І. Тематика и структура практических занятий 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

І. Тематика и структура практических занятий



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ» МЧС ДНР

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Методические рекомендации к практическим занятиям студентов

по дисциплине

 

«Правоведение»

 

                                Донецк – 2020

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации разработаны с учетом учебного плана и программы по курсу «Правоведение». Они позволят получить студентам не только теоретические знания права, но и практические навыки самостоятельной работы с законодательными и нормативными актами, учебной литературой и умение решать конкретные юридические ситуации.

Практические занятия выступают важным звеном учебного процесса по изучению общих положений правоведения. Целью практического занятия является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, в процессе самостоятельной подготовки; получение навыков научного мышления, сбора и обработки информации; овладения юридической терминологией, умением логично и аргументировано излагать свои мысли, вести научную дискуссию.

Практические занятия предусматривают не только проверку теоретических знаний студентов, но и их умение на практике применять эти знания при решении задач и ситуаций. Готовясь к семинарскому занятию необходимо:

 

- внимательно ознакомиться с планом занятия и списком рекомендованных нормативных актов и литературных источников;

- усвоить методические указания, осознать содержание и уровень вопросов, изучить соответствующие разделы по конспектам лекций и учебникам;

- проработать нормативные акты по данной теме;

- используя изученные материалы, решить ситуационные задачи, указанные преподавателем.

Раскрывая теоретические вопросы, студенты должны стремиться к максимально полному и четкому изложению всех проблем, которые исследуются. При этом важно показать диалектику их развития, раскрыть отличия в трактовке рассматриваемых положений, провести сравнительный анализ вопросов, которые освещаются в соответствующих разделах различных учебников и в специальной литературе.

Решая практические задачи, следует уяснить смысл, сущность и вид правоотношений, возникающие при этом юридические последствия, а также спорные вопросы, на которые нужно дать ответ. Ответы на поставленные вопросы должны быть обоснованы как нормативно, так и логически, подтверждены нормой закона. Ссылаясь на закон, необходимо отметить, каким органом (органами) выдан этот нормативный акт, дату издания, месяц и год, полное его название. Логическому и нормативному обоснованию должен отвечать каждый вывод, сделанный при ответе на тот или иной вопрос, как конечный, так и промежуточный. Нельзя делать выводы, которые только фиксируют нарушения закона. Надо обязательно показать последствия такого нарушения и способы восстановления нарушенных прав. Практические задания нужно выполнять к каждому аудиторному занятию письменно, в отдельной тетради.

Необходимо обратить особое внимание на знание Конституции и законов. Знание законодательных актов помогут студентам юридически грамотно обосновывать ответы на теоретические и практические вопросы, предусмотренные планами семинарских занятий и самостоятельной работы.

Важное место в самостоятельной работе занимает подготовка студентами рефератов для выступлений на практических занятиях, так как это способствует углублению умения пользоваться научной литературой, ознакомлению с законами и иными нормативно-правовыми актами, публикациями по вопросам, которые рассматриваются. Подготовка рефератов является первым этапом научно-исследовательской работы студентов, частью их самостоятельной работы с дополнительной литературой по курсу "Основы права".

Следует подчеркнуть, что в связи с динамичностью законодательного процесса, работа студентов по изучению правоведения будет иметь должный эффект при использовании Интернета, а также электронных баз нормативных актов, официальных сайтов компетентних органов и других, которые дают возможность оперативно получать информацию о новых законах, подзаконных актах и внесенных изменениях и дополнениях к существующим.

Перечень рекомендованной литературы, законодательных и других нормативных актов представлен в конце методических рекомендаций. Они определены к каждой теме по соответствующему номеру в перечне.

 

 

ЧАСТЬ 1.

Практическое занятие 1.

Тема. Общие положения о праве. Общая характеристика права.

План

1) Понятие, признаки и сущность права.

2) Источники права и их виды. Система права.

3) Правовые нормы.

4) Характеристика правового отношения.

5) Понятие правонарушения, его признаки и виды.

6) Характеристика юридической ответственности.

 

        Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте характеристику признаков права и его отличий от других социальных норм.

2. Назовите и поясните признаки права.

3. Назовите источники (формы) права и дайте характеристику их видам.

4. Назовите виды нормативных актов.

5. Что такое система права, из каких элементов она состоит?

6. Из каких элементов состоит правовая норма?

