Кто создал первую в России оригинальную философскую теорию? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто создал первую в России оригинальную философскую теорию?



а) М. В. Ломоносов;

б) В. С. Соловьев;

б) Н. А. Бердяев;

г) В. И. Ленин.

 

2. С точки зрения религиозно-философской концепции либерализма абсолютным гарантом самоценности человеческой личности и её свободы является:

а) государство;

б) народ;

в) Бог;

г) закон.

 

Как называется философское направление, представляющее бытие в виде бесконечной цепи элементов опыта, организованных в комплексы?

а) интуитивизм;

б) эмпириомонизм;

в) диалектический материализм;

г) космизм.

 

В чем заключалась главная причина кризиса философских оснований естествознания конца 19- начала 20вв.?

а) отождествление философского понимания материи с естественнонаучным ее содержанием;

б) использование понятия материи в качестве философского основания и источника знаний;

в) отождествление физикой понятий вещества и материи;

г) открытие радиоактивности и нового состояния материи – поля.

 

Кому принадлежит определение материи, как объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и отражаемое им?

а) В. И. Вернадскому;

б) С. Л. Франку;

в) В. И. Ленину;

г) А. А. Богданову.

 

В чем состояла специфика бурного развития науки в советской России?

а) в том, что   в качестве философской основы были принципы диалектического материализма;

б) в использовании новой методологии научного исследования;

в) в использовании политики и идеологии в качестве главных факторов развития науки;

г) в заимствовании достижений мировой науки и культуры.

 

К идеям, кого из философов античности наиболее близка по основаниям бытия философия В. С. Соловьева?

а) Гераклита;

б) Аристотеля;

в) Платона;

г) Сократа.

 

Какая причина роста интереса к вопросам религии среди образованной и культурной части населения нашей страны?

а) стремление познакомиться с интеллектуальным и методологическим ресурсом этой формы общественного сознания;

б) активность церкви;

в) культурная деградация общества;

г) пример, подаваемый политиками и авторитетами.

 

В чем причина двойственного, противоречивого отношения советской власти к науке и культуре?

а) в сочетании двух противоположных функций - политической диктатуры и социально-экономической и культурной модернизации страны;

б) в стремлении удержаться у власти любыми средствами;

в) в выборе неправильной философско-мировоззренческой установки;

г) в отрицании культурного потенциала религии.

 

10. Для того чтобы возродить мировоззренческую духовность культуры, согласно философии всеединства, необходимо:

а) усилить рационалистическую компоненту мировоззрения;

б) понять Бога как носителя положительных начал: Абсолютного Добра, Абсолютной Истины и Абсолютной Красоты;

в) уделять приоритетное внимание развитию искусства;

г) возрождать традиции старины в отечественной культуре.

 

Задание3. Человек, индивидуальность, личность в отечественной философии

1. Своеобразие постановки проблемы человека: социальное и природное, естественное и божественное, смертное и бессмертное, земное и космическое в человеке.

 

2.Человек, индивидуальность, личность. Предпосылки и условия их формирования и развития.

 

 

Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним 

1.Образ человека в древнерусской культуре (В.Мономах, С.Радонежский, А.Рублев);

 /28, с.710- 719; 38, т.1, с. 599 – 615; 87, т.1, ч.2, с.694 – 709, 90; 92,ч.3,с.15 – 39; 93,с.19 – 30; 97, с.15 – 19; 98; 100,с.25 – 48; 108, с.11- 13; 109, с.55 – 88; 119,с.123 – 136 /.

 

2.Гуманизм российского Просвещения (И.Т.Посошков, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев);

 / 49,62; 87,т.2,с.412 – 460;90; 91; 92,с.30 -45; 96; 97; 100, с.73 – 103; 108, с.52 - 81; 118/.

 

3.Человек – общество – государство в произведениях декабристов (П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, С.И. Муравьев – Апостол); / 58; 87,т.4,с.57 – 74;90;91;97;114/.

 

4.Человек – личность – общество в произведениях разночинцев–демократов (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский);

 / 5; 23; 85; 87.т.4,с.139 – 151, 188 – 196, 217 – 248, 259 – 265; 90; 91; 92; 97, с. 146 – 165; 100,с.264 – 291, 311 – 335; 108; 109, с. 55 – 88/.

