Имеет ли право пациент согласиться или не согласиться на предложенное медицинское вмешательство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имеет ли право пациент согласиться или не согласиться на предложенное медицинское вмешательство.



Да, имеет.

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, дают их законные представители после сообщения им необходимых сведений. Если состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач.

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Решение пациента или его законных представителей считается добровольным и осознанным, если оно дается на основе объективной информации, полученной от ответственного медицинского работника, без всякого давления со стороны кого бы то ни было. Для того чтобы это решение было действительным, человек должен быть заранее проинформирован обо всех сторонах предполагаемого вмешательства ответственным медицинским работником. Ему должны быть сообщены цель, характер и последствия вмешательства, а также связанные с этим риски. Информация о рисках, связанных с вмешательством или альтернативными действиями, должна включать в себя не только сообщение о рисках, присущих предполагаемому вмешательству, но и о любых рисках, связанных с индивидуальными характеристиками каждого пациента.

Решение пациента может быть выражено в самых различных формах.

Добровольное решение о медицинском вмешательстве означает, что оно может быть отозвано в любой момент, и что решение пациента должно уважаться, если он полностью информирован о последствиях. Однако этот принцип не означает, что, например, отказ пациента во время операции должен всегда выполняться. Профессиональные стандарты могут этого не позволить.

***

Теперь давайте разбираться отдельно по каждому из трех вопросов, поставленных выше.

Из ответа на первый вопрос становится совершенно очевидно, что ОСБ со своими публикациями, представители из КСБ, старейшины и просто рядовые члены собраний участвовать в информировании пациента наравне с ответственными медицинскими работниками не имеют право. С ОСБ и с ее анонимных публикаций, как говорится, взятки гладки. Однако, пусть даже ее отдельные представители из КСБ или старейшины, или члены собрания имеют какой-нибудь медицинский диплом. Во-первых, дает ли право наличие медицинского диплома с указанием конкретной специализации (например, стоматолог) его обладателю давать советы анестезиолагам и хирургам? Во-вторых, даже если специализация диплома позволяет профессионально судить о методах конкретного лечения, является ли кто-нибудь из них ответственным медицинским работником, который будет нести всю правовую и уголовную ответственность за все последствия своих советов?

Прокомментируем второй вопрос. Для этого постораемся найти ответ на следующее замечание. Имеет ли право ОСБ вообще советовать что-либо своим последователям как специалист, советовать так, чтобы потом нести ответственность за свои советы? Это относятся к каждому конкретному случаю при лечении конкретного человека с конкретным диагнозом.

Уровень публикаций на медицинскую тему ОСБ нами уже разбирался. Как видно из предыдущего материала стилю изложения фактов в публикациях Свидетелей Иеговы, призванных подтолкнуть читателя к решению отказаться от переливания крови и ее компонентов, присущи следующие черты:

§ тенденциозность подбора фактов, цитат, мнений специалистов;

§ психологическое давление, оказываемое на читателя;

§ умалчивание фактов, не вписывающихся в логические построения безымянных авторов ОСБ;

§ откровенно низкий профессиональный уровень изложения медицинских вопросов.

Публикации с такими недостатками не могут служить цели донесения до последователей ОСБ объективной информации о переливании крови и ее компонентов. Напротив, подобный материал может быть истолкован как сознательное давление, принуждение к принятию решения отказаться от возможного данного вида лечения и как сознательная дезинформация. Поскольку публикации ОСБ пишутся анонимными авторами, то никто не может проверить, являются ли данные авторы специалистами в вопросах медицины, какое образование они получили, какой диплом, работы, заслуги имеют в области медицины. Напротив, очень много фактов, рассмотренных выше, говорят о дилетантизме этих авторов, что, следовательно, означает неприемлемость использования данных публикаций для предоставления людям объективной информации по переливанию крови и ее компонентов.