7. Какие существуют виды правовых норм в зависимости от характера предписания, содержащегося в них?

8. Что такое реализация норм права? Каковы ее формы вы знаете?

9. В чем заключается отличие применения как формы реализации от других ее форм?

10. Дайте определение правоотношения и его элементов. Приведите примеры.

11. Что такое юридические факты? Почему они называются юридическими?

12. Что составляет содержание правоотношений?

13. Дайте понятие правонарушения и охарактеризуйте его признаки.

14. Назовите виды правонарушения и обоснуйте их отличие.

15. Что является составом правонарушения?

16. Назовите элементы состава правонарушения.

17. Какой бывает форма вины правонарушителя?

18. Дайте характеристику юридической ответственности и основаниям к ее привлечению.

19. Назовите и охарактеризуйте виды юридической ответственности.

20. Какие органы и должностные лица наделены правом привлекать к юридической ответственности?

                          Практические задания

 

  Задание 1. Укажите признаки правовых норм:

1) Общеобязательность;

2) Опирается на силу общественного мнения;

3) Ориентирование на самосознание

4) Государственная обеспеченность;

5) Формальное выражение;

6) Ограниченность сферы действия;

7) Высказывается как в устной, так и в письменной форме;

8) Представительно-обязывающий характер.

 

Завдание 2. Разместите данные нормативные акты в зависимости от их юридической силы?

1) Конституция ДНР;

2) Кодекс законов о труде ДНР

3) Указ Главы ДНР;

4) Закон о собственности;

5) Постановление правительства ДнР;

6) Решение горисполкома;

7) Правила внутреннего трудового распорядка;

8) Устав акционерного общества.

 

Завдание 3. При изучении системы права студентам было предложено привести в качестве примера институт права. Власов назвал Донецкую юридическую академию, Зуев - наследственное право, Осипенко - уголовно-процессуальное право.

Кто из них прав?

 

Задание 4. К каким отраслям права относятся следующие правовые институты:

1) Институт президентства;

2) Институт дисциплинарной ответственности;

3) Институт материальной ответственности;

4) Институт купли-продажи;

5) Институт уголовной ответственности.

 

Задание 5. Какие из перечисленных источников права относятся к законам:

1) Постановления правительства ДНР;

2) Конституция ДНР;

3) Указы и распоряжения Главы ДНР;

4) Семейный кодекс ДН

 

Задание 6. Сущность каких социальных норм раскрывают следующие понятия:

1) Устав гаражно-строительного кооператива;

2) Закон ДНР «О гражданстве»;

3) Традиции, этикет;

4) Евангелие;

5) Этика.

 

Задание 7. Назовите понятие, содержанием которых являются следующие предложения:

1) Способность гражданина быть субъектом права, иметь права и обязанности.

2) Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

3) Совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

4) Нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения, который имеет высшую юридическую силу.

5) Теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, убеждения ученых - юристов.

 

Задание 8. Назовите понятие, содержанием которых являются следующие предложения:

1) Совокупность правил поведения, установленных государством как общеобязательные и обеспечены в случае их невыполнения принудительной силой государства.

2) Официальные и другие способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения.

3) Соглашение между субъектами, призванное урегулировать их отношения путем закрепления взаимных прав и обязанностей.

4) Совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

5) урегулированные нормами права общественное отношение, участники которого выступают носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

 

Задание 9. На какие виды юридических норм по характеру содержания правил поведения (представительно-обязывающие, дозволяющие, запрещающие) подразделяются приведены действия граждан? Ответ:

1) Плата за проезд в транспорте

2) Получение студентами стипендии;

3) Жестокое обращение с животными;

4) Подача потерпевшим иска в суд;

5) Злоупотребление властью должностным лицом;

6) Покупка в магазине продуктов питания.

 

Задание 10. Составьте предложение из фраз А и Б:

А – 1) Признаками права являются...

2) Принципами праваявляются...

  3) Признаками норм права являются...

Б – 1) гуманизм, законность, демократизм, внутренняя согласованность, всеобщий характер;

2) предоставительско-обязывающий характер, формальная определенность, внутренняя структура;

3) нормативность, общеобязательность, иерархичность, особый предмет отражения.

 

Задание 11. Когда наступает правоспособность гражданина?

1) Со дня рождения;

2) После получения паспорта;

3) Со дня совершеннолетия;

4) С момента устройства на работу;

5) С момента регистрации брака.

