Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У

СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА

 

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль Психология и социальная педагогика

 

Выполнил работу студент 3 курса 01ППО17ПСПзгруппы Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование       Ефимов Михаил Николаевич
  (Подпиcь)  
Руководитель работы к. п. н., доцент   Панфилова Ольга Валерьевна
  (Подпиcь)  

 

Ишим

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА.. 7

1.1. ПОНЯТИЕ «КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 7

1.2................ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ.. 11

У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ.. 11

1.3. ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ.. 17

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 20

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА.. 22

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 22

2.2. КОМПЛЕКС ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ.. 29

2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА.. 37

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 1

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 1

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В данный период не только происходит в целом перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и формируется сознательное поведение, в целом формирование совершенно новых нравственных представлений, социальных установок в обществе, а наиболее важным в данный период является - формирование коммуникативной культуры у старших подростков. Тем самым происходит качественная перестройка, изменение межличностных отношений. В связи с этим необходимо работать над формированием культуры общения в современных условиях, управлять и оптимизировать этот процесс.

Мы предполагаем, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков осуществиться посредством тренингов. Исследования в данной сфере личности будет способствовать не только выявлению наиболее целесообразных путей положительных изменений, произведение выборки осуществления эффективного процесса формирования коммуникативной культуры у старших подростков и снижению конфликтности в процессе межличностного отношения, агрессивности подростка в целом. Следовательно, данная проблема действительно является актуальной.

Таким образом, формирование коммуникативной культуры у старших подростков сталкивается с противоречием: между необходимостью формирования коммуникативной культуры в старшем подростковом возрасте и недостаточной разработанностью практико-ориентированных средств для реализации данного процесса.

Одним из таких эффективных средств является тренинг.

Необходимость разрешения названного противоречия обусловила выбор темы данного исследования. Его проблема заключается в выявлении эффективности использования тренинговых занятий в формировании коммуникативной культуры у детей старшего подросткового возраста.

Выявленная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга».

Объектом исследования является коммуникативная культура у старших подростков.

Предмет исследования: тренинг как средство формирования коммуникативной культуры у старших подростков.

Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности реализации тренинга как средства формирования коммуникативной культуры у старших подростков.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: мы считаем, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков, возможно, будет осуществляться посредством тренинга.

Для достижения поставленной цели нужно определить следующие задачи исследования:

1. Проанализировать понятие коммуникативной культуры в психологии.

2. Изучить особенности коммуникативной культуры у старших подростков.

3. Выявить уровень сформированнности коммуникативной культуры у старших подростков.

4. Подобрать тренинговые упражнения на формирование коммуникативной культуры у старших подростков; разработать практические рекомендации по формированию коммуникативной культуры у старших подростков.

5. Теоретико-методологическая основа исследования: концепции социализации личности (В.Г. Бочарова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.А. Петровский, М.И. Рожков), идеи личностно-ориентированного подхода (Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухин, В В. Давыдов, Р. Каркуфф, К. Роджерс, Л. Рэсс, В.А. Сухомлинский); психолого-педагогические исследования общения (Г.М. Андреева, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Е В. Руденский. Н Е. Щуркова и другие).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, тестирование; количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое отображение результатов исследования.

База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 31 города Ишима. В ходе исследования было обследовано 40 детей старшего подросткового возраста.

Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный. На данном этапе осуществлялся выбор и осмысление темы исследования, анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой нами проблеме, определение методологического аппарата.

Второй этап – собственно-исследовательский. На этом этапе осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой была выполнена проверка гипотезы исследования, а также теоретических положений, написанных в курсовой работе.

Третий этап – интерпретационно-оформительский. Осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, оформлялась курсовая работа.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «культура общения» применительно к подросткам старшего возраста. выявить особенности коммуникативных навыков старших подростков; Разработать результаты использования учебных курсов, направленных на воспитание культуры общения среди старших подростков, и подтвердить их на основе науки, теории и экспериментов.

Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования в работе педагогов-психологов, классных руководителей для формирования коммуникативной культуры детей старшего подросткового возраста и совершенствования образовательного процесса в целом.

Апробация работы: осуществлялась на педагогическом совете в МАОУ СОШ № 31 г. Ишима. Был представлен доклад на тему: «Формирование коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга».

Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Объем работы составляет 66 страниц печатного текста в компьютерной обработке.


