Субъекты и объекты права собственности на природные объекты в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты и объекты права собственности на природные объекты в РФ.



Субъектами, т.е. носителями прав и исполнителями обяз-ей явл-ся:1)ФЛ (в т.ч. иностранные), 2)ЮЛ (в т.ч. иностранные), 3)РФ, 4)суб-ы РФ, 5)МО

В гос.и мун. соб-ти круг суб-ов предопределен зак-ом.От имени РФ и МО правомочия соб-ка осущ-ют соотв-щие органы представ и исп. вл.

Объектами ПС на природ ресурсы явл-ся отдельные природные объекты, предусмотренные в законе, при условии что они находятся в экологич. связи с ОПС, имеют естественное происхождение, овеществленность и пространственную ограниченность.

Т.о объектами ПС на природ рес-ы не могут быть: атмосферные воздух, солнечная энергия, добытые полезные ископаемые.

Каждый из фондов природных объектов имеет многоцелевой хар-ер использования, поэтому в них выделяются экологич-ие приоритеты.

В РФ право соб-ти установлено на недра, водные объекты, леса, животный мир, особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости зак-ва об охране и использовании растительного мира вне лесов, вопрос о ПС на данный природный объект непосредственно не решен, однако исходя из того что растительный мир органически связан с землей есть основания рассматривать его, как самостоятельный объект ПС. В качестве соб-ка в этом случае выступает соб-к земельного участка.

Леса. В соотв-ии с ЛК находятся в гос. соб-ти. Причем лесной фонд и леса расположенные на землях обороны находятся в исключительной фед. соб-ти. ФЗ допускается передача части лесного фонда в соб-ть суб-ов РФ. ЛК предусматривает в незначительной мере право частной соб-ти гр-н и ЮЛ на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на частном земельном участке. Они в праве владеть, польз-ся и распоряжаться указанной растительностью в соотв-ии с требованиями лесного зак-ва. Право мун. соб-ти на леса прямо не устан-но. В ЛК дается лишь отсылка к ФЗ, который может установить формы соб-ти на леса, располож-ые на землях лесных поселений.

Недра. З-н РФ «О недрах» обходит вопрос о соб-ти, но употребляет термин гос. фонд недр. Недра, в границах территорий РФ включая подземное пространство, содержащиеся в недрах полезные ископаемые, подземные воды, энергетические и иные ресурсы явл-ся гос. соб-ю. В соотв-ии с з-ом РФ О разграничении гос соб-ти на землю и з-ом Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ участки недр могут находится в мун. соб-ти. В частную соб-ть недра не предоставляются.

Воды. В соот-ии с ВК водные объекты находятся в гос. соб-ти (РФ и СубРФ). Мун. и частная соб-ть допускается только на обособленные водные объекты (небольшие по площади, искусственные водоемы не имеющие гидравлической связи с др. поверхностными водными объектами). Ст.130 ГК относит их к недвижимому имущ-ву. Особенность ПС на водные объекты явл-ся то, что к ним не применяется в полной мере правомочие владения, т.к. сосредоточенная в них ода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Изменение русла реки или иное естественное изменение места положения водного объекта не влечет изменения формы соб-ти на него.

Земли. ПС на земли рег-ся граж-им и зем-ым зак-ом. Земли могут находится в любой форме соб-ти. В соотв-ии с нормами ГК соб-к земельного участка в праве использовать по своему усмотрению все что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено з-ом о недрах, об использовании воздушного пространства и не нарушает прав других лиц. Если иное не установлено з-ом, ПС на земельный участок распространяется на находящийся в границах жилого уч-ка поверхностный почвенные слой, замкнутые водоемы, древесно-кустарниковую растительность. В зем. зак-ве объекты мун. соб-ти не определены. Этот вопрос рег-ся з-ом О разграничении гос. соб-ти на землю.

В исключительной фед соб-ти в соотв-ии с Указом През-та от 5 мая 1992г и п. «н» ст.71 Конст-ции отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и искл. эконом зоны РФ.

Животный мир. В пределах территории РФ явл-ся гос. соб-ю (РФ и СРФ). Объекты животного мира, изъятые из среды обитания, могут находится в любой форме соб-ти. Отношение по владению, пользованию и распоряжению такими объектами рег-ся нормами гр. зак-ва.

Особо охраняемые природные территории и объекты могут находится в соб-ти РФ, СРФ или мун-ой в зав-ти от их значения.

Содержание права собственности на природные объекты в РФ. Ограничения данного    права, предусмотренные законодательством.

Выражается в 3 правомочиях:1)владение, 2)польз-ие, 3)    распоряжение

Право владения предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании.

Владение землей и природными объектами м.б. полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории одного суб-та фед-ии. Если природный объект находится на территории 2 и более суб-ов, то порядок владения осущ-ся по достигнутому м\у ними соглашению, а при необходимости с участием РФ. Гос-во в праве установить ограничение либо запрет на доступ гр-н или организаций на природный объект или на определенные виды хоз-ой деят-ти. Право пользования выражается в хоз-ой и иной эксплуатации природных объектов, извлечение из них полезн-х св-в и использ-ие для удовлетв-ия иных потребностей общ-ва.

Органы исп. власти и органы МС реализуют право гос. или муниципал соб-ти через предприятия, учреждения или организации либо путем передачи природных объектов в пользование гр-ам и негос-ым организациям.

Право пользования природными объектами имеет 2 стороны:1)установление опред-ых правил экспл-ции природ-х объектов при непрерывном гос. контроле за их соблюдением. 2)взимание доходов, полученных входе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Право распоряжения. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юр судьбу им-ва, то в отношении природных объектов больше подходит термин определения юр статуса природного объекта. Юр. статус объекта назначается гос-ом и имеет 2 стороны:

1)категоризация объекта по основному целевому назначению

2)определение непосредственного целевого назначения природного объекта при передаче его в соб-ть или пользование конкретному лицу.

Категоризация природных объектов явл-ся первым этапом распоряжения природными объектами. На этом этапе распорядительные действия соб-ка ставит общегос-ый интерес на первое место. В этом случае реализуется принцип приоритета в использовании природного объекта. Категоризация природных объектов имеет место в отношении практически всех объектов ОПС. Так, например, земли разделены на 7 категорий, леса на 3 группы.

Вторым этапом распоряжения природными объектами явл-ся распределение и перераспределение их м/у соб-ми.

Он может иметь следующие виды: 1)предоставление прир.объектов в соб-ть с соблюдением установленных з-ом процедур, 2)изъятие прир. объектов, 3)обмен прир. объектами м/у соб-ми с переоформлением титулов и расчетом м/у субъектами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.005 с.)