Лекция «коллектив и личность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «коллектив и личность»



ЛЕКЦИЯ «КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ»

ПЛАН:

1. Понятие о коллективе.

2. Структура детского коллектива.

3. Стадии развития коллектива.

4. Принципы развития коллектива.

5. Развитие личности в коллективе.

6. Методика воспитательной работы.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст]: учеб.пособие. В 2 ч. Ч. 1 / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Мсоква:Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 288 с.

2. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для бакалавров: [учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика": в 2 т.]/ И. П. Подласый Т. 1: Теоретическая педагогика. - 2013. -777 с.

Дополнительная литература:

1. Столяренко Л. Д. Педагогика [Текст]: учеб.для пед. колледжей / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 448с.

2. Педагогик а [Текст]: учеб.пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - Москва:Высш. образование, 2007. - 430 с.

3. Педагогика: словарь-справочник коррекционного педагога/ авт.-сост. А. В. Виневская; под общ. ред. М. А. Пуйловой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. -268 с.

 

Понятие о коллективе.

Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе определенной общественно значимой деятельности, является сложным социальным образованием, живым социальным организмом.

Признаки коллектива (по А.С.Макаренко):

а) совместная устремленность к социально значимым целям деятельности;

б) совместная деятельность членов коллектива;

в) отношения взаимной ответственности между членами коллектива;

г) организация органов самоуправления;

д) коллектив - часть общества, связан с другими коллективами.

Любой коллектив имеет структура, цели, ценности. И в каждом коллективе есть определенная атмосфера.

 

 

Цели Совместная целеустремлённость к социально значимым целям. Единство общей и частных целей членов коллектива
Структура Определённая структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений. Гуманизм и свобода во взаимоотношениях членов коллектива. Наличие органов самоуправления
Ценности Общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации. Деловое сотрудничества. Ответственность за совместные действия
Атмосфера Общая интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат. Психологическая и социальная защита личности

 

В коллективе должен быть руководитель, должны быть определенные обязанности у каждого члена коллектива. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений, а также ответственная зависимость между людьми.

В коллективе устанавливаются различные отношения:

- деловые, официальные (контроль, взаимная ответственность, взаимозависимость);

- неофициальные (заинтересованность, внимание);

- межличностные (любовь, симпатия, интерес, неприязнь).

В коллективе объединены разные личности, которые имеют общую цель и общую деятельность для достижения этой цели. В каждом коллективе имеются свои правила и нормы поведения, которые регулируют деятельность коллектива.

 

Стадии развития коллектива.

Динамика развития ученического коллектива (этапы) по

А.С.Макаренко

 

Стадии развития коллектива Характеристика коллектива Деятельность педагога
Первая стадия (сплочение коллектива) Школьники переживают состояние первоначальной адаптации, характеризующееся общим эмоциональным напряжением. В рамках формальной структуры начинают складываться межличностные отношения, которые приводят к образованию неформальных групп психолого-эмоционального характера. Состав названных группы неустойчив, так как члены коллектива недостаточно знают друг друга. Для этой стадии характерны противоречия между интересами коллектива и отдельной личности. Коллектив является целью воспитательных усилий педагога, организационной единицей, где отношения определяются содержанием совместной деятельности учащихся, ее целями и задачами. Задача педагога – собрать информацию об учащихся, сформировать органы самоуправления коллектива, составить программу жизнедеятельности коллектива совместно с учащимися. Сплачивающим детский коллектив средством на данном этапе является единоличное требование педагога.
Вторая стадия (превращение коллектива в инструмент воспитания всех учащихся) Психологические связи в коллективе становятся более прочными и определенными, хотя отношения учащихся все еще носят избирательный характер. Неформальная структура коллектива стабилизируется. Основным проводником требований к личности воспитанника является актив. Основная задача педагога – опираясь на органы самоуправления, в максимальной степени использовать возможности детского коллектива в реализации воспитательных функций, ради которых создается коллектив. Педагог использует в ходе взаимодействия с коллективом метод параллельного действия.
Третья стадия (коллектив – объединение учащихся с высокоорганизованными межличностными отношениями) Коллектив характеризует высокий уровень социально-психологической зрелости, сложившаяся система самоуправления. Третья стадия характеризует коллектив как группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я.Л. Коломенский, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Коллектив используется педагогом в целях корректировки социального опыта и создания благоприятных условий для развития творческой индивидуальности каждого ученика. Важнейшая задача коллектива и педагога – воспитание каждого ученика, забота о его благополучной позиции в коллективе, правильная регуляция отношений между всеми его членами.

 

Коллектив формируется через ряд этапов, или стадий (А.С. Макаренко).

