Концептуальные основы программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные основы программы



Для несовершеннолетних с проявлением черт отклоняющегося поведения, преступивших нормы морали и закона в нашей стране создано множество специализированных учреждений. Одной из главных задач, реализуемых в данных учреждениях закрытого типа, является создание благоприятных условий для социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и становления их на путь исправления.

   Процесс социальной реабилитации в учреждениях происходит путём приобщения воспитанников к конструктивным видам деятельности. В связи с этим, учреждения предоставляют возможность подросткам не только в получении общего среднего образования, но и в получении специальности, а также в развитии творческого и спортивного потенциала. Однако, воспитанники учреждения осуществляют социально-одобряемую деятельность под внешним тотальным контролем, и, зачастую, подростки не заинтересованы в процессе собственного самоизменения и самовоспитания. Что подтверждает исследование, проведенное Паатовой М.Э., в ходе которого выявилось, что большинство воспитанников специальных образовательных организаций закрытого типа (74% от числа опрошенных) не ассоциируют себя с человеком, способным повлиять на ход своей жизни и изменить свою судьбу [43].

   Также в условиях полного контроля у воспитанников слабо развивается самоконтроль, а мотивация к деятельности, зачастую основывается на системе требований предъявляемых училищем, которые перестают действовать в самостоятельной жизни. Это приводит к тому, что после выпуска из специализированного училища, воспитанник оказывается неспособен нести ответственность за свою жизнь и строить конструктивные жизненные планы. Что подтверждает исследование, проведенное Максимовым С.А., в ходе которого выяснилось, что из 79 выпускников училища более половины столкнулось с трудности в процессе социализации. Такими как:

 - совершение повторного преступления - 7 (8,9%) человек;

- нахождение под следствием по уголовным дела - 6 (7,6%) человек;

- отставание в учебе и низкую мотивацию учебной деятельности – 26  (32,9%) человек;

- отсутствие постоянного рабочего места (после достижения 18 летнего возраста) – 11 человек (13,9%);

- попытки занятия нелегальным бизнесом – 4 (5,1%) человека;

- наличие негативного окружения и связь с асоциальными группами – 10 человек (12,6%);

- употребление алкоголя и других психоактивных веществ – 17 (21,5%) человек;

- девиации в поведении и активное сопротивление воспитанию – 13 (16,4%) человек [37].

Таким образом, существует необходимость в развитии у несовершеннолетних правонарушителей внутреннего ресурса, благодаря которому они смогли бы реализовать себя в социально одобряемой деятельности, противостоять негативному влиянию среды, справляться со стрессами и выходить из сложных жизненных ситуаций конструктивным путём.

Многие исследователи в качестве того ресурса определяют жизнестойкость личности. С. В. Книжникова, [20] рассматривает жизнестойкость как характеристику личности, позволяющую сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития. Людям, обладающим жизнестойкостью свойственны: волевая регуляция поведения, стрессовая устойчивость, адекватная самооценка, развитые коммуникативные способности. Именно жизнестойкость формирует у людей мотивацию, которая необходима для конструктивной деятельности и включению в социальное взаимодействие [33].

  В результате, проведенного нами исследования жизнестойкости воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа, нам удалось выявить низкий уровень жизнестойкости. Также проведенное нами дополнительное исследование выявило преобладание у воспитанников низкого уровня самооценки, неразвитость коммуникативных умений, проблемы волевой саморегуляцией.

Все вышеизложенные факторы подтверждают необходимость проведения специально организованной работы, направленной на повышение уровня жизнестойкости несовершеннолетних правонарушителей. Так как, низкий уровень жизнестойкости, а в следствие, отсутствие внутреннего контроля и неумение справляться с трудными жизненными ситуациями может выступать одним из факторов возникновения рецидива. А повышение жизнестойкости будет способствовать усилению личности подростка и развитию внутреннего контроля, благодаря этому, он будет более ответственно относится к своей жизни, строить конструктивные жизненные планы, а так же сможет противостоять негативному внешнему влиянию.

В связи, с чем возникает необходимость разработки комплексной программы, направленной на развитие жизнестойкости несовершеннолетних правонарушителей, путём работы с её основными компонентами, такими как самооценка, коммуникативные умения, волевая саморегуляция.

 

Содержание, формы и методы реализации программы

 

На основании результатов исследования, по запросу администрации училища закрытого типа нами разработана комплексная программа, направленная на развития жизнестойкости воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа.

Цель программы: Разработка комплекса мероприятий, направленных на повышения уровня жизнестойкости несовершеннолетних правонарушителей.

