Искуственного микроклимата на судне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искуственного микроклимата на судне



ОБЩЕСУДОВЫЕ СИСТЕМЫ.

К общесудовым системам относятся следующие группы - ТРЮМНЫЕ, САНИТАРНЫЕ,

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ системы, СИСТЕМЫ ИСКУСТВЕННОГО МИКРОКЛИМАТА.

ГРУППА СИСТЕМ СОСТАВ СИСТЕМ НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМ

ТРЮМНЫЕ

СИСТЕМЫ

ОСУШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Удаление НЕБОЛЬШИХ МАСС ВОДЫ, скапливающихся в отсеках судна.
БАЛЛАСТНАЯ СИСТЕМА Изменение осадки, крена и дифферента судна.
ВОДООТЛИВНАЯ СИСТЕМА Удаление БОЛЬШИХ МАСС ВОДЫ, попадающих в корпус судна в результате пробоины.

ПРОТИВО

ПОЖАРНЫЕ

СИСТЕМЫ

ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ Обнаружение очага пожара.
РАЗЛИЧНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ТУШЕНИЕ ПОЖАРА НА СУДНЕ. - СИСТЕМЫ ВОДЯНОГО ТУШЕНИЯ (водопожарная, спринклерная, водораспыла, водяных завес); - СИСТЕМА ПЕНОТУШЕНИЯ; - СИСТЕМА ПАРОТУШЕНИЯ; - СИСТЕМА объемного УГЛЕКИСЛОТНОГО ТУШЕНИЯ; - СИСТЕМА ТУШЕНИЯ пожара С ПОМОЩЬЮ ИНЕРТНЫХ ГАЗОВ; - СИСТЕМЫ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ.

САНИТАРНЫЕ

СИСТЕМЫ

НА СУДНЕ

РАЗЛИЧНЫЕ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ Подача ПИТЬЕВОЙ, МЫТЬЕВОЙ и ЗАБОРТНОЙ воды к местам потребления.
СТОЧНО-ФАНОВАЯ СИСТЕМА (СИСТЕМА КАНАЛИЗАЦИИ) Удаление ФЕКАЛЬНЫХ и СТОЧНЫХ вод от санитарных устройств и помещений.

СИСТЕМЫ

ИСКУСТВЕННОГО МИКРОКЛИМАТА НА СУДНЕ

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ СУДНА ОБОГРЕВ жилых и служебных помещений на судне.
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ СУДНА Создание необходимого обмена воздуха в помещениях.
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА Поддержание в судовых помещениях заданных параметров ТЕМПЕРАТУРЫ воздуха.

ТРЮМНЫЕ СИСТЕМЫ СУДОВ.

Как видно из таблицы выше, ТРЮМНЫЕ СИСТЕМЫ в свою очередь состоят из ОСУШИТЕЛЬНОЙ, БАЛЛАСТНОЙ и ВОДООТЛИВНОЙ систем. Рассмотрим их по порядку.

 

ОСУШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

СЛУЖИТ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЗА БОРТ ВОДЫ ИЗ КОРПУСА СУДНА, которая собирается в ЛЬЯЛАХ машинного отделения из-за периодических утечек через сальники насосов и запорной арматуры, через соединения трубопроводов и др.

(ЛЬЯЛО - водосток в нижней части трюма на стальных судах, образованный крайним междудонным листом и наружной обшивкой. В ЛЬЯЛА стекает вода, образующаяся при отпотевании внутренней поверхности бортов, просачивающаяся через швы наружной обшивки и т. п. Из ЛЬЯЛ вода откачивается насосами и по трубам осушительной системы удаляется за борт; обычно ЛЬЯЛА закрывают крышками.)

 

«НА КАЖДОМ САМОХОДНОМ СУДНЕ С ГЛАВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ ОБЩЕЙ МОЩНОСТЬЮ 220 кВт И БОЛЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ ОСУШИТЕЛЬНЫХ НАСОСОВ, а на пассажирских судах не менее трёх, из которых один - с приводом от источника энергии - должен быть стационарным и включенным в осушительную систему. В качестве осушительных насосов МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ БАЛЛАСТНЫЕ, САНИТАРНЫЕ или насосы общесудового назначения с приводом от источника энергии и с достаточной подачей. В качестве одного из осушительных насосов может быть использован насос, приводимый в действие главным двигателем».

Льяльные воды могут быть загрязнены нефтепродуктами, поэтому они относятся к разряду нефтесодержащих и выкачка их за борт производится после предварительной очистки специальными устройствами МАСЛООТДЕЛИТЕЛЯМИ или СЕПАРАТОРАМИ. Очищенную воду сливают за борт, грязные остатки ПОДСЛАНЕВЫХ ВОД СОБИРАЮТ И ПЕРКАЧИВАЮТ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦИСТЕРНЫ для дальнейшей утилизации на берегу.

Упрощенная схема осушительной

 системы показана на рисунке.

1 – ВСАСЫВАЮЩАЯ СЕТКА;

2 – КЛАПАННАЯ КОРОБКА;

3 – ОСУШИТЕЛЬНЫЙ НАСОС;

МАСЛООТДЕЛИТЕЛЬ.