У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

 

Все возрастные этапы развития человека имеют свои особенности, которые образуют целый комплекс физических, интеллектуальных, мотивационных и эмоциональных характеристик, ценностей, влияющих на характер межличностных отношений в целом. Период человеческого развития между детством и взрослостью известен как отрочество. В этот момент происходит наиболее интенсивное развитие уверенности в себе личности, формирование характера.

На подростковый возраст приходится основной этап в формировании межличностных отношений. Основой межличностных отношений является общение индивидов друг с другом [15].

В подростковом возрасте потребность в общении возрастает. Вся жизнь подростка построена на общении, установлении контакта со сверстниками или со взрослыми. Так, например, согласно разработанной Д. Б. Элькониным периодизации психического развития, в подростковом возрасте интимно-личное общение со сверстниками становится основным видом деятельности. Так, например, выстраивая межличностные отношения, подростки учатся самостоятельно получать необходимую информацию, принимать опыт, насыщаться моральными знаниями и моральными ценностями, а также учатся правилам поведения в обществе, при этом создают свой стиль общения[6].

Межличностные отношения подростков становятся важнейшим критерием их личностного развития, поэтому проблемы, связанные с межличностными отношениями современных подростков, приобретают особую актуальность и вызывают большой интерес у исследователей.

Психологические особенности взаимоотношений подростков и их сверстников связаны с тем, что подросток стремится занять желаемое положение среди сверстников. Для достижения этой цели ребенок может игнорировать свои взгляды и убеждения, предпринимать действия, нарушающие его или ее моральные принципы, и даже нарушать нормы и правила поведения. Обратная связь со сверстниками очень важна, и ребенок серьезно воспринимается учителем перед одноклассниками и рассматривается как оскорбление его или ее поведения перед своими сверстниками.

По мнению отечественного ученого Д. И. Фельдштейна, значимое влияние на развитие отношений подростков друг с другом оказывает совместная деятельность, являющаяся для них не просто деятельностью, но и школой взаимоотношения людей [19].

Что касается общеобразовательной школы и взаимодействия подростков внутри образовательной среды, то И. А. Лодыгина отмечает, что образ жизни подростков в школе и особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на их взаимоотношения [9].

Соответственно, взаимодействие со сверстниками - ключевая деятельность для подростков и одна из основных потребностей самих подростков. При определенных условиях общественного развития проблемы общения подростков, формирующиеся под влиянием определенных, зачастую негативных, условий общественного развития, могут значительно обостриться.

Подросткам особенно важны отношения со сверстниками. Друзья - важная среда для подростков. Он подает пример своим друзьям. Для их достижения он привносит необходимые качества. Подростки получают оценку своих знаний, навыков, способностей, сострадания, сочувствия, понимания и поддержки от своих сверстников.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются подростки, - это общение со сверстниками. В центре внимания подростка - отношения между сверстниками. Держать его в маленькой семье невозможно.

Подростки изучают основы школьного общения и общаются со своими одноклассниками. Потому что обучение и общение - основные занятия подростка. Роль сверстников и складывающиеся отношения начинают играть в ее жизни особую роль. Каждый хочет, чтобы его уважали. Если подросток соответствует этим требованиям, он может завоевать авторитет.

Взаимодействие со сверстниками делает его жизнь более увлекательной, насыщенной, интересной и дает ему привычку жить в команде. Поэтому мы должны рассматривать общение в качестве приоритета в этот период.

Ориентация на мнение сверстников как на специфическую личностную характеристику ярко проявляется в подростковом возрасте и актуализируется в тех ситуациях, когда имеется расхождение между собственным мнением и ожидаемым, мнение, значимое для сверстника в силу незрелости самооценка, неуверенность в себе.

Следовательно, половое созревание - самый трудный и трудный из всех возрастов детства, период активного формирования личности. Характеристики социального развития подростков определяют характер их взаимодействия с окружающими, что может привести к приобретению и выражению негативного психологического содержания при учете педагогических ошибок, неуверенности и недостаточного учета характеристик подросткового возраста. Конфликты и потеря контакта с детьми, в свою очередь, могут отражаться на личностном развитии и психическом здоровье подростков.

Анализ показал, что одним из важных направлений психолого-педагогического сопровождения подростков является развитие, а чаще всего - коррекция их межличностных отношений. Специфика межличностных взаимоотношений подростков и взрослых и сверстников. В первую очередь такая работа необходима с подростками, находящимися в особой ситуации социального развития, при которой проблемы, связанные с возрастными особенностями подростков, усугубляются проблемами, вызванными негативным социальным контекстом их развития. Считаем важным уделять достаточное внимание формированию коммуникативной культуры.