 

5.Славянофилы об исторических особенностях отечественной культуры (П.Я.Чаадаев, К.Н.Леонтьев, С.Н. и Е.Н.Трубецкие); / 48; 84; 87,т.4, с.92 – 122; 90; 91; 92; 93; 100, с.129 -168, 422 – 441; 108; 109,с.55 – 88; 115/.

 

6.Особенность истории становления великорусского этноса (В.О.Ключевский, Л.Н.Гумилев); /38,т.1,с.356 – 468; 26,с.282 – 357, 581 – 609,705 – 721; 28/.

 

7.Гуманизм нравственных, религиозных и эстетических ценностей в философском творчестве  Н. В. Гоголя,   Ф. М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.В.Розанова;  / 24; 30; 31; 32; 67; 75; 87, т.4, с. 447 – 498; 89; 90; 91; 92; 97,с.235 – 306; 99,с. 213 – 242;100, с.380 - 383, 399 – 421; 101; 108; 109,с. 55 – 88;111; 117; 120/.

 

8.Индивидуальность – личность – государство в философии анархизма (М.Н.Бакунин, П.А.Кропоткин); /3,с.176 – 276; 39,с. 385 – 396; 40,с.396 – 458, 520 – 532; 41;87, т.4,с.348 – 365,375 – 380; 90; 91; 100,с.232 – 250; 109, с.5 – 88;116/.

 

9.Народники о роли народных масс и личности в истории (П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Н.К.Михайловский);

 / 42; 71; 87,т.4,с.325 – 348; 365 – 375,380 – 389; 90; 91; 100,с.335 – 366; 108; 109,с.55 -88/.

 

10.Человек – история – Бог в философии всеединства (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский);

 /68;70;77; 79; 90; 91; 92;93; 99;100,с.455 – 480,841 – 862; 107; 108;109,с.55 – 88;110/.

 

11.Философия космизма о месте и историческом предназначении человека и человечества (Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский, Н.К. и Е.И.Рерих; А.Л.Чижевский);

 /18; 19, 63; 64; 76; 90; 91; 100, с. 572 -588;104; 105; 108;109,с.55 – 88;113/.

 

12.Проблема человека в философии отечественного кантианства и неокантианства (П.Д.Юркевич, А.А.Богданов; Н.О.Лосский); / 12; 14; 55; 86; 89; 90; 91; 92; 100,с. 716 – 719, 638 – 654; 108; 109,с.55 – 88; 120/.

 

13.Проблема человека в философии представителей религиозно – либерального направления (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, С.Л.Франк); /9; 10; 11; 16; 17; 71; 72; 82; 83; 89; 90; 91; 92; 93; 100,с.733 – 752, 789 -793, 821 -840,857 -878; 106; 108; 109,с.55 -88; 120/.

 

14.Классовая концепция общества и личности в философии отечественного марксизма (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин); /43; 45; 61; 90;91;100,с.802 – 808;102; 103; 109,с.55 – 88;120/.

 

15.Человек и личность в философии русского символизма (А.Белый, А.Ф.Лосев, В.И.Иванов);

 /6; 35; 51; 54; 90; 91; 108; 109,с.55 – 88/.

 

16.Проблема человека в критической философии советского периода (Д.Л.Андреев; Г.Н.Батищев; М.Н.Бахтин; А.А.Зиновьев; Э.В.Ильенков); /2; 34; 36;90; 91;109,с.55 – 88/.

 

                              3.6.2.0.Глоссарий

Антроподицея и теодицея – (anthropos – человек, theos - Бог, dike – справедливость) учение, объясняющее противоречие между богоподобием человека и наличием несовершенства и зла в нем с одной стороны, всемогуществом, премудростью Творца и несовершенством мира, существованием зла с другой. В русской философии эти понятия характеризуют два последовательно связанных пути человека к Богу: первый (теодицея)-есть восхождение к Богу, состоящее в том, чтобы с помощью разума убедиться в спасительности приобщения к учению о Боге; второй (антроподицея) - есть нисхождение Бога к человеку. На этом пути человек испытывает себя, убеждается в своем несоответствии, несовершенстве и сознательно вступает на практический путь очищения. Оправдание человека (антроподицея) по П.А.Флоренскому осуществляется в трех направлениях:

а) сама сущность человека предопределена к спасению, поскольку своими корнями уходит в горнее;

б) на пути освящения человека, через соединение человеческой и Божественной энергии в молитве, иконе, кресте;

в) на пути освящения человеческой деятельности, через ее обожествление, соединение, синтез религиозных ориентаций, ценностей с светскими нравственными, философскими, научными, хозяйственными ценностями.