 

Задание 12. Составьте предложения с фраз А и Б:

  А – 1) Правовая система включает.

2) Социальные нормы включают.

  3) Система права включает.

Б –1)правовые нормы, правовые институти, подотрасли, отрасли права;

  2) правовые нормы, религиозные нормы, корпоративные нормы, нормы морали;

  3) систему права, юридическую практику, правовую идеологию.

 

Задание 13. Назовите понятия, содержанием которых являются следующие предложения:

1) Правовой режим общественной жизни, при котором осуществляется точное и неуклонное соблюдение законов и других нормативных актов всеми субъектами права.

2) Наступление для нарушителя неблагоприятных последствий, предусмотренных санкцией правовой нормы.

3) Виновное поведение дееспособного лица, которое умышленно или по неосторожности нарушает предписание закона и наносит ущерб обществу или отдельным гражданам, организациям.

4) Совокупность субъективных и объективных признаков, характеризующих данное деяние как правонарушение.

Задание 14. Определите вид правонарушения и вид юридической ответственности за него:

1) Водитель превысил разрешенную скорость автомобиля.

2) Работница фабрики опоздала на работу.

3) Ученик разбил стекло в школе.

4) При перевозке груза часть его была испорчена.

5) Рабочий завода сломал станок.

6) Группа подростков ограбила магазин.

 

Задание 15. Составьте предложения из фраз А и Б:

А – 1) Противоправность означает...

2) Наказуемость означает...

  3) Социальная вредность означает...

Б -  1) что за совершенное правонарушение к виновному лицу будет применена санкция;

2) что правонарушение причиняет вред интересам личности, общества, государства;

3) что правонарушение является нарушением действующих норм права.

 

Задание 16. Определите вид юридической ответственности:

1) Говоров был уволен с работы за прогул.

2) Саденко выгуливал собаку без намордника на детской площадке.

3) Мучатов, работая в нетрезвом состоянии, испортил спецодежду.

4) Притуленко украла у подруги деньги из кошелька.

5) Завадов испортил оставленный ему на хранение телевизор.

Задание 17. Составьте предложение из фраз А и Б:

А – 1) Самоуверенность...

2) Намерение...

3) Халатность...

Б – 1) не предполагал, хотя должен был предвидеть;

2) знал, предвидел, желал;

3) предусматривал, легкомысленно рассчитывал предотвратить.

 

Литература: 30, 31, 32, 38.

 

Практическое занятие 2

Тема.Основы конституционного права Украины и Донецкой Народной Республики

                                            План

1) Понятие, предмет, метод, источники и система конституционного права.

2) Основы конституционного строя ДНР.

3) Формы народовластия. Выборы. Референдумы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Проанализируйте содержание понятия «конституционное право».

2. Проанализируйте, как строится система конституционного права.

3. Определите, в чем заключается специфика источников конституционного права, их отличие от источников других отраслей права.

4. Проанализируйте, в чем заключаются различия норм конституционного права от норм других отраслей права?

5. Что такое конституция с юридической и социально-политической точки зрения?

6. В чем сходство и различия в понятиях «юридическая и «фактическая» конституции»?

7. Являются ли конституционные нормы нормами прямого действия? Ответ обоснуйте ссылками на конкретные примеры.

8. Какие общественные отношения являются предметом регулирования конституционного права

9.  Охарактеризуйте основы конституционного строя ДНР.

10.  Назовите формы осуществления народовластия

11.  Что такое референдум, виды референдума?

12.  Какие существуют виды избирательной системы?

13.  Какая избирательная система установлена в ДНР.

14.  Охарактеризуйте принципы избирательного права.

15.  Назовите субъектов избирательного процесса при проведении выборов в ДНР.

16.  Дайте характеристику понятиям "права человека", "права гражданина". Определите соотношение данных понятий.

 

Практические задания

 

Задание 1. Вставьте соответствующие слова:

Конституция -... закон государства, который принимается..., имеет... силу и регулирует... общественные отношения, которые определяют принципы организации..., закрепляя при этом основы конституционного строя, гарантии прав и свобод..., систему, порядок организации и компетенцию органов государственной власти..., устройство государства,... символы.

Задание 2. Составьте предложения из фраз А и Б:

А - 1) Использование конституционных норм...

2) Соблюдение конституционных норм...

3) Применение конституционных норм...