 

Осушительная система состоит из НАКОПИТЕЛЬНОГО ТАНКА, расположенного в междудонном пространстве машинного отделения (МО), ОСУШИТЕЛЬНЫХ КОЛОДЦЕВ, расположенных в носовой и кормовой частях МО по обоим бортам, ОСУШИТЕЛЬНОГО НАСОСА (электроприводного поршневого или коловратного), СИСТЕМЫ ТРУБОПРОВОДОВ С ФИЛЬТРАМИ, расположенными на всасывающих патрубках из осушительных колодцев, СЕПАРАТОРА ОЧИСТКИ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ВОД до менее, чем 15 частей на миллион с системой контроля и автоматического прекращения сброса в случае превышения содержания нефти в воде. В систему осушения входит также коловратный насос, который берёт нефтесодержащую воду из накопительного танка и может подавать её к сепаратору нефтесодержащих вод либо к патрубку, расположенному на палубе, для сдачи льяльных вод на береговые сооружения или на специализированные суда сборщики. В качестве резервных насосов осушительной системы могут использоваться балластно-осушительные насосы.

БАЛЛАСТНАЯ СИСТЕМА.

Предназначена для приёма, перемещения и удаления БАЛЛАСТА с судна, а также ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ОСАДКИ, КРЕНА И ДИФФЕРЕНТА СУДНА.

БАЛЛАСТ - дополнительный груз на плавучих средствах, служащий для придания лучшей ОСТОЙЧИВОСТИ, смещения центра тяжести в нужном направлении. На кораблях и судах в качестве балласта раньше применяли камни, мешки с песком, чугунные чушки, смесь цемента с чугунной дробью и прочие тяжёлые изделия. СЕГОДНЯ В КАЧЕСТВЕ БАЛЛАСТА ИСПОЛЬЗУЮТ ГРУЗ В ВИДЕ  ЗАБОРТНОЙ ВОДЫ, заполняющий БАЛЛАСТНЫЕ ЦИСТЕРНЫ.

 

ВИДЫ БАЛЛАСТА:

МЁРТВЫЙ БАЛЛАСТ изначально заложен в корпус плавучего средства или создан путём утяжеления нижней части плавучего средства (в районе киля). Он предназначен для защиты от человеческого фактора: даже в полный штиль можно создать аварийную ситуацию, удалив с плавучего средства весь балласт. К мёртвому балласту относится всё то, что не создаёт прочности или производственной необходимости для конструкции - например, бетонирование нижней части корпуса.

ТВЁРДЫЙ БАЛЛАСТ - это балласт из камней, металла, песка и всего прочего, что не является жидкостью или газом. В настоящее время применяется в основном на очень малых плавучих средствах (таких, как яхты и шлюпки) из-за невозможности управления количеством балласта.

 

ЖИДКИЙ БАЛЛАСТ - это, как правило, ЗАБОРТНАЯ ВОДА или вода, погружённая с причала (с берега) заранее. Для принятия жидкого балласта на плавучих средствах имеются специальные балластные танки. На танкерах для принятия жидкого балласта могут служить и грузовые танки. Сегодня этот вид балласта является самым распространенным на плавучих средствах.

 

БАЛЛАСТ принимается судном в   ФОРПИК (НОСОВОЙ ОТСЕК У ФОРШТЕВНЯ) и в АХТЕРПИК (КРАЙНИЙ КОРМОВОЙ ОТСЕК У АХТЕРШТЕВНЯ), в МЕЖДУДОННЫЕ и БОРТОВЫЕ цистерны. В качестве балластных ёмкостей могут использоваться топливные цистерны и, временно, сухогрузные трюмы.

 

СУДНО БЕЗ БАЛЛАСТА, как правило, имеет СЛЕДУЮЩИЕ НЕДОСТАТКИ:

1) Винт и руль судна недостаточно глубоко погружены в воду, что вызовет ухудшение управляемости судна.

2) Судно имеет высокий надводный борт и увеличенную площадь парусности, поэтому судно будет испытывать значительный ветровой дрейф. Для удержания судна на линии пути потребуется более широкая полоса движения судна, вызванная большим углом дрейфа.

3) Носовое подруливающее устройство будет иметь недостаточное углубление и поэтому малоэффективно. Для швартовки и отшвартовки судна потребуется помощь портовых буксиров.

4) Судно будет иметь значительный дифферент на корму, при котором управление судном затруднено и имеется значительная не просматриваемая зона прямо по носу.

5) При плавании во льдах винт и руль будут подвержены высокому риску повреждения, а судно будет значительно в большей степени подвержено застреванию.

6) При плавании в условиях сильного ветра, судно будет испытывать значительный ветровой дрейф и могут возникнуть трудности с удержанием судна на курсе. Поворотливость судна будет затруднена.

 

БАЛЛАСТНАЯ СИСТЕМА централизована: по одному и тому же трубопроводу происходит заполнение и осушение емкостей. Приём воды осуществляется через ДОННЫЙ ( ДНИЩЕВОЙ) (ЛЕВЫЙ РИСУНОК) или БОРТОВОЙ КИНГСТОНЫ (ПРАВЫЙ РИСУНОК).

В настоящие время новые суда оборудуются автоматизированной балластной системой.

КИНГСТОН — задвижка или клапан, перекрывающий доступ в корабельную (судовую) систему, сообщающуюся с забортной водой. Расположен в ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ КОРАБЛЫ (СУДНА). Используются ДЛЯ ПРИЕМА ЗАБОРТНОЙ ВОДЫ или откачки жидкости за борт.