К этому необходимо добавить, что руководящими кадрами ОСБ, мягко говоря, не приветствуется стремление рядовых членов Общества к получению специального и высшего образования[136], что облегчает работу безымянных авторов в преподнесении малопрофессиональной информации.

Представители из КСБ пользуются публикациями ОСБ в своей работе, согласно руководящих деректив из центральных руководящих органов ОСБ строят планы своей деятельности, отвечают на поступающие им запросы с мест. Исходя из этого, их уровень подготовки в медицинских вопросах можно с некоторой долей вероятности достаточно точно представить. Но даже если они себя и считают специалистами, которые в состоянии давать советы профессиональным врачам, то они должны подтвердить свою квалификацию. Во-первых, это дипломы соответствующих учебных заведений. Во-вторых, согласно Приказу Минздрава РФ и его Приложению [4] экспертная медицинская деятельность, которой пытаются заниматься Свидетели Иеговы, информируя врачей, советуя им применять в конкретных случаях те или иные методы, подлежит лицензированию (пукт 10 Приложения, в частности пункт 10.5 - экспертиза (контроль) качества медицинской помощи). Кстати, о правовых советах и разъяснениях, которые дает ОСБ в своих безымянных публикациях. Правовая деятельность также должна лицензироваться согласно Постановлению Правительства РФ [5] (в пункте 6 - лицензированию подлежит оказание социально-правовых услуг).

Таким образом, медицинские и правовые сведения, распространяемые Свидетелями Иеговы, могут иметь только ознакомительный характер. Отношение к ним может быть только как к какой-нибудь ни к чему не обязывающей газетной публикации. Если еще учесть их невысокий профессиональный уровень и тенденциозный подбор фактов, то к ним должно формироваться и соответствующие отношение, и соответствующая оценка. Не зря, наверное, чтобы исключить судебное приследование со стороны государственных органов, практически каждый совет, каждое «мудрое» решение, к которому подталкивают в публикации ОСБ безымянные авторы, сопровождается оговоркой, что вообще-то это должно быть твое личное добровольное решение, читатель, как мудрого и истинного хритианина. А как может Свидетель Иеговы ослушаться советов или поступить вопреки рекомендациям, если со страниц ему вещает ВиБР, которого напрямую наставляет по мнению Свидетелей Иеговы Сам Бог?

Перейдем к третьему вопросу. Постараемся понять, является ли решение Свидетеля Иеговы, попавшего в больницу, принятым без оказания давления на него со стороны ОСБ?

Во-первых. ОСБ проводит изучение своих доктрин с привлечением недобросовестно подготовленного медицинского материала. Как уже отмечалось выше, на изучающего доктрины ОСБ, как правило, авторами безымянных публикаций оказывается психологическое давление с целью убеждения в правильности своих богословских взглядов. Вопросы, связанные с переливанием крови изучаются далеко не в первую очередь, только после того, как новообращенный свято уверовал в чистоту и истинность ОСБ, на их изучение отводится незначительное время. Свидетели Иеговы к рекомендациям, исходящим от ОСБ, относятся как исходящим от Бога.

Во-вторых. Крещеный Свидетель Иеговы подписывает «Медицинское распоряжение/освобождение от ответственности». На детей оформляется удостоверение личности. Под психологическим нажимом происходит и подписание этих документов в общинах Свидетелей Иеговы. Вот часть личного письма ко мне от бывшего Свидетеля Иеговы с семилетним стажем[137]:

«Подписывая документ об отказе от переливания крови, свидетели Иеговы и не предполагают, какие осложнения могут возникнуть в случае приема заменителей крови. Указанный в бланке список медикаментов преподносится им как препараты полноценно заменяющие кровь и пригодные абсолютно во всех случаях. Вопрос ставится лишь о том, как найти врача «без предубеждений».

