Ранний социал-дарвинизм. Томас Мальтус 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранний социал-дарвинизм. Томас Мальтус



 

Буквально в течение одного десятилетия после первого выхода в свет книги дарвинизм как биологическая теория трансформировался в социальный дарвинизм, или социал-дарвинизм. Это – социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, изложенные в «Происхождении видов», распространяются на отношения в человеческом обществе.

Впервые термин «социальный дарвинизм» появился в статье Джозефа Фишера «История землепользования в Ирландии», которая была издана в 1877 году в трудах Королевского исторического общества. Несмотря на то что социальный дарвинизм носит имя Чарльза Дарвина, эта теория также связана сегодня с другими авторами, особенно с Гербертом Спенсером, Томасом Мальтусом и Фрэнсисом Гальтоном, основателем евгеники. Однако до середины ХХ века термин «социал-дарвинизм» использовался крайне редко. В широкий оборот его ввёл в Соединённых Штатах в 1944 американский историк Ричард Хофстэдтер (книга «Социал-дарвинизм в американской мысли»). Автор использовал термин для раскрытия реакционной сущности германского нацизма, который применял идеи дарвинизма для проведения своей расовой политики, обоснования немецкого шовинизма и «этнических чисток».

Отчасти о социальных аспектах эволюции человека рассуждал и сам Чарльз Дарвин, хотя мысли его по этой части весьма обрывочны и не убедительны. Дарвину, вероятно, хотелось несколько облагородить «волчий закон» естественного отбора. В этой связи он писал в своей работе «Происхождение человека и половой подбор» о возможном появлении таких форм поведения живых существ, которые содержат что-то напоминающее нравственность: «Следующее суждение кажется мне в высокой степени истинным – а именно, что любое животное, имеющее ясные социальные инстинкты, родительские и сыновние привязанности, неизбежно приобрело бы нравственное чувство или совесть, как только его интеллектуальные способности развились так же, как у человека, поскольку социальные инстинкты заставляют животное получать удовольствие в обществе его товарищей, чувствовать определённое количество согласия с ними и выполнять различные услуги для них». Итак, Дарвин констатирует наличие норм нравственности в отношениях между людьми, но попытки совместить их с законом естественного отбора выглядят у него весьма неубедительно.

Строго говоря, социальный дарвинизм родился во всё той же Англии ещё за несколько десятков лет до выхода в свет «Происхождения видов» Дарвина. Предшественником идей социал-дарвинизма считается Томас Мальтус [83], издавший в 1798 году книгу «Опыт закона о народонаселении». В этом труде Мальтус утверждал, что в будущем человечество неизбежно столкнётся с проблемой нехватки продовольствия, вызванной перенаселением. Производство благ, по Мальтусу, может расти лишь в арифметической прогрессии, а рост населения – в геометрической. Он писал: «Население имеет тенденцию удваиваться каждые 25 лет и возрастать в геометрической прогрессии… средства существования при самых благоприятных условиях для труда ни в каком случае не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии»[84].

Возникнет кризис, в результате чего бедное население планеты вымрет от голода, а богатые выживут. Развитие общества идёт через периодически возникающие кризисы и их преодоление путём отбора сильных и гибели слабых. Сокращению дисбаланса между численностью населения и ресурсами способствуют войны, эпидемии и природные бедствия, которые он относил к «стихийным» регуляторам. Также призывал к воздержанию и умеренному потреблению как средству «сознательного регулирования» пропорций, необходимых для развития общества.

