Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеллектуальная депривация.
Помещение ребенка в условия искусственной сенсорной изоляции, когда ограничивается поступление информации от родителей,от окружающей социальной среды, от сверстников, но это оказывает выраженное негативное воздействие на формирование интеллекта. Поэтому с раннего детского возраста рекомендуется использование различных сенсорных стимулов для активации его психических функций. Интеллектуальная депривация связана, с одной стороны,с внутренней невозможностью реализации адекватных функций мышления(наличие аномалии развития мозга);с другой стороны,с ограничением интеллектуального взаимодействия с окружающими.Интеллектуальная депривация может быть вторичной по отношению к сенсорной.Она формируется вследствие недостаточного поступления информации о внешнем мире,общем снижении активности мозга и всех психических процессов. Поражение центров мозга,ответственных за процессы мышления,вызывают первичную недостаточность интеллектуальных функций.При этом раннее недоразвитие более простых форм мышления ограничивает дальнейшее развитие более сложных и совершенных форм. Отсутствие или нарушение адекватных механизмов мышления затрудняет не только его собственное развитие,но и формирование других ВПФ.Так как мышление является интегративной функцией мозга,то страдают многие другие психические процессы(внимание,память,волевая деятельность). Низкий уровень культуры микросоциальной среды, недостаточные ее образовательные условия, редкое общение взрослых с ребенком вызывают внешнююинтеллектуальную депривацию. В этом случае развитие мышления задерживается из за надостаточного педагогического воздействия на ребенка, отсутствия стимуляции познавательной активности со стороны взрослых. Общая познавательная активность снижается, не развиваются необходимые навыки интеллектуальной деятельности. В результате возникает неуспеваемость.При сочетании интеллектуальной депривации со стороны социума с биологической недостаточностью данных функций вызываеи более глубокие нарушения мышления, ЗПР. олигофрения. В свою очередь наличие интеллектуальной депривации вызывает вторичное образование социальной изоляции, когда сверстники оказываются от общения с данным ребенком или общение носит негативный характер.
Социальная депривация. Социальная депривация вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания. К.Рубиным предложена социомодальная модель регуляции поведения, анализирующая трудности, возникающие при взаимоотношении ребенка с окружающим миром. 1.Внутрииндивидульныевзаимодействия рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат психо- физиологические процессы. Сложности детского темперамента приводят к социальной изоляции. 2. Межиндивидульные взаимодействия оцениваются как опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных или ненадежных взаимоотношений.. В первом случае родители внимательно и адекватно реагируют на чувства,потребности детей, умеют предвидеть последствия их поступков, поддерживают их. В случае негативных межличностных взаимоотношений, когда родители не чувствуют особеннсти мотивации своего ребенка, не любят его_ у него не вознивкает доверия к миру. 3.Макросистемные взаимоотношения-это экономическое положение семьи,образование родителей, и характер социально-психологических отношений в семье. Нарушения этих взаимодействий, семейные кризисы приводят к неадекватному поведению родителейпо отношению к ребенку. Дж. Эйсендорфом предложена мотивационная теория социальной депривации. Отклонения в социальном развитии рассматриваются через механизмы мотивации приближения и избегания.Автор выделил 3 типа нарушений 1.характеризуется низкой мотивацие приближения, когда дети предпочитают находиться отдельнот от других людей, проявляется в раннем возрасте. 2.Конфликт мотивации приближения и избегания выражается в том, что дети хотят общаться с другими детьми, но избегают общения. может вызываться.Негативной оценкой, обидой, или сверхконтролем взрослы 3.Сочетание выраженногомотива социального приближения и слабовыраженного мотива избегания. Сверстники часто избегают их из за чрезмерной навязчиваости, что вызывает у них агрессивное поведение. Таким образом, и первичные и вторичные дефекты приводят к различным уровням интеллектуальной, сенсорной депривации. В результате, может возникать и социальная депривация. следствием которого являются нарушения сенсорного развития, общения с окружающими, задержка умственного развития с формированием соответствущих свойств личности. Социальная изоляция подобно состоянию человека, страдающего от одиночества, испытывающего ощущения тревожности, чувство небезопасности, внутреннего напряжения, дискомфорта, страха перед окружающим миром.