Подписывать медицинский документ нужно при двух свидетелях. Настоятельно рекомендуется это сделать во время указаного заранее книгоизучения. Возникает мысль: подобные требования имеют лишь юридические причины (заверить документ), или свидетелю Иеговы навязывают сделать отказ, невзирая на его личный выбор? Несчастному свидетелю Иеговы не дают скрыться. Оказавшись на особой встрече собрания, он ни может не подписать свой медицинский документ. Ибо тем самым он вызовет недоумение соверующих, о чем немедленно будет донесено старейшинам собрания. Ответственность за то, чтобы у всех членов группы книгоизучения были подписаны документы, возлагается на руководителя книгоизучения. Рекомендуется, чтобы в свидетелях подписания отказа были именно члены книгоизучения, таким образом вычислить «уклонившихся» будет очень просто.

Новообращенный адепт отнюдь не сразу узнает всю правду об отношении Общества Сторожевой Башни к крови. В книге «Познание, ведущее к вечной жизни» столь серьезному вопросу посвящен всего один абзац в конце 13-й главы. Учитывая, что изучение каждой главы в этой книге следует проводить, согласно методическим указаниям Организации, в течение одного часа за один прием, то, очевидно, что на этом вопросе не заостряются. То же самое относится и к «Вопросам для желающих креститься», помещенным в материале внутреннего пользования, книге «Организованы проводить наше служение», где требуется выразить свое отношение к переливанию крови, приняв во внимание несколько библейских стихов. Таким образом, можно предполагать, что большинство свидетелей Иеговы не имеют глубокого представления не только о медицинских, но и о богословских аспектах отказа от переливания крови».

А вот подтверждение слов этого письма [6]:

«Неделя от 8 января...

15 мин.: Документ «Медицинское распоряжение/Освобождение от ответственности» предоставляет защиту. Старейшина обсуждает с собранием, насколько важно всем правильно заполнять документ «Медицинское распоряжение/освобождение от ответственности», всегда иметь его при себе, а также то, что детям всегда нужно брать с собой «Удостоверение личности». В документе описывается, на какое медицинское лечение мы согласны, а от какого отказываемся. Зачем документ ежегодно заполнять заново? Текущий документ заслуживает большего доверия, чем старый, который могут счесть просроченным или не доказывающим, что у данного лица по-прежнему те же убеждения. Если ты не в состоянии сказать, кто ты, документ поможет. Документ будет выдаваться сегодня вечером. Дома его нужно аккуратно заполнить, но не подписывать. Так же, как это делалось последние два года, личную подпись и подпись свидетелей ставят там, где проходит книгоизучение, в присутствии руководителя книгоизучения. Те, кто подписываются как свидетели, должны видеть, как владелец документа ставит свою подпись. Подписываться документ будет на книгоизучении на неделе от 15 января. (Чтобы подробно узнать, как это будет делаться, смотри письмо за 1 января 1994 год). «Медицинское распоряжение/Освобождение от ответственности» могут заполнить все крещеные возвещатели. Некрещеные возвещатели, если они хотят написать свое распоряжение, могут приспособить текст документа к своим обстоятельствам и убеждениям. Родители помогут своим некрещеным детям заполнить «Удостоверение личности»».

На обсуждение важности заполняемых документов и на прочие вопросы отводится всего 15 минут. Налицо и психологическое давление, которое может быть оказано, на нестойкого Свидетеля Иеговы – подписать документы он должен «в присутствии руководителя книгоизучения» и свидетелей, которые «должны видеть, как владелец документа ставит свою подпись». Подписывается документ организованно, одновременно всеми участниками книгоизучения под контролем руководителя книгоизучения, таким образом, давление «положительным» примером коллектива на нестойкого в вере обеспечено.

В-третьих. В бланке ОСБ с отказом от медицинского лечения с применением трансфузий говорится

«Кроме того, я знаю, что переливание крови чревато различными опасностями. Потому я решил(-а) избежать таких опасностей и вместо этого готов(-а) подвергнуться любому риску, с которым, возможно, будет связан мой выбор альтернативного бескровного лечения».