Задачи программы:

1. Построить системную работу с группой;

2. Организовать комплексную помощь в индивидуальной работе;

3.Обеспечить взаимодействие специалистов, участвующих в реализации программы.

Направления программы

Данная программа реализуется в двух направлениях:

1.Работа с воспитанниками специализированного училища;

2.Работа со специалистами училища.

     Работа с воспитанниками специализированного училища реализуется в трех блоках программы и осуществляется путём групповых занятий. Блоками программы выступают компоненты жизнестойкости (коммуникативные умения, волевая саморегуляция, самооценка). В связи с чем, выделяется блок коммуникативности, волевой саморегуляции и самооценки.

Связующим звеном для развития компонентов жизнестойкости нами выбран проект социального театра. Социальный театр - это площадка, на которой реализуется постановка спектаклей на острые социальные темы. Так как в основе спектакля будут лежать актуальные для подростка проблемы, то это позволит ему в безопасной обстановке выработать свое отношение к проблеме, увидеть последствия делинквентного поведения на опыте проигрываемых героев. Таким образом, спектакль способствует повышению уровня рефлексии и самооценки подростка, развивает у несовершеннолетнего конструктивные способы выхода из сложных жизненных ситуаций. А также проигрывание ролей и проживание эмоций героев позволяет безопасным путём удовлетворить возрастную потребность подростка в риске [46].

В работу социального театра планируется приглашение студентов факультета культуры и искусства ОмГУ им. Достоевского, студентов Омского областного колледжа культуры и искусства в качестве волонтёров. Роль студентов заключается в оказании помощи в постановке спектакля, в проведении для воспитанников мастер-классов по актерскому мастерству и т.д. А также наличие новых лиц в работе театра будет способствовать повышению интереса и мотивации воспитанников к данной деятельности. Деятельность социального театра будет носить выездной характер, с постановкой спектаклей в геронтологических центрах, детских домах и т.д.

В программе используются тренинговые упражнения и ролевые игры. Использование данных форм работы способствуют активному обучению несовершеннолетних посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии. Также использование тренингов и ролевых игр способствуют развитию у несовершеннолетних правонарушителей способности познания себя и других людей, способностей и умений, а также повышению представлений о собственной значимости.

 Работа со специалистами училища будет осуществляться путем организации консилиума, на котором будет происходить взаимодействие специалистов, а также их ознакомление с индивидуальными картами воспитанников и при необходимости дополнение этих карт. Через составление и последующее применения индивидуальных карт воспитанников будет реализован индивидуальный подход, что позволит достичь наибольшей эффективности данной программы.

 

Этапы реализации программы:

Реализация программы состоит из 3-х этапов:

1 этап –  подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости и связанных с ней характеристик воспитанников (тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова); тест определение уровня самооценки (С.В.Ковалёв); тест коммуникативных умений (Л. Михельсон); Методика диагностики волевого самоконтроля (А.Г. Зверьков и Е.В. Эйдман)).

2 этап – формирующий включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости к которым относятся оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, развитые коммуникативные способности и умения.   

3 этап – промежуточная и итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений в личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних.

    

     Содержание программы:

Участниками программы являются воспитанники училища в возрасте 14-17 лет в количестве 13 человек, специалисты училища, студенты.

Программа реализуется в мероприятиях в форме социального театра, тренингов и ролевых игр, мини-лекций.

Программа включает два направления:

- работа с воспитанниками училища;

- работа со специалистами училища.

Работа с воспитанниками училища  содержит 3 блока и носит групповой характер, занятия проводятся 2-3 раза в неделю в течение 1-2 часов.

Работа со специалистами училища, осуществляется посредством заполнения индивидуальных карт воспитанников с дальнейшим их обсуждением и согласованием на консилиуме специалистов училища. Собрание консилиума осуществляется два раза в месяц.

Реализация программы ориентирована на год, в случаи, если промежуточной диагностикой будет выявлено улучшение показателей, то данная программа продлевается на весь срок пребывания воспитанника в училище.

Промежуточная диагностика результатов осуществляется по истечению шести месяцев с начала реализации программы, а далее по истечению шести месяцев с проведения предыдущей диагностики. Итоговая диагностика осуществляется непосредственно перед выпуском воспитанника.

Программа реализована частично. Полная реализация программы будет осуществляться с сентября 2018 года.

