Чем отличается идеальный объект от реального ? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем отличается идеальный объект от реального ?



а) реальные объекты обладают свойством бытия, а идеальные не существуют в принципе;

б) идеальный объект такой же, как и реальный, но содержит некоторые свойства или признаки, которые в принципе не могут ему принадлежать;

в) реальные объекты чувственно воспринимаемы, идеальные есть продукт воображения и фантазии.

г) реальные объекты изучает наука, а идеальные творят философы и художники.

В чем заключено сущностное различие идеала народника от идеала сторонников либерализма?

а) народник считает народ, Россию более высокой, абсолютной ценностью по сравнению с индивидуальной человеческой жизнью, а либерал наоборот;

б) народники считают, что самое главное - любить простой народ, а либералы - уважать личность человека и его достоинство;

в) народник видит русский народ как безусловное совершенство, потому что является бескорыстным тружеником и невинной жертвой эксплуатации, а либерал высшей и безусловной ценностью признает человеческую личность, ответственную за свое собственное поведение, свой свободный выбор высших целей и идеалов жизни;

г) народник защищает интересы трудового народа, а либерал только свои собственные.

 

Какая главная идея лежит в основе всех российских социалистических утопий 19 века?

а) представление о крестьянской общине как идеальной ячейке будущего социалистического уклада народной жизни;

б) идея развития России без государства;

в) идея о всеобщем равенстве и справедливости;

г) ожидание прихода доброго царя, который приведет народ к счастливой жизни.

6. Какое направление отечественной философии считает идеалом будущего человечества лозунг: "Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"?

а) космизм;

б) символизм;

в) анархизм;

г) марксизм;

 

Какая из заповедей христианского вероучения является первой?

а) не убивай;

б) не произноси ложного свидетельства на ближнего своего;

в) да не будет у тебя других богов перед лицом Моим;

г) почитай отца твоего и мать, чтобы продлились дни твои на земле.

Кто считал высшей целью человечества торжество «всечеловеческого братства людей и земного рая»?

а) А.Н. Радищев;

б) П.И. Пестель;

в) Ф.М. Достоевский;

г) Н.Ф. Федоров.

Является ли патриотизм существенной компонентой мировоззрения современного человека?

а) смотря по обстоятельствам;

б) да;

в) нет;

г) зависит от типа мировоззрения.

Кто из европейских философов, особенно популярных в России 19 века, считал высшей целью и идеалом  совершенство человеческого рода?

а) Ж..Ж. Руссо;

б) И. Кант;

в) Г.В. Ф. Гегель;

г) К. Маркс.

 

Задание 2. Поиск оснований бытия и сознания в отечественной    философии.

 

1. Социокультурная ориентация русской философии в поисках оснований бытия и сознания.

2. Исторический опыт сотрудничества философии и науки в поисках оснований бытия и сознания.

 

 

      3.5.1.0. Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним.

 

1. Представления о бытии и сознании в древнерусской философии: В. Мономах, С. Радонежский, А. Рублев.

[26,с.9-18; 87, т.1, ч.2, с.694-709;89; 90; 91; 92, с. 25-48; 98; 119, с. 439-495]

2. Вклад русских просветителей в развитие учений об основаниях бытия и сознания: И. Пересветов, М.В. Ломоносов, А. Н. Радищев.

[50; 62; 87, т.2; 89; 90; 91; 93; 96; 98;100, с. 73-103; 109,с.24 - 55]

3. Мировоззренческие установки  декабристов (П.И. Пестель, Н.М.Муравьев, И.П. Пнин, И.Д.Якушкин и др.)

[58; 87, т. 4, с. 57-65, 77-80; 90; 91; 114; 118]

 

4. Материалистические основания мировоззрения демократического духовного течения в России 19 в.