Н. Ф. Федоров видит оправдание человека в его борьбе со смертью и победе над ней через овладение природными силами подчинение всего земного и космического нравственному началу;

В.С.Соловьев - в сознательном выборе человеком пути к Богу и его сущностной укорененности в вечном божественном мире;

С.Н.Булгаков, видит это оправдание в соответствии основных составляющих души человека (воля, ум, чувство): Божественным Добру, Истине и Красоте;

Н.А.Бердяев понимает антроподицею в наличии духа как бесконечной свободы и неограниченного творчества, в возможности для человека самореализации в соответствии с замыслом Бога.

Теодицея выступает как опыт самосознания личности на ее пути к Богу. Ее задача заключается в обретении человеком целостного Божественного замысла, Божественной полноты бытия для того, чтобы избежать абсолютизации его отдельных негативных, враждебных для человека, эгоистических сторон. Зло есть результат самоизоляции любящих себя больше Бога, замыкании их жизни на реализации ложных, мнимых ценностей. Это, по словам В.И. Иванова, есть отчуждение от Божественного всеединства, ведущее к объединению людей в легион, организацию, формированию общего собирательного мозга для строительства Града земного силами Люцифера и Аримана.

Противопоставлением ему является строительство Града Божьего силою Христа, воплощенное в соборности, таком единстве личностей, в котором в полной мере раскрывается их творческий потенциал, индивидуальность и самоценность. Путь соборности при создании Града Божьего и есть смысл истории, истинная теодицея.

Индивидуальность – в широком смысле это отличительная особенность, свойственная, применительно к человеку, только ему одному, делающая его тем, чем он есть на самом деле. В русской философии индивидуальность рассматривается как нечто положительное, неисчерпываемое никакими отвлеченными определениями. Уникальность и однократность человеческого бытия, абсолютная самоценность личности обосновывается на факте ее индивидуальности. Религиозная философия аргументирует уникальность человека, его свободной творческой сущности актом персонального участия Бога в создании индивидуальной бессмертной души конкретного человека.

Кооперация - термин, для обозначения формы общественной жизни, основанной на принципе взаимной помощи, противоположном дарвиновскому биологическому принципу борьбы за существование. В философском контексте этот термин используется в работах А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, народников, анархистов, Г.В. Плеханова, В.И.Ленина и др. Для России принцип кооперации актуален в связи с сохранившимися традициями общинной жизни. Они определяют историческое своеобразие ее культуры, играют существенную роль в поиске путей ее современной и будущей интеграции в мировую цивилизацию.

 Понятие кооперации разрабатывалось в философии анархизма: М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин. Историю они понимают как эволюцию форм человеческой и природной жизни. В ее основе лежит биосоциальный закон взаимопомощи, понимаемый как принцип самоорганизации, самоуправления биологических и социальных систем. Развитые формы кооперации в виде федерации самоуправляемых коммун, исключают саму необходимость и возможность существования государства, как несовершенного инструмента управления общественными делами. Принцип кооперации более широк и более укоренен в основаниях жизни, чем принцип конкуренции, поэтому положительное культивирование его во всех областях общественной жизни является условием отмирания государства, бескризисного развития производства, прогрессирующего потребления, самоорганизации всей общественной жизни на естественных основаниях сотрудничества, взаимопомощи, положительного коллективизма.