«Широко известно, тренсфузии донорской крови несут в себе риск заражения гепатитом, СПИДом и другими опасными инфекционными заболеваниями. Наш информированный выбор дает возможность избежать этих заболеваний».

Встает закономерный вопрос. От кого были получены подробные объясненияили откуда конкретный свидетель получил сведения о лечении, чтобы уверенно сказать «я знаю» или «наш информированный выбор»? Насколько эти подробные объяснения или полученные знания професииональны, добросовестны, соответствуют конкретному диагнозу? Можно заявить почти со стопроцентной вероятностью, что Свидетель Иеговы почерпнул свои знания из публикаций ОСБ под чутким руководством опытных в вере братьев на книгоизучениях. Если это так, то, исходя из вышеприведенных фактов, уже не стоит обсуждать профессиоанлизм, добросовестность, соответствие конкретному диагнозу этих «знаний» и доверять словам «я знаю». Конечно же, такой «информированный выбор» значительно уменьшит для пациента риск заболеть СПИДом, но в отдельных случаях пациент, отказавшись от гемотрансфузии, со стопроцентной вероятностью рискует умереть, например, от анемии.

Необходимо остановится на обсуждении следующего факта. Операции делятся на плановые и внеплановые. Вполне резонно предположить, что если конкретный пациент знает о своем диагнозе и готовится к плановой операции, то он может заранее получить консультацию у специалиста, которому он доверяет. Это право дает ему статья 30 пункт 4 Основ [3]. В этом случае необходимо, чтобы в бланках «Медицинское распоряжение/освобождение от ответственности», в удостоверениях личности для детей должна присутствовать информация о том, кто провел обследование больного с подтверждением квалификации, какие анализы были взяты и прочее, что способствовало установлению конкретного диагноза. Это была бы конкретная информация для лечащего врача. Это действительно свидетельствовало о том, что пациент получил достаточно объективную информацию о своем здоровье и предпологаемому методу лечения, если конечно врач или коллектив врачей, заслуживает доверия. Однако все эти ранееполученные консультации не избавят пациента от обследования в медицинском учреждении с целью подтверждения, уточнения или опровержения ранеепоставленного диагноза, поскольку медицинский персонал именно этого учереждения отвечает за пациента и за применяемое лечение. Но как мы видим, в карточках отказа нет информации о людях, которые предоставили конкретному человеку информацию о его состоянии и диагнозе. Так с кого же спрос? ОСБ отвечает на это примерно следующее, ваш отказ – это ваше личное решение и ничье более, мы предоставляем вам волю Бога в этом случае, а вы сами выбирайте, как поступить, быть противником Богу или Его последователем.

Все, о чем говорилось выше в отношении плановых операций, не может иметь места при обсуждении внеплановых. От случайностей никто не застрахован. Никто не может гарантировать, что завтра, например, он не попадет под машину или на него не обрушится старое дерево. Конечно же, можно предположить, что существует человек, которого мучает мысль: «А что я буду делать, если вдруг у меня будет болезнь X или врачи поставят мне диагноз Y? Дай-ка я проконсультируюсь у специалиста!» Эти и подобные этим мысли можно предположить у человека, который задумал какое-то сопряженное с риском дело или у него есть достаточно веские причины предпологать наличие болезни, например, всвязи с наследственненностью. В остальном же такие мысли скорее посещают человека в лучшем случае очень мнительного, в худшем случае – больного. Но тогда надо личиться, но лечение и профилактика этих сотояний не связаны с переливанием крови.

Таким образом, если человек попадает в больницу и требуется срочное оперативное вмешательство, то вряд ли его заверения в бланках «Медицинское распоряжение/освобождение от ответственности» в том, что он «знает», выглядят убедительно, а не подозрительно, поскольку источник информации – публикации ОСБ и наставления опытных в вере братий, проводящих книгоизучения.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [7] в статье 9 предоставляет человеку следующие права и свободы.

