Экологический кризис:  понятие, структура, причины возникновения, пути выхода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологический кризис:  понятие, структура, причины возникновения, пути выхода.



Понятийный аппарат экологического права: природа, экология, охрана окружающей среды, окружающая среда, благоприятная окружающая среда, экологическое равновесие, экологическая система, экологическая безопасность. Значение.

В естественно-научном смысле природа - совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека.

В юридическом смысле наряду с совокупностью объектов и сист. в их естественном состоянии в понятие «природа» обоснованно включаются также некоторые естественные объекты, созданные трудом человека.

Природа состоит из отдельных объектов - земли (почв), недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, ближнего космоса.

Термин «экология» образован из слов: «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука, изучение.

Экология – это наука о том, как жить и хозяйствовать в собственном доме.

Экология – это часть биологической науки о взаимоотношениях между организмами и средой обитания. Это учение об условиях существования живых организмов во взаимодействии со средой обитания.

Под охраной окружающей среды понимается деятельность по поддержанию благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению деградации в процессе общественного развития и по восстановлению такого состояния, если оно нарушено, для поддержания экологического равновесия. Значит, цель охраны окружающей среды - сохранение (восстановление) ее благоприятного состояния и поддержание экологического равновесия. Под окружающей человека средой понимается та часть естественной среды, которая преобразована в процессе антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических систем». ОС – является местом жизнедеятельности общества. Она состоит из естественных и преобразованных человеком естественных систем.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов

Экологическое равновесие - состояние экологической системы, или биотического сообщества (т.е. сообщества живых организмов), характеризующееся устойчивостью, способностью к саморегуляции, сопротивляемостью нарушениям, восстановлением первоначального состояния, существовавшего до нарушения равновесия

Экологическая система - живые организмы и среду обитания причем каждая из этих частей влияет на другую и обе необходимы для поддержания жизни. Экосистемы представляют собой основные природные единицы на поверхности Земли. Это не только комплекс живых организмов, но и все сочетания физических факторов.

Экологическая безопасность — совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Объектами ЭБ являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

 

Общеправовые принципы ЭП.

Анализ современного ЭП позволяет выделить несколько групп таких принципов. В основном они закреплены в КРФ и представляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юр. силой.

К ним относятся:

1) принцип народовластия. В соответствии с КРФ ст.3 ч.5 народ явл0ся единственным источником власти и носителем суверенитета. В экологич. правоотнош-ях народ осущ-ет свою власть непосредственно и через уполномоченные органы

2) п-п гуманизма. Экологич. правоотнош-ия строятся с учетом интересов настоящего и будущих поколений.

3) п-п социальной справедливости, соц. свободы, равноправия, отв-ти за вину. Группа этих п-пов обеспечивает равноправное положение каждого суб-та эк.правоотнош-ий в экологопользовании.

4) п-п законности. Включает 3 составные элемента: всеобщность, безусловность и единство пр.норм в точном и безусловном выполнении нормативных предписаний всеми суб-ми эк.правоотнош-ий

5) п-п интернационализма. Имеет международную и нац-ую стороны, предполагает приоритет межд-пр норм над нац-ми

6) п-п равенства всех форм соб-ти на природные объекты. Обеспечивается защитой от вмешательства в хоз-ую деят-ть экологопользователей принудительной силой гос-ва, а так же пресечением монопольных тенденций.

7) п-п стимулирования надлежащего природопользования, т.е. поощрение в исполнении обяз-ей и прим-ие юр. отв-ти за нарушение.

8) п-п субъективного вменения означает применение отв-ти только за виновное эк. правонарушение. Исключение составляет отв-ть владельцев источников повышенной опасности, если вред ОС причинен этим источником

9) п-п единства прав и обяз-ей суб-ов эк. правоотношений. Каждому праву в области экологопользования должна корреспондировать определенная обяз-ть.

10) п-п сочетания принуждения и убеждения

11) п-п гласности. Предполагает право каждого на достоверную информацию в области охраны ОПС и рационального природопользования

Содержание права собственности на природные объекты в РФ. Ограничения данного    права, предусмотренные законодательством.