В проведённых исследованиях мы выявили не только проблемы, но и ресурсы воспитанников, а также учебного учреждения. Поэтому разработанная нами программа будет направлена на решение проблем с использованием выявленных ресурсов.

Содержание программы представлено ниже. В «Таблице 1» приведено описание основных блоков программы. Методические материалы программы представлены в приложении 10.

Блоки программы

Таблица 1.

Проводимые мероприятия

Количество

Мероприятий

Ответственный

Блок - коммуникативность

Цель: В ходе проведения тренингов, ролевых игр развить у воспитанников навыки позитивного общения.

Задачи:

- Развить умение говорить «нет», познакомить подростка с приёмами отказа;

- Развить умение реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;

- Развить умение обращаться с просьбой;

- Развить способность в установлении и поддержании позитивного общения, познакомить подростка с приёмами общения.

 

 

- Мини лекция «Эффективные способы отказа»;

- Упражнение «Да - нет»;

- Упражнение «Скажи «Нет»»;

- Ролевая игра «Очередь»;

- Упражнение «Разожми кулак»;

- Упражнение «Заезженная пластинка»;

- Упражнение «Пинг-понг» (ролевая игра);

- Ролевая игра «Я встретил Шапокляк»;

- Ролевая игра «Острые коммуникации»;

- Упражнение «Если ты мне поможешь»;

- Упражнение «Что я могу сделать другим»;

- Упражнение «В три касания»;

- Упражнение «Раздвоение личности»;

- Спектакль «Стая»;

-Спектакль «Подростки».

3 занятия в месяц   педагог-психолог, педагог-организатор

Блок – саморегуляция

Цель: В ходе проведения тренингов и участия в социальном театре ознакомить воспитанников с конструктивными способами релаксации и саморегуляции психического состояния, а также инициировать процесс самопознания и самоактуализации.

Задачи:

- Познакомить подростка с конструктивными способами избавления от негативных эмоций (гнев, злость и т.д.), со способами релаксации и нормализации своего внутреннего состояния;

- Развить у подростка умение контролировать своё состояние и поведение.

- Активизировать рефлексию подростка по отношению к своему поведению;

- Помочь подростку в осознании природы собственных чувств и переживаний.

 

  - Упражнение «Я злюсь, когда...»; - Упражнение «Позвольте улететь своим заботам»; - Упражнение «Цветное дыхание»; - Упражнение «Вулкан»; - Упражнение «Уши - нос»; - Упражнение «Как я себя чувствую»; - Упражнение «Путешествие в страну VAKOG»; - Упражнение «Игры со стыдом»; - Спектакль «Стая»; - Спектакль «Подростки».  

 

2 занятия в месяц

 

  педагог-психолог, педагог-организатор  

Блок – самооценка

Цель: В ходе проведение тренингов и участия в социальном театре развить у воспитанников уверенность в себе, в своих силах.

Задачи:

- Развить у подростка представления о ценности себя самого и другого человека;

- Помочь подростку осознать наличие имеющихся у него ресурсов, способностей;

- Привести подростка к осознанию того, что только он способен повлиять на ход своей жизни.

 

  - Упражнение «Я горжусь»; - Упражнение «Устойчивость»; - Упражнение «Мой сосед слева»; - Упражнение «Мои сильные и слабые качества»; - Упражнение «Необитаемый остров»; - Упражнение «Ладошка»; - Упражнение «Это Я»; - Упражнение «Объявление об объявлении»; - Упражнение «Не дыши в затылок»; - Упражнение «Состояние уверенности»; - Спектакль «Стая»; - Спектакль «Подростки».

3 занятия в месяц

  педагог-психолог, педагог-организатор.  
       

 

Структура занятий:

- разминка (10-15 мин);

- основная часть (40 мин);

- рефлексия (5-10 мин.)

 

Инновация:

Инновационной составляющей программы является использования в работе с воспитанниками Омского специализированного училища закрытого типа социального театра.

 

Принципы взаимодействия с воспитанниками:

- Добровольность – проведение занятий с воспитанниками на основе их добровольного участия;

- Сотрудничество и взаимоуважение – работа во взаимопонимании и уважении между воспитанниками и специалистами, реализуемыми программу;

- Принцип гуманизма – демократичное и справедливое отношение ко всем воспитанникам;

- Практикоориентированность  – информация, описанная в блоках и содержании программы должна быть реализована.

 

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня жизнестойкости воспитанников;

- Активность воспитанников училища;

- Улучшение коммуникативных навыков воспитанников;

- Увеличение числа воспитанников с адекватной самооценкой.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.053 с.)