«1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным образом, в богослужении, учении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

2. Свобода исповедовать религию или придерживаться убеждений подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

Свидетели Иеговы, как и другие представители религиозных организаций, имеют право исповедовать свою веру. Они имеют право иметь свои взгляды отличные от других. Однако Свидетелям Иеговы нужно быть до конца честными перед собой и перед всеми людьми, не входящими в эту организацию. Если бы они поступали бы честно, то в карточках-отказах был бы примерно следующийтекст: «По своим религиозным взглядам Свидетели Иеговы отказываются от переливания крови и ее компонентов. Прошу врачей не использовать при моем лечении данную процедуру», или более подробный текст, рекомендованный в приложениях. Всё. Это было бы честно – отказ от гемотрансфузии по религиозным взглядам. Однако Свидетели Иеговы боятся этой честной позиции, они боятся, что их обвинят в религиозном фанатизме, вся их работа по созданию имиджа законопослушных, добродетельных членов общества, пекущихся о его благе, пойдет насмарку, общество увидит действительное положение вещей, а там и до широкомасштабной критики остальных доктрин недалеко. Поэтому и создается видимость со ссылками на возможные негативные последствия гемотрансфузий, на иллюзию информированности, на отговорки, что Свидетели Иеговы не против лечения, а против только одного его конкретного вида и так далее.

В-четвертых. Присутствие в больнице представителей КСБ, старейшины собрания, единоверцев, которые призваны поддержать пациента «стойко встретить испытание веры», разве это не психологическое давление направленное на пациента с целью принятия определенного решения?

Статья 30 пункт 14 и 15 позволяет допуск (но не постоянное присутствие!) к больному адвоката для защиты его прав и священнослужителя для отправления религиозных обрядов. Являются ли все вышеперечисленные люди, которые чуть ли не занимают круговую оборону у постели или палаты пациента-Свидетеля Иеговы, дипломированными адвокатами или священослужителями, которые могут пользоваться преимуществом перед остальными посетителями? Весьма сомнительно. Скорее их роль в том, чтобы не позволить пациенту дрогнуть и согласиться на гемотрансфузию, поскольку пациент имеет право переменить свое решение.

Что говорит ОСБ о священнослужителях? Есть ли у ОСБ священнослужители? В [8] говорится

«В каждом собрании есть старейшины, или надзиратели. Они руководят в собрании обучением (1 Тимофею 3:1-7; 5:17). Им помогают служебные помощники (1 Тимофею 3:8-10,12,13). Названные служители - не выше остальных христиан в собрании (2 Коринфянам 1:24). У них нет специальных титулов (Матфея 23:8-10). Одеваются они так же, как все. Их работа не оплачивается. Старейшины добровольно заботятся о духовных потребностях собрания. Они могут утешить и дать советы, когда бывают трудности (Иакова 5:14-16; 1 Петра 5:2,3)».

Более того, ОСБ всячески подчеркивает, что «христианская иерархия есть составная часть мира сатаны» [9]

Свидетели Иеговы считают, что

«Учреждение духовенства и употребление особых титулов противоречит Священному Писанию» [38]

В статьях «Христиане находят радость, служа другим» и «Сегодняшние служители Бога. Кто они?» [39] ОСБ дает понять, что все Свидетли Иеговы участвуют в священном служении, которое, по их мнению, заключается в поклонении Иегове и в деле проповеди, то есть донесении учения ОСБ до людей. У некоторых есть специальные служения, например, обязаности старейшины, строительство зала Царства и так далее, но все они не выше остальных Свидетелей Иеговы. Таким образом, если под священослужением понимать только два вушеуказанных действия, то все Свидетели Иеговы священнослужители, если – нет, то у Свидетелей Иеговы нет священнослужителей. Пункты 12 и 13 статьи 30 «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в [10] комментируются следующим образом: «Закон связывает реализацию этого права пациента и исполнение соответствующей обязанности медицинского учреждения с требованиями внутреннего распорядка больницы. Затруднителен допуск свяшенослужителя в реанимационные отделения, послеоперационные и послеродовые палаты, другие подразделения со специальным режимом. Поэтому очевидно, что допуск к больному священника для совершения обрядов допускается в отделениях, где разрешены посещения больных. Иное дело - допуск к больному адвоката или законного представителя. Администрация медицинского учреждения обязана допустить его к больному, находящемуся в любом отделении, в том числе и в том, где посещения не предусмотрены режимом».