Выражается в 3 правомочиях:1)владение, 2)польз-ие, 3)    распоряжение

Право владения предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании.

Владение землей и природными объектами м.б. полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории одного суб-та фед-ии. Если природный объект находится на территории 2 и более суб-ов, то порядок владения осущ-ся по достигнутому м\у ними соглашению, а при необходимости с участием РФ. Гос-во в праве установить ограничение либо запрет на доступ гр-н или организаций на природный объект или на определенные виды хоз-ой деят-ти. Право пользования выражается в хоз-ой и иной эксплуатации природных объектов, извлечение из них полезн-х св-в и использ-ие для удовлетв-ия иных потребностей общ-ва.

Органы исп. власти и органы МС реализуют право гос. или муниципал соб-ти через предприятия, учреждения или организации либо путем передачи природных объектов в пользование гр-ам и негос-ым организациям.

Право пользования природными объектами имеет 2 стороны:1)установление опред-ых правил экспл-ции природ-х объектов при непрерывном гос. контроле за их соблюдением. 2)взимание доходов, полученных входе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Право распоряжения. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юр судьбу им-ва, то в отношении природных объектов больше подходит термин определения юр статуса природного объекта. Юр. статус объекта назначается гос-ом и имеет 2 стороны:

1)категоризация объекта по основному целевому назначению

2)определение непосредственного целевого назначения природного объекта при передаче его в соб-ть или пользование конкретному лицу.

Категоризация природных объектов явл-ся первым этапом распоряжения природными объектами. На этом этапе распорядительные действия соб-ка ставит общегос-ый интерес на первое место. В этом случае реализуется принцип приоритета в использовании природного объекта. Категоризация природных объектов имеет место в отношении практически всех объектов ОПС. Так, например, земли разделены на 7 категорий, леса на 3 группы.

Вторым этапом распоряжения природными объектами явл-ся распределение и перераспределение их м/у соб-ми.

Он может иметь следующие виды: 1)предоставление прир.объектов в соб-ть с соблюдением установленных з-ом процедур, 2)изъятие прир. объектов, 3)обмен прир. объектами м/у соб-ми с переоформлением титулов и расчетом м/у субъектами.

Содержание права специального природопользования.

Право пользования прир ресурсами, связс удовлетворением эк интересов общества, кот осущ физ и юр лицами в соотв с разрешительной системой и требует выделения отд частей прир объетов в обособленное пользование.

Виды права спец природопользования, в завис от вида прир объекта, выделяют:

- право земли, леса, недра, водо-пользования;

- право пользования животным миром;

- право пользования атм воздухом для выброса загрязненных веществ, вентиляцией и ограждения;

- право комплексного природопо-я (исп предприятием природо-ресурсного потенциала территорий, в т.ч. сов-ти прир ресурсов, климатичесих, геологических, гидрологич и др условий).

Основанием права специального природопользования яв-ся: разрешение, лицензия, договор, лична декларация, охотничий билет, кот оформляются в соотв с опред процедурой и в соотв с кот предост зем участок, горный отвод, лесная делянка

Принципы права специального природопользования:

1. Производность права польз прир ресурсами от права собствен на них;

2. Рациональность и эффект природопольз-е

3. Экосистемный подход к регулир природоп-я

4. Целевой хар-р польз прир ресурсами

5. Устойчивость права природо-я

6. Платноть спец природоп-я

Содержание права польз прир объектами вкл в себя 3 правомочия:

1. Право владения, закл в отграничении предост в польз прир объекта и внутрихоз-я орг его территории

2. Непосредственное исп, т.е хоз эксплуатация прир объекта

3. Внутрихоз-е управление прир объектом и подразделениями.

Дисциплинарная    ответственность    за    экологические правонарушения.

В соответствие с административным законодатель­ством РФ за экологическое правонарушение предусмот­рены санкции в виде конфискации имущества и нало­жения дисциплинарного наказания. В соответствие со ст. 817 КоАП нарушение правил безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных ресур­сов, буровых работ либо условий лицензии на водополь­зование, на региональное геологическое изучение, по­иск, разведку или разработку, а также правил использо­вания или охраны минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 15 тыс. руб. с конфискацией судна и иных правонарушений или без та­ковой; на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. с конфискацией судна и иных орудий совершения адми­нистративного правонарушения или без таковой.