Вопрос №17. Психологическая коррекция в практике специальной психологии: назначение, специфика, общие требования к составлению коррекционной программы. Лица с отклонениями в развитии постоянно нуждаются в психологической помощи, особенно в психологической коррекции. Это позволяет определить данную проблему как актуальную. Большой вклад в разработку этого вопроса внесли такие ученые как Л.С. Выготский, Бурменская, М.М. Мамайчук, Р.С.Немов и др. Когда наблюдается отклонение от норм психического здоровья, используются методы психологической коррекции. При этом под психическим здоровьем понимают состояние психического благополучия, характеризующееся отсутствием психологических патологических проявлений, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, деятельности. В частности, его критериями являются: · Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а характера психологических реакций – внешним раздражителям; · Адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; · Приспособленность к микросоциальным отношениям; · Способность к саморегуляции поведения; · Разумное планирование жизненных целей и их достижение. Психологическая коррекция (от латинского «исправление») – это система психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психофизического развития детей. Психологическая коррекция может исправить первичный биологический дефект(глухота, слепота,…). Но в ряде случаев(язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и т.д.) удается его коррегировать в определенной степени его проявления с помощью психологических воздействий. Но это наблюдается тогда, когда биологический дефект (органическая болезнь) имеет психосоматический характер, т.е. вызывается психическими патогенными факторами и является вторичным по отношению к ним. Кроме того, при умеренно выраженных биологических аномалиях, не достигающих степени выпадения функции органа, психологическое воздействие может значительно исправить данную функцию в связи с наличием общего патогенетического закона. В соответствии с которым любая болезнь развивается от более высокоорганизованных уровней человека (личность, субъект) к более низкоорганизованным(индивид – нейрофизиология мозга, функции внутренних органов и т.д.) Поэтому коррекция высших функций обеспечивает значительное исправление более низших; при отсутствии в последних грубых органических нарушений. Но в большей степени исправления подвержен не биологический дефект, а отклонение в психическом развитии, т.к. методы воздействия и место их приложения наиболее конгруэнтны и соответствуют друг другу. Различают коррекцию вторичных отклонений в психическом развитии (на фоне аномалии или других психических отклонений) и первичную, когда исправляются впервые возникшие психологические нарушения. Последняя встречается реже, также как и первичная психопрофилактика.
Однако достичь исправления имеющихся нарушений удается не всегда и тогда решается более доступная задача их ослабления. Ослабление психических нарушений обеспечивает предотвращение выраженных отклонений в развитии, социальной адаптации и профилактики их на последующих этапах развития. Одновременно, проводится психологическая десенсибилизация (понижение чувствительности) ребенка к уже имеющимся нарушениям, снижение их субъективной чувствительности к имеющемуся дефекту или психической аномалии. Ребенок учится спокойно жить с имеющейся аномалией и болезненно не воспринимать имеющиеся отклонения. Вырабатывается адекватное восприятие себя и своих возможностей в коммуникации, обучении.
Программы: · Стандартизированные - четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы; · Свободные – психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции. Требования к составлению психокоррекционнойт программы При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты: 1. четко формулировать цели коррекционной работы 2. определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы 3. выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы 4. четко определить формы работы(индивидуальная, групповая или смешанная) 5. отобрать методики и техники коррекционной работы 6. определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы 7. определить частоту необходимых встреч(ежедневно, 1 раз в неделю, 2р. в нед., 1р. в 2 нед.,.) 8. определить длительность каждого коррекционного занятия(от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч. На заключительном этапе) 9. определить содержание коррекционных занятий 10. планировать формы участия других лиц в работе(при работе с семьей – подключение родственников) 11. предусмотреть ход коррекционной работы(возможности внесения дополнений и изменений в программу) 12. подготовить необходимые материалы и оборудование.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях коррекционной программы, с оценкой ее эффективности. Таким образом, специальный психолог, обладая необходимым арсеналом знаний в области психокоррекции, может осуществлять эффективный коррекционный процесс.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.011 с.) |