Социально-психологическая и профессиональная реабилитация глухих и слабослышащих, перспективы социальной адаптации и интеграции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическая и профессиональная реабилитация глухих и слабослышащих, перспективы социальной адаптации и интеграции.



В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации. Вопросами профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (глухие и слабослышашие) посвящены работы В.З.Базоева, В.А.Борисовой, Р.М.Боскис, Н.И.Букуна, В.М.Вельгус, А.П.Гозовой, А.И.Дьячкова, О.П.Ереминой, Т.С.Зыковой, А.И.Иваницкого, К.Г.Коровина, В.Ф.Матвеева, М.И.Никитина, И.В.Цукерман и др.

В нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении многих лет рассматриваются как страта, автономная социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности. Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты). В этих учреждениях в качестве обязательного средства обучения применяются пальцевая азбука (дактилология), а в последние годы - жестовая речь. Такой подход к воспитанию и обучению глухих и слабослышащих детей имеет крайне негативные последствия. Семья фактически отстранена от процесса воспитания. Дети в течение 14-16 лет находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Соответствующим образом формируется и психология человека с нарушениями слуха (рентные установки, иждивенческая позиция). Оторванный от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира глухих, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Неудивительно, что впоследствии выпускники школ-интернатов строят собственные семьи, выбирая партнёров по браку из того же социума, стараются держаться вместе с бывшими одноклассниками, зачастую строят сообщества по типу кланов, пополняя криминальные структуры.

Одним из методов профессиональной реабилитации является рациональное трудоустройство, при котором рекомендуемая работа была бы адекватна возможностям больного человека, соответствовала бы личностным мотивам, профессиональной подготовке в рамках общественно необходимых профессий.

 В законе "О социальной защите инвалидов в РФ" дается понятие реабилитации инвалидов: "Реабилитация инвалидов –система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий,  направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений  жизнедеятельности,  вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма". Целью реабилитации является восстановление социального статуса глухого и слабослышащего, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Основной составляющей реабилитации является профессиональная  реабилитация, которая состоит из профессиональной   ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства. Профессиональная реабилитация глухих и слабослышащих – это систематизированный       процесс       восстановления конкурентоспособности их на рынке труда. Неотъемлемой частью социальной и трудовой реабилитации лиц с особыми нуждами является устранение средовых ограничений, обеспечение независимой жизни глухих и слабослышащих, что предполагает модернизацию жизненной среды в направлении максимального соответствия возможностям таких людей. Для наиболее полной интеграции глухих и слабослышащих в сферу труда необходима целостная программа реабилитации, включающая в себя полный курс, направленный на максимально возможную активизацию внутренних ресурсов самого инвалида и повышение эффективности поддержки глухих и слабослышащих со стороны окружающих. В то же время, защищая равноправие лиц с особыми нуждами, необходимо помнить, что обеспечивая независимость инвалидов через адаптацию социальных стандартов и создание возможностей реализации ими любых ролей при существующих у них ограничениях, создается основа дискриминации "типичных", формирования у последних чувства вины, подчиненности нуждам глухих и слабослышащих. Целью профессиональной реабилитации является достижение глухих и слабослышащих не только материальной независимости и самообеспечения, получения дополнительного источника дохода, но и возможность самоутверждения в среде здоровых людей.

В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов. Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищённости, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодёжи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.

 Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе глухих. На фоне трудового обучения происходит формирование положительных личностных качеств учащихся, их гражданское становление, морально-психологическая подготовка подростков к самостоятельной жизни. Педагогическим коллективом совместно с шефствующими и базовыми предприятиями проводится работа по профессионально-трудовому воспитанию, обучению детей, их профессиональной ориентации. Трудовая подготовка учащихся осуществляется по семи профилям: (швейное, столярное, слесарное, строительное, обувное, картонажно-переплётное дело, сельскохозяйственный труд). Для завершения профессионально-трудового обучения учащихся открыт класс с повышенной профессионально-трудовой подготовкой, работающий по типу филиала ПТУ. Для трудового обучения учащихся школа активно использует возможности базовых предприятий. Обучение слесарному делу организовано на судоремонтном заводе, который обеспечивает учащихся рабочими местами, выделяет оборудование, материалы. Во внеурочное время 2 раза в неделю учащиеся VI - VIII классов выполняют в цехах завода несложные ремонтные работы. В общей системе трудового обучения значительное место занимает общественно-полезный производительный труд. Он организован таким образом, что это позволяет помимо закрепления профессиональных навыков углубить понятия о производственных отношениях и дать некоторые экономические знания. Развитие всей системы обучения и воспитания глухих школьников неразрывно связано с поисками наиболее рациональных путей подготовки этих детей к жизни и труду.