Личность -  в философском смысле это внутренняя определенность единичного человеческого существа обладающего разумом, волей и своеобразным характером в их органическом единстве. Бесконечное содержание потенциально заключенное в разуме и воле придают личности безусловное достоинство. Именно на нем основаны ее неотъемлемые и неотчуждаемые права. Ее содержание реально осуществляются в обществе, поэтому личность может быть условно представлена в форме ансамбля общественных отношений. Исторически жизнь личности реализуется в трех основных уровнях: родовом, национально – государственном и универсальном. Каждый из них предоставляет свои возможности и пределы для самореализации бесконечных возможностей человека. Мера отношения их с реальными условиями, определяет уровень развития личности.  

Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - термин, выражающий позицию тотального отрицания   социально значимых ценностей культуры, общественных институтов. Это форма протеста против регламентации в политической, нравственной, духовной жизни вообще со стороны господствующих институтов, элит, классов.

 В русской философии нигилизм был предметом анализа представителей революционно–демократических течений. В их произведениях интеллигент–разночинец занимает место теоретика, трибуна зовущего к свержению власти тиранов, деспотов, узурпаторов, персонифицированных в монархе, священнике, чиновничестве с их стяжательством, барством, карьеризмом, стремлением к чинам, должностям, окладам и прочим привилегиям: Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.К.Михайловский, Ф.М.Достоевский, М.А.Бакунин, П.Н.Ткачев, Г.В.Плеханов, П.А.Кропоткин и др.

Для нигилизма характерно преклонение перед положительным, естественно - научным знанием и его методами, вера в объективные законы природы и истории, отрицание бога, культ бескорыстной, самоотверженной работы по рациональному устройству мира, в котором будут торжествовать справедливость, братство, коллективизм, бескорыстное служение народу, общему делу.

Пассионарность (от. лат. passio - страсть) - термин, обозначающий непреодолимое желание, страстную устремленность людей к осуществлению возвышенных целей, идеалов. В философии русского космизма (Л.Н.Гумилев,В.И.Вернадский,А.Л.Чижевский) идея влияния энергии космоса на биологические и социальные процессы Земли является одной из основных. Развивая ее Л.Н. Гумилев создает пассионарную теорию этногенеза, согласно которой, в основе значительных исторических движений лежат мощные всплески (пассионарные толчки) биохимической энергии космоса, концентрирующиеся в локальных областях земной поверхности. Они лежат в основе повышенной социальной активности групп людей, захваченных этими процессами. Накладываясь на историко-географические условия, культурные традиции, этническое окружение, пассионарная энергия становится причиной образования новых этносов и суперэтносов - коллективов людей с общим стереотипом поведения, психологическими установками. Они, в свою очередь, могут быть направлены в русло религиозных, политических, идеологических, нравственных и т.д. движений оставляющих заметные следы в человеческой истории.

Русская идея - термин в русской философии всеединства, для теоретического обозначения исторической миссии России в мировом культурном и духовном процессе объединения и преображения человечества на христианских началах истины, добра и красоты. Различные аспекты русской идеи разрабатывались в творчестве В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Л.Франка, Н.А.Бердяева, К.Н.Леонтьева, И.А.Ильина. По В.С.Соловьеву ни государство, ни общество, ни церковь в отдельности не выражают сущности русской идеи и не могут быть универсальным инструментом ее реализации, поскольку чреваты узким, односторонним подходом к проблеме. Из его философии всеединства следует призыв к восточно-западному культурному объединению в рамках всемирной теократии. В начале 20 в. концепция русской идеи теоретически конкретизировалась через исследование механизмов связи общего и особенного, общечеловеческого и национального в мировом культурном строительстве, с акцентом на индивидуальных и национальных особенностях этого процесса. В.И.Иванов изображает ее как соединение "родного и вселенского". "Мы переживаем за человечество - и человечество переживает в нас великий кризис" — такова суть истории России 20 века.

 В творчестве Н.А.Бердяева русская идея получает своеобразное завершение. Продолжая идеи В.С.Соловьева о христианском пути преобразования и объединения человечества, он видит место России в осуществлении собственных культурных интересов русского народа. По его мнению, западная культура исчерпала свой духовный, гуманистический потенциал в деле мирового культурного строительства. Эстафета передается историей в руки народов, способных понести гуманизм вверх, к Царству Божию.