Кингстон; 2 – воздушная труба для выпуска воздуха из выгородки; 3 – труба подачи пара; 4 – труба подачи воздуха; 5 – труба для выпуска горячего пара или сжатого воздуха для обогрева или продувки приемного отверстия с решеткой; 6 – решетка на приемном отверстии; 7 – наружная обшивка днища; 8 – настил второго дна; 9 – бортовая обшивка.

ВОДООТЛИВНАЯ СИСТЕМА.

Предназначена для откачки воды из затопленных отсеков судна после заделки пробоин. Водоотливной стационарной системой оборудуются ЛЕДОКОЛЫ, суда ледового класса, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СУДА. В этой системе используют СТАЦИОНАРНЫЕ и ПЕРЕНОСНЫЕ НАСОСЫ.

НАФОТО – ОТКАЧКА ВОДЫ

ПЕРЕНОСНЫМИ НАСОСАМИ.

 

Водоотливная система в отличие от осушительной предназначена для удаления из корпуса судна БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ВОДЫ; приемники воды располагают у настила внутреннего дна. В отличие от осушительной системы, водоотливная оснащается ПОГРУЖНЫМИ НАСОСАМИ более высокой мощности и производительности. Управление запорной арматурой системы осуществляется дистанционно – с поста управления, расположенного выше палубы водонепроницаемых переборок.

Для обеспечения непотопляемости судна при авариях и предотвращения распространения воды, которую невозможно откачать водоотливными средствами, корпус судна разделяется водонепроницаемыми переборками на отсеки.

САНИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ.

 

САНИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ - это СИСТЕМА ПИТЬЕВОЙ воды, МЫТЬЕВОЙ воды, БЫТОВОЙ ЗАБОРТНОЙ воды и СИСТЕМА КАНАЛИЗАЦИИ.

СИСТЕМА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ.

Служит для хранения и подачи ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ на камбуз, в каюты, в буфеты (рестораны), к САТУРАТОРАМ (аппарат, позволяющий под давлением, насыщать воду углекислым газом). Давление питьевой воды создается ГИДРОФОРОМ - это ПНЕВМОЦИСТЕРНА, заполненная водой и воздухом. Давление в ГИДРОФОРЕ поддерживается автоматически включающим ся ПИТЬЕВЫМ НАСОСОМ.

Утечка воздуха в ГИДРОФОРАХ пополняется от системы сжатого воздуха. Для обеззараживания питьевой воды перед ГИДРОФОРОМ устанавливают бактерицидную установку и фильтры. Внутренние поверхности цистерн покрыты СПЕЦИАЛЬНОЙ КРАСКОЙ или ЦЕМЕНТНЫМ МОЛОКОМ. Воздушные трубы питьевых цистерн снабжены ЗАЩИТНЫМИ ФИЛЬТРАМИ. Вода в систему может подаваться от ОПРЕСНИТЕЛЯ (АППАРАТ, ДЕЛАЮЩИЙ СОЛЕНУЮ ВОДУ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ПИТЬЯ), предварительно пройдя специальную обработку: обеззараживание, минерализацию и аэрацию.

 

  НА ФОТО – СУДОВОЙ ГИДРОФОР.

 

На судне имеется НЕ МЕНЕЕ ДВУХ ЦИСТЕРН ЗАПАСА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, что позволяет производить соответствующий уход за их санитарным состоянием и обеспечивает большую живучесть системы питьевой воды. Для увеличения срока хранения питьевой воды на цистерны запаса воды устанавливают УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОДЫ: ХЛОРАТОРЫ, бактерицидные лампы, ИОНАТОРЫ СЕРЕБРА, ОЗОНАТОРЫ и т. д.

ГИДРОФОР оборудован: водоуказательным прибором, разобщительным клапаном, спускным клапаном, клапаном пополнения сжатым воздухом, манометром, показывающим давление в ГИДРОФОРЕ, и электрическим дифференциальным реле давления.

 

Системы питьевой воды:

ЦИСТЕРНЫ

Питьевой воды;

ЭЛЕКТРОНАСОС;

Пневмоцистерна

(ГИДРОФОР)

 

СИСТЕМА МЫТЬЕВОЙ ВОДЫ.

Обеспечивает МЫТЬЕВОЙ ВОДОЙ душевые, прачечные, ванные, бани и др. В УМЫВАЛЬНИКИ МЫТЬЕВУЮ ВОДУ ПОДАВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО (так как ее нельзя использовать для питья). Мытьевая вода поступает к потребителям по системе ПОЛНОСТЬЮ ПОХОЖЕЙ НА СИСТЕМУ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ. Вода хранится в цистернах запаса, предусматривая защиту ее от загрязнения и порчи под воздействием тепла, и в АХТЕРПИКЕ (КРАЙНИЙ КОРМОВОЙ ОТСЕК У АХТЕРШТЕВНЯ). Система горячей воды для мытья включает в себя водонагреватель с автоматическим регулированием температуры воды. Во избежание замерзания в зимнее время цистерны МЫТЬЕВОЙ ВОДЫ оборудуют устройствами (ЗМЕЕВИКАМИ) подогрева от хозяйственного паропровода.

 

СИСТЕМА КАНАЛИЗАЦИИ.

(СТОЧНО-ФАНОВАЯ СИСТЕМА).

