Свобода и необходимость в Человеческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода и необходимость в Человеческой деятельности



 

Свобода личности сегодня выступает как важнейшая ценность цивилизованного человечества. Как бы не стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, т.е. безграничной свободы не бывает. Поэтому, во Всеобщей декларации прав человека говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Таким образом, абсолютно свободным человек быть не может. И одним из ограничителей являются права и свободы других людей.

Свободаэто способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, представлениями и желаниями, осуществлять свой основной выбор и создавать условия для самореализации.

Свобода как познанная необходимость предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.

Для понимания этого определения обратимся к примеру: Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут быть жертвами опасной стихии. В этом же случае этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится.

Свобода и ответственность тесно связаны между собой. У каждого человека есть выбор, например использовать или не использовать наркотические средства или алкоголь для снятия стресса, которые разрушают человеческий организм. Подлинно свободный человек, не поддающийся пагубному влиянию вредных привычек, выберет здоровый образ жизни. Если же человек преступает социальные нормы, то к нему применяются негативные санкции со стороны общества, которое не одобряет такое поведение, в виде уголовной, административной, материальной и других видах ответственности.  Но понятие ответственности связано не только с внешними формами воздействия на человека, но и с важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Речь идет о чувстве ответственности, долге. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих.

Ответственностьобъективный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Социальная ответственность - склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

 

Практическая часть:

1. Верны ли следующие суждения о трудовой деятельности?

А. Показателем эффективности трудовой деятельности является ее востребованность в обществе.

Б. Количество продукции, услуг, изготавливаемых субъектом в единицу времени, называется технологическим процессом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о потребностях?

А. Потребности человека определяют объем, цель и качество его деятельности.

Б. К числу идеальных потребностей относится потребность в безопасности и стабильности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Игра – очень важный вид деятельности. (Б) Ребенок играет в маму, в летчика, в продавца, водителя, при этом он повторяет действия старших, приобретает первый опыт человеческой деятельности. (В) Игра деятельность, ориентированная не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры – ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку (Г).  Игра учит планировать свои действия, намечать цели, искать подходящие средства. (Д) Особенно сильно влияет игровая деятельность на развитие многообразных личностных качеств.

Определите, какие положения носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) теоретический характер

4. Верны ли следующие суждения?

А. Только в деятельности возможно развитие задатков до уровня способностей.

Б. К числу общих интеллектуальных особенностей относятся повышенная гибкость суставов, острый слух, звонкий голос.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Исследования, связанные с изучением влияния генно-модифицированных продуктов на организм человека, являются примером деятельности

1) прогностической

2) социально-преобразовательной

3) познавательной

4) ценностно-ориентационной

6. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к практической деятельности. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда.

1) земледелие, 2) реформа, 3) производство, 4) идеология 5) строительство 6) прогнозирование

7. Деятельность художника, работающего над картиной, и повара, приготовившего свое фирменное блюдо, является творческой. Найдите в предложенном списке характеристики данного вида деятельности человека.

1) создание нечто нового, оригинального, ранее не существовавшего

2) строгое следование инструкциям и установившимся мнениям авторитетных людей

3) использование нестандартных приемов, методов, материалов

4) большую роль играет интуиция и импровизация

5) точное копирование уже существующего произведения, блюда

6) формализация деятельности

8. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности

1) экономической

2) духовной

3) социальной

4) политической

9. В предвыборной кампании, проводимой политическими партиями, электорат выступает в качестве

1) объекта деятельности

2) субъекта деятельности

3) цели деятельности

4) средства деятельности

10. Ниже приведены потребности человека. Все они, за исключением двух, являются физиологическими. Найдите две потребности, выпадающие из этого ряда.

1) свет, 2) пища, 3) вода, 4) кислород, 5) тепло, 6) сон, 7) безопасность, 8) общение

11. Установите соответствие между отдельными видами деятельности человека и ее типами.