 Россия способна принять этот исторический вызов и сможет выполнить всечеловеческую миссию движения вперед, к эпохе Святого Духа, при условии позитивного преодоления односторонностей коммунизма в процессе духовного возрождения и религиозного покаяния. Этот процесс понимается не как попятное возвращение к какому-то историческому исходному пункту интеллектуальной русской истории, а как осознание целостности, органичности ее, без изъятий и искусственных перерывов. В ней должно быть объективное и законное место всем персонажам российской духовной истории, как наглядный пример и урок.

 

Соборность - термин религиозной философии, служащий для обозначения отличия православной церкви от католической и протестантской, которое по мнению С.Н.Трубецкого состоит в том, что православие органически сочетает в себе два принципа - свободу и единство, в то время, как католичество воплощает принцип единства без свободы, а протестантизм - свободу без единства. В основе соборности русской культуры лежит традиция общинного образа жизни, где «личность свободна, как в хоре» (К. Аксаков). В.С.Соловьев развивает принцип соборности в концепцию всеединства, понимая его как существование не за счет всех или в ущерб всем, а в пользу всех. В результате все элементы единства сохраняются и усиливаются, воспринимаются как полнота бытия.

С.Н.Трубецкой понимает идеал соборности как совпадение религиозного, нравственного и социального начал, противопоставляя его индивидуализму и обезличивающему коллективизму. Символисты: В.И.Иванов, А.Белый, В.Я.Брюсов представляют соборность как синтез всеединства с диалектикой аполлонийского и дионисийского начал в человеке.

По С.Н.Булгакову соборность есть душа православия и обозначает вселенскость, единую жизнь в единой истине. В русской философии эквивалентом понятия соборности является понятие солидарности.

Солидарность - (solidarity) понятие в русской философии социалистической ориентации, обозначающее общность понимания, общность интересов, мировоззренческих    принципов, взаимную ответственность. Солидарность рассматривается как главный фактор развития человечества, как естественное свойство человеческой природы, более важное, чем эгоизм.

Возрастание солидарности, коллективизма - источник прогресса и благоденствия, тогда как возрастание эгоизма - источник нищеты, эксплуатации и взаимного отчуждения. Взаимная поддержка обеспечивает выживание вида в органической природе и является важным фактором прогрессивного развития. Выдвижение личного интереса на первый план ведет к всеобщей борьбе всех против всех и становится причиной конкуренции, классовой борьбы, войн, нравственной деградации, социального неравенства. Возвращение к началам солидарности есть восстановление естественных основ человеческой природы и главная задача всех социалистических учений: А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский,  П.Л.Лавров, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин, Н.К.Михайловский и др. Понятие «солидарность» органически связано с понятием «кооперация» как формы человеческой солидарности, возникающей в процессе становления самоорганизующихся коллективов объединенных общностью интересов, целей, потребности в труде и общественной жизни.

 

3.6.3.0. Зондирующие вопросы и комментарии к ним.

 

3.6.3.1. Какие новые аспекты определения человека вводятся и обосновываются отечественной философией и чем обусловлены эти новации?

Отечественная философия, с традиционной нравственно – практической ориентацией, проблеме человека уделяла первостепенное значение. Эта мировоззренческая установка позволяла избегать крайностей сциентизма и теоцентризма. В то же время она не исключала многообразия подходов, точек зрения на суть этой проблемы. Условно учение о человеке можно разделить на три группы, каждая из которых внесла свой оригинальный вклад в общефилософское понимание человека.

 Первая, религиозно – философская, берет свое начало в произведениях древнерусской культуры: поучениях Владимира Мономаха, монашеском подвижничестве Сергея Радонежского, художественном творчестве Андрея Рублева, философских наставлениях Симеона Полоцкого и Ивана Пересветова. Человек по их определению есть деятельная добродетель, беззаветное и бескорыстное служение ближнему. Через них в человеке проявляется богоподобная духовная сущность. Подвижничество ради ее культивирования и созидания в душе человека является определяющей установкой религиозно – философского мировидения и образа жизни, которая господствовала в отечественной культуре до конца XVII века.

