За ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые он творил над больными. 3 иисус взошел на гору и там сидел с учениками своими. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

За ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые он творил над больными. 3 иисус взошел на гору и там сидел с учениками своими.



Вероятно, многих (и это были уже далеко не больные) впечатляло то, о чём и как говорил, что и как делал Иисус, и, хотя причины были у каждого свои, и решение проблем каждый видел по-своему, тем не менее, они пошли за Ним. Снова, я бы даже сказал, с новой силой начинается обучение учеников, пауза закончилась – опять учёба! Вот и Иисус на горе с учениками явно именно для этого.

Именно для усиления этого обучения, Иоанн говорит о скором празднике, который и будет «катализатором» дальнейших событий.

Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.

Вообще, как символично всё получилось: Моисей, по воле Бога выводил народ из-под гнёта египтян, а сейчас Иисус, делающий всё по воле Отца, увёл учеников от гонений на них из Иерусалима. Может это и не так, но мне показалось это сравнение интересным.

Да, может мне это всего лишь и показалось, но сложилось ощущение того, что в предыдущей главе «основной упор» в обучающем моменте был сделан на теоретические знания. Здесь же всё построено на умении делать выводы из того, что ты видишь во всём, реально происходящем вокруг тебя.

Это лишь моё восприятие, но Иоанн написал ведь о приближении праздника Пасхи, и больше ни слова о празднике, как таковом, а вот события, которые последовали за выходом Израиля из Египта, пропитали своим символизмом весь последующий текст этой главы.

Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? 6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. 8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. 11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. 12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

Может сначала показаться, что это всего лишь (как быстро человек привыкает: «всего лишь», … а это чудо, именно то, что не доступно людям) ещё одно чудо, однако это всё произошло не просто так, а для иллюстрации неких процессов, происходящих внутри человека, или которые должны происходить в нём.

К этому чуду с насыщением малым количеством хлеба и рыбок мы ещё вернёмся, а пока поговорим о произведённом эффекте от этого «хлебного изобилия, свалившегося с неба».

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. 15 Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.

Их интересовал не Сам Иисус, хотя есть ссылка на Пророка, Которого они ожидают; их больше интересовал «эффект» от случившегося с ними, захватывало собственное положение от прикосновения к чему-то великому и необычному. Вспомните, как ведут себя люди, побывавшие там, где мало кто может быть: в необычном каком-то месте (на неприступной горе), в заграничном турне, или заставшие редкое природное явление, или повстречавшие знаменитого актёра, политика, или … вспомнили? Пусть не всегда это ярко выражено, но непременно присутствует чувство превосходства над другими, кому всё это, или подобное этому было недоступно.

Отчего же решили насытившиеся люди сделать царём Иисуса? Может они захотели быть первыми подданными царя, поставленного ими же самими на царство?

Наберитесь терпения, ответ впереди, и мы ещё вернёмся к этому событию с «рыбками и хлебами». Однако некоторые промежуточные выводы-мысли можно озвучить и сейчас; ведь вполне понятно, что желания этих людей были определённо преждевременны. Лично мне это напомнило произошедшее в Кане Галилейской, где Новое вино было воспринято неверно, потому что не были подготовлены «принимающие» его – по-моему, аналогичная ситуация: нельзя «смешивать» земное и Небесное; нельзя оценивать Небесное, земным. Отсюда и такая реакция Иисуса на всё происходящее.

Чтобы не развивать «нездоровый» интерес к Себе, Иисус и удаляется от всех, и даже Своих учеников отсылает от Себя.

Грядут большие перемены; а пока:

Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. 18 Дул сильный ветер, и море волновалось. 19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. 20 Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. 21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

Именно так описывает произошедшее с учениками событие апостол Иоанн: вошли в лодку, отправились на ту сторону моря, темно и шторм, увидели Иисуса, идущим по воде, испугались, Он их успокоил, и они пристали к берегу.