(А. И. Герцен, В.Г. Белинский, Д. И. Писарев, Н.Г. Чернышевский)

[5; 22; 85; 87, т. 4, с.132-151, 170-188, 219-248, 284-293; 88; 90; 91; 100, с. 232-291, 311-335; 109,с.24 - 55]

5. Метафизические основания философии славянофилов (П.Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев)

[48; 84; 87. т 4, с. 92-107; 107-122; 88; 90; 91; 92; 100, с. 123-232; 109,с.24 - 55; 115]

6. Поиск оснований подлинного человеческого бытия в творчестве Н.В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В.В.Розанова (25;32;65; 66; 73; 87, т. 4, с. 438-465; 88; 90; 100, с. 168-176, 377- 382, 423-455; 109; 111; 117]

7. Мировоззренческие установки русского анархизма (М. А.Бакунин, П. А. Кропоткин)

[3, с. 31-57; 40, с. 3-49; 239-249; 87, т. 4. с. 325-348, 365-375, 380-389; 90; 91; 100, с. 335-366; 109]

8. Проблема отношения общественного бытия и общественного сознания в творчестве теоретиков народничества (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).

[42, т. 1, с. 5-43; 463-493; т. 2, с. 19-50; 87, т. 4, с. 325-348, 365-375, 380-389; 90; 91; 100, с. 335-366; 109]

9. Учение В. С. Соловьева о абсолютно  положительных началах бытия.

[ 68; 69, с. 424-460; 88; 90; 91; 92; 93; 100, с. 478-497; 107; 108; 109,с.24 -55]

10. П. А. Флоренский об абсолютных основаниях конкретности.

[78, т. 2, с. 3-17; 79, т. 2, с. 341-351; 90; 91; 100, с. 841-857;109,с.24 -55; 110]

11. Идеи философии космизма относительно оснований бытия и сознания (Н. Ф. Федоров, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).

[19, с. 3-41; 7, с. 5-38; 90; 91; 100, с. 572-588; 104; 105; 109,с.24 - 55; 113]

12. Представления об основаниях бытия и сознания в философии русского неокантианства (П. Д. Юркевич, А. А. Богданов, Н. О. Лосский).

[13, с. 3-15; 55, с. 3-52; 86, с. 3-69; 90; 91; 100, с. 304-306, с. 638-654 с. 716-719; 108; 109,с.24 - 55]

13. Религиозно-философские основания мировоззрения теоретиков русского либерализма

(С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Н. Булгаков).

[ 8, с. 3-68; 15, с. 3-45; 72; 83, с. 3-61; 88; 90; 91; 100, с. 733-752; 789-793; 821-840; 857-882; 106; 109,с.24 - 55]

14. Г. В. Плеханов о сущности монистического взгляда на историю.

[60; 90; 91; 100, с. 711-716; 102; 109,с.24 - 55]

15.Развитие В. И. Лениным учения о материи в свете революции в естествознании конца 19-начала 20 вв.

[44; 90; 91; 100, с. 719-728; 103; 109,с.24 -55]

16. Мировоззренческие основания русского символизма

(А. Белый, В. И. Иванов, А. Ф. Лосев, Е. И. и Н. К. Рерих).

[6, с. 3-24; 35, с. 3-35; 53, с. 3-32; 63, т. 1, с. 3-48; 90; 91; 100, с. 802-808]

17. Развитие представлений об основаниях бытия и сознания в критической философии советского периода:

а) дискуссия о понимании содержания понятий: бытие, сознание, пространство, время, движение, развитие;

[2, с. 3038; 27, с. 3-49; 33, с. 211-246; 37, с. 139-149; 88; 90; 91]

б) проблема тождества диалектики, логики и теории познания; [33, с. 3-25; 37, с. 188-206; 88; 90;91;109,с.24 - 55]

в) диалектика общественного бытия и общественного сознания. [2, с. 3-38; 27, с. 3-49; 37, с. 238-257; 88; 90; 91]

18.Современная отечественная философия об основаниях бытия и сознания:

а) синергетика как новый способ мировидения;

[26, с. 3-18; 88; 90; 91; 104; 105]

б) глобализм и его мировоззренческие установки [29, с. 3-34; 34, с. 3-9; 104; 105].

 

                           3.5.2.0 Глоссарий

 

Бытие -  основополагающий термин в любой философской теории, поскольку от него берет начало содержательная мысль. В предельно общем виде понятие «бытие» указывает на атрибут существования чего- либо без дальнейшего уточнения и определений. В отечественной философии существуют различные трактовки этого термина. Основными являются материалистическая и идеалистическая его трактовка. Материалистическая традиция употребляет этот термин в значении: 1)чувственно воспринимаемой материи или фактического существования чего бы то ни было материального, возникновения и уничтожения как разновидности становления материи / М.В.Ломоносов, А.И.Герцен, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский /; 2) бесконечное, независимое от сознания существование материи /Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, философия советского периода/.