Б - 1) субъекты воздерживаются от совершения запрещенных действий;

2) издание законов и других нормативно-правовых актов;

3) субъекты по своему усмотрению реализуют предоставленные права.

 

Задание 3. Назовите понятие, содержанием которых являются следующие предложения:

1) Реальный порядок организации и осуществления государственной власти, фактические отношения между государством и обществом;

2) Определенная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу;

3) Выраженные в содержании отрасли конституционного права основные принципы, согласно которым оно строится как система правовых норм.

 

Задание 4. Вы решили обратиться в суд с иском о защите нарушенного конституционного права. Возможно ли это? Обоснуйте свой ответ ссылкой на соответствующие конституционные нормы.

 

Задание 5. Назовите нормы Конституции ДНР, содержащие юридические средства защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

 

Литература: 1, 2, 4, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 34, 37.

 

 

               Практическое занятие 3

 

План

1) Понятие гражданского права, его предмет, метод и система.  Источники гражданского права.

2) Гражданские правоотношения.

3) Физические и юридические лица как субъекты гражданского права.

4) Личные неимущественные и имущественные права.

5) Вещные права и право собственности, его содержание.

 

Вопросы  для самоконтроля

1. Перечислите группы общественных отношений, составляющих предмет гражданского права.

2. Что относится к источникам гражданского права?

3. Назовите элементы гражданского правоотношения, дайте им краткую характеристику.

4. Назовите понятие и классификацию юридических фактов.

5. Назовите условия действительности сделок.

6. Что понимают под гражданской правоспособностью, дееспособностью?

7. Что понимают под юридическим лицом? Что понимают под правосубъектностью юридического лица?

8. Раскройте понятие права собственности в объективном и субъективном смысле.

9. Перечислите нормативные акты, регулирующие право собственности в Украине.

10. Какой правомочностью и в какой последовательности очерчивается законом содержание права собственности?

11. Перечислите формы собственности в ДНР.

12. Охарактеризуйте право частной собственности.

13. Охарактеризуйте право государственной собственности.

14. Охарактеризуйте право коммунальной собственности.

15. Перечислите основания возникновения права собственности.

16. Перечислите основания прекращения права собственности.

17. В какой орган и в каком порядке нужно обращаться собственнику за защитой своего нарушенного права собственности?

18. Перечислите и охарактеризуйте гражданско-правовые способы защиты права собственности.

19. Раскройте понятия: "виндикационный иск", "негаторный иск", "иск о защите права собственности".

20. Раскройте понятия «добросовестный владелец» и «недобросовестный владелец».

                                        Практические задания

 

Задание 1. Установленный законом срок для защиты нарушенного права - это:

 А. Судебный срок

Б. Нормативный срок

В. Свободный срок

Г. Исковая давность

Д. Апелляцийний срок

 

Задание 2. Григорий С., 16 лет, работающий учеником на шинном заводе, на первую зарплату купил в спортивном магазине ботинки на роликах. Отец Григория потребовал от продавца магазина в присутствии сына принять покупку обратно и вернуть уплаченные за нее деньги, поскольку сын совершил ее без разрешения родителей. Продавец отказался, заявив, что он поинтересовался у мальчика, откуда у него деньги. Когда тот заявил, что деньги он заработал, продавец продал товар. Правомерны ли требования отца Григория С.? Правомерны ли действия продавца?

Задание 3. Каким термином именуется способность лица иметь права и нести обязанности?

1) Правомочность;

2) Дееспособность;

3) Правоспособность;

4) Правовой статус;

5) Правоотношения.

 

Задание 4. Участники гражданских правоотношений называются:

1) Комиссионерами;

2) Владельцами;

3) Объектами;

4) Представителями;

5) Субъектами.

 

Задание 5. 19-летний Дмитрий Поляков под влиянием плохой компании пристрастился к спиртным напиткам, стал полностью пропивать зарплату, плохо справляться с работой. Родители Дмитрия, стремясь спасти сына от губительного воздействия алкоголя, обратились в суд с просьбой об ограничении его в дееспособности, особенно о лишении его права самому получать заработную плату и продавать вещи, принадлежащие ему. Отец Дмитрия просил суд назначить его попечителем и заявил при этом о своем намерении не тратить на семейные нужды заработок сына, а перечислять в сбербанк на его имя, но без права пользования вкладом без разрешения отца.