К СИСТЕМАМ КАНАЛИЗАЦИИ относятся СТОЧНЫЙ, ФАНОВЫЙ и ШПИГАТНЫЙ трубопроводы.

 

(ШПИГАТОТВЕРСТИЕ В ПАЛУБЕ ИЛИ ФАЛЬШБОРТЕ судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.)

 

СТОЧНАЯ и ФАНОВАЯ системы трубопроводов служат для удаления сточных вод и нечистот из гальюнов, умывальников, душевых, бань, прачечных и камбуза. На современных судах системы канализации выполняются закрытого типа так, чтобы исключалось загрязнение моря или реки фекалиями и сточными неочищенными водами. Шпигатный трубопровод, по определению, служит для удаления с палуб дождевой воды, а также воды при мойке и окатывании палуб.

 

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ.

Предназначена для обогрева в холодное время года жилых, служебных, производственных, грузовых помещений, где размещены обслуживаемые механизмы и оборудование. Они бывают ПАРОВОГО, ВОДЯНОГО, ВОЗДУШНОГО и ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО отопления.

ПАРОВОЕ ОТОПЛЕНИЕ. В грелки, расположенные в помещениях, подводится свежий пар от главного или вспомогательного котла. В качестве нагревательных приборов используются РЕБРИСТЫЕ ТРУБЫ и РАДИАТОРЫ.

НА ФОТО – ТРУБОПРОВОД

СУДОВОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ.

СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА.

Разделяются на бытовые и технические. Их назначение - создание и автоматическое поддержание в помещениях заданного микроклимата, который характеризуется химическим составом воздуха, его температурой, относительной влажностью и подвижностью воздуха.

 

НА ФОТО – АВТОНОМНЫЙ

КОНДИЦИОНЕР

ЦЕНТРАЛЬНОЙ РУБКИ

 

Для поддержания жизненно важных параметров воздушной среды в благоприятных пределах для нахождения человека на судне служит СИСТЕМА КОМФОРТНОГО КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ воздуха. Она включает комплекс устройств, в которых воздух принимается, обрабатывается и распределяется по жилым помещениям. Судовые системы кондиционирования воздуха (ССКВ) обеспечивают летом отвод из помещений избытков влаги и тепла, зимой - отвод избыточной влаги и подвод теплоты, а также требуемую кратность воздухообмена для поддержания необходимого состава воздуха.

 

Кроме систем КОМФОРТНОГО кондиционирования воздуха, на судах используются и СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. Их задача - обеспечить наиболее благоприятный режим для ЭКСПУАТАЦИИ СУДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЦИСТЕРН И ТАНКОВ, для СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗИМЫХ ГРУЗОВ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВЗРЫВОВ НА ТАНКЕРАХ. В зависимости от конкретных условий эта задача может решаться снижением либо влажности, либо содержание кислорода в воздухе.

 

Все СИСТЕМЫ СУДОВОГО КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА, независимо от их конструкции, включают в себя следующие основные узлы: установку для приготовления тепло- и хладоносителя; установку для воздухоподготовки и подачи воздуха в помещения (центральный кондиционер), состоящую из ВЕНТИЛЯТОРА, ФИЛЬТРОВ, теплообменных аппаратов, глушителей шума; воздуховодов; воздухораспределителей; каютных воздухопроводов; системы дистанционного или автоматического контроля и управления.

При переходе судна с грузом в его трюмах происходят сложные тепловлажностные процессы, которые могут привести к конденсации водяных паров из воздуха на частях набора корпуса судна или на грузе, к его отпотеванию и отсырению, образованию плесени и налетов, нагреванию и брожению, усушке или обводнению груза и др. Для предотвращения порчи груза и сохранения корпуса судна от коррозии необходимо поддерживать в трюмах определенный тепловлажностный режим путем искусственного удаления излишков влаги и вентиляции грузовых помещений.

 

ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЖИДКИХ ГРУЗОВ ОБРАЗУЮТСЯ ВЗРЫВООПАСНЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ паров жидких грузов с атмосферным воздухом, особенно при погрузочно-разгрузочных работах и балластных переходах. Радикальным решением вопросов пожаробезопасности нефтеналивного флота и СУДОВ-ГАЗОВОЗОВ является создание в грузовых отсеках ИНЕРТНОЙ СРЕДЫ, ЛИШЕННОЙ КИСЛОРОДА. Это может быть обеспечено созданием эффективных судовых систем инертных газов, оборудованных высокопроизводительными ГЕНЕРАТОРАМИ ГАЗОВ и осуществляющих подачу кондиционированных выпускных и топочных газов в грузовые помещения.

 

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ СИСТЕМЫ.

К противопожарным системам относятся: ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ и, непосредственно, сами различных видов СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ. То есть, сначала пожар необходимо обнаружить и только потом потушить. Системы пожаротушения мы перечисляли выше, поэтому остановимся на них вкратце.

 

ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ.

Чтобы ликвидировать пожар в самом его начале, необходимо его вовремя обнаружить. С этой целью суда оборудуют системами ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ. Сигналы могут подаваться ПО РАДИО, СУДОВЫМИ КОЛОКОЛАМИ, ГУДКАМИ, СИРЕНАМИ и сетью звонков.

