Другие идеологи социал-дарвинизма конца XIX – начала XX веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие идеологи социал-дарвинизма конца XIX – начала XX веков



 

В связи с историей становления социал-дарвинизма можно также вспомнить Уильяма Самнера (1840–1910) – американского социолога, философа, экономиста и публициста. К тому же с 1869 года Самнер – священник Протестантской церкви. Он продолжал пропагандировать мысль Спенсера о полезности социального неравенства и о недопустимости государственного вмешательства в экономику как условии социального прогресса. Естественно, был ярым противником любых форм социализма и апологетом капитализма свободной конкуренции (laissez-faire).

Среди видных представителей социал-дарвинизма конца XIX – начала XX веков следует назвать американского социолога и реформиста Албиона Смолла (1854–1926), которого считают отцом-основателем американской социологии. Впрочем, некоторые радикальные дарвинисты критикуют Смолла за эклектизм, попытки вмешаться в процессы «естественного социального отбора», чрезмерное увлечение этикой как средством смягчения социальных противоречий.

В США можно назвать ещё нескольких социологов «первого поколения», которые испытали на себе сильное влияние работ Дарвина (а также Спенсера). Это Эдвард Л. Юманс (1821–1887), Джон Фиск (1842–1901) и Джон В. Бёрджесс (1844–1931).

Одним из наиболее радикальных представителей социал-дарвинизма в континентальной Европе стал польско-австрийский социолог и юрист Людвиг Гумплович (1838–1909), автор книг «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и других. В теории Гумпловича утверждалась неизбежность социального конфликта и общественного неравенства людей. Взамен популярной в то время теории классовой борьбы он предложил идею борьбы рас, понимаемую как «борьба гетерогенных социальных и этнических единиц, групп и общностей».

В более смягчённом виде идеи социал-дарвинизма проповедовал современник и соотечественник Гумпловича – Густав Ратценхофер (1842–1904). Он – австрийский военный деятель, философ и социолог, автор книг «Сущность и цель политики» (1893), «Социологическое познание» (1898) и «Социология. Позитивное учение о человеческих взаимоотношениях» (1907). Конфликт интересов социальных групп и индивидов ставился им в основу жизни общества. Признавая неизбежность социального конфликта, Ратценхофер стремился выявить возможности минимизации его продолжительности и ущербов. Занимался вопросами управления социальными конфликтами и критиковал тех, кто полагал, что конфликты следует предотвращать. Предотвращение лишь нарушит функционирование механизмов социальной «саморегуляции».

Идеи социал-дарвинизма пропагандировали не только учёные-биологи, социологи, экономисты и философы. На этой ниве также трудились писатели. В качестве примера можно назвать известного американского писателя Джека Лондона (1876–1916)[94]. В начале своего творческого пути он увлекался идеями Карлейля, Спенсера, Ницше, Маркса, Фрейда[95]. В ряду его кумиров, как мы видим, был основоположник социал-дарвинизма Герберт Спенсер. Правда, потом эти увлечения прошли – после идейного перелома, ознаменованного романами «Железная пята» (1908) и «Мартин Иден» (1909). Многие усматривают влияние идей социал-дарвинизма и на творчество американского писателя Теодора Драйзера (1871–1945). Особенно явно оно проявилось в его знаменитой трилогии, включающей романы «Финансист», «Титан» и «Стоик» (первые две книги вышли перед Первой мировой войной, третья была завершена лишь в 1945 г., за несколько дней до смерти писателя). Главный герой трилогии – финансист-философ Фрэнк Каупервуд. Во взглядах Каупервуда на жизнь и человека, в его раздумьях и размышлениях о смысле существования прослеживаются постулаты философских и других научных доктрин, которыми в то время увлекался сам Драйзер (социал-дарвинизм, ницшеанство, фрейдизм и др.).

Идеи социал-дарвинизма были весьма востребованы в начале ХХ века, поскольку в это время капитализм перерастал в свою высшую стадию – империализм. Завершался территориальный раздел мира между ведущими капиталистическими державами, шла подготовка к его территориальному переделу. Мир был на пороге большой империалистической войны. Социал-дарвинизм являлся идеологическим обоснованием и оправданием подготовки к ней.

