Разработанная американским психологом А. Маслоу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработанная американским психологом А. Маслоу



Первичные Физиологические потребности: в  воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе Экзистенциональные потребности: (от лат. слова «существование»), в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне
Вторичные Социальные потребности: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими Престижные потребности: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте Духовные (идеальные) потребности: в самореализации, самовыражении

    Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.

    Социальные установкиэто общая ориентация человека на определенный социальный объект. Таким объектом может быть семья. В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя, индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранении или, напротив, не расположен сохранять брак. От этого зависит его поведение, его действия.

    Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения.

    Убежденияэто устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

    В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы.

    Интересыэто ценности, характерные для определенной группы людей.  Их можно классифицировать по их носителям:  (индивидуальные, групповые, общественные) и по направленности (социальные, политические, духовные, экономические).

    С интересами связаны идеалы: общественные и нравственные.

    Общественный идеалэто образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представления о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве.

    Нравственный идеалэто представление о достойном подражания образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми.

    Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляются и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания, например, интуиция. В деятельности большое значение имеет вол я, т.е. способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая возможные препятствия.

     Человек рождается с задатками. Но, чтобы задатки стали способностями, их необходимо развивать. Способности – индивидуальные черты личности, от которых зависит его успешность в определенных видах деятельности.

    Уровень развития способностей выражается с помощью понятий талант и гениальность.

    Талант – совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.

    Гениальность – высшая форма развития таланта, позволяющая осуществлять революционные сдвиги в определенных сферах деятельности.

Классификации видов деятельности:

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего, деятельность различают на духовную и практическую.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.

Духовная деятельность связана с изменениями сознания людей.

 

Практическая деятельность

Духовная деятельность

материально-производственная социально-преобразующая познавательная ценностно-ориентировочная прогностическая
преобразование природы преобразование общества (например, реформы: политическая деятельность включает в себя такие виды деятельности как партийно-политическую, парламентскую, организационную, пропагандисткою), воспитательная Отражение действительности в художественной и научной форме в мифах и религиозных учениях Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения Планирование или предвидение возможных изменений действительности

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, материально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развитию науки.

В многообразии видов деятельности выделяют созидательную и разрушительную. Под созидательной деятельностью понимают строительство городов и сел, цветущие сады, промышленные изделия, книги, научные открытия, позволяющие лечить больных и т.д. Под разрушительной деятельностью понимают войны, погибших мирных жителей, разрушенные здания, уничтоженные духовные ценности, бюрократизм.

Творческая деятельность – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Важное место в творческой деятельности имеют воображение, фантазия, т.е. отражение  в сознании человека  явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение позволяют опережать практику, предвидеть возможные изменения. Фантазия – это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели, когда информации для достижения цели недостаточно.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция – знание, происхождение которого не осознается. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Современная наука доказывает, что любой человек обладает способностями к творческой деятельности. Однако, способности необходимо развивать. Для этого необходимо овладевать знаниями, способами деятельности. По словам великого русского композитора П.И. Чайковского: «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

 

Основные виды деятельности людей:

· Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Общение включает обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями.

· Труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

· Игра – деятельность, ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры – ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Игровая деятельность бывает предметной, сюжетно-ролевой, интеллектуальной, спортивной. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

· Учение – вид деятельности, направленный на приобретение знаний и способов действий.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.005 с.)