Идеалистическая философия в этот термин вкладывает свой смысл: 1)сущее как логическая категория бытия, обобщенная и отвлеченная от заполняющих его качеств и количеств /П.Д.Юркевич, К.Н.Леонтьев, Н.О.Лосский/; 2) как нечто самостоятельное и независимое от чувственной материи, способное создавать, осмысливать, творить из себя самого все сущее / В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков/. Ее представители выделяют в бытии внутреннюю, обращенную к самому себе сторону и внешнюю, направленную к другому бытию. Первая служит самоутверждению бытия, а другая его обнаружению, явлению, раскрытию. Эти две стороны находятся в отношении «нераздельности и неслиянности». Их называют сущностью, существом, жизнью бытия. Существующее несет в себе жизнь, проявляет ее для себя и для другого. Это проявление называется энергией, которая объединяет одно бытие с другим, сохраняя их неслиянность.

 

Время социальное, пространство социальное – категории, характеризующие социальное бытие со стороны формы протекания  деятельных процессов. При этом социальное время выражает устойчивость и воспроизводимость социальных процессов, а социальное пространство их координацию. Эти формы обеспечивают связность, организованность, координацию и саморегуляцию  социальных действий, событий. Если в традиционных социокультурных системах пространственные характеристики доминировали под временными и определяли их, то в современных, время становится определяющей характеристикой социокультурных  процессов. В отечественной философии вклад в разработку теории социокультурного пространства и времени внесли К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев, Л.Н.Гумилев, А.Л.Чижевский и др.

 

Добро – понятие, обозначающее в философии всеединства одну из ипостасей Божественной Троицы, ту, которая призвана спасти человечество и человека от зла и греха ради торжества всеединства, то есть соединения материальной природы с Божеством, рождения Богочеловечества, Богоматерии. Благодаря Добру человек становится нравственным, а бытие Бога - Добром.

  В философии В. С. Соловьева источником зла является принцип индивидуации, содержание которого состоит в самоутверждении, эгоизме каждого существа, противопоставлении себя другим. Такое    отношение порождает в мире внешнее, вещественное бытие с его разрозненностью, враждой, стремлением    к обладанию, индивидуализмом. Их носителями в обществе является индивид, отпавший от   всеединства или отчужденные социальные институты, обособившиеся как от индивида, так и от Бога.

Для существования, торжества Добра необходимо восстановить единство обоих моментов. Поскольку Богочеловечество есть единый организм, в котором объективные формы нравственной жизни (государство,   церковь, семья, право, философия и т. д.) играют определяющую роль, постольку они утверждают идею божественного всеединства и действительность всечеловеческого добра, воплощённого в личности Христа.

Здесь понятие Добра имеет три значения:

 а/ как объективная характеристика предмета присущая истине и красоте в сочетании с положительным эмоциональным отношением к ним;

 б/ как ценность, полезность, имеющая абсолютное значение для человека;

 в/ как нравственное качество человека и его поступков, как безусловное требование человечности, гуманности.

Добро в своей естественной основе базируется на трех главных чувствах: стыде, жалости и благоговении.

 Человек стыдится своей укорененности в низшей, биологической природе, противопоставляя её социальной, оттеняя в себе, высвечивая высшее, божественное, социально значимое. Стыд есть индивидуальная форма целомудрия.

Жалость, как основа социальных связей, есть сопереживание чужому страданию. Она становится побудительным мотивом, желанием делать добро и выступает коллективной, социальной формой целомудрия.

Благоговение - есть преклонение человека перед высшим, абсолютным началом. Именно оно составляет интимную, субъективную, нравственную основу религии и представляет собой творческое осуществление правды, добра, преобразования зла в добро, а не только в его пресечении.

 В русской философии (Н.В.Гоголь, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев) подвергается сомнению религиозная этика, основанная на идее личного спасения духа, поскольку допускает возможность индивидуального благополучия при неблагополучии других людей и мира. В противовес кантовскому императиву Н.А. Бердяевым формулируется религиозный: «Поступай так, как - будто ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывая в себе чистую и оригинальность совесть. Дисциплинируй свою личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснить злых и зло в ад и создать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способствовать просветлению и творческому преображению злых».