Задача педагога – разработка технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс воспитания коммуникативной культуры подростков в условиях учебной, трудовой, досуговой деятельности, применение тренингов для формирования коммуникативной культуры у подростков, так как коммуникативная культура является показателем культуры личности в целом.

Сформированность коммуникативной культуры личности определяется некоторыми группами критериев (рис. 1)

Рис. 1. Критерии сформированности коммуникативной культуры

Коммуникативная культура подростков имеет спектр существенных особенностей, которые, в свою очередь, качественно отличаются от общения со взрослыми (таблица 1):

Таблица 1

Особенности общения подростков

Особенности общения подростков

В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и побуждений, которых нет в общении со взрослыми (дети спорят со сверстниками, желают, утешают, требуют, команды, обманы, сожаления). Взаимодействие с другими детьми может привести к сложному поведению, например, к действию, выражению негодования, фантазированию. Следующая характеристика отношений сверстников - очень явная эмоциональная насыщенность. В общении со сверстниками подростки более эмоциональны и выразительны, а насилие может варьироваться от гнева до радостей.

Следовательно, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности при формировании коммуникативной культуры подростков. Подростковый возраст - один из самых важных и трудных периодов в жизни ребенка. В процессе развития происходят изменения во всех психических процессах, изменяющих личность подростка.

Для формирования школьного общения необходимо создание педагогических условий, а именно:

- создание коммуникационной и информационной среды, которая облегчает обмен информацией и предоставляет специально подобранную информацию о реальном мире и роли человека в нем, в свою очередь выступает четким инструментом для обмена мнениями участников;

- создание условий для деловых отношений подростков. В результате таких отношений подростки заняты общими интересами. Они должны координировать свои действия и учитывать действия партнера для достижения общего результата. Этот тип взаимодействия называется сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве нужно всегда поддерживать.

Проведем некоторый анализ понятий и литературы по данной теме, которые в свою очередь помогут сделать вывод о том, какие же условия будут считаться самыми оптимальными для благоприятного развития коммуникативных умений старших подростков.

Мы рассмотрим мнения, следующих авторов: доктора психологических наук И.А. Зимняя, А. В Петровский, С.П. Баранов; доктора педагогических наук А.В. Мудрика и выдающегося социолога И.С. Кона.

А. В Петровский [16, с 163] писал: «способность к многоаспектному общению и взаимопониманию является одной из важнейших предпосылок для счастливой жизни. Формирование коммуникативных умений – это одна из важнейших педагогических задач.

Также есть особенности развития коммуникативных навыков у старших подростков. Поэтому данный аспект обучения современных старшеклассников казался интересным и необходимым для изучения. Этот инструмент предназначен для развития коммуникативных навыков и в целом для формирования коммуникативной культуры [18].

Необходимо как можно раньше начинать обучать детей основам общения, используя самые разные методы и приемы, в том числе через обучение.

И.С. Кон обращает наше внимание на то, что с учетом личностных характеристик участников взаимоотношений помогает вырабатывать эффективные командные взаимодействия, также это можно достичь применяя тренинги. Любое сотрудничество должно быть индивидуальным и личным, в зависимости от жизненного опыта и конкретных занятий подростков старшего возраста [12, с 94].

Оно разработано с учетом стремлений каждого подростка без необходимости не касаясь друг друга, без адаптации их речи и поведения к каким-либо другим действиям (играм, практикам, познанию и т. Д.). Групповые занятия будут особенно интересны для развития уверенности в себе и предоставления подросткам возможности продемонстрировать свои личные навыки. Только отдавая предпочтение подросткам старшего возраста, они могут расслабиться и самостоятельно общаться со взрослыми и сверстниками. Рекомендуется использовать тренинг по культуре общения, который рассмотрит возможность тренинга по развитию коммуникативной культуры у старших подростков.


ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

1. Нами была проанализирована проблема формирования коммуникативной культуры у старших подростков.

2. Предположили, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков осуществиться посредством тренингов. Исследования в данной сфере личности будет способствовать не только выявлению наиболее целесообразных путей положительных изменений, произведение выборки осуществления эффективного процесса формирования коммуникативной культуры у старших подростков и снижению конфликтности в процессе межличностного отношения, агрессивности подростка в целом.