Прекрасно осознаю то, что для Иоанна, каждое слово имеет огромное значение – он там был; но мне не хватает информации, «красок», эмоций. Вероятно, именно поэтому и существуют другие евангелия, которые и могут восполнить «дефицит» всего этого.

То же событие, описанное в евангелии от Марка:

«И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. И, отпустив их, пошел на гору помолиться. Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились [чудом] над хлебами, потому что сердце их было окаменено » (Мк.6.45-52).

То же самое событие, но смотрите, сколько сразу информации, поясняющей всю ситуацию в целом. Иисус собирается сначала успокоить возбуждение народа, при этом не просто отправил, а «понудил учеников Своих войти в лодку». Вероятно, ученики не желали оставлять Его.

Молитва. То, что Иисус отправился один на гору помолиться, в этом нет ничего необычного, но не будем забывать о том, что происходит сейчас процесс нашего обучения, и мне почему-то вспомнилось: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6.6). Может евангельский текст напрямую и не направляет нас в «эту сторону», но у меня внутри всё отозвалось именно этим воспоминанием, зазвучало именно в «эту сторону»; если поразмыслить немного, то порой действительно хочется уединиться от всей этой суеты мира, и побыть вот так просто наедине с Господом.

Пошёл по морю. Теперь об этом необычном событии. Ночь. Штормовые волны. Силы учеников уже на исходе, … и вдруг видят фигуру человека, идущего прямо по волнам... «подумали, что это призрак, и вскричали». А, кто бы ни вскричал? Очевидно, кончина близко, всё – отжили своё …

Часто в Писании находим то, что Бог привлекает внимание людей чем-то чудесным, необъяснимым для того, чтобы внимание не было рассеянным и все мысли были направлены на основное, предложенное Господом именно сейчас. Вот теперь и мы подошли к этому основному, вероятно, к самому главному на данный момент. Слова Иисуса: «ободритесь; это Я, не бойтесь». 

Пожалуй, эту фразу надо разбить на части, слишком много заложено в ней:

«Ободритесь» – измотанные борьбой со стихией, ученики уже были готовы «сложить лапки», и будь что будет. Однако Иисус неоднократно, можно даже сказать постоянно призывал и призывает к бодрствованию: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26.41). Исходя из этого, сделать промежуточный вывод несложно, и каждый, самостоятельно вполне способен найти множество примеров, как из Библии, так и из своей жизни, говорящих о том, как важно бодрствовать, не засыпать, и не чувствовать себя обречённым в своей духовной жизни. Это чрезвычайно важно осознавать, потому как силы для противостояния атакам плоти в самой плоти не найти никогда! Мало осознавать это, этому надо научиться и активно применять в своей жизни.

 Апостол Павел (я не сильно утомил вас столь частым упоминанием о нём?) по этому поводу высказался предельно ясно: «я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе » (Флп.4.11-13).

Духовные силы для бодрствования нам очень нужны, и это не только наша забота – этим занят и Сам Господь, заботясь о нас и предлагая нам непосредственное участие в Его научении нас же самих.

«Это Я, не бойтесь» – Иисус так и говорит: это Я допускаю в вашей жизни различные «волнения» для того чтобы вы научились справляться с ними, и не беспокойтесь – Я всё держу под Своим контролем, доверьтесь Мне. 

А вот ещё и опять, немного из практической жизни апостола Павла, почти аналогичный случай: «многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению. <…> Павел, став посреди них, сказал: мужи! <…> убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою". Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров. <…> Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу » (Деян.27.20-36, выборочно).

Апостол Павел своею жизнью показал, что обучение в Школе Христа не напрасное занятие, этому стоит посвятить практически всего себя; в конечном итоге это нам самим и надо!

По этому поводу, вспомнил один случай, произошедший со мной, теперь уже давно: я в то время нёс служение проповедью в поместной общине. Не могу себя оценивать хорошо ли, плохо ли проповедовал – это не важно, важно другое. В то время, у меня в «заделе» было порядка трёх проповедей: одна проповедь была готова полностью, другая – почти, а третья в «черновом варианте», в набросках. 