 

Томас Мальтус

 

Впрочем, Мальтус проповедовал принцип: «Чем хуже, тем лучше». Имеется в виду, что надо воспринимать любые стихийные бедствия, уносящие жизни людей, как благо. «Мы должны, – писал Мальтус, – быть последовательными и способствовать действиям природы, вызывающим смертность; и если нас пугают слишком частые повторения голода в его ужасных формах, то мы должны усердно поощрять другие разрушительные силы природы, которые сами вызываем к жизни. Вместо того чтобы проповедовать среди бедняков необходимость соблюдения чистоты, мы должны поощрять как раз обратные привычки. Надо делать в городах более узкие улицы, перенаселять дома и способствовать повторению эпидемии чумы. Необходимо строить деревни близ непроточных водоёмов и особенно способствовать заселению болотистых и вредных для здоровья мест. Но, прежде всего, нам следует осудить применение особых лекарств для лечения смертельных болезней, а также осудить тех добрых, но заблуждающихся людей, которые, изобретая способы искоренения определённых зол, думают, что оказывают услугу человечеству»[85].

Мальтузианство было встречено на «ура» в Англии и других европейских странах. Почему? Потому что господствующим классам теперь можно было увязывать нищету и другие социальные бедствия не с экономическими, социальными или духовно-нравственными причинами, а с действием «объективных» природных законов[86]. А также появилась возможность оправдывать захватнические войны.

Критика взглядов Мальтуса существует столько же, сколько само мальтузианство. Даже краткий обзор всей критической литературы выходит за рамки данной книги. Из критиков «тяжёлой весовой категории» можно отметить того же Карла Маркса. Как заметил классик, для Мальтуса «характерна глубокая низость мысли». Энгельс добавлял, что мальтузианство – «гнусное, низкое, отвратительное издевательство над природой и человечеством»[87]. Многие оппоненты подвергали критике мировоззренческие и нравственные взгляды английского священника. А вот Н.Г. Чернышевский в рецензии на «Основы политической экономии» Д.С. Милля ограничился тем, что уличил Мальтуса в грубой подтасовке: он в качестве примера взял данные о росте населения Америки в период её бурной колонизации, когда рост населения определялся притоком эмигрантов, а не рождаемостью. В ХХ веке критика мальтузианства была наиболее последовательной и полной в СССР.

На Западе многие воспринимали мальтузианство больше как идеологию, чем как научную теорию. Поэтому там критических работ со стороны научного сообщества было немного. Среди научных критиков можно выделить известного английского математика, логика и философа Альфреда Уайтхеда (1861–1947)[88].

Теория Мальтуса (мальтузианство) обрела «второе дыхание», когда на мировую арену вышел дарвинизм. Мальтузианство оказалось очень живучей идеологией. Со временем появилось много новых версий учения Мальтуса, которые принято называть неомальтузианством. Об этом я ещё скажу позднее.

 

Герберт Спенсер

 

Самым ярким выразителем идей социал-дарвинизма стал английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820–1903), который считается отцом-основателем «естественной социологии» (также: «органическая школа в социологии»). Социология Спенсера зиждется на трёх основных постулатах (формулах): «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего». Нетрудно заметить, что всё это есть и у Дарвина. Это три главных фактора, определяющих ход эволюции. Всё, что требуется от тех, кто находится у руля власти, – не вмешиваться в процесс «естественной социальной эволюции». Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» – вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития. Истинный социальный прогресс возможен лишь на путях «естественной» эволюции общества, которая не допускает не только социальных революций, но даже участия государства в социально-экономической жизни общества. Государство – лишь «ночной сторож», следящий за тем, чтобы не было социальных революций и защищающий общество от внешних угроз. Следует пресекать государственное принудительное перераспределение социальных благ. «Смягчать несправедливости природы» можно лишь добровольно, социальная помощь – дело исключительно частное.

Социализм и коммунизм – опасная утопия. Она не учитывает вечные, «естественные» свойства людей – тягу к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества – пятятся назад, желая идти вперёд». По Спенсеру, высшим является промышленный тип общества. Это промышленная конкуренция, где побеждает тот, кто сильнее. Борьба в таком обществе – благо для всего общества, так как в результате растут интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, политическая свобода, мирная деятельность. В данном случае Спенсер выступает как откровенный апологет капитализма, причём видно, что речь идёт конкретно об английском капитализме. Совершенно верно Спенсера называют одним из отцов-основателей современного либерализма (особенно экономического).