Из обрядов, которые есть у Свидетелей Иеговы, можно назвать два: крещение и вечеря воспоминания, которая происходит раз в году.

Из вышеизложенного становится ясно, присутствие в больнице представителей КСБ, старейшины собрания, которое посещал пациент, единоверцев и родственников должно регламентироваться внутренним распорядком больницы и решением лечащего врача или другого ответственного медперсонала.

В этом решении можно изходить из следующих предпосылок: пациент-Свидетель Иеговы уже является крещенным, он достаточно знаком с доктринами ОСБ[138], следовательно, если состояние пациента не позволяет ему общение с другими людьми, если это общение грозит вылиться в психологическое давление на него, то можно и нужно ограничить посещения единоверцев. По крайней мере, единоверцы, кто бы они ни были, не имеют преимуществ ни перед каким любым другим посетителем[139].

Совершенно естественно, что в каждом случае ответственный лечащий персонал решает вопрос посещений пациентов согласно их состоянию и соответственно с правилами лечебного учреждения. Однако в некоторых случаях взаимоотношения между лечащим врачом, заведующим отделением и очень активными единоверцами пациента выливаются в активное противостояние, единоверцы занимают «круговую оборону» у постели больного. Как уже отмечалось представители КСБ «обучены спрвавляться с такими ситуациями», с другой стороны врачи имеют о доктринах ОСБ весьма смутное представление, да и различные законы они читают не каждый день. Таким образом, чтобы противостоять организованному воздействию Свидетелей Иеговы, если уж случилось такое противостояние и не удается решить все вопросы полюбовно, то можно перейти на формальный язык вышеприведенных законов.

В заключении хотелось бы процитировать «Этический кодекс Российского врача» [11] и «Кодекс врачебной этики» [12], те места, где говорится об информировании врачом пациента о предстоящем лечении.

Из «Этического кодекса Российского врача» части статей 10 и 11:

«При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента, своими знаниями и личным опытом. Никакие вмешательства во взаимоотношения врач-пациент вообще и в лечебный процесс в частности, иначе, чем по просьбе врача, недопустимы.

Не может быть никаких ограничений права врача на выписку любых препаратов и назначение любого лечения, адекватного с точки зрения врача и не противоречащего современным медицинским стандартам. Если необходимый с точки зрения врача вид помощи в настоящий момент недоступен по каким-либо причинам, врач обязан известить об этом больного или его родственников и в обстановке "терапевтического сотрудничества" принять решение о дальнейшей лечебной тактике». (Из статьи 10.)

«Информированное, осознанное и добровольное согласие пациента на медицинскую помощь вообще и любой конкретный ее вид в частности есть не спонтанное волеизъявление пациента, а результат эффективного терапевтического сотрудничества.

Поведение врача должно способствовать развитию у пациента чувства ответственности за свои поступки. Отказ вменяемого пациента от медицинской помощи, как правило, есть результат отсутствия терапевтического сотрудничества между врачом и пациентом, а потому всегда остается на совести врача.

Добровольный отказ пациента от медицинской помощи или отдельного ее вида должен быть столь же осознанным, как и согласие на нее.

Никакое медицинское вмешательство не может быть произведено без согласия пациента, кроме особых случаев, когда:

- тяжесть физического или психического состояния не позволяет пациенту принять осознанное решение [140],

- пациент является источником опасности для окружающих.