 С начала XVIII века в русской философии происходит мировоззренческий переворот. Из философии, понимаемой как практическое осуществление истин Божественного Откровения, она превращается в духовную деятельность человека, который сам устанавливает пределы истины, добра и красоты. Руководствуясь ими в практической жизни, он обретает ощущение самодостаточности органично развитой личности. Религиозно – философская мысль не отрицая необходимость такого поворота, стремится избежать крайностей светского философского гуманизма. Эти крайности проявляются в форме легализации индивидуализма, частного произвола, личного эгоизма, политического честолюбия, зависти и других негативных качеств человека, которые воспринимаются как нарушение древних святоотеческих традиций и обычаев.

Избежать их невозможно, если полагаться на природу человека, на его "естественные" потребности и устремления, на те представления, которые каждый может черпать из самого себя и стремится навязать в качестве самоочевидных аксиом, высших добродетелей, всеобщих законов жизни. Не помогают при этом ссылки на общественный интерес, пользу, счастье с целью самооправдания. Основанием подлинной добродетели, истины и красоты может быть, только абсолютное существо, Бог, как воплощение всеединства, первоисточник человеческой реальности и его высшей абсолютной ценности.

 Представители этого направления: В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский, С. Н. Булгаков, Н. А. Флоренский, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев понимают человека как существо, жизнь которого протекает в двух разнородных мирах. Как природное существо через свое тело и душевную жизнь, зависящую от телесных процессов, он входит в состав материального мира, как любое другое живое существо. А как сверхприродное, духовное, богоподобное существо он живет в мире всеобъемлющего, всепроницающего энергетического начала – любви Бога. Двойственность своего объективного статуса человек осознает в форме противоречивости подлинного универсального бытия и неполноте, хаотичности, безосновности своего субъективного индивидуального бытия. Не подлинное, самочинное бытие не может противостоять стихийным силам реальности. Без прочной основы бытия, Бога, человек формируется как свободная, но мнимая, греховная личность. В мирской жизни эта двойственность проявляется в форме внешнего, технического устройства жизни (экономического, политического, правового) и внутреннего, религиозно – нравственного, сокровенного общения человека с Богом. Только в их тесном взаимодействии при ведущей роли духовной, можно создать прочные основания человеческой культуры, успешно противостоять разложению нравственных и духовных устоев жизни. Укорененность человека в Боге превращает его жизнь в особую форму бесконечного и неисчерпаемого содержания, в свободную, творческую и само ценную личность.

Вторая, философско-социологическая, своими корнями уходит в западноевропейскую социальную философию и философию истории. С их идеями российская общественность познакомилась как по оригиналам, так и по произведениям А.Н.Радищева, декабристов, П.Я.Чаадаева. Первоначальное теоретическое оформление она получает в творчестве В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.П.Огарева. Они исходят из тезиса, что человек – создание природы, но развивает и образует его общество. Он зависит от общества и в мыслях и в действиях, поэтому зло кроется не в человеке, а в социальных порядках. Вместе с тем, человек не пассивное, страдательное существо, а активный субъект истории своим трудом изменяющий мир и в этом деятельном отношении формирующий и развивающий самого себя. Индивид в наибольшей степени проявляет активность в той области, где чувствует себя и утверждает себя как  развивающуюся личность. Эти условия возможны только в свободном обществе, которое они называют социализмом. В нем личность, ее свободное и всестороннее развитие является высшей целью. Её интересы не могут быть принесены в жертву исторической необходимости и всеобщности. В этом они принципиально отличались от гегельянской классической философии, хотя и высоко ценили ее диалектические идеи и принципы.

Дальнейшее развитие эта точка зрения получила в трудах Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В науке о человеке и обществе они видят ключ к гармонизации индивидуального эгоизма с интересами общества, требованием долга. Эту гармонию они называют разумным эгоизмом. Дисгармония человеческих отношений есть следствие неразумных общественных отношений. Крепостное право было их олицетворением. Устранить эту дисгармонию они считали невозможно мирным, реформаторским путем. Надо применить радикальный, революционный метод их разрушения во имя жизни "нового человека". Это человек с естественным и разумным поведением, способностью к продуктивному и эффективному труду, гуманными ценностными устремлениями и идеалами.