 

Герберт Спенсер

 

Как пишут биографы Спенсера, Герберт сумел посвятить себя полностью философии и социологии лишь с 1853 года, когда получил наследство. С этого момента он начал развивать те мысли, которые были заложены в его статье «Гипотеза развития» (Te Development Hypothesis), опубликованной в 1852 году. Это была гипотеза, основанная на идеях Ламарка[89], которая включала фактор «естественного отбора». Разве это не дарвиновская идея естественного отбора? Более смело и развёрнуто идеи статьи 1852 года Спенсер формулирует в работе «Основные начала» (First Principles, 1862). В ней уже содержится постулат «выживание наиболее приспособленных», который позднее формулируется ещё более откровенно: «выживание сильнейших». Всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах» применительно к космосу и физическому миру, в дальнейшем распространяются им и на область психологии, социологии, этики.

Во всех учебниках пишут, что Спенсер был продолжателем учения Дарвина. Однако у меня есть сомнения на этот счёт. Теория эволюции и естественного отбора, по моему мнению, продвигалась параллельно и синхронно через Дарвина и Спенсера. Статья Спенсера «Гипотеза развития» появилась за 7 лет до выхода в свет «Происхождения видов» Дарвина, а работа «Основные начала» – лишь на 3 года позже. Два англичанина являются, если так можно выразиться, «паритетными» соавторами теории. Просто Дарвин оказался более «раскрученным». Имя Чарльза Дарвина сегодня известно в мире сотням миллионов людей, а имя Герберта Спенсера – от силы десяткам тысяч людей (узкому кругу тех, кто профессионально занимается философией и социологией).

 

Альфред Уоллес

 

Впрочем, специалисты отмечают, что на роль «соавторов» теории социал-дарвинизма могут претендовать и другие представители «корпорации учёных». Например, Альфред Рассел Уоллес (1823–1913). Это известный британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог. В 50-е годы позапрошлого века Альфред, находясь в очередной своей экспедиции по изучению животного мира, задумался о возможности применения к миру живой природы старой мальтузианской идеи о выживании наиболее приспособленных особей. Он делал путевые наброски, которые потом изложил в статье. Он отправил её в Англию Чарльзу Дарвину (они были знакомы). Уоллес не претендовал на авторство или соавторство. Более того, он пропагандировал идеи «Происхождения видов» и даже ввёл в научный оборот термин «дарвинизм»[90]. Постепенно интерес Уоллеса к вопросам биологической и социальной эволюции ослаб, и он сосредоточился на других вопросах[91].

 

Альфред Рассел Уоллес

 

Нельзя исключить, что Альфред Рассел Уоллес оказался в «тени» потому, что в конце жизни стал сомневаться в истинности дарвиновской теории эволюции, а также её применимости к описанию общества. Учёный полагал, что дарвиновская теория не в состоянии дать объяснения принципиальному различию способностей человека и животных и потому предполагал, что эволюция человекоподобных обезьян в человека не могла обойтись без вмешательства некой силы, стоящей над биологическим миром. Уоллес опять вернулся к «гипотезе Бога», а это противоречило социальному заказу на «чисто научную» теорию эволюции. К концу XIX века Уоллес стал категоричным оппонентом расизма и евгеники, к которой склонялись некоторые эволюционисты того времени. В 1898 году Уоллес напечатал книгу «Чудесный век: Его успехи и неудачи».  Подводя итог XIX столетию, он в первой части книги перечислял научные и технические открытия, а во второй – социальные проблемы: милитаризм, войны, гонки вооружений, социальное неравенство, рост бедности и жуткие условия труда, жестокость и неэффективность тюремной системы, нагрузку капитализма на природу и злодеяния колониализма. В книге «Человеческий прогресс в прошлом и будущем» он протестует против социал-дарвинизма, переносящего принципы естественного отбора в человеческие отношения и общественное развитие.

