Структура детского коллектива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура детского коллектива.



Существует формальная и неформальная структуры коллектива.

Формальная структура составляет первичные коллективы (классы) с общими

интересами и совместной деятельностью.

Формальная структура коллектива, как правило, задается взрослыми, регистрируется и является результатом целенаправленных усилий педагогов. Для успешного существования звеньев формальной структуры коллектива школы (классов и т.д.) необходимо соблюдение следующих условий в процессе организации его жизнедеятельности:

1) перспектива, на осуществление которой направлена вся коллективная деятельность;

2) максимальная опора на принцип взаимопонимания и взаимообогащения;

3) включение школьников в различные по характеру и содержанию виды деятельности;

4) опора на детское самоуправление (в зрелом коллективе).

Любой школьник может являться одновременно членом разных коллективов.

Неформальная структура объединений создается по интересам на основе общения, дружбы и т.д. Таких неформальных объединений в коллективе может быть несколько, и их положение там различно (одна группа может быть лидером в определенном виде деятельности, другая - в другом).

Неформальная структура коллектива образуется в процессе межличностного общения членов коллектива и основывается на гамме связей и отношений эмоционально-психологического характера.

Неформальная структура коллектива представляет собой малые неформальные микрогруппы, на которые подразделяется детский коллектив на основе симпатии, дружбы, общих интересов и т.д. Такие неформальные микрогруппы могут занимать различное положение в коллективе. Одним могут пользоваться авторитетом и влиять на общее мнение коллектива. Другие – нет.

Авторитет некоторых групп может быть ситуативен. Могут существовать группы, которые замыкаются только на своих интересах и не участвуют в жизни всего коллектива. Как правило, в состав микрогруппы входят несколько человек (от 2 до 5).

Однако не все члены коллектива могут входить в такие неформальные микрогруппы. К таким учащимся относятся:

1) те, кто имеет основное общение вне класса (клуб, команда и т.д.) и не нуждается в дополнительном общении в классе;

2) дети робкие, закомплексованные, неуверенные в себе и не умеющие наладить с окружающими общение;

3) дети, отверженные коллективом по каким либо причинам.

Ребенок, одновременно являясь членом коллектива и какой-либо неформальной микрогруппы, испытывает на себе двойное влияние. Формирование его личности зависит не только от воспитательного воздействия коллектива, но и от его ориентации на принятые в его микрогруппе ценности, мнения, оценки и т.д. Педагогическая практика показывает, что коллектив лишь тогда является благоприятной средой для развития личности ученика, когда неофициальное положение его в коллективе благоприятно, когда его личный статус среди сверстников достаточно высок. Если же воспитанник не «вписывается» в систему неофициальных отношений коллектива, непопулярен в среде сверстников, коллектив перестает быть по отношению к нему полноценным инструментом его индивидуального всестороннего развития.

По мнению В.А. Сластенина, детский коллектив выполняет три ведущие функции:

· организационную (детский коллектив становится субъектом управления своей общественно значимой деятельностью),

· воспитательную (детский коллектив как носитель определенных нравственно-мировоззренческих убеждений);

· стимулирования (коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно значимых дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

 

Стадии развития коллектива.

Динамика развития ученического коллектива (этапы) по

А.С.Макаренко

 

Стадии развития коллектива Характеристика коллектива Деятельность педагога
Первая стадия (сплочение коллектива) Школьники переживают состояние первоначальной адаптации, характеризующееся общим эмоциональным напряжением. В рамках формальной структуры начинают складываться межличностные отношения, которые приводят к образованию неформальных групп психолого-эмоционального характера. Состав названных группы неустойчив, так как члены коллектива недостаточно знают друг друга. Для этой стадии характерны противоречия между интересами коллектива и отдельной личности. Коллектив является целью воспитательных усилий педагога, организационной единицей, где отношения определяются содержанием совместной деятельности учащихся, ее целями и задачами. Задача педагога – собрать информацию об учащихся, сформировать органы самоуправления коллектива, составить программу жизнедеятельности коллектива совместно с учащимися. Сплачивающим детский коллектив средством на данном этапе является единоличное требование педагога.
Вторая стадия (превращение коллектива в инструмент воспитания всех учащихся) Психологические связи в коллективе становятся более прочными и определенными, хотя отношения учащихся все еще носят избирательный характер. Неформальная структура коллектива стабилизируется. Основным проводником требований к личности воспитанника является актив. Основная задача педагога – опираясь на органы самоуправления, в максимальной степени использовать возможности детского коллектива в реализации воспитательных функций, ради которых создается коллектив. Педагог использует в ходе взаимодействия с коллективом метод параллельного действия.
Третья стадия (коллектив – объединение учащихся с высокоорганизованными межличностными отношениями) Коллектив характеризует высокий уровень социально-психологической зрелости, сложившаяся система самоуправления. Третья стадия характеризует коллектив как группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я.Л. Коломенский, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Коллектив используется педагогом в целях корректировки социального опыта и создания благоприятных условий для развития творческой индивидуальности каждого ученика. Важнейшая задача коллектива и педагога – воспитание каждого ученика, забота о его благополучной позиции в коллективе, правильная регуляция отношений между всеми его членами.

 

Коллектив формируется через ряд этапов, или стадий (А.С. Макаренко).

Весь этот процесс зависит от степени участия учителя в предъявлении

требований к детям, а также от отношения коллектива детей к этим требованиям:

1 этап - требование выдвигает учитель в категорической форме.

2 этап - вместе с педагогом начинает работать актив: постепенно требования актива принимаются всеми школьниками, поэтому сам коллектив может предъявлять требования к каждому ученику в отдельности.

3. этап – к личности и коллективу актив предъявляет требования; так постепенно требования учителя становятся теперь требованиями актива.

4 этап - каждая личность предъявляет теперь требования к самому себе на фоне общественных требований.

Таким образом, создание коллектива начинается с предъявлений к нему системы требований, но движение вперед происходит только при наличии совместной деятельности, которая составляет основное содержание его жизни. Постепенно происходят изменения в отношениях детей к деятельности. Возникает соуправление и самоуправление, меняются мотивы

и поведение каждого члена коллектива. Развиваются коллективные черты:

коллективизм, взаимовыручка. В итоге коллектив выполняет не только требования учителя, но и сам выдвигает их к отдельным членам коллектива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.01 с.)