Одна из задач специальной школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди глухих учащихся. Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на формировании личности и нередко на всей последующей деятельности. Проведение профессиональной ориентации должно учитывать возможность дальнейшего трудоустройства. Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях, в кружках с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов. В систему профориентационной деятельности школы входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

В НИИ дефектологии ведётся большая работа по совершенствованию трудового обучения, исследуются различные формы предъявления информации глухим, разрабатываются методы обучения глухих основам информатики и вычислительной техники, рекомендации, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки глухих, занимающихся в общей со слышащими сети ПТУ, определяются программы и методы трудового обучения глухих. Исследование, проведённое сотрудниками Центрального научно-исследовательского института экспертизы и трудоустройства инвалидов, показало, что лицам с нарушением слуха может быть рекомендован широкий круг профессий. Противопоказанными для глухих являются все подземные, взрывные, подводные работы, работа на лесозаготовках, транспорте, в большинстве горячих цехов и на некоторых других производствах. Правильный выбор профессии для глухих имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Проблема профессионально-трудовой подготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации глухих, как отмечает Т.А. Власова, "является одной из самых актуальных и в школе, и в жизни глухих".

 Социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха в условиях интеграционного подхода.

 Проводятся экспериментальная работа по социальной адаптации и интеграции неслышащих в общество путём проведения внешкольных интегрированных мероприятий со слышащими. Целью эксперимента является обеспечение позитивной социализации детей с нарушением слуха. Совместно разработана долгосрочная программа реабилитации и социальной адаптации глухих и слабослышащих детей. Программа включает проведение игр "Пойми меня" совместно со слышащими детьми, совместные экскурсии и встречи друзей учащихся во время школьных каникул (викторины, спортивные состязания, дискотеки и чаепития); общегородские конкурсы, например: "Путешествие в мир русской кухни", "Мой любимый город"; художественная эстафета "Эльдорадо - страна всеобщего счастья", особенностью этого конкурса являлось участие смешанных команд. В состав команды входили слышащие и неслышащие ребята. Совместная деятельность активизирует общение неслышащих. Учащиеся 8-11 классов вместе со слышащими детьми занимаются в секции подводного плавания и становятся призёрами.

Прекрасную возможность для организации совместной деятельности неслышащих со слышащими в одном коллективе предоставляет интегрированный выездной трудовой лагерь для подростков. Организация деятельности учащихся в трудовом лагере способствует формированию таких качеств как коллективизм, деловитость, самостоятельность. Важно, что в трудовой деятельности неслышащие ребята учатся принимать самостоятельные решения, брать инициативу на себя, жизнь в трудовом лагере не позволяет потеряться в массе, спрятаться за чужую спину, быть беззаботным иждивенцем. Везде неслышащие стремились быть первыми и, им это чаще всего удавалось.

Несмотря на всю актуальность и важность проблемы, к вопросу интеграции надо подходить очень внимательно и обдуманно. Для какой-то части детей с отклонениями в развитии интегрированное обучение может быть эффективным. Но интеграция оказывается невозможной для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к таким детям речь может идти о социальной интеграции (совместное пребывание в учреждении, проведение досуга, внешкольные мероприятия), а не об образовательной интеграции.