 

Системы ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ в зависимости от принципа, их действия бывают ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ и ДЫМОВЫЕ. С помощью ДАТЧИКОВ-ИЗВЕЩАТЕЛЕЙ, приводимых ВРУЧНУЮ ИЛИ срабатывающих АВТОМАТИЧЕСКИ при появлении дыма, пламени или повышении температуры воздуха в охраняемом помещении, замыкаются или переключаются электрические цепи, в результате чего на приемной станции сигналов приводится в действие СВЕТОВЫЕ или ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ (ВКЛЮЧАЕТСЯ «ТРЕВОГА»).

 

Сигнальная пожарная система ручного управления представляет собой развернутую сеть с ДАТЧИКАМИ-ИЗВЕЩАТЕЛЯМИ кнопочного типа, УСТАНАВЛИВАЕМЫМИ в контролируемых ПОМЕЩЕНИЯХ, КОРИДОРАХ, на ПАЛУБАХ. Ею НЕЛЬЗЯ ОБОРУДОВАТЬ ГРУЗОВЫЕ ТРЮМЫ, КЛАДОВЫЕ и другие помещения, где РЕДКО БЫВАЮТ ЛЮДИ.

НА ФОТО – ПОЖАРНЫЙ

ИЗВЕЩАТЕЛЬ НА СУДНЕ.

 

Широкое распространение на судах получили АВТОМАТИЧЕСКИЕ ИЗВЕЩАТЕЛИ, реагирующие на температуру воздуха, на дым или свет пламени возникшего очага пожара.

 

СИСТЕМА ВОДЯНОГО ТУШЕНИЯ.

Действие СИСТЕМЫ ВОДОТУШЕНИЯ основано на принципе охлаждения горящего предмета и прекращения к нему доступа кислорода путем создания вокруг этого очага атмосферы, не поддерживающей процесс горения и насыщенной образующимися при испарении воды парами. СИСТЕМУ ВОДОТУШЕНИЯ используют для тушения пожаров ВО ВНУТРЕННИХ ПОМЕЩЕНИЯХ, на ОТКРЫТЫХ ПАЛУБАХ, надстройках, но она мало эффективна для тушения пожара в толще груза и трюмах сухогрузных судов.

СИСТЕМА ПАРОТУШЕНИЯ.

Такие материалы, как горючие жидкости, волокнистые вещества и другие, можно тушить ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ В ЗОНЕ ПОЖАРА КОЛИЧЕСТВА КИСЛОРОДА за счет введения в помещение водяного пара или инертных газов. СИСТЕМА ПАРОТУШЕНИЯ на судах является наиболее эффектной при тушении пожаров В ГРУЗОВЫХ ТРЮМАХ, топливных и масляных цистернах, КОТЕЛЬНЫХ, МАШИННЫХ и ГРУЗОВЫХ НАСОСНЫХ отделениях, малярных и других помещениях. В ПАРОТУШЕНИИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НАСЫЩЕННЫЙ ПАР. На судне может быть 1-2 И БОЛЕЕ СТАНЦИЙ ПАРОТУШЕНИЯ, от которых пар по независимым трубам поступает в охраняемые помещения. Диаметр труб подбирается так, чтобы ПОМЕЩЕНИЕ МОЖНО БЫЛО ЗАПОЛНИТЬ ПАРОМ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ЗА 15 МИНУТ.

 

В связи с тем что острый ВОДЯНОЙ ПАР ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, применение его на современных морских судах НЕ ПОЛУЧИЛО ШИРОКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ.

 

СИСТЕМА ПЕНОТУШЕНИЯ.

В СИСТЕМЕ ПЕНОТУШЕНИЯ используется ДВА ВИДА ПЕНЫ. ХИМИЧЕСКАЯ ПЕНА представляет собой продукт реакции щелочных и кислотных растворов в присутствии стабилизаторов, а ВОЗДУШНО-МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕНА —  представляет собой механическую смесь пенообразователя, воды и воздуха.

 

На судах широкое распространение получил ПЕНОГЕНЕРАТОР ПГ-50-С, применяемый в системах для выработки ХИМИЧЕСКОЙ ПЕНЫ. Порошок засыпается в бункер, имеющий защитную сетку, и через невозвратный клапан подсасывается потоком воды. ОТ СМЕШИВАНИЯ ПОРОШКА И ВОДЫ  в выходном диффузоре и трубопроводах ЗА ПЕНОГЕНЕРАТОРОМ ОБРАЗУЕТСЯ ПЕНА.

 

ХИМИЧЕСКАЯ ПЕНА является достаточно эффективным средством тушения пожара в машинно-котельных отделениях, в топливных отсеках и других помещениях. Однако системы химического пенотушения имеют РЯД НЕДОСТАТКОВ, которые дают основание на новых судах отдать предпочтение системам, вырабатывающим ВОЗДУШНО-МЕХАНИЧЕСКУЮ ПЕНУ. К недостаткам можно отнести, например, РАЗРУШЕНИЕ ПЕНЫ при посылке ее через трубопровод, превышающий длину 60—80 м, при длительном хранении ПЕНОПОРОШОК комкается и теряет пенообразующие качества.

 

Для получения ВОЗДУШНО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕНЫ в качестве пенообразователя используют не порошок, а ПЕНООБРАЗУЮЩУЮ ЖИДКОСТЬ, при взаимодействии которой с водой и воздухом образуется пена. Применяется ПРЕСНАЯ ИЛИ МОРСКАЯ ВОДА, но интенсивность пенообразователя при морской воде несколько меньшая.

