Экстремистские и радикальные течения основных мировых религий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экстремистские и радикальные течения основных мировых религий



    1. Протестантский радикализм. Фундаментализм и современные проявления религиозного радикализма являются порождением именно христианского протестантизма, и не случайно, что и сегодня они имеют очень сильные позиции в протестантских странах, в первую очередь в США.    Они лежат в основе американской идентичности и заключены в аббревиатуре WASP (White Anglo-Saxon Protestant – белый англосаксонский протестант). Согласно социологическим опросам, в США 30млн человек, или примерно 10% населения, считают себя фундаменталистами. Они активно участвуют в акциях против гомосексуалистов или против разрешения абортов и ведут непримиримую борьбу против христиан, сотрудничающих с представителями других религий.

 

    Активно действуют в США и радикальные протестантские экстремистские организации, например:

 

«Христианская церковь арийской нации», которая имеет свои военизированные группы по всей стране и установила самые тесные связи с ку-клукс-клановцами. Целью «Арийской нации» является создание христианского государства белых арийских христиан на территории пяти северо-западных штатов США. Один из руководителей этого движения, Марк Томас, неоднократно заявлял, что правительство США является «оккупационным и управляется из Израиля».

 

    Об общественной опасности этих движений также свидетельствуют их террористическая деятельность: например взрывы, произведенные в городе Оклахома в 1995г. и во время Олимпийских игр в Атланте в 1996г.

 

 

Первый взрыв организовал руководитель адвентистской группы «Ветвь Давида», (настоящее имя Вернон Уэйн Хауэлл), который в 1993 году взорвал штаб-квартиру своей группы вместе с собой и со всеми своими последователями. Погибли более 100 человек, в т.ч. 25 детей и несколько полицейских.

 

Второй был результатом деятельности «Церкви Идентичности»[1].

2. Католический радикализм. Католический фундаментализм не столь радикален, однако также влиятелен. Правда, Римские папы более не стремятся к мировому господству и не выступают с призывами крестовых походов, однако роль Ватикана в мире не ограничивается лишь почиванием на лаврах уважения к этому институту. Можно отметить, например, огромную роль католической церкви в свержении коммунизма в Польше. И сегодня, будучи одним из самых богатых институтов в мире, Ватикан играет очень важную роль в политических процессах, происходящих в Европе и Латинской Америке.

    Среди остальных выделяются такие радикальные католические организации, как, например, «Союз святого Пия Х», основанный в 1970г. Марселем Лефевром и ведущий яростную борьбу против церковного модернизма и экуменизма, или созданная Эскрива де Балагером организация Opus Dei (Божье Дело), которая имела большое влияние на Франко, Салазара, Перона и Пиночета.

Opus Dei

 

Тайная организация была основана 2 октября 1928 года в Мадриде священником католической церкви Хосемарией Эскрива де Балагер. Цель Опус Деи - помогать верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, сохранить в неприкосновенности исконный католицизм. Найти духовный баланс между работой, семьей, духовной жизнью и увлечениями. Однако настоящие цели организации тщательно скрываются. Деятельность Опус Деи постоянно сопровождается всевозможными подозрениями. Так в январе 1996 года французская парламентская комиссия составила список из 172 «сект» и опасных религиозных движений Франции, в число которых попал и Опус Деи. Звучат постоянные обвинения ее

 в связях с ЦРУ и террористами. Но все это не мешает деятельности организации и с каждым годом ее ряды все больше и больше.

    На национальном уровне имеют большое влияние такие организации, как Militas Dei (Воины Бога) в Германии и Лига католической антиреформации во Франции. Под влиянием католического радикализма в той или иной мере находится и ряд правых экстремистских партий: французский «Национальный фронт», «Независимая испанская фаланга» и т.д.

    3. Православный радикализм. Подобные процессы происходят и в Русской православной церкви. Православный служитель Ардов отмечает, что если радикализм означает приверженность своим корням, то радикализм является сутью православия. Дух радикализма позволяет сторонникам церкви вести непримиримую борьбу против всяких новшеств и реформ и использовать в этой борьбе даже крайние методы. Вспомним, например, разгром выставки «Осторожно, религия» членами одной из русских православных радикальных организаций.

    Зарождение православного фундаментализма в России относят к началу ХХ века. На общественном уровне его проявлением стали еврейские погромы (1881, 1903), а на политическом — созданием «Союза русского народа». Среди теоретиков того времени можно назвать А. И. Дубровина, В. А. Грингмута, о. Иоанна Восторгова, Н. Е. Маркова, В. М. Пуришкевича, архимандрита Макария (Гневушева), архиепископа Андроника (Никольского).

    Второй волной роста фундаменталистских настроений отмечены 1980—1990-е годы. В политическом поле оно ознаменовалось появлением национально-патриотических объединений с православной риторикой (первым из них было Общество «Память»). Если на ранних этапах значительную роль для таких объединений играли антисемитские и монархические настроения, то позднее основную роль стал играть самостоятельный религиозный фактор. В стране действовал ряд религиозно-общественных организаций фундаменталистского характера, таких как «Братство», «Православие или смерть», «Общества ревнителей митрополита Иоанна», «Чёрной сотни», «Славянского мира», «Союза православных граждан», «Общественного комитета за нравственное возрождение отечества», Христианско-патриотического движения «Александр Невский».

    Значительное влияние на рост православно-фундаменталистских настроений в российском обществе играет позиция РПЦ. Уже к середине 1990-х годов иерархи Православной церкви участвовали в лоббировании ужесточения религиозного законодательства по отношению к другим конфессиям, прежде всего нетрадиционным. Начиная с 1998 года тенденция самостоятельной выработки консервативно-антилиберальных идей проявляется в выступлениях ряда церковных иерархов (в частности, митрополита Кирилла (Гундяева)). Фундаменталистские круги объединялись вокруг широко известных проправославных СМИ (газета «Русь православная» и «Русь державная», «Радонеж», телепередача «Русский Дом»). Вместе с тем, в целом сторонники радикального фундаментализма в православии в настоящее время составляют меньшинство верующих.

    Общими основами современного православного фундаментализма являются: бескомпромиссный антиэкуменизм (особенно антисектантство и антикатолицизм); антилиберализм, антииндивидуализм, критика западной культуры; государственничество (державность), поддержка национально-патриотических движений. Идеологическими столпами можно назвать теоцентризм, благочестие, Святое Предание и традиция, следование истине Писания и святых Отцов, добродетель и целомудрие, концепции Христианского государства, народ и Родина».

    Во многих случаях фундаментализм представляет собой маргинальное проявление обрядоверия, проявляющееся в форме радикально-националистической идеологии, ненависти к чужакам, политического ангажирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.008 с.)