3. Выявили, что решение проблемы концепции «коммуникативная культура» было срочно определено в конце ХХ века и во многих областях философии, культурологии, социологии, психологии и педагогических наук.

4. Предлагаем рассматривать коммуникативную культуру как способность устанавливать и поддерживать успешные отношения с другими людьми в различных контекстах на основе субъективных внутренних и внешних ресурсов, необходимых для создания эффективных коммуникативных взаимодействий в ситуациях межличностного и социального общения.

5. Теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие культуры общения в педагогике в широком смысле включает индивидуальную культуру, культуру поведения, культуру общения и культуру. речь и нравственность. Включение категории «культура» в это понятие включает ценности, с одной стороны, и нормы - с другой. Это важные качества, которые проявляются в процессе самотрансформации, личностные характеристики, ценности, жизненные обстоятельства и самопреобразование.

6. Был сделан вывод, что тренинг по культуре общения может включать упражнения для снятия мышечного напряжения, развития мышечного напряжения, психофизиологической саморегуляции, навыков наблюдения и развития других. развитие навыков устного общения, умение управлять вниманием партнеров по общению и др.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА

 

В настоящее время как никогда усиливается тенденция к повышению роли коммуникативной культуры во всех сферах деятельности человека. Наиболее подходящим и особенно важным для формирования коммуникативной культуры считаем – подростковый возраст. Это делает очень актуальной задачу по формированию культуры общения у старших подростков. Помочь педагогам в решении данной задачи – цель данных методических рекомендаций.

Предлагаем старшим подросткам следующие тесты.

Им предлагается высказать свое мнение о том, что такое культура общения, как они понимают основные качества, необходимые людям для правильного общения. Для этого им предлагалось закончить недописанные предложения.

1. Люди общаются, чтобы _____________________

2. Общаться культурно – это значит ____________________

3. Я знаком (а) с человеком, который всегда вежлив в общении с людьми, то есть он _______________________

4. В общении необходим большой такт, т.е. умение _______

5. Доброжелательные люди – это те, кто ________________

6. Общительному человеку легко ______________________

7. Внимательность к людям означает ___________________

8. Если человек отзывчивый, значит он всегда готов _____

9. Сдержанный человек никогда не ____________________

     10. Чуткость – это умение _____________________________
     Разностороннее и глубокое изучение особенностей коммуникативной культуры старших подростков служит основанием для дифференцированного выбора задач по формированию коммуникативной культуры. Содержание деятельности педагогов по воспитанию у подростков коммуникативной культуры многообразно, о чем свидетельствует приводимый ниже перечень воспитательных задач. Они дают ответы на вопрос, какие знания, качества, умения надо формировать у старших подростков, воспитывая у них культуру отношения к людям. Для удобства ориентации задачи по формированию у подростков коммуникативной культуры сгруппированы в блоки, а именно:

1. Подготовка старших подростков к общению; пробуждение (развитие) интереса к вопросам культурного общения, информирование об источниках знаний о культуре общения, рассказ о культуре общения в разных условиях с различными группами лиц, организация социально-психологической подготовки подростков к общению по заданным моделям (в форме тренинга, практикума), развитие у старших подростков умений самостоятельно изучать особенности своего общения, организация разностороннего общения старших подростков.

 2. Совершенствование процесса общения старших подростков: обогащения содержания общения, корректировка целей общения старших подростков, расширение круга общения, проведение корректировки мотивов общения.

3. Совершенствование средств общения: формирование культуры речи, обогащение словарного запаса, развитие умений пользоваться жестами, мимикой и пр., развитие культуры внешнего вида (походки, осанки, прически, выражения лица).

 4. Формирование у старших подростков положительных коммуникативных качеств: вежливости, чуткости, сдержанности, отзывчивости, доброжелательности, тактичности, внимательности к людям, общительности.

5. Развитие у старших подростков коммуникативных умений: правильно подходить к выбору содержания общения, использование различных средств общения, быстро ориентироваться в конфликтных ситуациях, управлять своим поведением, понимать людей, определять характер человека, создавать ситуации общения, располагать к себе людей, предотвращать конфликтную ситуацию, прогнозировать поведение, слушать собеседника, входить в ситуацию общения.