Различные формы интеграции (временная, частичная-фрагментарная, комбинированная, полная) глухих детей со слышащими детьми направлены на нормализацию жизни каждого ребёнка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие. Для того чтобы интегрированное обучение целенаправленно расширялось и было эффективно, необходима специальная подготовка, как педагогов массовых учебных учреждений, так и учителей дефектологов, психологов, логопедов, а также проработка правовых вопросов интеграции. Кроме всего сказанного, большое значение имеет при интегрированном обучении - готовность нашего общества принять детей с проблемами слуха. Несмотря на все трудности, открытие и развитие подобных школ принесёт огромную пользу не только детям с отклонениями в развитии, но и здоровым детям тоже, которые от этого станут только добрее и отзывчивее.

Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.

В настоящее время большинство стран переходят на путь интеграции в обучении детей с отклонениями в развитии. Проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых детей находится в центре внимания и в нашей стране. Но если для развития интеграции в странах Западной Европы и США создана законодательная база, то этого нельзя сказать о России. Хотя определённые положительные сдвиги в решении этой проблемы есть. У родителей и детей появилась возможность выбора разных форм обучения и разработан проект закона РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями". Идеи интегрированного обучения, развиваемые в нашей стране, всегда основывались на необходимости достижения ребёнком с нарушенным слухом равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду и школе. В настоящее время изучаются возможности интеграции глухих дошкольного и школьного возраста, разрабатываются различные формы пребывания детей в массовых дошкольных учреждениях и школах. (И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова, Э.И. Леонгард, Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко). Определение ребёнка в массовое учреждение зависит также от уровня физического развития и состояния здоровья, познавательного развития. Большое значение имеют личностные свойства ребёнка, особенно такие, как активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и педагогами. Определять ребёнка в массовое учреждение можно только при наличии у него речи, обеспечивающей общение с детьми и педагогами. Его устная речь должна быть достаточно разборчивой и понятной окружающим детям и взрослым. Интеграция ребёнка с нарушением слуха невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррекционную работу в семье по заданиям сурдопедагога. Именно он может посоветовать родителям посещение ребёнком массового учреждения, а в некоторых случаях, наоборот, предостеречь их от этого, если ребёнок не готов к интеграции в коллектив слышащих детей.

ВЫВОД: Сформулируем теперь некоторые основные выводы, к которым можно прийти в результате анализа вышеизложенного материала. Главный из них заключается в том, что преодоление существующей проблемы глухоты в принципе возможно. Как писал Л.С. Выготский: "Проблема глухоты в обществе - проблема социальная". Глухота будет побеждена через социальное воспитание. Тогда о глухом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он глухой и ничего больше. (Пример: социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха УВК № 1824 Зеленоградского округа г. Москвы). Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависит от его социокультурной идентификации, т.е. от сознания себя членом того или иного сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык. Развитие и становление личности глухого может происходить в условиях субкультуры жестового языка или в условиях сообщества слышащих, что соответственно окажет решающую роль на формирование социокультурной идентификации. Однако необходим и встречный процесс - то или иное сообщество, субкультура должны признать или не признать этого человека "своим". Поэтому в реальной жизни социальная интеграция неслышащих не всегда протекает без проблем: "говорящий глухой", не владеющий жестовым языком, не всегда бывает принят в качестве "своего" в субкультуре глухих, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве "своего". Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встаёт в среде молодых людей в связи с их жизненным самоопределением, созданием семьи, формированием круга друзей. Пробить брешь в стене безмолвия - задача, не доступная только глухим. Лишь при активном и доброжелательном содействии слышащих глухой в состоянии стать полноценным членом общества.


 

Вопрос 60. Психологическое сопровождение детей с СДВГ. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Согласно Международной классификации болезней в редакции 1992 г. понятие «гиперкинетические нарушения» трактуется как отклонения в поведении, характеризующиеся следующими типичными признаками:

• Ранним проявлением (отклонения обычно наблюдаются уже впервые 5 лет жизни)

• Сочетанием чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательности

• Недостатком терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий

• Тенденция к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца

• Хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной двигательной активностью, которая может выражаться в области как грубой моторики (бесцельное перебегание с мести на место), так и тонкой (нарушение координации движений: трудности при овладении письмом, рисованием, вообще- с ведением тетрадей).