В каких случаях и в каком порядке допускается ограничение дееспособности? Кто и при каких условиях может быть назначен опекуном? Подлежит удовлетворению просьбы родителей Дмитрия Полякова?

 

Задание 6. Нина Романченко после трагической смерти обоих родителей проживала в полученном в наследство доме вместе с тетей, которая была назначена её опекуном. Когда Нине исполнилось 16 лет, она, получив разрешение исполкома о снижении брачного возраста, вышла замуж за 20-летнего Проханова, который проживал в другом городе. В связи с отъездом к мужу Нина решила продать дом и нашла покупателя. Однако в нотариальной конторе, несмотря на предъявление свидетельства о браке, договор купли-продажи здания не был засвидетельствован на том основании, что Нина - несовершеннолетняя, а разрешения опекуна на продажу дома нет. Нина обжаловала действия нотариуса в суде.

Что означает полная и неполная дееспособность? Когда возникает полная дееспособность? Какое решение должен принять суд?

 

Задание 7. Киреева обратилась в нотариальную контору с просьбой выдать ей свидетельство о праве наследования на имущество, принадлежащее ее мужу Кирееву. К заявлению она приложила решение суда о признании ее мужа безвестно отсутствующим. Нотариус, учитывая, что с момента получения последних сведений о ее муже прошло около 4 лет, решил, что в соответствии с законом Киреева следует считать умершим, и выдал Киреевой свидетельство о праве на наследство.

При наличии каких условий и в каком порядке гражданин может быть признан безвестно отсутствующим и объявлен умершим? Правомерны ли действия нотариуса?

 

Задание 8. Болотов, признаный судом ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, под воздействием опекуна в течение трех лет не употреблял спиртных напитков.

Возможно ли восстановить Болотову дееспособность в полном объеме? Кто должен ходатайствовать о восстановлении дееспособности? В каком порядке восстанавливается дееспособность?

Задание 9. Саловченко, ограниченная судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, в отсутствие своего опекуна - дочери Красновой, продала японский телевизор «Panasonic» за небольшую сумму денег соседке по дому Дороховой. Краснова потребовала от Дороховой возврата телевизора. Та отказалась.

Может ли Краснова добиться от Дороховой возврата телевизора с помощью суда? Ответ обоснуйте.

 

Задание 10. Участковый врач Маньков, придя по вызову к пациенту Рыжову, увидел у него на телевизоре свой видеомагнитофон, который был похищен у него месяц назад. Каким способом Маньков может вернуть имущество, принадлежащее ему?

 

Задание 11. Установите соответствие между субъектами и объектами права собственности:

а) Луганский сельсовет;

б) Министерство Обороны ДНР;

в) Гражданин Григорьев, проживающего в селе Луганском Марьинского района Донецкой области.

1) ЧП «Радуга», которое имеет свое местонахождение на территории Луганского сельского совета;

2) Коммунальное предприятие «Рассвет» по производству подсолнечного масла;

3) Запчасти для боевой техники, находящиеся на складе воинской части, дислоцированной на территории Луганского сельского совета.

 

Задание 12.   У гражданина Храмовая в сарае сотрудниками милиции был найден баллон с синильной кислотой. По заключению эксперта синильная кислота относится к боевым отравляющим веществам. Гражданин Храмов заявил, что синильная кислота необходима ему для того, что травить крыс. Через три дня, считая, что имущество у него изъято незаконно, он подал иск в местный суд с требованием вернуть имущество из чужого незаконного владения. Оцените ситуацию.

Задание 13. Заполните сравнительную таблицу: «Формы собственности».

Критерии / Форма Частная Государственная Коммунальная
Субъекты      
Объекты      
Основания возникновения      
Нормативно-правовые акты      

 

Литература: 19, 20, 40,41.

 

                  Практическое занятие 4

 

План

1) Понятие и виды обязательств.

2) Гражданско-правовой договор.

3) Характеристика договоров: купли – продажи, аренды, займа.

4) Понятие наследования.

5) Защита гражданских прав и интересов. Гражданско-правовая

ответсвенность.

 

Вопросы для  самоконтрол я

 

1. Содержание договора.

2. Заключение, изменение и расторжение договора.

3. Понятие исполнения обязательств и принципы исполнения обязательств.

4. Субъекты выполнения обязательств

5. Место исполнения обязательств и срок исполнения.

6. Предмет исполнения и способ исполнения обязательств.

