Стили речи. Лингвистический анализ текста художественного стиля. Соблюдение норм речевого поведения. Взаимосвязь языка и культуры. Лингвистический анализ текста научного стиля. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения
При проверке тестовых заданий подсчитывается количество набранных баллов, что соответствует:
№
| Критерии оценивания
| Баллы
|
I
| Содержание сочинения
|
|
К1
| Формулировка проблем исходного текста
|
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных и формулировкой проблемы, нет
| 1
|
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну
из проблем исходного текста.
* Если экзаменуемый не сформулировал или
сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из
частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то
такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов
| 0
|
К2
| Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
|
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы
исходного текста, в комментарии нет
| 5
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована
с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена
смысловая связь между ними,
или
выявлена смысловая связь между примерами, но дано
пояснение только к одному примеру.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы
исходного текста, в комментарии нет
| 4
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована
с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций
из прочитанного текста, важных для понимания проблемы,
но дал пояснение только к одному примеру, смысловую связь
между примерами не выявил,
или
экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного
текста, важный для понимания проблемы и дал пояснение к нему,
или
привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. Указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
| 3
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. Смысловая связь между
примерами-иллюстрациями не выявлена
| 2
|
Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы,
но не пояснил его значение
| 1
|
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для
понимания проблемы, не приведены,
или
проблема прокомментирована без опоры на исходный текст,
или
в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или
вместо комментария дан простой пересказ текста,
или
вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста
| 0
|
К3
| Отражение позиции автора исходного текста
|
|
| Экзаменуемый верно сформулировал (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции
автора исходного текста, нет
| 1
|
Позиция автора исходного текста экзаменуемым
сформулирована неверно,
или
позиция автора исходного текста не сформулирована
| 0
|
К4
| Отношение к позиции автора по проблеме исходного
текста
| 1
|
| Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись с автором) и обосновал его
|
|
| Экзаменуемый не выразил своё отношение к позиции автора
текста,
или
размышления экзаменуемого не сформулированной проблеме,
или
мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например,
«Я согласен / не согласен с автором»)
| 0
|
II
| Речевое оформление сочинения
|
|
К5
| Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
|
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
| 2
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
| 1
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
| 0
|
К6
| Точность и выразительность речи
|
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения
мысли, разнообразием грамматического строя речи.
* Высший балл по этому критерию получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
| 2
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения
мысли, но
прослеживается однообразие грамматического строя речи,
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием
грамматического строя речи,
но
есть нарушения точности выражения мысли
| 1
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
| 0
|
III
| Грамотность
|
|
К7
| Соблюдение орфографических норм
|
|
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая
ошибка)
| 3
|
Допущены одна-две ошибки
| 2
|
Допущены три- четыре ошибки
| 1
|
Допущено пять и более ошибок
| 0
|
К8
| Соблюдение пунктуационных норм
|
|
| Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая
ошибка)
| 3
|
Допущены одна – три ошибки
| 2
|
Допущены четыре- пять ошибок
| 1
|
Допущено шесть и более ошибок
| 0
|
К9
| Соблюдение грамматических норм
|
|
| Грамматических ошибок нет
| 2
|
Допущены одна- две ошибки
| 1
|
Допущено три и более ошибок
| 0
|
К10
| Соблюдение речевых норм
|
|
| Допущено не более одной речевой ошибки
| 2
|
Допущены две-три ошибки
| 1
|
Допущено четыре и более ошибок
| 0
|
К11
| Соблюдение этических норм
|
|
| Этические ошибки в работе отсутствуют
| 1
|
Допущены этические ошибки (одна и более)
| 0
|
К12
| Соблюдение фактологической точности в фоновом
материале
|
|
| Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
| 1
|
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале
| 0
|
Максимальное количество баллов за всю письменную работу 24 (К1–К12)
|
|
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения (при подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов (если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста).
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях: