Методика организации и проведения урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации и проведения урока



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К проведению урока

«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

 

Пермь, 2016

 

 

Методические рекомендации разработаны государственным автономным учреждением «Институт развития образования Пермского края» специалистами отдела профессионального образования по поручению Министерства образования Пермского края в соответствии с Правительственной телеграммой от 24.06.2016 г. №СЭД-01-49-116 «О проведении уроков на тему «Моя будущая профессия».

Даны рекомендации по организации урока по теме «Моя будущая профессия» для обучающихся разных возрастных групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Разработчики:

 

Клюева Галина Анатольевна, доцент, кандидат педагогических наук, начальник отдела профессионального образования

Никонова Татьяна Викторовна, доцент, кандидат педагогических наук

Цецегова Елена Владимировна, главный специалист профконсультант, психолог, бизнес-тренер, коуч

Кашина Елизавета Сергеевна, специалист профконсультант, психолог, коуч

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В числе приоритетных направлений современной государственной политики России выделяется формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в позитивных видах деятельности, в том числе профессиональной ориентации. Ученые (А.Г. Асмолов, А.Н.Лейбович, С.Н. Чистякова и др.), занимающиеся формулировкой задач, содержания и технологии профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека в современной России, акцентируют внимание на современном глобальном контексте, в котором приходится решать вопросы подготовки человека к его профессиональному и жизненному выбору; отмечают значимость механизмов социального партнерства в современной системе профориентации, поскольку в современном обществе профессиональный выбор есть не что иное, как социальный договор.

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда[1].

Современный запрос государства и общества в высококвалифицированных кадрах, направленный с одной стороны на выявление и реализацию профессиональных интересов и возможностей населения, с другой – на устранение дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, обозначил переход от системы профориентации школьников к системе непрерывной поддержки (профнавигация) профессионального выбора на протяжении всей жизни. Направление движения в управлении и организации работы по профориентации обучающихся – переход от идеи реализации профориентационных мероприятий к идее сопровождения процесса профессионального самоопределения и формирования профориентационных компетенций.

Несовершеннолетние обучающиеся и воспитанники в будущем должны стать активными участниками современного российского общества и профессионалами, обладающими необходимыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями в той или иной профессиональной сфере. Школа – единственная институция, охватывающая всех без исключения детей и подростков самых разных возрастов, сензитивных для формирования у них готовности к профессиональному выбору. Именно поэтому школа является главным агентом государственной политики и государственной координации в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся школьного возраста. Основная роль школы в новом контексте заключается в организационно-техническом сопровождении и информационном посредничестве между учениками и их родителями, с одной стороны, и с организациями дополнительного, профессионального и высшего образования, предприятиями и специализированными центрами профориентации, как внешним контуром профориентации, с другой.

Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по служебной лестнице, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы.

Поэтому предложение в преддверии начала нового учебного года провести во всех общеобразовательных учреждениях, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья во всех регионах страны уроки на тему «Моя будущая профессия» столь актуально и может стать началом системной работы школ в этом направлении.

В связи с этим Методические рекомендации составлены в помощь преподавателям и администрации общеобразовательных учреждений для подготовки и проведения в начале 2016-2017 учебного года урока «Моя будущая профессия» в 1-11 классах. Возможность применения методических материалов для широкого возрастного диапазона и категорий обучающихся будет обеспечена вариативностью методических средств, предложенных для применения, и отбором соответствующего содержания.

В методические рекомендации включены материалы, учитывающие основные задачи и ведущие средства, используемые для профориентации школьников разных возрастных групп, результаты которой послужат опорой при планировании профориентационной работы с классом на учебный год и далее, в зависимости от мотивации и развития коллектива школьников (Приложение 1).

В разделе «В помощь учителю» данных методических рекомендаций предложены материалы, которые помогут учителю при подготовке к уроку «Моя будущая профессия». Учитель также может использовать и другие материалы, и собственные наработки.


СЦЕНАРНАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Ведущая идея.

Для правильного выбора профессии важна обоснованность выбора, придающая уверенность в собственных действиях, поэтому для каждого человека (не зависимо от возраста) важно:

- знать новые профессии, перспективы развития экономики и промышленности в той сфере, где сфокусированы личные интересы, интересы родителей, а в старшей школе и интересы региона;

- знать, понадобится ли обществу твой труд (знание о социальной значимости выбранной обучающимся профессии);

- знать перспективы развития и все аспекты (условия труда, ограничения, уровень образования, размер оплаты труда и др.) той профессии, которую хотят получить (знание о содержании труда и перспектив развития выбранной профессии);

- соотнести содержание и условия будущей деятельности с личными способностями и интересами (уверенность в собственной пригодности к выбранной профессии);

- выяснить, где можно получить данную профессию и реально оценивать возможности обучения (поступления) в это учебное заведение (знание требований выбранного учебного заведения, предъявляемых абитуриентам).

Цель: рефлексия знаний о сфере профессиональной деятельности, определение вектора продвижения в профессиональном самоопределении.

Задачи:

- расширение кругозора обучающихся в сфере перспективных профессий (Атлас профессий - 2020),

- осознание значимости профессионального самоопределения,

- проектирование зоны деятельности в профессиональном самоопределении.

 

Методическая цель: создание событийного пространства для формирования личностно-значимого результата в зоне ближайшего развития обучающихся.


 

 

КОНСТРУКТОР ЗАНЯТИЯ

 

Этап занятия

Методические элементы занятия по профориентации – Приложение 4

Постановка проблемы, актуализация темы 1  Притча о труде 2 Притча Два плуга 3 Детская сказка об одаренности 4 Встреча с интересным/ творческим/ известным человеком труда 5 Стихотворение Кто по жизни ты? 6 Восточная притча о таланте и гениальности 7 Стихотворение об отношении к труду 8 Игра Волшебный магазин 9 Открывающие вопросы
Организация взаимодействия, групповой работы 10 Игра Карусель 11 Игра Отдых на теплоходе 12 Игра Летний лагерь 13 Человек в мире профессий 14 Пошаговый алгоритм выбора профессии 15 Колесо профессионального выбора 16 Трансформация профессий 17 Игра Смопрезентация 18 Открывающие вопросы
Подведение итогов. Выбор дальнейшего пути 19 Принцип правильного выбора профессии 20 Типичные ошибки при выборе профессии 21 Лестница успеха 22 Линия времени 23 ТОП-50 наиболее востребованных профессий 24 Притча о результатах 25 Упражнение «Золушка и Архитектор» 26 Упражнение «Мои достижения» 27 Открывающие вопросы
Тематические разминки 28 Игра «Кому принадлежит фраза» 29 Игра «Словарь профессий» 30 Игра «Пословицы» 31 Игра «Загадки-картинки» 32 Игра «Изобрази профессию» 33 Игра «Мимические маски» 34 Викторина «Кто по профессии» 35 Разминка-конкурс «Анаграммы-профессионалы» 36 Тест-шутка «А не гений ли вы?»

Дополнительная информация

Экспресс-диагностика и/или самодиагностика 37 Вы можете проверить свою готовность к выбору профессии? 38 Тест для определения профессиональных склонностей 39 Анкета притязаний (М.Р. Гинзбург) 40 Методика «Кем быть?» 41 Методика «Мое любимое дело» 42 Методика «Факторы, влияющие на здоровье» 43 Игра- самопознание «Рука»   44 Методика «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности» 45 Методика «Тип мышления»
Работа с интернет-ресурсами

46

http://atlas100.ru Атлас новых профессий.

 

47

http://www.shkolniky.ru Мир профессий. Профессиограммы более ста профессий.

48

http://smartia.me/tests/

 Бесплатные тесты по профориентации

 

 


Приложение 1 – Основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (по ступеням образования)

Ступень образования Задачи Рекомендуемые виды учебной деятельности
Начальное общее образование (1-4 кл.) - Выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения. - Формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий; элементарных представлений о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека и общества - Общее знакомство с миром профессионального труда, включая: рассказы родителей и других специалистов о профессиях; экскурсии на предприятия микрорайона, района, города. - Практико-ориентированные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, в том числе в кружках и студиях технического и художественного творчества. - Творческие конкурсы практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и мануальными способностями.
Основное общее образование (5-7 кл.) - Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению. - Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности. - Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализации взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой). - Родительские мастер-классы по профессиям. - Система ориентационных проектов, реализуемых во внеклассной деятельности. - Экскурсии на предприятия. - Творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и мануальными способностями. - Работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио.
Основное общее образование (8-9 кл.) - Определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов. - Формирование учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры. - Формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами. - Построение учащимися личной профессиональной перспективы (включая альтернативные варианты построения образовательной и профессиональной траектории). - Подготовка к обучению по индивидуальным учебным планам в старшей школе. - Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов. - Знакомство с перечнями профессий, специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка в системе профессионального и высшего образования. - Обсуждение потребительских профилей интересующих профессий. - Система предпрофильных элективных мини-курсов профессиональной направленности и профессиональных проб. - Информационная работа с семьями, включая составление образовательной карты города, района. - Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, профориентационные тренинги, тематические конференции и телеконференции). - Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи, беседы). - Творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и мануальными способностями. - Летние профориентационные лагеря (смены). - Работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио.
Среднее (полное) общее образование - Уточнение профильного выбора в условиях вариативного обучения; проектирование после-школьного образовательно-профессионального маршрута (с учетом введения в вузах бакалавриата); знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки. - Формирование ценности самообразования и саморазвития. - Использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов. - Система профильных элективных курсов и профессиональных проб. - Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, профориентационные тренинги, тематические конференции и телеконференции). - Внеклассная проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование мира профессиональной деятельности). - Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи, беседы, лекции, реализация проектов под руководством профессионалов). - Творческие конкурсы практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и мануальными способностями. - Летние профориентационные лагеря (смены). - Работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио.
Дополнительное образование детей - Создание атмосферы увлечённости творческой, продуктивной, проектно-исследовательской деятельностью. -Поиск, обор и поддержка детей с мануальной одарённостью. - Использование максимально разнообразного спектра видов деятельности, активно-деятельностных форм и методов работы. - Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью. - «Хэнд-хантинг» как система творческих конкурсов, диагностических и других форм работы с детьми и подростками, имеющими инженерно-технические и мануальные способности. - Работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио.

 



 

Приложение 2 – Нормативно-правовые документы, регламентирующие сферу профориентации обучающихся

 

· Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статьи 42.2; 66.3; 75.1); 

· Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.: № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации социальной государственной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 

· Распоряжение Правительства РФ 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 годы» (в части поддержки региональных программ модернизации профессионального образования, начатой в 2011 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.); 

· Распоряжение Правительства РФ 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы» (Мероприятие 13 – «Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии»);

· Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2015 № 366-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»; 

· Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 30 сентября 2013 № 266 «Об утверждения положение о Всероссийском конкурсе на присуждение Премии «Траектория» за лучшие проекты, содействующие профессиональному самоопределению молодежи»; 

· Совместный приказ Минтруда РФ и Минобрнауки РФ от 27 июля 2013 № 90/985 «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи»;

· Приказ Минтруда РФ от 23 августа 2013 № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»;

· Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июля 2013 № ПК-5вн).

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

· Закон Пермского края от 12.03.2010 №587-ПК (ред. от 28.03.2013) «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края»

· Постановление Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. №345-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы»

· Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 15.08.2013 «Об утверждении формы соглашения на подготовку квалифицированного рабочего, служащего или специалиста среднего звена по программе среднего профессионального образования в профессиональном образовательном учреждении Пермского края»

· Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 10.06.2013 «О межведомственной комиссии по определению и согласованию контрольных цифр приема обучающихся на 2014 год в краевые образовательные учреждения, реализующие программы начального и среднего профессионального образования»

· Закон Пермского края от 20.12.2012 №140-ПК (ред. от 05.06.2013) «О программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы»

· Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. №1318-п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Развитие образования и науки»

· Региональный стандарт профессиональной деятельности в сфере профориентации. КГАОУ ДПО «Пермский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения», 2014.

· Положение о профессиональной ориентации в Пермском крае. КГАОУ ДПО «Пермский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения», 2014

 


 

 

Приложение 3 – Интернет-ресурсы по вопросам выбора профессии и планированию карьеры

1. http://atlas100.ru Атлас профессий

2. http://smartia.me/tests/ Бесплатные тесты по профориентации

3. http://ppk1.perm.ru/LoadFiles/prepodu/Spravochnik-2016.co.pdf Справочник профессиональных образовательных учреждений Пермского края

4. https://eduscan.net/region/595 Вузы Пермского края

5. http://www.shkolniky.ru Столичный центр профориентации «Разумный выбор»

6. http://www.profcareer.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

7. http://www.job.ru  «Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства»

8. http://www.metodkabi.net.ru  «Методический кабинет профориентации» психолога- профконсультанта Галины Резапкиной

9. http://www.proftime.edu.ru  сайт для старшеклассников и специалистов по профориентационной работе «Время выбрать профессию»

10. http://www.proforientator.ru  Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

11. http://www.edu.ru/db/portal/index_org.htm  Портал «Российское образование»

12. http://www.planetaedu.ru  Планета образования

13. http://www.postupim.ru  Поступим.ру – место общения школьников, выпускников и абитуриентов

14. http://www.mosteens.ru/ru/you_future  Портал для московской молодежи

15. http://www.sami-forum.ru  Международный молодежный форум по самоопределению "Мы сами!"

 

 


 

Приложение 4 – Методические элементы занятия по профориентации.

Детская притча о труде

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а младшему – топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего!

А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

Советы успешных людей

(6 минут)

Канал ВикторУспех

https://www.youtube.com/watch?v=O06s3RaJVgE

Да пыль. И больше ничего.

Бывают люди - лодочки

Обычно по серёдочке

Плывут, без сожаления.

Куда несёт течение.

Заденешь – удивляются.

Ударишь – закачаются.

Они не оставляют след.

Им до следов и дела нет.

Бывают люди – ручейки.

Отбившиеся от реки.

Текут, где их не просят.

Во всё смятенье вносят.

Заденешь – растекутся.

Ударишь – разревутся.

Им всё равно куда идти.

Нет цели – нет конца пути.

Бывают люди – огоньки.

На фоне будничной тоски

Они горят, искрятся.

Их участь – выделяться.

Заденешь – согревают.

Ударишь – обжигают.

Скажи, а кто по жизни ты?


 

Дальше сказать о том, что по отношению к своей жизни, своему будущему, можно занимать разную позицию. Можно «плыть по течению», можно доверить свою жизнь другим людям («все решают родители, начальники, жены, мужья…») А можно стать строителем собственной жизни, целенаправленно идти к намеченной цели. И предстоящий разговор о том, как стать тем, кто осознанно планирует свою жизнь, является «архитектором» своей судьбы.

 

Игра «Волшебный магазин»

Один из участников группы приходит в «волшебный магазин», продавец в котором – ведущий урока. Продавец-волшебник может продать участнику все, что только тот может пожелать: здоровье, карьеру, успех, счастье, любовь. Но он требует, чтобы покупатель тоже заплатил за это тем, что ценит в жизни: здоровьем, любовью и т.д.

Во время торговли необходимо задуматься о том, что для тебя действительно ценно и значимо, о настоящих целях и смыслах жизни.

 

Постарайся сформировать понятие о жизненном выборе, его связи с твоей судьбой!

 

9 – «Открывающие» вопросы

1. Представьте, пожалуйста, что вы уже знаете о мире труда и профессиях, что вы уже знаете о себе и своих интересах и способностях, что вы уже знаете о том, где можно научиться профессиям и куда можно пойти работать?

2. И как если бы мы представили, что за этот учебный год, каждый из нас может многое узнать и многому научиться, чтобы быть готовыми к профессиональному выбору… то, что самое важное вы хотели бы получить на сегодняшнем уроке по теме «Моя будущая профессия»?

3. Перед тем как двигаться в путешествие, давайте вместе определим ваши ожидания: Что ценного, важного я хочу узнать, получить на занятии «Моя будущая профессия?»

· Что для меня важно в этой теме?

· Почему это важно для меня сейчас, в этом году?

· Что я почувствую, когда получу это, то, что важно для меня?

· Что в этом самое ценное для меня?

Игра «Карусель»

Учитель просит ребят ответить на вопрос о том, что бы было, если бы все люди не работали?

Летом вы отдыхали: ездили в лагерь, на море, ходили в парк аттракционов. А давайте подумаем, кто организовывает наш отдых, делает его интересным, ярким, безопасным и т.д. Давайте сыграем в игру «Карусель». Кто организовывает наш отдых в парке развлечений, представители каких профессий трудились, были заняты в этом нелегком деле?

Инструкция: Дети вытягивают, заранее подготовленные учителем карточки, на которых написаны краткие характеристики того, чем занимается представитель определенной профессии, зачитывают вслух и угадывают, какая профессия там загадана. Можно эту же игру разыграть по-другому. Дети вытягивают карточки, им дается время для того чтобы подготовить выступление от лица представителя этой профессии, а остальные должны угадать кто же это.

Игра «Отдых на теплоходе»

Учитель просит ребят ответить на вопрос о том, что бы было, если бы все люди не работали?

Летом вы отдыхали: ездили в лагерь, на море, ходили в парк аттракционов. А давайте подумаем, кто организовывает наш отдых, делает его интересным, ярким, безопасным и т.д. Давайте сыграем в игру «Отдых на теплоходе». Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто организовывает наш отдых на теплоходе, представители каких профессий работают над этим?

Инструкция: Дети вытягивают, заранее подготовленные учителем карточки, на которых написаны краткие характеристики того, чем занимается представитель определенной профессии, зачитывают вслух и угадывают, какая профессия там загадана. Можно эту же игру разыграть по-другому. Дети вытягивают карточки, им дается время для того чтобы подготовить выступление от лица представителя этой профессии, а остальные должны угадать кто же это.

 

Игра «Летний лагерь»

Учитель просит ребят ответить на вопрос о том, что бы было, если бы все люди не работали?

Летом вы отдыхали: ездили в лагерь, на море, ходили в парк аттракционов. А давайте подумаем, кто организовывает наш отдых, делает его интересным, ярким, безопасным и т.д. Давайте сыграем в игру «Летний лагерь». Кто организовывает наш отдых в летнем лагере, представители каких профессий трудятся над тем, чтобы сделать наш отдых комфортным?

Инструкция: Дети вытягивают, заранее подготовленные учителем карточки, на которых написаны краткие характеристики того, чем занимается представитель определенной профессии, зачитывают вслух и угадывают, какая профессия там загадана. Можно эту же игру разыграть по-другому. Дети вытягивают карточки, им дается время для того чтобы подготовить выступление от лица представителя этой профессии, а остальные должны угадать кто же это.

Человек в мире профессий

Работа играет очень важную роль в жизни человека. Она оказывает влияние на все сферы его личности. Правильно выбранная профессия вызывает чувство удовлетворения, повышает позитивное представление человека о самом себе и тем самым положительно влияет на самооценку и самоуважение. Человек, отдающийся любимой работе, реализующий себя в ней и ощущающий свой успех, меньше болеет, обладает большей сопротивляемостью к стрессовым ситуациям и физическим недугам.