Случилось однажды так, что первый пресвитер церкви с некоторыми другими служителями уехал на две недели по каким-то «миссионерским» делам; остались только двое проповедующих: второй пресвитер и я. Нужно было «продержаться» всего четыре служения, а у меня только три готовых проповеди. Проблема, о которой я и не подозревал, заключалась в том, что я в то время находил темы для проповедования в разных источниках, затем «подыскивал» (именно так) подобные, параллельные места Писания, добавлял какие-то свои мысли, … и всё, проповедь «готова» (результат обучения в ЗБИ). Никто мне ничего не говорил о «качестве» произносимого, вероятно, всех всё устраивало. Так бы продолжалось, и продолжалось, но теперь понадобилось четыре темы, а у меня только три. Я рассчитывал на то, что что-то найду за такой длительный срок, но сколько я ни бился, сколько ни выискивал хоть что-нибудь, ни один прочитанный текст Библии не находил внутреннего отклика – пусто, полный «вакуум».

Утреннее очередное воскресное служение, центральное – а у меня нечего сказать, абсолютно нечего, как говорится, сквозь землю провалиться был готов. Силы оставили меня, «лодка была готова тут же затонуть», я взываю к Богу о помощи, … и что вы думаете, мой Бог в очередной раз спасает меня! Открывается дверь пресвитерской комнаты, и входит первый пресвитер. Я, ему: будешь говорить (проповедовать), он отвечает: буду. Всё! Сразу штиль, и лодка пристала к берегу!

Вот это был урок! Сам Господь сказал мне: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15.5), расчёт на свои силы и возможности – пустое дело. С того самого момента я перестал «выдавливать» из своих «интеллектуальных запасников» что-либо, и углубился в исследование Писания, насыщаясь и наполняясь словом от Бога, чем занят и по сей день.

Стоит отметить то, что «мои исследования» Писания после этого случая стали всё более и более «не укладываться» в общепринятые «нормы» – это так, но возвращаться на путь логично-принятого прочтения Библии я не собираюсь. Даже обучение в Библейском институте не дало мне ничего, кроме простой систематизации того, что мне было уже известно, и всё это не идёт ни в какое сравнение с тем, что открывает мне Сам Господь.

Полагаю, необходимо отметить ещё раз и то, что я не считаю себя правильным и совершенным, не пытаюсь ни в коем случае учить, кого бы то ни было, и хотя я родился в стране Советов, советов также никому не даю. На самом деле всё, о чём пишу, больше направлено на меня самого, потому как мысли, дарованные Господом в процессе размышления над Его Словом, которые «роятся» в голове, со временем куда-то исчезают – вот и приходится их фиксировать на бумаге, тем более, когда что-либо записываешь, то оно становится более организованным и упорядоченным.

Вернёмся, однако, к Марку: «они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились [чудом] над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (Мк.6.51-52).

Согласитесь, этот момент выглядит гораздо красочнее и информативнее, не правда ли? Евангелист Марк подчёркивает особо то, что чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбками прошло незамеченным даже для учеников Иисуса, даже для учеников. Потому именно для них чудо на воде, и тут уж они заметили необычайное событие, не промахнулись – вот урок, так урок!

Что-то мне не всё так ясно и понятно в этом событии с реакцией учеников Иисуса; и главное – мне не понравился «снисходительный тон», который вдруг появился у меня при заключительных словах. Прочь всё плотское, скорее туда, в Писание, в Библию, в Слово Бога Живого, … с головой!! Не могу ещё раз не восхититься тем, что имею прекрасную возможность «погрузиться» в написанное для меня, для меня лично благословенными мужами Божьими; считаю это величайшей привилегией!

Мы снова в евангелии от Иоанна.

На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. 23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. 24 Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.

Оставим территориально-географические поиски народом Иисуса, и перенесёмся в синагогу (Ин.6.59) Капернаума; именно там и будут разворачиваться интересующие нас события.

