Акты конституционного суда РФ по вопросам налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акты конституционного суда РФ по вопросам налогообложения



 

  Большое значение в регулировании вопросов налогообложения имеют решения Конституционного суда РФ (КС РФ).

  Конституционный суд РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ»)

Рассматривая жалобы и заявления граждан, предприятий, государственных органов, КС РФ толкует конституционные нормы, даёт конституционное толкование нормативных актов, интерпретирует общие принципы права. Сформулированные КС РФ правовые нормы имеют особую форму – это правовая позиция КС РФ. Правовая позиция КС РФ – это прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивированной части постановления КС РФ.

  Нормативное толкование КС РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, является официальным и обязательным. Правовая позиция КС РФ распространяется не только на участников конкретного конституционного спора, при рассмотрении которого она была сформулирована, но направлена неограниченному кругу лиц. Поэтому все решения КС РФ являются источниками права, и им присуща материально-правовая сила закона.

  Как указывает судья Н.В. Витрук, на основе решений КС РФ законодательные органы, не дожидаясь отмены положений, противоречащих правовой позиции КС РФ, должны самостоятельно внести соответствующие коррективы в законы.

  Согласно ст. 6 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» решения КС РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

  КС РФ в ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах толкует конституционные нормы и формулирует основные принципы налогообложения. В случае, если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, КС РФ объявляет эти акты не соответствующими РФ.

  КС РФ в определённых пределах выполняет правотворческую функцию, осуществляя конкретизацию норм Конституции РФ. КС РФ создаёт новые нормы, особенно процедурного характера, восполняет пробелы Конституции РФ.

  Изучение правовых позиций КС РФ по вопросам налогообложения и сборов в основном состоит в изучении сформулированных в его постановлениях основных принципов налогообложения и сборов, определении их содержания, сфер и способов применения.

Решения КС РФ, содержащие нормы, регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права.

 

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ НАЛОГА

  Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

  Функции налога – это направления правового воздействия нормы налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

  Единого мнения среди учёных относительно количества функций налога нет. В качестве основных и общепринятых функций можно назвать следующие:

1)  фискальная функция, т.е. процесс формирования бюджетного фонда страны. Здесь очень чётко проявляется общественное значение налога – это обеспечение страны необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством этой функции образуется централизованный денежный фонд страны, производится изъятие части доходов граждан и организаций для содержания государственного аппарата, обороны страны и определённой части непроизводственной сферы (учреждений культуры, учебных заведений, учреждений здравоохранения и др.);

2) регулирующая функция. Рассматриваемая функция налогов предполагает, что налоги влияют на экономику: стимулируют и сдерживают темпы воспроизводства, усиливают и ослабляют процесс накопления капитала и т.д. Налоги имеют большое значение для общества, так как государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, существенно способствует решению актуальных для общества проблем;

3) стимулирующая функция. Эта функция по отношению к налогам проявляется в том, что государство посредством налогов, определённых льгот и санкций стимулирует технический прогресс, увеличивает число рабочих мест, стимулирует рост капиталовложений в производство и др. Стимулирование технического прогресса посредством налогов заключается в том, что суммы прибыли, которые направлены на реконструкцию, расширение производства товаров и оборудование для него и ряда других нужд, освобождаются от уплаты налогов;

4) распределительная функция. Данная функция заключается в том, что при помощи налогов в государственном бюджете происходит концентрация денежных средств, которые потом направляются на решение хозяйственных проблем, возникающих в обществе и носящих производственный и социальный характер. Указанные средства направляются также на финансирование крупных межотраслевых и комплексных федеральных целевых программ, например в сфере экономики страны или научно-технического прогресса.

ПРИЗНАКИ И ВИДЫ НАЛОГОВ

Из определения налога, данного в ст. 8 НК РФ, можно выделить следующие его основные признаки:

1) отчуждение имущества в виде денежных средств;

2) обязательность;

3) индивидуальная безвозмездность;

4) безвозвратность;

5) специальная цель – обеспечение финансовой деятельности публичного субъекта.

В качестве дополнительных к уже названным признакам можно отнести такие, как:

1) установление законом;

2) односторонний характер установления налога;

3) обеспеченность государственным принуждением;

4) отсутствие характера наказания или контрибуции.

 Выделяют различные виды налогов в зависимости от основания их классификации:

1)   по механизму формирования налога:

а) прямые – налоги на доходы и имущество;

б) косвенные – налоги на товары и услуги;

2) по порядку определения окладной суммы:

а) раскладочные (репартиционные) налоги – исходят из потребности покрыть конкретный расход;

б) количественные (долевые, квотативные) налоги – устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходы) налогоплательщика;

3) как источник доходов бюджета:

а) закреплённые, т.е. налоги, которые на длительный период закреплены как источник бюджета;

б) регулирующие – налоги, суммы которых ежегодно при утверждении федерального бюджета перераспределяются между бюджетами для покрытия дефицита;

4) по порядку установления и введения:

а) федеральные налоги устанавливаются и вводятся решением высшего представительного органа государства, обязательны к уплате на всей территории РФ;

б) региональные налоги вводятся на территории субъекта РФ законом субъекта РФ;

в) местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории муниципального образования;

5) по бюджетному назначению:

а) общие налоги – налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода;

б) целевые налоги – налоги, предназначенные непосредственно для покрытия определённых расходов;

6) по признаку периодичности:

а) регулярные налоги взимаются с определённой периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия каким-то видом деятельности, приносящим доход;

б) разовые налоги, уплата которых связывается с событиями, не образующими системы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.01 с.)