 

Истина      - понятие, обозначающее в  религиозной философии одну из ипостасей Божественной Троицы, ту, которая делает бытие человека разумным, а бытие Бога - Истиной. Не разум делает Истину, а Истина делает разум Разумом. В свою очередь, Бог является объектом поклонения не потому, что он есть, что он сила, покровитель, хозяин, а потому, что он есть Истина, Правда, Отец.

В философии В.С. Соловьева Истина, как абсолютно сущее, представляет собой двоякое единство: Логоса, составляющего содержание, идею, сущность Бога (на языке христианского богословия это Бог - Сын) и Софии, Мировой души, как воплощение Логоса (на языке христианского богословия это Дух Святой). В Христе представлены оба эти единства: Логос (производящий творческое Слово) и София (произведенное, основа человечества, идеальное человечество, идеальный человек, понятие как норма, как вечная идея, всемирная форма соединения материальной природы с Божеством, Бого-материя, Бого-человечество). Противоположностью Истине как всеединству, абсолютной полноте, выступает хаос, разобщенность, эгоизм, грех, зло, индивидуация. Они понимаются как отпадение от всеединства, антипод Софии - Премудрости Бога. В данном случае определение Истины предстает не в классической рационалистической форме, как тождество мышления и бытия, а в форме диалога Софии и Логоса, выраженной в терминах религиозного, нравственного и художественного сознания.

В философии П.А. Флоренского Истина, это творческий акт вхождения, включения человека в общность людей связанных любовью, в бытие, сущностью которого является божественное всеединство любви, олицетворенное в Софии - Премудрости Бога. Истина представляется как живой акт нравственного, художественного и религиозного творчества Софии. Он направлен на воссоздание живого идеального первообраза умного, доброго и прекрасного мира, Эдема, совершенного состояния мира и человека, утраченного в грехопадении и вновь воскрешаемого живородящей силой божественной Любви, в Боге, как её первоисточнике. Познание истины есть акт общения субъекта с предметом, создание единства познающего и познаваемого. Оно достигается только в Любви и Любовью.

 

Красота - понятие, обозначающее в философии один из ликов, ипостасей Божественной Троицы наряду с Истиной и Добром. Они органически связаны друг с другом и определяются друг через друга. В наиболее систематическом виде философское содержание этого понятия представлено в произведениях В. С. Соловьева и в дальнейшем разрабатывалось Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским, С.Л. Франком, А. Белым, В.И. Ивановым и др.

Красота как философское, а не эстетическое понятие является одной из сторон, определяющих положительное всеединство, понятое как достойное и истинное бытие. Чувственное, материальное воплощение этого положительного всеединства составляет содержание красоты. Красота есть творческое преобразование вещественного, предметного бытия нравственным, одухотворенным и просветленным субъектом действия и воли (Бог, Человечество, народ, личность). Она предстает объективной силой, действующей в природе и истории, пунктом соединения и победы Истины и Добра над "физическим эгоизмом" (пространством, временем, причинностью, смертью). Исторической миссией красоты является восхождение бытия к богоматериальному и богочеловеческому совершенству, в ходе которого мир получает свое оправдание и спасение. Объективной основой земной красоты является хаос, косное стихийное начало, а этапы космической эволюции - ряд усложняющихся художественных оформлений  миропорядка, становящегося из хаоса.

Начатое природой (мировой душой) художественное дело продолжается более глубоко и последовательно человеческим искусством. Приобщаясь к абсолютной красоте, человек обязан спасти земную красоту от разрушения, возводить ее на уровень нетленной вечности. Истинный художник в своем творчестве совершает троякий подвиг: подвиг Пигмалиона - оформляет красотою косный материал; подвиг Персея - побеждает дракона, нравственное зло и подвиг Орфея - выводит красоту - Эвридику из ада смерти.

Предназначение художника - служить совершенной красоте и через нее - добру и истине.