Правовой режим земель в РФ.

Термин "земля" трактуется по-разному: планета Земля, поверхность, почва, грунт, территория, объект собственности, пользования, аренды, составная часть окружающей природной среды. В юридическом значении под землей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы.

Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Состоит земельное законодательство из Земельного кодекса от 25.11.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 30.06.2003), федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Земельному кодексу, федеральным законам.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Экологические функции земли: взаимосвязь неорганической и органической материи;поглощение углекислоты; переработка органической материи в неорганическую.

Экономическиефункции земли:

• средство производства в сельском и лесном хозяйстве;

• пространственный базис для строительства объектов (зданий и сооружений), проживания, производственной деятельности. Культурно-оздоровительныефункции земли:

размещение культурных и оздоровительных учреждений;

использование лечебных свойств для лечения.

По целевому назначению земли подразделяются на следующие категории: земли с/х назначения;земли поселений;земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики;земли для обеспечения космической деятельности;земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;земли особо охраняемых территорий и объектов;земли лесного фонда;земли водного фонда;земли запаса.

Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Право землепользования как система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию земель. В субъективном смысле право землепользования - это совокупность прав и обязанностей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.

Субъектами права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объектами - земельные участки, обособленные в результате отвода земель в натуре и его юридического оформления.

Праву землепользования присущ целевой и платный характер.

Целевое назначение земельного участка (для крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и долж­но соблюдаться землепользователем. Законодательство устанавливает санкции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъятия земель.

Принцип платности природопользования применительно к землям реализуется в нескольких основных формах. Закон РФ «О плате за землю» устанавливает три формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, и нормативная цена земли.

Собственники земель, землевладельцы и землепользователи облагаются земельным налогом. Право устанавливать его минимальные ставки предоставлено органам власти субъектов РФ. Ставки определяются в рублях за единицу зе­мельной площади и зависят от категории земель и их местоположения.

Арендаторы земель должны платить арендную плату. Размер, условия и сроки ее внесения предусматриваются договором между арендатором и арендодателем. При сдаче в аренду государственных и муниципальных земель органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы.

Нормативная цена земли характеризует стоимость земельных участков и устанавливается для обеспечения экономического регулирования земельных отношений, участия земель в гражданском обороте: при предоставлении земель в собственность, совершении гражданско-правовых сделок с землей, при переходе земель по наследству, получении банковского кредита под залог земельного участка, в качестве начальной цены при продаже земель с торгов и др.

В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:

- самостоятельно хозяйствовать на земле;

- использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

- собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

- в установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

- на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Наряду с правами указанные субъекты несут обязанности:

- эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

- осуществлять комплекс мер по охране земель в соответствии с земельным законодательством;

- своевременно вносить плату за землю;

- не нарушать прав других субъектов земельных отношений, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

- своевременно представлять в соответствующие государственные органы установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;

- вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными правилами и по согласованию с заинтересованными государственными органами.

Основания возникновения данного права обусловлены прежде всего видом права землепользования, которое, как и всякое право пользования природными ресурсами, может быть общим и специальным.

Право общего землепользования представляет собой возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно земельными участками для проезда, прохода, отдыха и других целей и вытекает непосредственно из закона - Конституции РФ, гражданского, земельного, водного, лесного законодательства. Например, указанное право осуществляется на землях общего пользования в городах и других населенных пунктах. Эти земли состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, дороги, проезды и др.), для удовлетворения культурно-бытовых и иных потребностей населения (парки, скверы, водоемы, пляжи, бульвары, кладбища и т. п.).

Право специального землепользования в отличие от общего возникает из юридических фактов, совокупность которых образует достаточно сложный порядок приобретения земель. В настоящее время законом предусмотрено два основных способа приобретения земельных участков - гражданско-правовой и административно-правовой.