Коммуникативные качества и умения вырабатываются в процессе повседневного общения старших подростков с различными людьми. От педагога зависит как он организует коллективную деятельность, предоставляющую старшим подросткам широкие возможности для общения, - одна из важнейших задач педагогов.


ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

1. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: мы считаем, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков, возможно,  будет осуществляться посредством тренингов.

2. Изучили особенности формирования коммуникативной культуры у старших подростков, а также возможность и эффективность применения тренингов для формирования коммуникативной культуры у старших подростков. Нами также проверялись доводы о том, что проведение тренингов действительно поможет в формировании коммуникативной культуры старших подростков.

3. База исследования – МАОУ СОШ № 31 г. Ишима Тюменской области. Объем выборки составил 40 испытуемых подросткового возраста, (22 девушки, 18 юношей).

4. Выявили, что старшие подростки имеют различные нарушения в сфере общения, при этом у большей части подростков нарушены разные сферы общения, а именно: кто-то не умеет слушать (15 подростков), другие же недостаточно общительны (14 подростков), некоторые имеют низкий уровень коммуникативных способностей (11 подростков). Следовательно, у подростков присутствуют коммуникативные трудности в общении подросткам с коммуникативными трудностями в общении свойственны переменчивые настроения, преобладание пессимистичности, робости, неуверенности в себе, высокий уровень тревожности, практически отсутствует стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей; основная характеристика подростков с коммуникативными трудностями в общении связана с их высоким уровнем личностной тревоги.

5. Пришли к выводу о том, что приблизительно равное количество подростков эффективными способами урегулирования конфликтов считают соперничество и избегание. Скорее всего, одинаковое процентное соотношение абсолютно противоположных тенденций в разрешении конфликтных ситуаций является лишь свидетельством переходного возраста. Подросткам трудно бывает раз и навсегда выбрать для себя способ поведения в обществе. Меньше всего подростков предпочитают урегулировать конфликты с помощью приспособления, принесения в жертву собственных интересов ради другого. Нежелание приспосабливаться, подчиняться – еще одна из характерных особенностей подросткового возраста. Большинство опрошенных подростков предпочитают такой способ урегулирования конфликтов, как компромисс.

6. Выявлены психологические особенности отношений подростков со сверстниками с помощью методики «Диагностика межличностных отношений (Т. Лири).

7. Предложили определенный комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков.

8. Разработали практические рекомендации по формированию коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Нами была проанализирована проблема формирования коммуникативной культуры у старших подростков.

2. Предположили, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков осуществиться посредством тренингов. Исследования в данной сфере личности будет способствовать не только выявлению наиболее целесообразных путей положительных изменений, произведение выборки осуществления эффективного процесса формирования коммуникативной культуры у старших подростков и снижению конфликтности в процессе межличностного отношения, агрессивности подростка в целом.

3. Выявили, что решение проблемы концепции «коммуникативная культура» было срочно определено в конце ХХ века и во многих областях философии, культурологии, социологии, психологии и педагогических наук.

4. Предлагаем рассматривать коммуникативную культуру как способность устанавливать и поддерживать успешные отношения с другими людьми в различных контекстах на основе субъективных внутренних и внешних ресурсов, необходимых для создания эффективных коммуникативных взаимодействий в ситуациях межличностного и социального общения.

5. Теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что понятие коммуникативной культуры в педагогике включает в себя в широком смысле индивидуальную культуру, культуру поведения, культуру общения и культуру. речь и нравственность. Включение категории «культура» в это понятие подразумевает ценности, с одной стороны, и нормативные - с другой. Человек проявляется в процессе изменения самого себя, своей личности, своих ценностей, условий жизни и самого себя, а это важные качества.

6. Пришли к выводу, что в тренинг по формированию коммуникативной культуры могут быть включены упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, овладение навыками психофизиологической саморегуляции, развитие навыков наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д.

7. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: мы считаем, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков будет осуществляться посредством тренингов.

8. Изучили особенности формирования коммуникативной культуры у старших подростков, а также возможность и эффективность применения тренингов для формирования коммуникативной культуры у старших подростков. Нами также проверялись доводы о том, что проведение тренингов действительно поможет в формировании коммуникативной культуры старших подростков.

9. База исследования – МАОУ СОШ № 31 г. Ишима Тюменской области. Объем выборки составил 40 испытуемых подросткового возраста, (22 девушки, 18 юношей).