Виды деятельности Типы деятельности
А) материально-производственная 1) практическая деятельность
Б) познавательная 2) духовная деятельность
В) социально-преобразовательная  
Г) прогностическая  
Д) ценностно-ориентационная  

 

12.  В отличие от животных, деятельность человека носит

1) активный характер

2) приспособительный характер

3) индивидуальный характер

4) преобразовательный характер

13.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех понятий представленного ниже ряда.

1) цель труда, 2) предмет труда, 3) структура процесса труда, 4) средства труда, 5) результат труда

14. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека по преимуществу носит сознательный характер.

Б. Деятельность человека всегда созидательна.

1) верно только А                          3) верны оба суждения

2) верно только Б                          4) оба суждения неверны

15. Коллектив авторов работал над созданием определенного продукта. Какая дополнительная информация позволит определить деятельность коллектива как творческую?

1) деятельность носила интеллектуальный характер

2) в процессе деятельности были использованы труды других авторов

3) субъектом деятельности выступил коллектив авторов

4) результатом деятельности стало создание продукта, не имеющего аналогов

16.  Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека преобразует окружающий мир и меняет самого человека.

В. Человеку не всегда удается планировать и контролировать свою деятельность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17.  Что отличает познавательную деятельность?

1) получение практически полезного результата

2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека

3) необходимость совместных действий с другими людьми

4) направленность на получение новой информации

18. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является

1) проявление активности

2) целеполагание

3) приспособление к среде обитания

4) взаимодействие с окружающим миром

19. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется

1) духовной

2) познавательной

3) ценностно-ориентированной

4) практической

20.  К практической деятельности относится

1) производство материальных благ

2) познание законов развития природы

3) формирование религиозных представлений в мире

4) сочинение музыки

21. Игра в отличие от труда

1) носит условный характер

2) допускает использование вспомогательных предметов

3) предполагает общение

4) может носить коллективный характер

 

22. Труд в отличие от общения

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4) предполагает наличие цели

23. Ниже приведен ряд характеристик, относящихся к понятию «деятельность человека».

Сознательная, целенаправленная, инстинктивная, целесообразная, разрушительная, творческая.

Найдите и запишите характеристику, «выпадающую» из того ряда и относящуюся к другому понятию.

     24.  Какие виды деятельности не указаны в схеме?

Виды деятельности
творческая
духовная

 

 


25. Какие слова пропущены в приведенной схеме?

Структура деятельности
средства
…..
действия
 

 

 


26.  Завершите фразу:

«Осознанный образ результатов, на достижение которого направлена деятельность, - это ________».

 

     27. Прочитайте приведенный ниже текст, вставьте пропущенные слова.

    «Мотивом _________ (А) называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная _________(Б) человека. Это определенная форма связи с внешним миром __________ (В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются ___________ (Г). Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как __________ (Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к ___________ (Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности.».

Слова:

1) потребность

2) деятельность

3) причина

4) социальный

5) естественный

6) подлинный

7) социализация

8) личность

9) идеальный (духовный)

28. Прочитайте приведенный ниже текст, вставьте пропущенные слова.

Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с ______ (А). Основное ее содержание – изменение и ________ (Б) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на _______ (В) материальной или духовной культуры. Деятельность всегда связана с определенной _______ (Г), она и осуществляется   ради ее удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как _______ (Д), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, _______ (Е), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий и поступков.

Слова:

1) окружающий мир

2) преобразование

3) приспособление

4) результат

5) сознательность

6) производство

7) потребность

8) потребление

9) мотив

29. Выберите среди предложенного списка социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную кампанию, специализирующуюся  в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований, недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию, на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержке теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, теплые сапоги и куртки.

30. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создает собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением.

Найдите в приведенном списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели.

1) поступление в институт

2) занятия в художественной студии

3) изучение математики

4) получение профессии архитектора

5) опыт создания собственных работ

6) выбор профессии

31. В процессе подготовки в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.048 с.)