Синагога – это место научения, посмотрим, послушаем, поучимся...

25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? 26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. 27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог.

Уже начинаешь привыкать к тому, что Иисус не отвечает прямо на вопрос, заданный Ему, а говорит как будто о чём-то ином, на первый взгляд о чём-то отвлечённом. На самом деле, Он-то знает, что же больше всего интересует вопрошавших Его людей. Согласно именно этому их интересу, Иисус и отвечает: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились».

Помните, мы на время отложили размышление над чудом насыщения тысяч людей (Ин.6.11-12), вот настал тот момент. Чуть ранее мы говорили о символизме, тесно связанном с книгой Исход, и его коснёмся тоже, тем более что ниже по тексту о нём много говорится.

Праздник Пасхи, о приближении которого говорилось в четвёртом стихе этой главы, являлся важным символом освобождения избранного народа от рабства, и долгое скитание по пустыне многочисленного народа при этом было полностью обеспечено пропитанием, так что проблема еды и питья была решена Богом полностью. Схожесть событий очевидна.

Обратите внимание на слова Иисуса: «увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» (Ин.6.5), и далее замечено: «Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Ин.6.6).

Канун праздника, того самого, когда Господь показал, что у Него всего в достатке, что Он вполне способен (даже странно об этом очевидном говорить) обеспечить полностью всех и каждого.

Не смотря на знание того, что происходило тогда, ученики, как говорится «не включились»; какие-то динарии, пять хлебов, да две рыбки, … даже когда произошло само чудо, даже когда собрали двенадцать коробов (Ин.6.13) с оставшимися кусками, так и не поняли свидетелями чего они стали. Сегодня – двенадцать коробов, двенадцать учеников, тогда – двенадцать колен Израиля, странствующих по пустыне, где нет никакого пропитания, а они не знали ни жажды, ни голода – символы объединения того прошлого с сегодняшним настоящим.

Конечно, легко рассуждать обо всём этом сейчас, пытаясь указать ученикам Иисуса на «не внимательность», дескать, сам праздник об этом говорит, а вы не заметили … 

Вообще-то, Писание, а в частности Новый Завет написан вовсе не для тех двенадцати учеников, а для всех нас сегодняшних. Понятно, что нам хлеб с неба не падает, да и хлеб насущный как-то не умножается, но разве мы не получаем от Бога всё необходимое для жизни, разве лишены Его заботы о нас, Его внимания. Как давно обращали свой взор в эту сторону, разве нечего сказать нашему Господу, а? Мы теперь имеем Писание, Библию, чего ещё-то надо; всегда имеем возможность «вкушать хлеб Небесный», и не испытывать духовного голода, общаясь с Господом через Слово Его. Ведь не просто так говорил Иисус: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4.4); впрочем, я снова повторяюсь, … а как не повторяться, когда здесь именно об этом и говорится.

Вот и здесь, в этой синагоге Капернаума, Иисус говорит уже не о хлебе насущном, а совсем о другом Хлебе. Хлеб, которым насытились пришедшие к Иисусу люди, был прообразом именно того, другого Небесного Хлеба.

Слова Иисуса обращены к людям, которые совсем недавно хотели сделать Его своим царём, который всегда накормит и напоит, а они будут сидеть и (даже уже поговоркой стало) «ждать манны небесной». Это Его ответ всем тем, кто ищет общения с Богом для решения лишь своих земных проблем. Вот Господь и говорит о том, что даже чудо их всех не впечатлило, им бы только быть сытыми и довольными. Как это контрастирует с этой фразой: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» (1Тим.6.6).

Именно отсюда и такой совет Иисуса: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин.6.27). Вообще, по большому счёту здесь уже всё сказано, и если объединить всё то, что уже знали, с событиями, участниками которых они сами стали, вполне возможно сделать правильные соответствующие выводы. Надо только уточнить «лишь маленькие» детали.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.039 с.)