 

Дарвинизм и Фридрих Ницше

 

Можно без преувеличения сказать, что многие идеи Фридриха Ницше (1844–1900) появились на свет только в результате того, что знаменитый немецкий философ был вдохновлён эволюционным учением Чарльза Дарвина. Ницше совершенно правильно усмотрел в теории Дарвина убедительную альтернативу религии, и это позволило немцу сделать сенсационное заявление: «Бог умер. А если Бога нет, то всё можно». Эволюционная теория Дарвина фактически упраздняла и мораль. Всё это вписывалось в умственные построения Фридриха Ницше, изложенные в его знаменитой книге «Так говорил Заратустра».

 

Фридрих Ницше

 

Однако Ницше не был слепым поклонником Дарвина. Более того, он ставил под сомнение некоторые ключевые тезисы дарвинизма. В теории Дарвина в расчёт принимается лишь количество особей, а их качество не учитывается. Если абсолютизировать количество, тогда наибольшие шансы на выживание и вытеснение остальных имеют те виды, количество особей которых максимально. Так, количество вирусов, бактерий, насекомых и рыб на порядки превышает количество отдельных видов животных (и уж тем более людей). Соответственно, со временем на Земле должны остаться лишь простейшие. Получается не движение от простых форм к сложным, а наоборот, – от сложных к простым. Действительно, в некоторых фантастических романах присутствует такая логика: человечество на Земле по каким-то причинам вымирает, а на планете остаются лишь «конкурентоспособные» особи типа крыс и тараканов.

Чтобы объяснить улучшение качеств форм жизни в ходе прогрессивной эволюции, Ницше вводит понятие «жизненная сила». Материя, по Ницше, есть энергия, а энергия, в свою очередь, – квинтэссенция воли к власти. Речь идёт о воле восхождения к вершине постоянно строящейся и достраиваемой пирамиды жизни. Пирамиды бесконечного количества биологических видов[96]. В этой пирамиде простейшие виды, имеющие максимальные популяции, находятся на нижних этажах, а качественно сложные находятся на высших этажах и немногочисленны. Примитивная дарвиновская адаптация у Ницше была заменена на творческую силу[97]. Биологическая эволюция Дарвина была дополнена у Фрейда психической эволюцией.

Как известно, одним из ключевых положений философии Ницше является его учение о сверхчеловеке. Сверхчеловек – результат психической эволюции, основанной на действии «жизненной силы». Фридрих Ницше считал, что сверхчеловек – трудно поддающееся воображению существо будущего. Оно будет настолько же превосходить интеллектуально современного человека, насколько сейчас наш вид биологически превосходит низших червей[98]. Впрочем, философия Ницше исходит из предположения цикличности развития материального мира, существующего в бесконечности времени. Таким образом, и психическая эволюция человека, и феномен сверхчеловека – лишь фрагменты в «дурной бесконечности» истории материального мира. Как известно, Фридрих Ницше оказал сильное влияние на идеологию национал-социализма в Германии в первой половине ХХ века. Метафизика и бесконечная цикличность развития материального мира в философии Ницше мало интересовали идеологическую верхушку III Рейха. Зато идея сверхчеловека легла в основу евгеники – прикладной науки, которая и призвана была создать этого самого сверхчеловека[99]. Сверхчеловеку Ницше нацистские специалисты по евгенике противопоставили недочеловека (нем. Untermensch – Унтерменш). В книге Ницше «Весёлая наука» (1882) мы встречаем использование слов «сверхчеловек» и «недочеловек»[100]. Однако у Ницше эти понятия не связывались с какой-либо конкретной расой или каким-либо этносом. Идеологи III Рейха развили учение Ницше. Они считали, что «материалом» для конструирования сверхчеловека может быть только арийская раса. В списки «нечистых» этносов, кроме евреев, цыган, венгров, монголов, угро-финских групп народов, негров, включались также русские.

 

Дарвинизм и марксизм

 

А вот основоположники коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс увидели в теории Дарвина «научное обоснование» их «диалектического материализма», неизбежности перехода общества от капитализма к коммунизму, а заодно и классовой борьбы пролетариата против буржуазии. Карл Маркс даже подарил Дарвину первое немецкое издание своей книги «Капитал» и подписал на титульном листе «Чарльзу Дарвину от пылкого поклонника». Основоположник марксизма хотел официально посвятить «Капитал» Чарльзу Дарвину, но последний благоразумно отклонил предложение Маркса. Основными своими идеями Маркс обязан Дарвину. Он писал: «Книга Дарвина очень важна; она служит основой моей идеи естественного отбора в классовой борьбе на протяжении истории …она (книга Дарвина. – В.К.) не только нанесла смертельный удар “телеологии” в естествознании, но и эмпирически объяснила её рациональный смысл»[101].