Эти идеи получили свое завершение в произведениях народников социалистического направления П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. Человек – центр Вселенной и мера всех вещей. Сознание человека – главный объект научного исследования, поскольку оно лежит в основе нравственной и общественной деятельности. Через самопознание человек приходит к идее необходимости самосовершенствования. Стержнем  личности является человеческое достоинство, как идеальное представление о самой себе. На его основе формируется понятие справедливости, как признание права каждого человека, но уважение и развитие. Все остальные права и обязанности определяются этим исходным правом.

 Целью исторического развития является физическое, нравственное и интеллектуальное совершенствование личности. Реорганизация социальных институтов и политических учреждений должна быть подчинена этой цели.

 Оптимальной формой организации общества, обеспечивающей развитие личности, является демократический социализм, а применительно к России – аграрный социализм с исторически сложившимися в России общинными институтами организации труда и быта. Именно такая социальная среда наиболее благоприятна для появления творческих, героических, критически мыслящих личностей. Они берут на себя миссию первопроходцев в самых разных областях общественной жизни. Антиподом им являются "герои", появляющиеся в человеческой толпе по законам подражания стадному, табунному поведению животных. Как правило, это авантюристы, честолюбцы, шарлатаны, а то и вовсе злодеи, пользующиеся инстинктами толпы в своих сугубо корыстных, эгоистических интересах. Они способны на какое-то время увлечь большие массы населения на гибельный путь самых невероятных авантюр: истребления врагов народа, крестовых походов против неверных, осуществления утопических проектов и т.д.

Третья, философско-сциентистская, восходит к идеям А.Сен-Симона. Человечество, по их представлениям, на определенном этапе своего интеллектуального развития поставит цель и будет способна научно, по заранее составленному плану, контролировать и направлять свое собственное развитие. Г. Гегель, О.Конт, Л.Фейербах, К. Маркс и Ф.Энгельс разработали их в хорошо аргументированную и логически обоснованную научную теорию. Ряд идей о специфике социалистического развития России, активной роли личности в истории, революционных методах преобразования страны были взяты и трансформированы из философско-социалистических учений о человеке, о которых речь шла выше.

Признанными теоретиками этого направления являются Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. Дальнейшее обоснование и развитие она получила в советской философской школе, представители которой следовали в своих исследованиях отправным идеям и принципам диалектического и исторического материализма, созданного К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм исходит из тезиса о социальной и предметно-деятельной сущности человека. Общественно-историческая практика поколений людей – та жизненная среда где индивидуум реализует себя в качестве человека, где возникает и развивается человеческая  сущность и расцветает личность. Сущность человека предстает как ансамбль общественных отношений.

 Исторические формы общественной организации людей, их привычки, потребности, идеалы и иллюзии находят свое рациональное объяснение в процессе изучения способов производства материальной жизни, закономерностей ее функционирования и развития. Азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства это исторические фазы становления коммунистической формации, которая создает условия для свободного, гармонического и творческого развития не отдельных людей или классов, а всех людей. Становление такого общества процесс сложный, противоречивый, трагичный. В своей предыстории  развитие проходит  в скрытых или открытых формах классовой борьбы, ведущей к созданию суррогатов коллективности. Здесь одни классы получают преимущества для своего развития за счет других. Прогресс в науке, технике, технологиях, культуре в целом достигается за счет регресса и одичания большинства людей, стран и народов планеты, рождения экологических, демографических, социально-политических, сырьевых, энергетических и т.д. проблем глобального уровня.

По мнению сторонников марксизма переход от стихийной самоорганизации к управляемой организации актуален и возможен только в обществе, где каждый человек свободен и ответственен, если он  деятельно задействован в экономике, науке, культуре, политике, сформирует в себе необходимый набор человеческих качеств – выдержку, самообладание, добросовестность, расчетливость, трудолюбие, коллективизм, творческое отношение к жизни и т.д.

В русле этого направления в настоящее время в отечественной философии сложилась концепция синтетической антропологии и научное течение космизма. Первая представляет собой синтез биологической антропологии, изучающей антропогенез, расогенез, морфологическую эволюцию человека и философской антропологии. Здесь сущность человека предстает как синтез биологических и социальных факторов. (Фролов И. Т. "О человеке и гуманизме"- М. 1989).