СИСТЕМЫ ВОЗДУШНО-МЕХАНИЧЕСКОГО ПЕНОТУШЕНИЯ обеспечивают образование и подачу воздушно-механической пены в больших количествах, поэтому они ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НА КРУПНОТОННАЖНЫХ СУДАХ. Система воздушно-механического пенотушения благодаря эффективности тушения нефтепродуктов, быстродействию и надежности УСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ТАНКЕРАХ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОЙ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ. Для обеспечения работы таких систем применяются специальные водяные насосы, а также стационарные насосы водяного пожаротушения.

 

СИСТЕМЫ ИНЕРТНЫХ ГАЗОВ.

Инертные газы являются ЭФФЕКТИВНЫМ СРЕДСТВОМ предупреждения пожаров и взрывов НА СОВРЕМЕННЫХ НЕФТЕНАЛИВНЫХ СУДАХ, а также огнегасительным средством для тушения пожаров В ТРЮМАХ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ. В настоящее время системами инертных газов оборудуют вновь строящиеся танкеры ДЕДВЕЙТОМ более 100 тыс. т, крупные НЕФТЕРУДОВОЗЫ и ГАЗОВОЗЫ. Для инертизации газовой среды с низким содержанием кислорода (менее 11%) используются АЗОТ, УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ и продукты горения жидкого топлива, содержащие менее 8% кислорода.

 

На танкерах получили широкое распространение системы с использованием инертного газа специально установленных генераторов или очищенных отработанных газов от главных или вспомогательных котлов, оборудованных автоматическими регуляторами горения. На ГАЗОВОЗАХ широко применяются АЗОТНЫЕ СИСТЕМЫ или системы с генераторами ИНЕРТНЫХ ГАЗОВ. Значительная производительность систем инертных газов делает нецелесообразным использование чистых азота и углекислого газа, для хранения которых требуются резервуары большого объема. НЕ НАШЛИ ПРИМЕНЕНИЕ в системах и ОТРАБОТАВШИЕ ГАЗЫ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ из-за высокого содержания в них кислорода.

 

НА ФОТО – СТАНЦИЯ

ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ

НА ГАЗОВОЗЕ.

 

Станции порошкового тушения обычно располагают в судовых надстройках вдали от грузовых цистерн или отсеков, со свободным выходом на открытую палубу. В состав станции входят резервуары для порошка, баллоны со сжатым газом-носителем (осушенным азотом, углекислым газом или сжатым воздухом), пусковые устройства, трубопроводы с насадками, размещенными в защищаемом помещении.

Несмотря на сравнительно высокую стоимость систем порошкового тушения, применение их на специализированных судах оправдывается необходимостью обеспечения безопасности людей и сохранения ценных грузов и судов.

 

ДИФФЕРЕНТНАЯ СИСТЕМА.

ДИФФЕРЕНТ – морской термин, угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения в продольном направлении, разница осадок кормы и носа судна (рисунок выше).

СИСТЕМА предназначена для создания или устранения ДИФФЕРЕНТА судна путём заполнения или осушения дифферентных цистерн ЗАБОРТНОЙ ВОДОЙ.

ДИФФЕРЕНТНАЯ СИСТЕМА, как и всякая другая, связанная с приемом на судно и перекачиванием между различными его частями ЗАБОРТНОЙ ВОДЫ, может быть с естественным или искусственным заполнением цистерн. При естественном заполнении цистерн вода в ДИФФЕРЕНТНЫЙ ОТСЕК поступает самотеком при открытом кингстоне. Вода из отсека удаляется за борт с помощью ЭЖЕКТОРА или НАСОСА. Чаще всего применяют осевые реверсивные насосы.

 

К недостаткам такой схемы можно отнести ЗАГРОМОЖДЕНИЕ ОТСЕКОВ ТРУБАМИ большого диаметра. На морских транспортных судах как самостоятельное устройство функции дифферентной системы выполняет БАЛЛАСТНАЯ СИСТЕМА, которую мы с вами уже рассматривали ранее.

 

ЭЛЕМЕНТЫ СУДОВЫХ СИСТЕМ.

К элементам судовых систем относятся:

- ТРУБОПРОВОДЫ (ТРУБЫ и ГИБКИЕ АРМИРОВАННЫЕ ШЛАНГИ - ДЮРИТЫ);

 

НА ФОТО – ДЮРИТОВЫЕ ШЛАНГИ.

 

- ТРУБНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (детали соединения трубопроводов между собой, с арматурой, с механизмами и цистернами);

- АРМАТУРА ТРУБОПРОВОДОВ для закрывания, регулирования или переключения режимов работы;

- АППАРАТЫ – подогреватели, охладители, испарители и т. д.

- МЕХАНИЗМЫ с приводами и средствами управления (насосы, вентиляторы);

- КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ и СИГНАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ;

- цистерны, расходные баки, фильтры, подвески и кронштейны для крепления трубопроводов и арматуры;

- КОМПЕНСАТОРЫ УДЛИНЕНИЙ И СЖАТИЙ (СЛУЖАТ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ТЕМПЕРАТУРНЫХ УДЛИННЕНИЙ ИЛИ ВОЗМОЖНЫХ СМЕЩЕНИЙ ТРУБ);

- ПРОТЕКТОРЫ для защиты от коррозии.