Вскоре после того как Дарвин опубликовал «Происхождение видов…», Карл Маркс писал Фридриху Энгельсу: «…в этой книге заложены естественноисторические основы наших взглядов. …Из всех выдающихся учёных XIX века, оставивших нам столь богатое наследие, мы особенно благодарны Чарльзу Дарвину, открывшему нам путь к эволюционному, диалектическому пониманию природы»[102]. Маркс впервые прочёл «Происхождение видов…» всего через год после публикации, и книга настолько пришлась ему по душе, что два года спустя он перечитал её ещё раз. Он посещал лекции Томаса Гексли, посвящённые идеям Дарвина, и «месяцами не говорил ни о чём, кроме Дарвина и огромного значения его научных открытий»[103]. Близкий друг Маркса свидетельствует, что Маркс был «одним из первых, кто осознал значение исследований Дарвина. Ещё до публикации «Происхождения видов» в 1859 году [sic] – по странному совпадению, в этом же году была издана работа Маркса «К критике политической экономии», – Маркс отмечал эпохальную важность трудов Дарвина. Ибо Дарвин… готовил революцию, очень похожую на ту, на которую работал Маркс… Маркс следил за новинками печати и замечал каждый шаг вперёд, особенно в области естественных наук…»[104]

Работа Энгельса «Диалектика природы» (все мы изучали её в советское время на уроках диамата) была написана под влиянием идей «Происхождения видов…». В ней есть целая глава, которая называется «Роль труда в процессе формирования человека от обезьяны» и в которой Энгельс продолжил развитие теории Дарвина. На похоронах Маркса Энгельс сказал: «Как Дарвин открыл закон эволюции органической природы, так Маркс открыл закон эволюции истории человечества…»[105]

Ленин и другие российские марксисты с восторгом приняли дарвиновскую теорию эволюции. Плеханов, считавшийся одним из отцов российского коммунизма, рассматривал марксизм как «дарвинизм применительно к социальной науке»[106].

Что касается Ленина, то он «по определению» должен был быть приверженцем теории Дарвина. Ведь Ленин был последовательным марксистом. А Маркс, как мы только что отметили, с восторгом принял «Происхождение видов…». Неизвестно, читал ли сам Ленин «Происхождение видов…», но мы знаем, что статья Писарева «Прогресс в мире животных и растений», популяризовавшая идеи Дарвина, досконально изучалась Лениным, и он высоко о ней отзывался.

Ленин в работе «Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов» приравнял учение Дарвина в области естествознания по своему значению к учению Маркса о человеческом обществе. Он особо подчеркнул, что Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений как на «богом созданные»[107]. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что Ленин часто употреблял формулу «Лучше меньше, да лучше», усматривая в этом парафраз идеи естественного отбора.

Примечательно, что на столе у вождя мирового пролетариата стояла подаренная ему американским предпринимателем Армандом Хаммером бронзовая статуэтка, изображавшая обезьяну, сидящую на книге Дарвина «Происхождение видов…» и рассматривающую человеческий череп.

Не скрывал своих симпатий к Дарвину и Лев Троцкий. «Лев Троцкий, пропагандист и вождь коммунистических сил, захвативших власть в России после революции 1917 года, возглавил общество безбожников в результате своего безоговорочного, некритического принятия дарвинизма и всецелой веры в марксизм. Он писал, что после прочтения «Происхождения видов…» Дарвина, а также автобиографии автора им полностью овладела идея детерминированной эволюции»[108]. Восприятие теории Дарвина Львом Давидовичем было своеобразным: идея эволюционного развития в мозгу Троцкого трансформировалась в идею «перманентной революции».

 

Дарвинизм и капитализм

 

Самое удивительное, что дарвинизм был воспринят не только марксистами, которые заявляли о том, что похоронят капитализм и на его месте построят коммунизм. Он с радостью был воспринят теми, кого марксисты называли «буржуазией», «капиталистами», «капиталистическими эксплуататорами». В любом учебнике по «рыночной экономике» (читай: по экономике капитализма) написано, что её «движущей силой» выступает конкуренция. Конкуренция за рынки сбыта, за источники сырья, за сферы приложения капитала. Конкуренция предполагает, что сильные участники рынка поглощают или уничтожают более слабых участников, происходит «естественный отбор». Побеждают и выживают самые «эффективные». Те, у кого самые передовые технологии, хорошая организация производственной, коммерческой и финансовой деятельности и самые низкие издержки производства. Мол, от этого выигрывают потребители, которые получают товары и услуги по более низким ценам и более высокого качества.