10. Выявили, что старшие подростки имеют различные нарушения в сфере общения, при этом у большей части подростков нарушены разные сферы общения, а именно: кто-то не умеет слушать (15 подростков), другие же недостаточно общительны (14 подростков), некоторые имеют низкий уровень коммуникативных способностей (11 подростков). Следовательно, у подростков присутствуют коммуникативные трудности в общении подросткам с коммуникативными трудностями в общении свойственны переменчивые настроения, преобладание пессимистичности, робости, неуверенности в себе, высокий уровень тревожности, практически отсутствует стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей; основная характеристика подростков с коммуникативными трудностями в общении связана с их высоким уровнем личностной тревоги.

11. Пришли к выводу о том, что приблизительно равное количество подростков эффективными способами урегулирования конфликтов считают соперничество и избегание. Скорее всего, одинаковое процентное соотношение абсолютно противоположных тенденций в разрешении конфликтных ситуаций является лишь свидетельством переходного возраста. Подросткам трудно бывает раз и навсегда выбрать для себя способ поведения в обществе. Меньше всего подростков предпочитают урегулировать конфликты с помощью приспособления, принесения в жертву собственных интересов ради другого. Нежелание приспосабливаться, подчиняться – еще одна из характерных особенностей подросткового возраста. Большинство опрошенных подростков предпочитают такой способ урегулирования конфликтов, как компромисс.

12. Выявлены психологические особенности отношений подростков со сверстниками с помощью методики «Диагностика межличностных отношений (Т. Лири).

13. Предложили определенный комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков.

14. Разработали практические рекомендации по формированию коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва: Неон, 2014. - 234 с.

2. Баженова Ю.А. Междисциплинарный анализ понятия коммуникативной культуры // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12– С. 1737-1741. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36432 (дата обращения: 05.11.2020).

3. Белкина В.Н., Криулева М.Г. Структура коммуникативного потенциала детей предшкольного возраста. // Ярославский педагогический вестник, 2015 - №1 - Том II. – С. 7-11. 2

4. Белобородов А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия / А. М. Белобородов // Научный диалог. – 2013. – № 9 (21): Психология. Педагогика. – С. 6–20.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. – Москва: Педагогика, 1983. -271 с.

6. Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2003. — № 10. — С. 103.

7.  Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. /Н.И. Дереклеева. – Москва: Норма, 2005. – 167 с.

8. Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95523.htm (дата обращения: 05.11.2020).

9. Долгова В.И., Василенко Е.А. Пять важнейших стрессов субъектов образования – экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2016. — № 6. — С. 128–131.

10. Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Моделирование эмоционально-коммуникативной культуры (на примере подготовки педагогов-музыкантов) / В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. — London, 2013. — С. 69-71.

11. Долгова В.И., Мельник Е.В. Моделирование процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности. - В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. — London, 2013. — С. 66-69.

12. Долгова В.И., Мельник Е.В. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов Объединенный научный журнал. — 2009. — № 15. — С. 42.

13. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. - Челябинск: Изд-во «Атоксо», 2007. – 252 с. Сер. Библиотека педагога-психолога.

14. Ерастов, Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов /Н.П. Ерастов. — Ярославль, 2009. – 320с

15. Жажева, С.А. Теоретический анализ дефиниции «коммуникативная компетенция» /С.А. Жажева // Новые Технологии. – 2010. — № 4.

16. Земцова, Е.А.Тренинг в воспитательной работе: принципы, правила, критерии эффективности //Народная сввета, 2008. -No11. –С.73-77.

17. Калинина Т. В., Костин С. В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) // Молодой ученый. 2016. № 23. С. 430–433. URL: https://moluch.ru/archive/127/35033/ (дата обращения: 19.01.2020).

18. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. –284с, стр. 26

19. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса. / Я.Л. Коломинский.- Минск, 2009 – 358 с.

20. Кричевский, Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы / Р.Л.Кричевский, Е.М. Дубовская. – Москва, 2001. - 318с.

21. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Санкт - Петербург.: Питер, 2000. 269 с.

22. Лодыгина И. А. Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2016. № 14. С. 507–509. – URL: https://moluch.ru/archive/118/32690/ (дата обращения: 18.01.2020).

23. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, - С.197-244

24. Обозов Н.Н. Межличностные отношения /Н.Н. Обозов. – Москва, 2009.- 322 с.

25. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – Москва: Просвещение. 2008. –339с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.09 с.)