ТРУБОПРОВОДЫ.

Трубопроводы бывают СТАЛЬНЫМИ, ЧУГУННЫМИ, МЕДНЫМИ, ЛАТУННЫМИ, ПЛАССМАСОВЫМИ, из ТИТЫНОВЫХ СПЛАВОВ, ИЗ НЕРЖАВЕЮЩЕЙ СТАЛИ.

На речных судах применяют в основном ЦЕЛЬНОТЯНУТЫЕ и СВАРНЫЕ стальные трубопроводы, оцинкованные.

 

Соединяться между собой трубы могут двумя способами.

ПЕРВЫЙ СПОСОБ – с помощью ТРУБНЫХ СОЕДИНЕНИЙ, их мы рассмотрим ниже и ВТОРОЙ СПОСОБ – с помощью НЕРАЗЪЁМНЫХ СВАРНЫХ И ПАЯННЫХ СОЕДИНЕНИЙ (НА ФОТО).

На судах «НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ» ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ВЕСА СУДНА ТРУБОПРОВОДЫ ВЫПОЛНЕНЫ ИЗ АЛЛЮМИНЕВЫХ СПЛАВОВ.

ТРУБНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ.

 

- простые соединения: ФЛАНЦЕВЫЕ – соединения при помощи болтов и гаек. Герметичность соединений обеспечивают ПРОКЛАДКИ, изготовленные из РЕЗИНЫ, АСБЕСТА, ПАРОНИТА, ФТОРОПЛАСТА, КАРТОНА. Прокладки могут быть также - ФЕТРОВЫЕ, ПЛАСТМАССОВЫЕ, МЕДНЫЕ, СТАЛЬНЫЕ (выбор материала для изготовления ПРОКЛАДКИ зависит от ВЕЩЕСТВА, которое планируется перекачивать по трубопроводу);

НА ФОТО – ФЛАНЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ.

 

 

- МУФТОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ: герметичность такого соединения обеспечивается пропитанной железным суриком паклей, намотанной на РЕЗЬБУ ТРУБОПРОВОДА.

С КОНТРОЛЬНОЙ ГАЙКОЙ.

 

 

- ШТУЦЕРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ: герметичность обеспечивается прижатием ПРОКЛАДКИ при навинчивании гайки.

 

- ДЮРИТОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ: герметичность обеспечивается развальцовыванием концов труб, соединяемых цилиндрической муфтой из эластичной резины с тканевой прокладкой. Такие соединения применяют преимущественно на судах с малым водоизмещением для соединения труб и особенно для подсоединения труб к механизмам, ИМЕЮЩИМ ВИБРАЦИЮ. ДЮРИТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ применяют также в системах (ВОДОПРОВОДНОЙ, ОСУШЕНИЯ, ФАНОВОЙ) и трубопроводах (масляном, топливном и др.). Для труб системы отопления используют специальные ДЮРИТОВЫЕ муфты, представляющие собой резиновые шланги из АСБЕСТОВОЙ ткани.

 

- НЕРАЗЪЕМНЫЕ ФАСОННЫЕ СОЕДИНЕНИЯ: Литые КОЛЕНА, литые и сварные ТРОЙНИКИ, КРЕСТОВИНЫ и др. Неразъемные соединения труб выполняются при помощи сварки, пайки, клепки, склеивания, прессования, а также монтажа раструба с применением цемента (бетона). С ними проектируются водопроводы и отопительные системы, газовые сети и канализация, различные воздуховоды, промышленные и технические магистрали. Это самый распространенный и востребованный способ создания неразъемных соединений. Им сращиваются друг с другом не только металлические, но и пластиковые элементы изделий. Сварка может выполняться как плавлением, так и давлением. Сварка плавлением бывает обычной электрической, электродуговой (от переменного либо постоянного тока), электролучевой, лазерной и газовой. Ее тип выбирается в зависимости от состава окружающей среды и от разновидности соединяемых материалов. Это может быть сталь, оцинковка, медь, чугун, пластик и МЕТАЛЛОПЛАСТИК.

 

- КОМПЕНСАТОРЫ – устройства, позволяющие ВОСПРИНИМАТЬ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ УДЛИНЕНИЯ (ДЕФОРМАЦИЮ) или ВОЗМОЖНЫЕ СМЕЩЕНИЯ ТРУБ А ТКЖЕ ВИБРАЦИЮ.

АРМАТУРА ТРУБОПРОВОДОВ.

При помощи АРМАТУРЫ производят пуск, включение и отключение отдельных участков трубопроводов, изменяют режим работы системы, регулируют давление среды.

 

КЛАПАН (ВЕНТИЛЬ)

 

 

УГЛОВЫЕ (ПОТОК ЖИДКОСТИ ПОСЛЕ КЛАПАНА МЕНЯЕТ СВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НА 90 ГРАДУСОВ).

 

Все запорные КЛАПАНЫ ПЕРЕКРЫВАЮТСЯ (ЗАПИРАЮТСЯ) ТАРЕЛКОЙ,  ПРИЖИМАЕМОЙ ШПИНДЕЛЕМ.

ЗАДВИЖКИ.

 

ЗАДВИЖКИ имеют затвор в виде диска (КЛИНА или ШИБЕРА). На суда обычно устанавливают ЗАДВИЖКИ С КЛИНОВИДНЫМ ДИСКОМ (КЛИНКЕТЫ).