В конце 19 века проблематикой детского беспокойного поведения и гиперкинетичностью занимались, в частности, невролог Чакот и педиатр Хенох; в начале 20 века Циен отличал естественную тягу к двигательной активности от болезненной моторной активности с ее ненаправленностью и импульсивностью. Хеллер описал в 1904г. картину детского двигательного беспокойства, ненаправленной импульсивности, отвлекаемости и недостаточной способности к двигательной концентрации внимания. В 1917г. Черни описал симптоматику гиперактивных детей. Этиологией СДВГ занимались также Н.Н.Заваденко, И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова, З.Тржесоглава.

Нарушение внимания и гиперактивность является одним из главных сопутствующих признаков ММД, и частота встречаемости составляет от 7 до 16% среди учащихся начальных классов, а процент соотношения у мальчиков и девочек составляет как 2:1. СДВГ - один из наиболее распространенных психоневрологических расстройств, в клинике которого на первый план выступает* нарушение внимания» Дети с СДВГ представляют гетерогенную группу, отражающую значительную вариабельность в степени выраженности и ситуациональном размахе симптомов.

СНВГ разделяют на 3 типа: с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности -импульсивности и смешанный. Дефицит внимания выражается в часто встречающихся трудностях в сосредоточении внимания на деталях или совершении «легкомысленных» ошибок, трудностях в сосредоточении внимания при выполнении некоторых заданий и вовремя игры, неспособности слушать собеседника, невозможности следовать указаниям и выполнять школьные задания (дом. работу), трудностях организации своей деятельности или уклонениях от выполнения задач, требующих продолжительных умственных усилий, частой отвлекаемости и забывчивости. Гиперактивность можно охарактеризовать как частые беспокойные движения рук или ног, неусидчивость, стремление покидать свое место в классе, частые суетливые действия, часто проявляющая невозможность играть или проводить свой досуг свободно, частое пребывание в «заведенном» состоянии, стремление часто и много говорить. Импульсивность выражается в частой готовности ответить на вопрос, не дослушав его до конца, часто возникающем нетерпении при ожидании своей очереди, частом стремлении перебивать или вторгаться в ситуации. Как правило, эти симптомы проявляются до 8 лет, обнаруживаются по меньшей мере в 2-х сферах деятельности ребенка, не обусловлены психотическими расстройствами и вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Наиболее часто СДВГ является причиной ранних органических поражений головного мозга, нередко может являться вторичным на фоне эпилепсии или шизофрении у детей младшего возраста. ГДС является частым компонентом психопатологической картины при различных формах олигофрении и пограничных формах интеллектуальной недостаточности и в этом случае не резко выраженная двигательная расторможенность и низкий уровень концентрации внимания входят в структуру невротических расстройств. Последние исследования объясняют ГКС возможностью существования нейрохимического нарушения в сфере мозговой проводимости. Существует также гипотеза, что дети с ГКС с точки зрения физиологии мозга невозбужденны и поэтому сами возбуждают и стимулируют себя своей гиперактивностью, чтобы компенсировать данный сенсорный недостаток. Генетическая концепция формирования СДВГ предполагает наличие врожденной неполноценности функциональных систем мозга, отвечающих за внимание и моторный контроль. У детей с СДВГ выявлены нарушения формирования функциональных взаимосвязей между срединными структурами мозга, между ними и различными областями коры головного мозга. К факторам риска можно отнести неблагоприятные факторы внешней среды, связанные с антропогенным загрязнением и пищевые факторы; также важно отметить психосоциальные факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные, которые только усугубляют влияние резидуально органических и генетических факторов, но не являются самостоятельной причиной. В грудном возрасте эти дети чрезмерно крикливы, новорожденные непрерывно двигаются, капризны и раздражительны, ночью плохо спят, ласку ребенок не принимает, отстраняясь от матери. Созидательная, конструктивная игра практически отсутствует, деструкция и хаос характеризует их игровое поведение. В школьном возрасте у таких детей еще сохранена аффективная лабильность и неустойчивость к фрустрации: плачут по пустякам, настроение внезапно меняется. Может