 

Эрнст Геккель

 

Среди продолжателей идей Герберта Спенсера по части социал-дарвинизма следует также назвать Эрнста Геккеля (1834–1919), знаменитого немецкого естествоиспытателя и философа. Между прочим, именно он ввёл в оборот слово «экология», которое сегодня используется широко не только в науке, но также в политике, журналистике и в повседневном обиходе. С самого начала Эрнст с восторгом воспринял теорию Дарвина. В 1863 году Геккель выступил с публичной речью о дарвинизме на заседании Немецкого научного общества, а в 1866 году вышла его книга «Общая морфология организмов», в которой уже были учтены идеи эволюции живой материи. В 1865 году в свет вышла «Естественная история миротворения» с популярным изложением эволюционной теории. В 1874 году Геккель опубликовал работу «Антропогения»; другое название: «История развития человека». Это было первое полное изложение проблем эволюции человека в научной литературе. Однако представления об эволюции человека у Геккеля были весьма своеобразными.

Он полагал, что эта эволюция, которая длилась на Земле многие миллионы лет, воспроизводится в сжатом виде, когда происходят зарождение человеческого эмбриона и его развитие на протяжении девяти месяцев в утробе женщины. И разделил это развитие на этапы, каждый из которых соответствует определённому виду живых существ. На ранних этапах, по мнению Геккеля, наблюдается сходство с рыбой, поскольку в человеческом плоде он усмотрел что-то похожее на жабры.

 

Эрнст Геккель

 

Увы, этот миф поддерживался не только при жизни Геккеля, но и после его смерти. Ещё в начале ХХ века теория Геккеля вызывала большие сомнения у учёных. Ложная идея о том, что человеческий эмбрион в материнской утробе повторяет своё эволюционное прошлое, вплоть да самого последнего времени вкладывалась в умы школьников и студентов как доказательство эволюции, и до сих пор включается во многие популярные научные книги. Но ещё хуже то, что такой аргумент, как «плод ещё находится в стадии рыбы, так что вы просто убиваете рыбу», и по сей день используется врачами, делающими аборты, чтобы убеждать молодых женщин в том, что убийство нерождённого ребёнка – это нормально. Относительно этого доктор Генри Моррис пишет: «Мы можем законно возложить ответственность за убийство миллионов беззащитных нерождённых детей на этот эволюционный бред о рекапитуляции – или, по крайней мере, за то, что эволюционисты дают ему псевдонаучное логическое обоснование»[92].

С 1891 года Геккель целиком уходит в разработку философских аспектов эволюционной теории и сразу же встаёт на позиции социал-дарвинизма с уклоном в расизм. Социал-дарвинистские взгляды Геккеля выражены в книгах «Мировые загадки» (1899) и «Чудо жизни» (1914). Обе стали бестселлерами, были переведены на другие языки. Теория Геккеля не была чистым дарвинизмом; скорее это был синтез идей Гёте, Ламарка и Дарвина. Идеи Геккеля в то время были некритично приняты появляющимися общественными науками, чтобы поддержать идею, что все неевропейские общества были «примитивными» и находились на начальной стадии развития на пути к европейскому идеалу. Следует отметить, что национал-социализм III Рейха в разработке своей расовой политики пользовался, в первую очередь, идеями Геккеля.

Геккель становится страстным апологетом «монизма» – научно-философской теории, призванной заменить религию, основывает в 1904 году организацию под названием «Лига монистов» с целью популяризации расистской версии социал-дарвинизма. В Лигу входили многие знаменитые учёные, включая лауреата Нобелевской премии Вильгельма Оствальда. К 1909 году количество членов Лиги монистов достигло 6 тысяч человек. Примечательна эволюция мировоззрения Геккеля. Когда он был уже в весьма солидном возрасте (64 года), то в одном из своих писем признавался, что сначала он был христианином, но после изучения эволюции стал вольнодумцем и пантеистом[93].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.026 с.)