 

КЛИНКЕТНЫЕ ЗАДВИЖКИ, или КЛИНКЕТЫ, получили свое название от клиновидной формы запорного органа. КЛИНКЕТЫ применяют обычно для трубопроводов диаметром 50—900 мм при давлении жидкости и газов 20—25 МПа.

С помощью КЛИНКЕТНЫХ ЗАДВИЖЕК обеспечиваются достаточная герметичность и минимальное местное сопротивление при проходе среды через ЗАПОРНЫЙ МЕХАНИЗМ. Малое сопротивление потоку среды в КЛЕНКЕТАХ по сравнению с сопротивлением в КЛАПАНАХ (в 30—40 раз меньше) достигается в результате того, что при полном открытии клин (диск) полностью выходит из потока среды в верхнюю часть корпуса.

КЛИНКЕТЫ по сравнению с КЛАПАНАМИ имеют меньшие габариты и массу, что облегчает их размещение и монтаж на судне, особенно в труднодоступных местах. Для их открытия требуется меньше усилий, они допускают протекание среды в обоих направлениях и могут устанавливаться при любом положении запорного органа.

К недостаткам КЛИНКЕТОВ следует отнести их большую высоту, и малую скорость открытия. КЛИНКЕТЫ БОЛЬШИХ ДИАМЕТРОВ (300—900 мм) уступают клапанам в плотности запирания трубопроводов. Это объясняется тем, что клин трудно пригнать к уплотнительным поверхностям корпуса клинкета, а также тем, что возможна деформация корпуса от давления среды.

 

КЛИНКЕТНЫЕ ЗАДВИЖКИ широко применяются в грузовых системах ТАНКЕРОВ.

 

ШТУРВАЛ, 7) ШПИНДЕЛЬ,

КОЛЬЦО УПОРНОЕ, 9) ПЫЛЬНИК,

О-ОБРАЗНОЕ КОЛЬЦО,

КОЛЬЦО УПОРНОЕ,

КЛАПАННЫЕ КОРОБКИ.

 

Широкое применение на судах получили КЛАПАННЫЕ КОРОБКИ.

В ОДНОЙ КОРОБКЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДО 6 КЛАПАНОВ.

 

Судовые коробки используются на судах, кораблях и небольших плавсредствах. Судовые коробки соединительные представляют собой запорно-распределительные механизмы, которые объединяют судовую арматуру. Использование соединительных коробок повышает условия управления системами, а также облегчает их крепление на судне, корабле. Сами по себе СУДОВЫЕ КЛАПАННЫЕ КОРОБКИ просты по конструкции, надёжны и стойки. В эксплуатации долговечны.

 

ОБЩЕСУДОВЫЕ СИСТЕМЫ.

К общесудовым системам относятся следующие группы - ТРЮМНЫЕ, САНИТАРНЫЕ,

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ системы, СИСТЕМЫ ИСКУСТВЕННОГО МИКРОКЛИМАТА.

ГРУППА СИСТЕМ СОСТАВ СИСТЕМ НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМ

ТРЮМНЫЕ

СИСТЕМЫ

ОСУШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Удаление НЕБОЛЬШИХ МАСС ВОДЫ, скапливающихся в отсеках судна. БАЛЛАСТНАЯ СИСТЕМА Изменение осадки, крена и дифферента судна. ВОДООТЛИВНАЯ СИСТЕМА Удаление БОЛЬШИХ МАСС ВОДЫ, попадающих в корпус судна в результате пробоины.

ПРОТИВО

ПОЖАРНЫЕ

СИСТЕМЫ

ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ Обнаружение очага пожара. РАЗЛИЧНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ТУШЕНИЕ ПОЖАРА НА СУДНЕ. - СИСТЕМЫ ВОДЯНОГО ТУШЕНИЯ (водопожарная, спринклерная, водораспыла, водяных завес); - СИСТЕМА ПЕНОТУШЕНИЯ; - СИСТЕМА ПАРОТУШЕНИЯ; - СИСТЕМА объемного УГЛЕКИСЛОТНОГО ТУШЕНИЯ; - СИСТЕМА ТУШЕНИЯ пожара С ПОМОЩЬЮ ИНЕРТНЫХ ГАЗОВ; - СИСТЕМЫ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ.

САНИТАРНЫЕ

СИСТЕМЫ

НА СУДНЕ

РАЗЛИЧНЫЕ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ Подача ПИТЬЕВОЙ, МЫТЬЕВОЙ и ЗАБОРТНОЙ воды к местам потребления. СТОЧНО-ФАНОВАЯ СИСТЕМА (СИСТЕМА КАНАЛИЗАЦИИ) Удаление ФЕКАЛЬНЫХ и СТОЧНЫХ вод от санитарных устройств и помещений.

СИСТЕМЫ

ИСКУСТВЕННОГО МИКРОКЛИМАТА НА СУДНЕ

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ СУДНА ОБОГРЕВ жилых и служебных помещений на судне. СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ СУДНА Создание необходимого обмена воздуха в помещениях. СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА Поддержание в судовых помещениях заданных параметров ТЕМПЕРАТУРЫ воздуха.

ТРЮМНЫЕ СИСТЕМЫ СУДОВ.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.15 с.)