 

Любовь -    центральное понятие русской философии всеединства, обозначающее саму основу, способ существования, бытия, всеединства, связывающие воедино все. Наиболее подробно разработано в творчестве В.С.Соловьева и П.А.Флоренского. Любовь в философии В. Соловьева предстаёт как спасение человеческой индивидуальности через жертву эгоизма, как радикальное изживание эгоистического индивидуализма, благодаря перенесению центра личной жизни из себя в другого человека. Основой любви является любовь между полами. За «эмпирическим», предметным, индивидуализированным лицом любви стоит истинный её предмет - Вечная Женственная София, Дева Мария, как лик, ипостась, личный образ всеединства. Любовь, как индивидуализация всеединства, соединяет каждую личность с богочеловеческим целым, носящим женственный образ, преодолевает непроницаемость и тленность вещественного бытия.

В философии П.А. Флоренского любовь предстает как способ существования живого и личного бытия. Основой её является не единый поток переживаний, а особый дискретный энергетический элемент - «квант» смысла и любви, как отношения (соотнесения) реальной личности с её идеалом, идеей - монадой, через которую и устанавливается связь личности с Богом. «Монады» П.А.Флоренского исполнены любви, это её персонализированные эмпирические единицы, в своем единстве образующие пространство любви. Оно поддерживается непрестанной активностью любви, взаимным подвигом самоотвержения и поэтому является не фактом, а актом, не механическим собранием, а многоединым существом. Обладая бытием совершенным, это существо наделено не только жизнью, но и ипостасью, то есть совершенной личной природой. Эта личность и есть София - понимаемая как сущностное тождество, совершенное единство множества, поскольку, будучи сама личностью, связана другим принципом -  тождества частей целому, как основанием всеединства. Любовь имеет ступени, градации, идущие от совершенной полноты и тождества к все менее тесным узам слабой напряженности, не подлинности. В этой связи, познание, как род общения с предметом созидания единства познающего и познаваемого, понимается как любовный процесс. Познание совершается любовью. Только через неё, с её помощью возможно познание и торжество Истины, Добра и Красоты.

Материя –  системообразующее понятие встречающееся во всех философских течениях. Значение термина «материя» зависит от мировоззренческой, гуманистической, гносеологической и методологической функций, выполняемых этим термином в конкретной философской теории. Первичное расчленение бытия, достигаемое с   его помощью, позволяет осуществлять анализ многообразия  его проявлений через сопоставление и противопоставление материального и духовного. Отсутствие единства в трактовке материального и духовного, их соотношения было и остается причиной возникновения различных направлений, школ и течений в философии, в том числе и отечественной.

На их проблематику, уровень ее постановки и предлагаемых способов решения существенное влияние оказывает развитие общественно – исторической практики и духовного освоения ее конкретных областей, особенно науки.

 Материалистические направления (М.В.Ломоносов, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин), признавая первичность материи, наделяют ее атрибутами несотворимости, неуничтожимости, неисчерпаемости, бесконечной протяженности и вечной длительности, самодвижения и саморазвития. Она рассматривается как субстанция и всеобщий субстрат, составляющие единство мира, его закономерностей и многообразия состояний.

Идеалистические направления (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, П.А.Флоренский и др.) понимают материю либо как производную нематериальной субстанции: Бога, Абсолютной Идеи, Трансцендентального Субъекта, Я и т.д., как ее физическое, вещественное, предметное инобытие, лишенное статуса объективной реальности; либо как эманацию /истечение, творение/ бесплотного, идеального первоначала и опредмечивание его в формах доступных чувственному или интуитивному познанию человека.

В советский период доминирует марксистско–ленинское понимание материи, как объективной реальности, которая существует независимо от человека и его сознания, является источником ощущений, субъективных образов, копией окружающего мира. Материя наделена свойством отражения, которое усложняется и развивается вслед за усложнением и развитием материи. На уровне общества материя самопознает себя через человека, как вершины своего саморазвития. Понятие «материя» как объективная реальность не сводится к конкретным естественнонаучным представлениям о ее структуре. Этим достигается возможность синтеза  научного знания любого уровня развития с позиций материалистического монизма.