В таких случаях применение врачом недобровольных мер необходимо и этично». (Из статьи 11)

Из «Кодекса врачебной этики» (раздел II «Врач и пациент», пункт 4)

«Врач должен уважать право пациента на выбор врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение врач обычно получает при личном разговоре с больным. Это согласие должно быть осознанным, больной должен быть непременно информирован о методах лечения, о последствиях их применения, в частности, о возможных осложнениях, других альтернативных методах лечения».

 

Склонение к самойбийству

 

Несколько лет в Головинском межмуниципальном районном суде г.Москвы слушалось гражданское дело № 2-83/2001 о ликвидации Религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве и запрете ее деятельности. 23 февраля 2001 года суд венес свое решение в пользу ответчика – Свидетелей Иеговы, однако данное решение было опротестовано и 30 мая 2001 Коллегия Московского городского суда приняла решение об отмене решения Головинского суда и направлении дела на новое рассмотрение.

На судебных заседаниях в частности шла речь о склонение к самоубийству или отказу по религиозному мотиву от оказания медицинской помощи, поскольку именно такая формулировка есть в Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» [14] в статье 14 «Ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства» в пункте 2.

Прежде чем говорить о склонении к самоубийству, необходимо понять, что такое доведение до самоубийства. Отличается это тем, что во втором случае присутствует жертва - доведенный до самоубийства или покушавшийся на самоубийство человек, в первом же случае хоть человек и подвергается определенному воздействию со сторны, но на некоторый момент времени он не предпринял никаких шагов, направленных во вред своей жизни.

В Уголовном Кодексе есть статья 110 «Доведение до самоубийства» [13]:

«Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет».

В частности в Комментариях к статье 110 [13] говорится:

«Объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни человека. Потерпевшим от преступления может быть любой человек. В УК РФ отсутствует указание, что он должен находиться в материальной или иной зависимости от виновного …» (Пункт 2).

«Объективная сторона преступления выражается преимущественно в активных действиях по доведению лица до самоубийства или до покушения на самоубийство. Состав рассматриваемого преступления материальный. Оконченным оно признается в тех случаях, если в результате действий виновного последовало самоубийство или покушение на него. Описывая объективную сторону данного преступления, законодатель указал и способы его совершения. К ним относятся: а) угрозы; б) жестокое обращение с потерпевшим; в) систематическое унижение его человеческого достоинства. Угрозы могут касаться различных сторон жизни потерпевшего (таковы, например, угрозы отказом в жилище, лишением материальной или иной существенной помощи, покровительства, физической расправой, разглашением позорящих сведений и проч.). Имеет значение не только содержание и форма угрозы, но и ее субъективное восприятие потерпевшим как представляющую реальную опасность для его существования, ставящую его в безвыходное положение. Жестокое обращение означает систематичность безжалостного, грубого отношения виновного к потерпевшему. По своему объему это довольно широкое оценочное понятие. Оно охватывает различные деяния (действия или бездействие), причиняющие потерпевшему физические и психические страдания (побои, истязания, издевательства, лишение пищи и воды, средств к существованию, медицинской помощи, ограничение свободы, принуждение к выполнению бессмысленной, изнурительной работы, изгнание из жилища, преследования и проч.). Систематическое унижение человеческого достоинства выражается в неоднократных актах оскорбления, глумлении над потерпевшим, его постоянной травле, распространении о нем клеветнических сведений, несправедливой критике и т.п. Ответственность по ст. 110 УК возможна лишь при доведении лица до самоубийства путем совершения противоправных действий. Она исключается, если к самоубийству лицо подтолкнули чьи-то правомерные действия (например, в результате задержания по подозрению в совершении преступления). Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления является наличие причинной связи между совершенным самоубийством или покушением на него и противоправными действиями виновного. Если потерпевший покончил жизнь самоубийством или покушался на него по иным причинам, уголовная ответственность исключается. Для квалификации действий виновного по ст. 110 УК необходимо установить, что потерпевший действительно желал совершить акт самоубийства, а не инсценировать его» (Пункт 3).

