Лексика. Фразеология. Лексикография. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексика. Фразеология. Лексикография.



ПАМЯТКА

 для экстерна по учебному предмету Русский язык за 10 класс

Содержание.

  Слово о русском языке.

Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы.

Лексика. Фразеология. Лексикография.

Слово и его значение. Диалекты как историческая база литературных языков. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур Происхождение лексики. Лексическая норма. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы Фигуры речи Лингвистический анализ текста с решением тестовых задач. Синтаксические средства Лексические средства Лингвистический анализ поэтического текста Омонимы, синонимы, антонимы. Употребление синонимов и антонимов в речи. Синонимия в системе русского языка. Работа со словарями Паронимы и их употребление. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Текст. Признаки текста. Информационная переработка текста. Конспект. Выписки. Написание тезисов, доклада. Составление деловых документов различных жанров. Культура публичной речи.

Фонетика, графика, орфоэпия.

Звуки и буквы. Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Контрольная работа №1 по темам: «Лексика, фразеология, лексикография», «Орфоэпия». Анализ контрольной работы

Морфемика и словообразование.

 Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Основные способы формообразования в современном русском языке Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Формообразование. Взаимосвязь морфемики и словообразования.

Морфология и орфография

Чередование гласных в корне. Безударные гласные в корне. Совершенствование орфографических умений и навыков Словарный диктант. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких и глухих  согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-. Гласные И-Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь Употребление прописных букв. Правила переноса. Диктант по теме «Орфография» Анализ диктанта. Систематизация знаний о частях речи

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных Правописание сложных имён существительных Контрольная работа по теме «Морфология и орфография». Анализ работы.

Имя прилагательное как часть речи. Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Словарный диктант. Р/р Сочинение -рассуждение.

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Разряды местоимений. Правописание местоимений

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола Правописание личных окончаний глаголов Правописание суффиксов глаголов

Причастие. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н. и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие. Образование деепричастий Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребления деепричастий.

Наречие как часть речи. Употребление наречий в речи, образование наречий. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Слова категории состояния.

Служебные части речи

Предлог. Производные и непроизводные, простые и сложные предлоги. Правописание производных предлогов

Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Союзные слова. Правописание союзов.

Частицы. Разряды частиц. Правописание частиц

Междометия как особый разряд слов

Звукоподражательные слова

Задание с развернутым ответом (сочинение). Проблематика исходного текста. Пути подхода к комментарию проблемы.

Учебник.

Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобра­зовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011. — 448 с.

 

Тест в формате ЕГЭ

При проверке тестовых заданий подсчитывается количество набранных баллов, что соответствует:

100-85%, полученных баллов от максимального количества – 5 (отлично)

84-65% - 4 (хорошо)

64-49% - 3 (удовлетворительно)

48 % и ниже – 2 (неудовлетворительно)

Оценивание сочинения

Критерии оценивания Баллы
I Содержание сочинения  
К1 Формулировка проблем исходного текста  
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Фактических ошибок,    связанных и формулировкой проблемы, нет      1
Экзаменуемый     не смог     верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.                                 * Если       экзаменуемый    не   сформулировал  или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов 0
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста        
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.            Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.        Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 5
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.                                 Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,                               или                                                           выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру.                  Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет                  4
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.                                             Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дал пояснение только к одному примеру, смысловую связь между примерами не выявил,                                           или                                                                       экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы и дал пояснение к нему, или привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. Указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 3
Экзаменуемый     привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но  не пояснил их значение. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не выявлена 2
Экзаменуемый     привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение             1
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста 0
К3 Отражение позиции автора исходного текста  
Экзаменуемый верно сформулировал (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.                   Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет 1
Позиция    автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,              или                                   позиция автора исходного текста не сформулирована 0
К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста                   1
  Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по   проблеме (согласившись с автором) и обосновал его  
  Экзаменуемый не выразил своё отношение к позиции автора текста,                                                           или                                               размышления экзаменуемого не сформулированной проблеме, или                                               мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») 0
II Речевое оформление сочинения  
К5 Смысловая цельность, речевая    связность и последовательность изложения         
Работа       экзаменуемого     характеризуется   смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:                                                   – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;                            – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа       экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но                                                             допущена одна логическая ошибка,                     и/или                                                        в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,                                                                   но                                                             допущено более одной логической ошибки,       и/или                                                        имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
К6 Точность и выразительность речи  
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по   этому критерию получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10     2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но                                    прослеживается однообразие грамматического строя речи, или                                   работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,                     но                                      есть нарушения точности выражения мысли        1
Работа       экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи         0
III Грамотность  
К7 Соблюдение орфографических норм  
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)    3
Допущены одна-две ошибки 2
Допущены три- четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
К8 Соблюдение пунктуационных норм  
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)    3
Допущены одна – три ошибки 2
Допущены четыре- пять ошибок 1
Допущено шесть и более ошибок 0
К9 Соблюдение грамматических норм  
Грамматических ошибок нет 2
Допущены одна- две ошибки 1
Допущено три и более ошибок 0
К10 Соблюдение речевых норм  
Допущено не более одной речевой ошибки 2
Допущены две-три ошибки 1
Допущено четыре и более ошибок 0
К11 Соблюдение этических норм  
Этические ошибки в работе отсутствуют 1
Допущены этические ошибки (одна и более) 0
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале  
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале 0

Максимальное    количество баллов за    всю письменную работу 24 (К1–К12)                                                                

 

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения (при подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов (если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста).

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
  • К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

ПАМЯТКА

 для экстерна по учебному предмету Русский язык за 10 класс

Содержание.

  Слово о русском языке.

Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы.

Лексика. Фразеология. Лексикография.

Слово и его значение. Диалекты как историческая база литературных языков. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур Происхождение лексики. Лексическая норма. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы Фигуры речи Лингвистический анализ текста с решением тестовых задач. Синтаксические средства Лексические средства Лингвистический анализ поэтического текста Омонимы, синонимы, антонимы. Употребление синонимов и антонимов в речи. Синонимия в системе русского языка. Работа со словарями Паронимы и их употребление. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Текст. Признаки текста. Информационная переработка текста. Конспект. Выписки. Написание тезисов, доклада. Составление деловых документов различных жанров. Культура публичной речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.013 с.)