Весь этот процесс зависит от степени участия учителя в предъявлении

требований к детям, а также от отношения коллектива детей к этим требованиям:

1 этап - требование выдвигает учитель в категорической форме.

2 этап - вместе с педагогом начинает работать актив: постепенно требования актива принимаются всеми школьниками, поэтому сам коллектив может предъявлять требования к каждому ученику в отдельности.

3. этап – к личности и коллективу актив предъявляет требования; так постепенно требования учителя становятся теперь требованиями актива.

4 этап - каждая личность предъявляет теперь требования к самому себе на фоне общественных требований.

Таким образом, создание коллектива начинается с предъявлений к нему системы требований, но движение вперед происходит только при наличии совместной деятельности, которая составляет основное содержание его жизни. Постепенно происходят изменения в отношениях детей к деятельности. Возникает соуправление и самоуправление, меняются мотивы

и поведение каждого члена коллектива. Развиваются коллективные черты:

коллективизм, взаимовыручка. В итоге коллектив выполняет не только требования учителя, но и сам выдвигает их к отдельным членам коллектива.

 

Задания для СРС

1. Сравнительный анализ. Заполните следующую таблицу:

Коллектив - это... Признаки понятия Совпадающие признаки Несовпадающие признаки
«...культурная ценность, и как таковая он составляет культурную среду жизнедея­тельности учащихся; в то же время он ис­пользуется воспитателем в качестве средства воспитания внутреннего мира личности воспитанников* (П.И. Пидкасистый)    
«...такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуе­мая для их достижения» (А.С. Макаренко)    
«...Система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества вос­питателей и воспитанников как старших так и младших товарищей» (И.П. Иванов)    
«...Группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общно­стью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил пове­дения, совместно выполняемой деятельно­стью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством» (Г.М. Коджаспирова)    

 

Анализ ситуации:

В. А. Сухомлинский писал: Детей нужно учить делиться радостями, трудностями, мыслями, пережи­ваниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту... Вот в этом и состоит одна из великих тайн, а вместе с тем и одна из простейших истин в воспитании коллектива: настоящее наслаждение человеческим общени­ем дети должны переживать потому, что они являются активными твор­цами красоты. Согласны ли вы с этими словами?

Согласен, так как... Не согласен, так как...
   
   
   
   
   

 

ЛЕКЦИЯ «КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ»

ПЛАН:

1. Понятие о коллективе.

2. Структура детского коллектива.

3. Стадии развития коллектива.

4. Принципы развития коллектива.

5. Развитие личности в коллективе.

6. Методика воспитательной работы.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст]: учеб.пособие. В 2 ч. Ч. 1 / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Мсоква:Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 288 с.

2. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для бакалавров: [учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика": в 2 т.]/ И. П. Подласый Т. 1: Теоретическая педагогика. - 2013. -777 с.

Дополнительная литература:

1. Столяренко Л. Д. Педагогика [Текст]: учеб.для пед. колледжей / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 448с.

2. Педагогик а [Текст]: учеб.пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - Москва:Высш. образование, 2007. - 430 с.

3. Педагогика: словарь-справочник коррекционного педагога/ авт.-сост. А. В. Виневская; под общ. ред. М. А. Пуйловой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. -268 с.

 

Понятие о коллективе.

Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе определенной общественно значимой деятельности, является сложным социальным образованием, живым социальным организмом.

Признаки коллектива (по А.С.Макаренко):

а) совместная устремленность к социально значимым целям деятельности;

б) совместная деятельность членов коллектива;

в) отношения взаимной ответственности между членами коллектива;

г) организация органов самоуправления;

д) коллектив - часть общества, связан с другими коллективами.

Любой коллектив имеет структура, цели, ценности. И в каждом коллективе есть определенная атмосфера.

 

 

Цели Совместная целеустремлённость к социально значимым целям. Единство общей и частных целей членов коллектива
Структура Определённая структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений. Гуманизм и свобода во взаимоотношениях членов коллектива. Наличие органов самоуправления
Ценности Общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации. Деловое сотрудничества. Ответственность за совместные действия
Атмосфера Общая интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат. Психологическая и социальная защита личности

 

В коллективе должен быть руководитель, должны быть определенные обязанности у каждого члена коллектива. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений, а также ответственная зависимость между людьми.

В коллективе устанавливаются различные отношения:

- деловые, официальные (контроль, взаимная ответственность, взаимозависимость);

- неофициальные (заинтересованность, внимание);

- межличностные (любовь, симпатия, интерес, неприязнь).

В коллективе объединены разные личности, которые имеют общую цель и общую деятельность для достижения этой цели. В каждом коллективе имеются свои правила и нормы поведения, которые регулируют деятельность коллектива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.021 с.)