«Вопрос о субъективной стороне преступления, предусмотренного ст. 110 УК, вызывавший в специальной литературе большие споры, в новом УК решен следующим образом. Поскольку в диспозиции ст. 110 указание на форму вины отсутствует, действует положение, согласно которому это означает, что вина в данном случае может быть только умышленной (в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части). Умысел при этом может быть прямой или косвенный. Виновный осознает, что указанным в законе способом толкает потерпевшего к самоубийству, предвидит возможность или неизбежность лишения им себя жизни и желает (прямой умысел) или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично (косвенный умысел)» (Пункт 4)

Дадим некотрые комментарии на подчеркнутое.

1. Объективная сторона преступления выражается преимущественно в активных действиях по доведению лица до самоубийства или до покушения на самоубийство.

Свидетель Иеговы должен посещать местное собрание. На неделе - 5 встреч: Школа теократии, Служебная встреча, Публичная встреча, Изучение журнала «Сторожевая Башня», Книгоизучение собрания. Кроме этого, в зависимости от потребностей тех или иных собраний, каждую неделю Свидетели Иеговы проводят от одной до нескольких встреч проповеднического служения. Причем, каждое из книгоизучений собрания может проводить свою, независимую от других книгоизучений, встречу - для того, чтобы возвещатели данного книгоизучения могли, разделившись на пары, пойти в проповедь по домам и улицам. О каждой из встреч подробно написано в книге «Организованы проводить наше служение». Самое главное, что приветствуется, - это чтобы человек безоговорочно верил, что ОСБ - организация истинного Бога, и все что Свидетели Иеговы получают от ВиБРа, получают от Бога. Когда человек в это уверует, то с ним могут провести беседу, и он становится возвещателем. Креститься он не может до тех пор, пока не побудет возвещателем как минимум 3 месяца и не пройдет беседы с 3-мя разными старейшинами, которые, собравшись после этих бесед, обсуждают, допустить ли человека до крещения или еще рано. Человек не сможет стать возвещателем, если он пропускает одну или несколько встреч собрания, не отвечает на вопросы на собрании, не записался на Школу теократического служения и не брал на этой школе задания хотя бы 2-3 раза. Крестившись, Свидетель Иеговы не должен прекращать активно посещать собрание, он должен быть примером другим малоактивным или начинающим братьям.

Это описание напряженной деятельности человека, к которой его подталкивает ОСБ, человек должен посещать все эти встречи, не смотря на основную работу или учебу[141]. На данных встречах в частности изучаются публикации ОСБ, относящиеся к переливанию крови. Добросовестности этих публикаций был посвящен материал выше.

2. Оконченным оно признается в тех случаях, если в результате действий виновного последовало самоубийство или покушение на него.

Смерти последователей ОСБ, постоянные отказы от переливания крови и ее компонентов служат подтверждением данного пункта. Необходимо, заметить, что даже в тех случаях, когда «совесть» отдельных Свидетелей Иеговы «позволяет» согласиться на применение, например, препаратов крови, то могут найтись другие Свидетели Иеговы, которым «совесть не позволит» согласиться на подобную процедуру.

«Кто придерживается такого мнения, возможно, не согласится на собирание крови. Другой же христианин (который также не допустил бы, чтобы его кровь хранилась какое-то время и была позднее введена ему обратно) может заключить, что цикл, включающий возвращение крови из операционной области и непрерывную реинфузию, не противоречит его обученной совести». [15]

«Имея в виду приказ «воздерживаться крови», некоторые христиане считают, что им не следует принимать инъекцию иммуноглобулина (белка), хотя он и является только фракци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.052 с.)