Поэтому человеку, вступающему в жизнь, так важно определиться и сделать правильный выбор. Между тем эта задача не из легких. Мир профессий необъятен и безбрежен, кроме того, очень динамичен и изменчив. Как вы думаете, сколько всего профессий насчитывается в мире? Более 40 тысяч!

Особенностью современной действительности является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Эта реальность сегодняшнего дня. И она указывает на то, что человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными. Это уже делают сегодня многие профессионалы, и даже студенты колледжей, техникумов, вузов.

Знания о современном мире быстро устаревают, и человек должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придется переучиваться и постоянно повышать квалификацию. Именно поэтому уже сейчас на школьной скамье необходимо развивать в себе умения и навыки самообразования и саморазвития.

Определить раз и навсегда годен или нет человек к какой-то узкой профессии, очень проблематично и даже рискованно. Жизнь преподносит порой неожиданные сюрпризы. Известно, например, что великая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская впервые пришла на подмостки сцены в 29 лет, а до этого никто и не подозревал, что в ней скрыт яркий артистический талант. Значит, многое зависит от активности, целеустремленности, направленности личности.

Итак, профессий много, однако не только познакомиться с каждой, но даже перечислить их трудно. Что делать?

Для начала надо определить не профессию, а сферу человеческой деятельности, наиболее привлекательную для тебя, и задуматься – есть ли у тебя необходимые задатки и способности этой сферы.

Варианты заданий:

Все многочисленные профессии можно разделить на 5 сфер.

Задание 1: Какие сферы труда вы знаете, найдите ответ с помощью сайта http://www.shkolniky.ru

Задание 2: Вспомните, приведите примеры профессий из разных сфер. Найдите, профессии с помощью сайта «Атлас профессий» http://atlas100.ru/catalog/ или http://www.shkolniky.ru/klimov/  

Задание 3: Какие качества личности требуют профессии разных сфер. Найдите примеры с помощью сайта http://www.shkolniky.ru/   

 

Трансформация профессий

Ежегодно появляется множество новых профессий. Некоторые профессии живут лишь 10-15 лет, а затем исчезают или меняются до неузнаваемости.

Найдите профессии, которые появятся после 2020 года с помощью сайта http://atlas100.ru/catalog/    

· Определите на основе каких профессий они возникли?

· Какую пользу они несут обществу?

· Какие способности необходимо развивать, чтобы стать успешным профессионалом?

 

Игра «Самопрезентация»

Инструкция: Вы участвуете в конкурсе на интересную престижную и высокооплачиваемую работу. Вам нужно осуществить самопрезентацию. Каждый пишет о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать работодателя. Затем все по очереди зачитывают свою «саморекламу», а группа помогает, добавляя то, что участник пропустил, т.е. идет редактирование объявлений, дополнение психологических портретов членов группы.

Время на написание 15 минут.

 

18 - «Открывающие» вопросы

· Давайте вместе, подумаем, как мы можем организовать жизнь класса так, чтобы у каждого к концу учебного года сформировалась готовность к выбору профессии?

·  Каким образом мы можем запустить движение для реализации и формирования личного профессионального плана?

· Чего не хватает для выбора профессии прямо сейчас?

· Насколько выбор сформирован? (есть понимание на кого пойти учиться, где этому учат, какие там требования, какие условия работы) – от 1 до 10?

· Насколько выбор обоснован? (есть понимание своих сильных сторон, того, какие способности помогут в учебе по профессии, есть понимание своей жизненной перспективы в связи с профессиональным выбором) – от 1 до 10?

· Что будет нас поддерживать в ежедневном движении к цели? К правильному выбору, наилучшему для нас?

· Что может поддержать тебя в формировании и реализации личного профессионального плана?

· А еще что?

Лестница успеха

Линия времени»

 

Давайте вместе подумаем, как мы можем достичь цели? Если представить, что в сентябре 2017 года у нас получилось реализовать все наши планы, то какие это были бы шаги? Давайте отметим на линии времени те, шаги, которые мы с вами можем предпринять, чтобы достичь цели.

23 – ТОП- 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего специального образования

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.172 с.)