  

 

Ноосфера (от греч. noos – разум и sphaira – шар) - термин, обозначающий область бытия, в которой происходит взаимодействие природы и человека в форме активного, творческого, духовно - практического ее освоения. Это понятие представляет синтез трех идей:

1) идеи универсальной эволюции материи, в том числе и ее  органической формы;

2) превращения человека в существенный геологический фактор;

3) понимания жизни как целостной оболочки Земли - биосферы.

Ноосфера и есть постепенное превращение биосферы в новое состояние, когда естественный процесс ее эволюции заменяется  ее рациональным управлением объединившимся человечеством в интересах своего всестороннего и свободного развития. Прогресс науки в XX в., создание общепланетной информационной системы открывают перед человечеством неограниченные возможности. Вместе с тем, на нем лежит обязанность выработки нравственных человеческих качеств, которые соответствовали бы его роли  как планетарной геологической силы. Эти качества должны быть положены в основу нового мышления, нового экономического, политического и международного порядка XXI века. В разработку концепции и теории ноосферы, как составной части философии космизма, значительный вклад внесли В.И. Вернадский, К.Н. Циолковский, А. Л. Чижевский.

 

София - понятие русской религиозной философии, обозначающие один из ликов божественной Троицы - Дух Святой.В философии всеединства София - центральный персонаж теокосмического процесса. В.С.Соловьев различает в Боге двоякое единство: деятельное единство творческого Слова и Мировой души и единство произведенное, София. В Христе воплощены оба единства: производящее - Бог и произведенное - София, как органическое тело, начало человечества, идеальный человек. В нем душа мира получает собственную внутреннюю действительность, создает себя и через него реализует замысел божественного всеединства - становления Богочеловечества, как формы соединения материальной природы с Богом. Эмпирический мир, в котором господствует принцип индивидуации, основанный на самоутверждении и эгоизме человека, пронизан грехом. Он порождает внешнее вещественное бытие, где все существует в разрозненности и вражде. Спасение возможно только через освобождение от индивидуального существования, от претензии на обладание всей полнотой бытия через утверждение себя вне Бога. Такая претензия приведет только к дроблению Бого - Миро - здания на множество отдельных элементов, механическую совокупность атомов, возникновение мира зла, разъединения и страдания. Преодоление греха, зла, индивидуации в мире достигается торжеством софийного начала в Боге - вечно женственного начала, мировой души. Она подвигом любви объединяет и ведет человечество к торжеству божественного всеединства вокруг Божественной Троицы.

У П.А.Флоренского София есть мудрость и красота мироздания, идея творения мира как умного художника. Она, как художница при Боге, становится носительницей творческого замысла, идеального преобразования мира, воплощением Премудрости Божией. Поскольку замысел и творение органически связаны с Творцом и друг с другом энергией божественной любви, София предстает как персонифицированная личность, лик, синтезирующий в себе мудрость и красоту, оживленные любовью.

Любовь в философии П.А. Флоренского есть способность каждой личности, любого живого и личностного бытия. Они есть своеобразный дискретный элемент, квант, монада смысла и любви, реализующие связь личности с Богом и личность с личностью, образуя единство множества. Поэтому София - это совершенное всеединство, принцип внутреннего устроения жизни человека, тождество частей целому.

 

            3.5.3.0 Зондирующие вопросы и комментарии к ним.

 3.5.3.1. Кто из отечественных философов и естествоиспытателей XVIII - XIX вв. способствовал развитию рационалистического понимания мира?

Эпоха, о которой идет речь, знаменательна двумя существенными факторами духовной жизни России, ее философского развития. К началу XVIII века в русской философии завершился мировоззренческий поворот от понимания философии как образа жизни, нравственно-практического осуществления истины к трактовке философии, как особой формы познавательной деятельности, направленной на изучение предпосылок, оснований и условий истинного знания. Второй фактор связан со становлением светской системы философского образования в стране. Петровские реформы востребовали рациональность в культуре и Россия быстро откликнулась на эту потребность. С идеями просвещения связывались надежды на прогресс во всех областях жизни. Философия в ее новом виде становится инструментом решения важнейших проблем социально-экономического, политического и духовного развития страны.