Гражданско-правовой способ означает возникновение земельных прав (права собственности, аренды, залога и др.) в результате заключения гражданско-правовых сделок и договоров - купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога, наследования по закону и завещанию и т. д.

Административно-правовой способ приобретения земельных участков заключается в предоставлении их гражданам и юридическим лицам компетентными государственными органами в порядке отвода земель.

Документами, удостоверяющими права на землю, являются свидетельство (государственный акт) и договор.

Основаниями прекращения права землепользования служат юридические факты, в том числе изъятие земельных участков.

Помимо изъятия земельных участков права землепользования может прекращаться на основании таких юридических фактов как истечение срока пользования, ликвидация юридического лица-природопользователя или смерть гражданина-природопользователя, отказ от использования земельного участка и др.

Правовая охрана земель.

Правовая охрана земель - это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующие цели:

- предотвратить деградацию и разрушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства;

- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

- создать механизм учета и проверки экологического состояния земель (ст. 100 Земельного кодекса РСФСР).

Законодательством предусматривается комплекс мер как предупредительно-восстановительного характера, так и мер юридической ответственности за нарушение земельно-правовых норм.

К мерам первой группы относятся государственный кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планирование мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель в результате хозяйственной деятельности других субъектов, при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд и др.

Основные правовые меры охраны земель реализуются путем установления нормативов загрязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременного вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей землепользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйственной деятельности.

В числе последних следует особо выделить обязанности землепользователей по:

- рациональной организации земельной территории;

- защите земель от засорения и загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения;

- использованию земель в соответствии с целевым назначением;

- приведению земель по миновании в них надобности в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Специальные требования установлены законом для охраны сельскохозяйственных земель.

Важное место среди них занимают положения, предусматривающие ограничения по изъятию сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд, обеспечивающие приоритет сельскохозяйственного землепользования, содержание которого было рассмотрено выше.

Законодательство устанавливает обязанности сельскохозяйственных землепользователей по рациональному использованию земель; применению эффективных систем земледелия; борьбе с эрозией и другими вредными процессами, приводящими к разрушению почв; по проведению обязательных мероприятий, связанных с сохранением и улучшением земель, повышением почвенного плодородия.

Правовая охрана земель обеспечивается также мерами юридической ответственности, которая применяется в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель.

Основаниями ответственности являются земельные правонарушения. Их перечень приводится в актах земельного законодательства (ст. 125 Земельного кодекса РСФСР, Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»), а конкретные санкции за них содержатся как в земельном, так и других отраслях законодательства - уголовном, административном, гражданском, трудовом.

Среди земельных правонарушений следует прежде всего выделить экологические, то есть нарушения, которые причиняют вред земле как охраняемому природному объекту. К их числу относятся загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами; порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проектирование, строительство и эксплуатация объектов, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обязанностей по приведению временно занятых земель в состояние, пригодное для дальнейшего использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель; бесхозяйственное использование земель и невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; нарушение режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного значения; использование земельных участков не в соответствии с целевым назначением и др.

случае причинения земельным правонарушением значительного вреда земле, окружающей природной среде или здоровью человека, а также при наличии других признаков, указанных в законе, может наступать уголовная ответственность по ст. 254 (отравление, загрязнение или иная порча земель), ст. 170 (регистрация незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра и др.) Уголовного кодекса РФ

Независимо от привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности применяется гражданско-правовая ответственность в случае совершения незаконных сделок с землей или причинения вреда земле либо правам и законным интересам субъектов земельных отношений.

Размер убытков, подлежащих возмещению, определяется в полном объеме исходя из фактически причиненного ущерба и упущенной выгоды -стоимости поврежденных насаждений, незавершенного сельскохозяйственного производства, работ по очистке от загрязнения или рекультивации земель и т. д.

Правовой режим лесов в РФ.

Лес - это совокупность лесной растительности, земли, животного мира, других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Базовым нормативным актом в системе лесного законодательства является Лесной кодекс РФ, принятый 22 января 1997 г. Нормы Лесного кодекса конкретизируются и дополняются в других нормативных актах лесного законодательства (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств), которые должны ему соответствовать.