Конечно, учебники часто лукаво умалчивают, что после уничтожения конкурентов немногие гиганты между собой договариваются (картельные или иные соглашения) и устанавливают монопольно высокие цены. А образование монополий снижает (или полностью ликвидирует) стимулы к внедрению новых технологий и совершенствованию товаров и услуг. Впрочем, моя цель заключается не в том, чтобы пересказать учебники по рыночной экономике, а показать, что конкуренция в реальной жизни несёт громадные страдания обществу, порождает безработицу, рост цен и т. п. Но, с точки зрения «профессиональных экономистов», всё это «естественно», так как вписывается в теорию «естественного отбора» Чарльза Дарвина. Мол, капиталистическая (рыночная) конкуренция «соответствует» законам эволюционного развития природы.

А если конкуренция – «естественный процесс», то это снимает моральную ответственность капиталиста за безработицу, нищету, рост цен, социальную поляризацию общества, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов. Конкуренция за обладание рынками и источниками сырья может перерастать в войны. В конечном счёте легализация «закона джунглей» начинает угрожать существованию планеты и человечества. Но капиталист находит оправдание своей деструктивной деятельности в теории Дарвина.

Американский теолог Рик Дейтон пишет: «Американские капиталисты, такие как Эндрю Карнеги и Джон Д. Рокфеллер, также восприняли дарвинизм и использовали его для оправдания своих методов избавления от конкурентов в бизнесе и эксплуатации рабочих путём изнурительного труда и опасных антисанитарных условий. «Выживание наиболее приспособленных», усвоенное из эволюционного мировоззрения, стало их социальной политикой… Подобно многим другим, включая Маркса, Ленина, Сталина и Гитлера, Эндрю Карнеги тоже когда-то принимал библейские принципы, – но отказался от них, когда стал близким другом известного социал-дарвиниста Герберта Спенсера и принял эволюцию как собственную философию»[109].

В своей автобиографии американский сталелитейный магнат начала ХХ века Эндрю Карнеги пишет: «К счастью, я наткнулся на работы Дарвина и Спенсера… я помню – на меня словно хлынул поток света, и всё стало ясно. Я не только избавился от богословия и сверхъестественного, но и нашёл истину эволюции. “Все хорошо, так как всё развивается к лучшему” – это стало моим девизом, моим истинным источником утешения. Человек не был создан с инстинктом к собственной деградации – но от низших форм он поднялся к высшим. И конца его марша совершенствования невозможно представить»[110]. Ещё цитаты из Карнеги: «…закон конкуренции, добросердечен он или нет, – существует; мы не можем уклоняться от него, замены ему не найдено; и хотя закон этот может быть порой жесток по отношению к отдельному человеку, это лучше для расы, потому что это гарантирует выживание самых приспособленных в каждом виде»[111].

«Схожие мнения были выражены такими людьми, как нефтяной магнат Джон Д. Рокфеллер, железнодорожный магнат Джеймс Хилл и многими другими. На всех произвели впечатление теории Герберта Спенсера в Англии и Уильяма Грэма Самнера в США, в центре которых находится лозунг: “Борьба за существование и выживание наиболее приспособленных”»[112].

 

Эндрю Карнеги

 

Примечательно, что многие представители американской финансовой элиты от увлечения философией дарвинизма перешли к увлечению «практическим» дарвинизмом. Речь идёт о евгенике. В Америке на деньги олигархов содержалась организация, которая называлась «Станция экспериментальной эволюции». Вот что мы читаем об этом увлечении в начала ХХ века: «Щедро финансируемая Эндрю Карнеги (который публично признался в том, что он является ревностным приверженцем идей Мальтуса о регулировании численности населения), Корнелием Вандербильтом, Дж. П. Морганом и Джоном Д. Рокфеллером, станция проводила эксперименты, целью которых было изучение методов снижения высоких коэффициентов рождаемости среди чернокожих и других народов с “цветной” кожей. Как бы возмутительно это ни звучало, но этот вопрос чрезвычайно занимал умы Восточного либерального истеблишмента»[113].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.100 (0.021 с.)