7. Способы прекращения исполнения обязательств.

8. Определение договора купли-продажи и его юридическая характеристика.

9. Предмет договора, стороны, форма договора.

10. Существенные условия договора, содержание договора.

11. Понятие и виды наследования, принципы наследственного права.

12. Состав наследства и место его открытия.

13. Право на наследование, устранение от права на наследование.

14. Наследование отдельных прав и обязанностей.

15. Наследование по завещанию, форма завещания.

16. Завещательный отказ и его предмет.

17. Право на обязательную долю в наследстве.

18. Завещание с условием.

19. Подназначение наследника.

20. Секретное завещание.

21. Недействительность завещания.

22. Наследование по закону.

 

                     Практические задания

 

Завдание 1. Действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей - это:

1) Сделка;

2) Договор;

3) Обязательства;

4) Юридический факт;

5) Правоотношения.

 

Задание 2. Определите по условиям задачи, в какой форме должен быть совершен сделка:

1) между гражданами на продажу холодильника стоимостью 300 грн.;

2) между организациями на реализацию товара;

3) договор займа;

4) договор купли-продажи жилого дома;

5) завещание;

6) доверенность на получение зарплаты.

 

Задача 3.

Л. дал в газете объявление о продаже телевизора. На объявление отозвался С., которому Л. на словах согласился продать телевизор за 800 грн. Получив данную сумму, Л. просил подождать покупателя несколько дней, пока он приобретет в магазине другой телевизор вместо проданного. Однако в течение этого периода в помещении Л. произошел пожар и телевизор сгорел. Как было установлено комиссией ЖЭО - пожар произошел из-за короткого замыкания.

Узнав об этом, С. предъявил требование к Л. о возврате денег. Л. возражал, указав на то, что стороны достигли согласия по заключению договора купли-продажи, С. стал владельцем телевизора и, как собственник, должен нести риск случайной гибели вещи согласно ст. 323 ГК Украины.

Решите спор.

 

      Задача 4.

Между наймодателем П. и нанимателем М. был заключен договор найма (аренды) транспортного средства, принадлежащего П. на праве частной собственности. После окончания срока действия договора М. пытался вернуть П. транспортное средство, однако оказалось, что наймодатель по адресу, указанному в договоре, больше не проживает. Меры, принятые М. и направленные на установление места жительства П., результата не дали.

М. обратился в юридическую консультацию с просьбой ознакомить его с правами и обязанностями, принадлежащими ему относительно транспортного средства в данной ситуации. В частности, он интересовался, имеет ли возможность приобрести право собственности на это имущество, так как потратил на его содержание и ремонт значительное количество средств.

Каким должно быть содержание юридической консультации?

Задача 5

По просьбе своего друга Сомова, Лысько согласился еревезти на собственном автомобиле телевизор «Филипс», который был куплен Сомовым. По дороге от магазина до дома Сомова Лысько не справился с управлением и автомобиль перевернулся. Водитель и пассажир не пострадали, но телевизор, который перевозился в багажнике, оказался полностью разбитым. Сомов требует от Лысько возместить ему стоимость телевизорв. Лысько возражает против этого, поскольку, по его мнению, он лишь хотел предоставить Сомову товарищескую услугу. Никакого договора они не заключали, денег за перевозку он телевизора не получил, а потому никаких обязательств между ними не возникло. К тому же в результате аварии понес убытки не только Сомов, но и он, Лысько, поскольку на ремонт автомобиля ему необходимо будет потратить значительно большую сумму, чем стоимость телевизора.

Кто прав в этом споре? Обоснуйте ответ.

 

Задача 6

Ученые Усенко и Ребров совместно приобрели у вдовы профессора Лисицкого научную библиотеку, которая осталась после его смерти. Договор был заключен, книги перевезли в квартиру Реброва, обусловленная договором цена подлежала к уплате через месяц. Разделить книги практически было невозможно, поэтому Усенко и Ребров договорились, что библиотеку приобретет один Ребров. Через две недели Ребров уехал в долгосрочную командировку.

Лисицкая, не получив в срок деньги, предъявила иск к Усенко о взыскании всей стоимости библиотеки, мотивируя свои требования тем, что договор был заключен ею совместно с Усенко и Ребровым. Усенко возражал против иска, утверждая, что достигнутая между ним и Ребровым договоренность означает перевод долга на Реброва, поэтому он не несет перед Лисицкой никаких обязательств.