Опыт рационалистического отношения к миру мы перенимали, становясь прилежными учениками развитых европейских стран, приглашая в Россию учителей и советников, создавая свою собственную систему образования, научных учреждений и организаций по образцам лучших европейских. В 1724 году была организована Петербургская Академия наук, в 1714 году первым в Европе естественнонаучным музеем стала «Кунсткамера», учрежденная Петром I, в этом же году открыта первая библиотека в Петербурге. В 1755 году граф И.И.Шувалов и М.В.Ломоносов создают Московский университет, ставший опорой светской системы образования.

По проекту М.В.Ломоносова обучение в университете должно вестись на трех факультетах: медицинском, философском и юридическом. Под его руководством была подготовлена плеяда ученых, способствовавших развитию естествознания и философии в России. Сам М.В.Ломоносов, будучи выдающимся ученым-энциклопедистом, был основоположником светского философского образования в нашей стране. Призывая к изучению философского наследия древних мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, он был активным пропагандистом философии  и естествознания Нового времени в лице Р.Декарта, И.Ньютона, Г.Лейбница, Дж.Локка.

 В 1748 году он экспериментально доказал закон сохранения массы при химических реакциях. Философское значение этого открытия состоит в том, что с этого момента известный со времен античности закон сохранения материи и движения стал применяться сознательно, как инструмент понимания и описания процессов изучаемых классической механикой, физикой и химией. Как философ, он обозначил стратегическое направление развития рационалистического понимания мира – экспериментальное познание фундаментальных свойств материи: протяженности, силы инерции, формы, непроницаемости, движения.

Это знание есть ключ к объяснению явлений природы, ее свойств, сил. Поставить на службу народа природные ресурсы России – главная гуманистическая цель науки, как деятельности полезной, красивой, возвышающей человека, освобождающей его от нужды, невежества и пороков. Он стал основоположником физической химии, стоял у истоков геологического и географического изучения России, был основателем горно-металлургического производства в стране.  А.С.Пушкин, отмечая влияние М.В.Ломоносова на развитие философского и научного знания, называл его первым русским университетом.

К числу мыслителей, внесших вклад в развитие науки и рационалистического понимания мира, следует назвать Н.И.Лобачевcкого – создателя гиперболической неэвклидовой геометрии. Идеи, высказанные им еще в 1826 году, о многообразии пространственных свойств мира, o зависимости геометрических свойств пространства от физической природы, получили подтверждение и были востребованы лишь в науке ХХ века.

Не менее важное значение для мировой науки и философии имело открытие в 1869 году Д.И.Менделеевым периодического закона химических элементов. Этот фундаментальный закон классического естествознания раскрыл системный характер связей в химической и физической формах движения материи. Ему принадлежит оригинальная концепция относительно оснований бытия. В основании мироздания, согласно ей, лежит три вечных, нераздельно связанных и неслиянных начала: вещество /материя/, сила /энергия/ и дух. Познание закономерных связей природы составляет суть научной деятельности, значение которой в историческом прогрессе общества неуклонно возрастает. С успехами науки он связывал будущее России. Она представлялась ему индустриально развитой, экономически и политически независимой, рачительно пользующейся огромными природными ресурсами державы на благо народов России и всего мира.

В развитии рационалистического понимания мира участвовали не только естествоиспытатели, но и целая плеяда общественных деятелей, писателей, литературных критиков, философов. Они считали, что для нового мировоззрения значение имеет не только научное понимание природы, но и человека, общества, истории. Благополучие и процветание России зависит от уровня разумности отношений человека к человеку, к обществу, природе. Повысить этот уровень до уровня развитых европейских стран считали главной целью своей жизни: А.Н.Радищев, П.Я.Чаадаев, П.И.Пестель, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, П.Д.Юркевич, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, П.Л.Лавров, В.С.Соловьев и другие мыслители этой эпохи. Каждый вносил  лепту, не боясь преследований и жестоких репрессий со стороны самодержавия и церковных клерикалов. Первой задачей было знакомство общественности с достижениями европейской философской и научной мысли, с опытом рационального совершенствования общественных отношений в самых различных областях. В этот период появляются последователи, популяризаторы, пропагандисты практически всех философских школ и направлений Запада. А.Н.Радищев и декабристы были пропагандистами идей французских просветителей Ж.Ж.Руссо, Вольтера, Д.Дидро, К.А.Гельвеция. В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев – идей Гегеля. П.Д.Юркевич – Канта. П.Я.Чаадаев – Шеллинга. Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов – Фейербаха. Русские социалисты –  проектов Оуэна, Сен-Симона, Фурье и т.д.