наблюдаться повышенная агрессивность и склонность к демонстративному поведению, чувство страха часто отсутствуют, импульсивность очень обострена, внимание очень рассеяно, воспринимают материал лишь частично. На первом месте у детей с нарушениями внимания стоят трудности в овладении чтением и письмом; у девочек чаще - нарушение овладения счетом. Отмечаются долгие колебания в определении ведущей руки, наблюдаются нарушения речи и нервные тики. У них страдает перцептивная ориентация и планирование действий, отсутствуют столь необходимые паузы между мышлением и действием. Движения часто избыточно энергичны. Дети могут застрять на уровне повторяющихся шаблонных движений - примитивно- архаичных двигательных стереотипов, и это будет препятствовать освоению важных видов моторики. В сравнении со сверстниками у гиперактивных детей значительно меньший запас двигательного опыта в пределах больших и малых пространств. Отношение гиперкинетичных детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличаются несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. У гиперактивных детей наблюдается более позднее психическое созревание и они несколько позже своих сверстников вступают в пубертатный возраст, зато в предпубертатном периоде ярко выражены и отчуждение от социальной среды в результате значительного сниженного чувства самоценности, и трудности взаимоотношений с родителями, ссоры, дух противоречия, часто возникают депрессивные состояния, мысли о самоубийстве, появляется склонность к асоциальному поведению, криминалу и наркомании; гиперактивность в этом возрасте трансформируется в психологию наплевательства: полностью отсутствуют какие-либо интересы и мотивы. Взрослые, чье поведение в детстве отличалось признаками гиперактивности, по-прежнему испытывают трудности: сохраняются нарушения внимания, нередко гиперактивность переходит в инактивность, сопровождаемую нервозностью, сохраняется импульсивность, наблюдается лабильность настроения, нетерпеливость и вспыльчивость, неспособность организовать себя и низкая стрессовая толерантность («Из мухи делают слона»). Основным и довольно успешным способом коррекции СДВГ на сегодняшний день является применение стимулирующих фармакологических средств. Психостимуляторы не только успокаивают ребенка, но и влияют на многие другие симптомы СДВГ: повышают эмоциональную устойчивость, способность к сосредоточению, снижают нервное напряжение, вызванное неудачами. Медикаментозная терапия начинается с устранения последствий органического поражения головного мозга (сосудистые препараты, рассасывающая терапия, витаминотерапия, гидратационная терапия). Подходы к лечению СНВГ основаны на использовании обратной биологической связи, основанной на нейрофизиологических механизмах воздействия на функционирование корковых структур (в качестве исходного параметра служат данные ЭЭГ - анализа). Считается, что наиболее перспективной при СНВГ является семейная психотерапия, ведь уменьшение психологической напряженности в семье и создание благоприятной для ребенка обстановки способствует лечению. Главная часть психотерапии - объяснение ребенку и его родителям на понятном им языке причин поведения ребенка и неудач в процессе обучения. Выбор игровых методик психотерапии является приоритетным при реабилитационной работе с детьми с СНВГ, ведь игра в группе способствует тому, что ребенок глубоко и целенаправленно воспринимает себя и окружающий мир, учится строить взаимоотношения между собой и миром, понимает суть неудач и ошибок. Верно продуманные и проведенные игровые психотерапевтические сеансы, включающие интеллектуальные игры, театральный тренинг, создают все предпосылки плавного перехода от игровой практики к учебной и общественно-полезной деятельности ребенка. Существует также много сторонников поведенческой терапии. В настоящее время разработаны серии компьютерных программ нарастающей степени сложности, способствующих усилению контроля за двигательной активностью ребенка и тренирующих его внимательность. Игровые тренинги также очень необходимы для родителей, т.к. это позволяет приобрести родителям неоценимый эмоциональный, поведенческий и когнитивный опыт межличностного взаимодействия для решения проблем полной социализации своих детей. Также значительное предпочтение при лечении детей с СДВГ отдается аутогенной тренировке (AT), во время которой происходит преодоление тревоги и эмоционального напряжения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.025 с.)