Рассмотрите доводы сторон. Кто прав в этом споре?

 

Задача 7

Для приобретения автомобиля у Игнатенко не хватало денег в размере 5000 гривен. Он занял эту сумму у своего дяди Рыбченко, оформив эти отношения договором займа. Срок возврата займа - через год. Через 5 месяцев после заключения договора Рыбченко умер. В завещании единственным наследником считался его племянник Игнатенко.

Какая судьба обязательства Игнатенко перед Рыбченко?

 

Задача 8

Березовский предложил своему знакомому Абрамовичу приобрести у него картину известного мастера. На следующий день Абрамович направил Березовскому по факсу ответ, в котором содержалась согласие купить картину и указывалась цена покупки. Через пять дней Березовский сообщил Абрамовичу, что согласен продать ему картину, но по цене на 25% больше, чем цена, предложенная Абрамовичем. Абрамович не согласился, указав, что по его мнению, договор уже заключен на условиях, содержащихся в его факсимильном сообщении, которое является акцептом.

Дайте определение оферты и акцепта. Чьи действия в данном случае можно рассматривать как оферту или акцепт? Был ли заключен договор?

 

  Задача 9

Меркулов приобрел в магазине компьютер с рассрочкой платежа на 2 года. По договору Меркулов должен был платить каждый месяц установленную в договоре денежную сумму. Через год после оформления договора в связи с тем, что Меркулов в течение пяти месяцев не платил соответствующих сумм, представители магазина обратились к Меркулову с требованием внести неуплаченную сумму денег или вернуть компьютер. Меркулов отказался уплатить средства и вернуть компьютер, поскольку подарил его своей сестре Марии и предложил представителям магазина обратиться к ней с теми же требованиями. После отказа Меркулова представители магазина обратились с иском в суд.

Решите спор.

 

Задача 10

Гражданин Кирст, исполнительный директор фирмы ООО «Фотон», заключил с гражданином Кириченко договор купли-продажи дома по ул. Ярославов Вал в г. Киеве. Этот дом принадлежал на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Фотон», членом которого были Кирст, Саенко и Дронь.

Через год после заключения договора купли-продажи Саенко предъявил иск о признании названного договора недействительным. В обоснование иска Саенко указал на следующие обстоятельства: он не давал согласия на продажу дома, совладельцем которого он является; полномочия Кирст, как исполнительного директора фирмы, не распространяются на заключение договоров об отчуждении имущества.

Какое решение должен принять суд?

 

Задача 11

Адвокат Сидоренко решил подарить своему племяннику Радченко библиотеку юридической литературы до дня окончания обучения на юридическом факультете. О своем решении Сидоренко сообщил родным: жене и дочери, а также написал письмо племяннику Радченко. До передачи книг одариваемому даритель умер. Дочь последнего отказалась передать библиотеку Радченко и попросила уплатить за нее 1500 грн.

Радченко возражал против уплаты денег, сославшись на письмо, в котором указывалось, что библиотека ему подарена. В свою очередь дочь Сидоренко сослалась на завещание своего отца, в котором сказано, что она является наследницей всего имущества.

Как решить спор, возникший между дочерью умершего Сидоренко и Радченко?

В какой форме заключается договор дарения?

 

Задача 12

Между Шаптала и Барановой был заключен договор купли-продажи квартиры № 1 по ул. Сумской 122 в г. Запорожье. Договор был удостоверен Запорожской товарной биржей «Свобода». При этом были выполнены все условия сделки - продавец освободил квартиру, выписав из нее жену, был проведен полный расчет в соответствии с договором. Впоследствии Баранова продала указанную квартиру Горько, оформив договор купли-продажи у нотариуса.

После смерти Шапталы его дочь Васильченко заявила иск о признании сделок купли-продажи квартиры недействительными в связи с тем, что первый договор отчуждения квартиры, заключенный между Шаптала и Барановой, не соответствует требованиям закона, поскольку при его заключении ни была соблюдена нотариальная форма, поэтому договор, заключенный в дальнейшем, также должен быть признан недействительным.

С целью защиты своих прав Баранова и Горько заявили встречный иск о признании первого договора действительным.

Решите спор.

 

Задача 13

Мачеха малолетнего Б., которая была назначена его опекуном, реализовала имущество, которое он получил в наследство, в том числе: акции на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.006 с.)