Во втором человек рассматривается как особая часть суперсистемы Вселенная, которая возникает на определенном этапе ее эволюции. В человеке Вселенная обретает способность познавать саму себя, законы собственного развития, ставить цели этому развитию, оценивать свое состояние и целенаправленно влиять на его изменение. Земля только начало возникновения очагов направляемого развития во Вселенной. Эволюция Вселенной трактуется здесь как объективный целенаправленный исторический процесс от Большого Взрыва до коллективного духовного мира, ноосферы, образующей планетарный Разум, Память и Волю, новую человеческую реальность, где главным субъектом космической эволюции становится Человек.

 

2.3.3.2. Коренные изменения во взглядах на отношение Бога и человека в странах Западной Европы произошли в итоге религиозной реформации христианского вероучения. В ее проведении активно участвовали философы второго модуля. Как обстояло дело с этим в истории нашей страны?

 

Попытки реформирования теологического мировоззрения в России предпринимались неоднократно. Наиболее значительными стали реформы проведенные патриархом Никоном в ХVII веке. Их значение состояло в смещении мировоззренческой установки с нравственной компоненты на интеллектуальную. Противники этих реформ, впоследствии называемые старообрядцами, истолковывали их как стремление Московской патриархии насадить в России просветительство, рационализм, постижение истин Божественного Откровения разумом. Себя объявляли сторонниками и последователями древлеправославной веры, хранителями святоотеческих корней, восходящих к временам крещения Руси. Истина, по их мнению, постигается сердцем и разумом, как единым целым, поэтому главной добродетелью в человеке должна почитаться нравственность, верность, древним традициям, а не рациональная интеллектуальность как внешняя мудрость. В этом споре, переросшем в раскол, государство занимало позицию поддержки никонианцев, подвергало сторонников старой веры жестоким репрессиям, искореняло традиции семисотлетнего предшествующего развития отечественной культуры, предавая их забвению. Эти реформы не меняли сам тип теологического мировоззрения, господствовавший в общественном сознании страны вплоть до начала ХХ века, но стремление к восстановлению древних духовных корней православия никогда не угасало в сознании значительной части сторонников православной церкви.

Одной из важных особенностей духовного развития отечественной культуры было отсутствие в ее истории этапа, соответствующего западноевропейской средневековой схоластике IX-XV вв. На этом этапе в Западной Европе сложился тесный союз философии и религии. Схоластика стала идейным оформлением этого союза. Теология отводила философии задачу упорядочивания и систематизации христианской догматики, ее максимального упрощения с целью сделать понятной широким массам верующих. Философия успешно справилась с этой задачей, осуществив синтез христианской, античной и восточной культур. Более того, свою работу она сделала таким образом, что к периоду ее завершения в Европе появилось два новых мощных течения: гуманизм Возрождения, уравнявший человека и Бога, и протестантизм, сделавший Бога партнером человека и доверяющему свою жизнь и судьбу.

 В XV веке к этому процессу активно подключилось экспериментальное естествознание. Было положено начало качественно нового типа мировоззрения - антропоцентрического в двух вариантах – религиозном и атеистическом. Они сформировали духовные предпосылки буржуазных революций, а с их победой получали статус официальной идеологии.

В России антропоцентрическая модель формировалась в особых условиях. К жизни она было востребована петровскими реформами и ее история схожа с судьбой этих реформ. Их первоочередной задачей было создание духовных и социально-политических условий для формирования в России гражданского общества. Традиционный консерватизм православия, феодальный институт крепостничества, архаичная форма государственной власти были серьезным препятствием на пути решения этой задачи. По времени этот период растянулся до начала XX века. В это время в Западной Европе не только утвердилась новая культура гражданского общества с ее достоинствами и органичностями, но появились теоретические альтернативы в виде социалистических и коммунистических учений, в которых проблема отношения человека и Бога рассматривалась как вторичная, несущественная.

Разнообразие точек зрения по поводу определения основных черт характера россиян является свидетельством многогранности и глубины самого основания, порождающего это многообразие.

 Первой среди них большинство отечественных философов отме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.234.150 (0.068 с.)