широком смысле: Это доход от фактора производства «труд»

В узком смысле: Это «ставка заработной платы» (W), которая показывает плату за использование единицы труда в течение определённого времени

Причем под ставкой заработной платы понимается ее реальная, а не номинальная величина.

Номинальная заработная плата  - это количество денег, получаемое работником на руки.

Реальная заработная плата  - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату

Заработная плата – это цена особого рода, с величиной которой связан уровень жизни населения, так как она является основным источником дохода.

Различие в уровне доходов называется дифференциацией доходов.

Степень неравенства доходов при их персональном распределении определяется с помощью кривой Лоренца

Кривая Лоренца - отношение площади фигуры ОАВСЕ и треугольника ОЕF представляет коэффициент Джини.

Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных.

 

2. СПРОС НА ТРУД И ЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА ТРУДА.

 

 

 

 

3.РЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.466 с.)