 Вторая задача стояла в адаптации этих учений к историческим, социальным и духовным условиям России. Чтобы знание было живым, работающим, оно должно быть наполнено содержанием, проблемами страны, реальными носителями которых являются конкретные мыслители, ее философы. Социальное бытие страны и ее проблемы были неоднородны, многоплановы – от патриархальных до национально-государственных. Предлагаемые способы решения, их теоретическое оформление одним и тем же философом не были цельными, последовательными. Они представляли нередко смесь разнородных философских теорий материализма и идеализма, научных и утопических, религиозных и атеистических, либеральных и тоталитарных, рационалистических и эмпирических и т.д. Сожительство разнокачественного в жизни, отражалось в соответствующих философских построениях.

 Третьей задачей, которую отечественная философия смогла поставить лишь к концу ХIХ века, была проблема построения целостных философских теорий, которые могли стать рациональной основой мировоззрения нации. Первым удачным опытом в этом направлении стало построение В.С.Соловьевым логических основ философии всеединства в опубликованной в 1877 году работе «Философские начала цельного знания». Теоретическая разработка ее продолжалась до его кончины в 1900 году, а позже его последователями. Вторым не менее удачным опытом, стало распространение в конце ХIX века адаптированный к отечественным условиям философии марксизма, во многом определившей  социокультурное развитие России ХХ века.

 

3.5.3.2. Чем объяснить тот факт, что религиозная философская мысль России XIX –ХХ вв. получила столь значительное развитие по сравнению  с европейской?

Отечественное свободомыслие в этот период проявляется в самых разнообразных формах, в этом числе и в форме религиозно-философской. Формирование антропоцентрической модели мировоззрения в России имело свои исторические особенности. Исключительно важную роль в нем продолжала занимать нравственно практическая компонента. Идеалы и ценности эстетического, политического, научного, экономического и философского порядка, принципы и учения их обосновывающие воспринимались общественным сознанием как значимые, прежде всего сквозь призму нравственных представлений о хорошем, добром и злом, полезном и вредном. Тысячелетняя традиция православия пустила корни в сознание и образ жизни народа. Эти корни были серьезным препятствием для развития культуры рационализма, углубленного понятийно–сущностного понимания проблем общественной жизни, в том числе и религиозных. Религиозность, которая не углублена до веры в начало, объединяющее реальную силу бытия и идеальную правду духа, которая не осознала абсолютное значение не только нравственных, но и эстетических, философских, правовых, государственно-политических ценностей будет поверхностной, непрочной, легко трансформируемой в примитивный фанатизм.

 Большинство религиозно ориентированных философов: П.Д.Юркевич, В.С.Соловьев, К.Н.Леонтьев, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др. понимали, что с таким сознанием народа гражданское общество не построить. Революционно – демократическое течение, господствовавшее в общественном сознании этого времени, видело будущее России вообще без церкви и самодержавия. Либеральное не воспринимало Россию без церкви, но считало необходимым ее глубокое реформирование, предлагая свои услуги по разработке нового религиозного сознания.

На рубеже XIX – XX вв. предпринимались попытки наладить союз философов и деятелей церкви в форме религиозно – философских собраний, обществ, просветительских кружков, вольных богословских университетов и академий. Открытый диалог философов и богословов прояснил позиции, но не устранил препятствий. Главным препятствием на пути реформирования религиозного сознания философы считали отсутствие у деятелей церкви жизнеспособных идеалов, ориентация их на загробную, а не земную жизнь. В.В.Розанов на одном из таких собраний прямо назвал современное христианство каменным, неживым, освящающим тленный и несовершенный мир.

. Официальные деятели церкви искренне считали русский народ несмышленым дитем, нуждающемся в попечении и руководстве, догматы православия – неприкосновенными, а идеи нового религиозного сознания воспринимались ими как ересь. Союз философов и духовных деятелей церкви не состоялся. Философы в 1907 году создали Вольный богословский университет, который в 1919 году был преобразован по инициативе Н.Бердяева в Вольную академию духовной культуры. В нем по идее созд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.071 с.)