С юридической точки зрения объектом государственного управления и охраны, а также различных прав: собственности, пользования является лесной фонд РФ и его отдельные части.

Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации вместе с землями лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью. (ст. 7 Лесного кодекса РФ).

Под землями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).

В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).

Лесной кодекс выделяет также понятие древесно-кустарниковой растительности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:

- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- землях иных категорий.

Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.

В целях сохранения и рационального использования лесных богатств страны, дифференцированного ведения лесного хозяйства лесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по категориям защитности (ст. 55-60 Лесного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы» от 15 сентября 1997 № 1169).

Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

Леса третьей группы - это леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные.

Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.

Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным законом.

Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, если она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.

Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в зависимости от условий ее появления на земельных участках. Если это произошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собственник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия собственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).

Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, запрещены.

Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским зако­нодательством.

Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

Правовой режим недр в РФ.

Недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископаемых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хранят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размещения различных объектов и сооружений, захоронения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д.

Ф-ия недр:

1) источник материального сырья, топлива и др. материалов

2) объект научного исследования

3) пространственная база для размещения подземных сооружений и коммуникаций.

Понятие недр более широкое, чем полезные ископаемые. Полезн. ископаемые явл-ся ограниченным, исчепаемым не восстановимым природным ресурсом.

В соотв-и с рос зак-ом подземные пустоты, газы и воды явл-ся составной частью недр. Правовое регул-е использ-ия и охраны подземных вод осущ-ся одновременно горным и водным зак-ом.

Право соб-ти на недра. Право недропольз-я

Недра в границах территории РФ явл-ся гос соб-тью. Объектом права гос соб-ти на недра признаются как открытые так и не открытые полезные ископаемые и месторождения.

Добытые из недр рес-сы могут находится в любой форме соб-ти. Соб-ки и владельцы зем уч-ов имеет право по своему усмотрению в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископ-ых для своих нужд без применения взрывных работ на глубину до 5 м. А так же устройство бытовых колодцев и скважин если они не явл-ся централизованным источником водоснабжения.

На право польз-я недрами выдаются следующие виды лицензий.

1) на геологич. изучение

2) на добычу полезных ископаемых

3) на право строительства подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископ.

4) на право образования особо охран-х природных территорий

Недра для целей польз-я предоставляются в виде горного отвода. Пользователями недр м.б.:

1) гр-не РФ осущ-е предприним. деят-ть

2) иностранные гр-не

3) ЮЛ и их объед-я в т.ч иностранные

Особенность - польз-ми недр для добычи радиоактивного сырья м.б. только гос-е предприятия.

Ст. 39 з-на «О недрах» закрепляет сист-му платежей:

1) сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий

2) платежи за польз-е недрами

3) акцизы

4) отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы

5) плата геологич. инф-ю о недрах

6) плата за землю или акваторию или участок дна территориального моря

 управление в области охран и использ-я...

Основные задачи - опред-е объемов добычи основных видов полезных ископ-х по срокам и регионам

· Обеспечение минерально-сырьевой базы

· Геологич. изучение

· Установление квот на поставку мин-ого сырья

· Введение платежей

· Установление стандартов

правовая охрана недр

Основные требования изложены в ст.26 з-на «О недрах».

1) соблюдение установленного пор дка предоставление недр в польз-е, не допущение самовольного польз-я

2) обеспечение геологич. изучения, рационального комплексного использ-я и охраны

3) гос-я экспертиза и учет полезных ископ-ых и участков недр

4) наиболее полное извлечение из недр основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов

5) охрана месторождений полезных ископ-ых от затопления, пожаров, захламления и др. факторов снижающих пром-ую ценность месторождений

6) предотвращение загрязнения, захоронение вредных вещ-в, отходов произ-ва и сброса сточных вод. В случае наруш-я требования зак-ва об охране недр право польз-е м.б ограничено, приостановлено или прекращено

Пользователи недр должны обеспечить за Сой счет приведение зем. уч-ов в состояние пригодное доя их использ-е по целевому назнач-ю (рекультивацию)

Правовая охрана недр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.124 с.)