Сущностные характеристики понятия жизнестойкости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущностные характеристики понятия жизнестойкости



Впервые феномен жизнестойкости был описан в работах С. Мадди, С. Кобейса. Также ими было введено понятия  «hardiness», которое определяется как психологическая живучесть, а также служит критерием психического здоровья человека. В отечественной науке одним из первых, кто занимался изучением данного феномена, является Д.А. Леонтьев, который и предложил обозначить понятие «hardiness», что в переводе означает «крепость, выносливость», как «жизнестойкость» [30]. 

По мнению С. Мадди, жизнестойкость является интегральной личностной чертой, с помощью которой человек наиболее эффективно преодолевает трудные жизненные ситуации [35]. Также С. Мадди выделяет в структуре жизнестойкости три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Вовлеченность (commitment) определяется как уверенность личности в том, что заинтересованное отношение к происходящему даёт возможность обнаружить что-то важное и интересное для себя. В случаи, если данный компонент развит, то личность получает удовольствие от собственной деятельности. Если же вовлеченность не выражена, то личности присуще чувство отверженности и ненужности [46, с. 5]. 

По мнению же Л.А. Алесандровой вовлеченность связанна с самооценкой. Благодаря вовлеченности человек формирует адекватное представление о себе и о мире, а также выстраивает эффективное взаимодействие с окружающей действительностью, стремясь к самореализации, лидерству и социально одобряемому поведению. Также вовлеченность позволяет человеку решать трудные жизненные ситуации в условиях стресса и нестабильности [1].

Контроль (control) представляет собой убеждённость в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Благодаря данному компоненту человек ощущает, что сам выбирает собственную деятельность и способен влиять на ход происходящих с ним событий. При отсутствие контроля человек заранее видит безрезультатность собственных действий, что порождает постоянное чувство беспомощности [46, С. 5].

Ощущение контроля (или его отсутствия) связано с самооценкой, личностной адаптацией к жизненным затруднением, депрессией, тревожностью, отчуждением, апатией, фобиями и состоянием здоровья [11]. При высокой выраженности контроля человек стремится к действиям, нацелен на решение трудных задач, его не останавливают возникающие трудности, он уверен в положительном результате своих действий, такое поведение характеризует самостоятельную личность. Беспомощность же проявляется, при отсутствии контроля, в таком случаи личность нацелена на избегание трудностей, остаётся пассивной, испытывает неуверенность в эффективности своих действий [51].

Принятие риска (chal- lenge) проявляется в отношение к позитивным и негативным событиям, происходящим в жизни, как к опыту, способствующему развитию личности [46, с. 5–6].

По мнению С.Мадди, в любых ситуациях человек находится перед выбором, совершая либо выбор прошлого (неизменность), либо выбор будущего (неизвестность). Выбирая неизменность, человек не сталкивается с необходимостью изменения образа жизни, поведения, не сталкивается с рисками. Но в тоже время, отказываясь от нового опыта, человек испытывает чувство вины, связанное с упущенными возможностями [35]. Принятие риска и необходимость получения нового опыта, способствует развитию личности, и одновременно является источником тревоги, связанной с неизвестностью. Чем более выражен компонент принятия риска, тем более успешно человек справляется с тревогой и тем чаще делает выбор в пользу собственного развития [31].

За рубежом же исследованием жизнестойкости занимались такие ученные как С. Кобейса,  С. Мадди, И. Солкова, П. Томане, Д. Хошаба, М. Шейер и другие.

Не смотря на то, что в отечественной науке понятие жизнестойкость является довольно новым, однако, такие ученные как Л.А Александрова, С.В. Книжникова, Д.А. Леонтьев, Т.В. Наливайко, Е.И. Рассказова и многие другие внесли существенный вклад в развитие данного феномена.

Особое внимание хотелось бы уделить концепции жизнестойкости представленной С.В. Книжниковой. Несмотря на то, что компоненты жизнестойкости, выделенные автором, отличны от компонентов, представленных С. Мадди, однако, эти две концепции непротиворечивы и имеют множество схожих моментов. 

По мнению С.В. Книжниковой, жизнестойкость стоит определять как интегральную личностную характеристику, благодаря которой личность сопротивляться негативному воздействию среды, при этом, не только, преодолевая трудные жизненные ситуации, но и превращая их в ситуации личностного роста. Основными компонентами жизнестойкости в данной концепции выступает ценностно-волевая регуляция поведения, адекватная самооценка, стрессовая устойчивость, а также развитые коммуникативные умения и навыки [20]. 

Так же и А.И. Лактионова в своих работах, выделяет эмоциональную регуляцию, особенности самооценки, коммуникативные качества как свойства наиболее связанные с жизнестойкостью [26].

Ценностно-волевая регуляция личности, по мнению С.В. Книжниковой,  задается осознанием личностью своего места в жизни и активностью жизненной позиции. Если данный компонент не выражен, то у личности отсутствует активное и осознанное отношение к своей жизни, она пассивно подчиняется происходящему, принимая его как должное и неизбежное [20]. 

Также В.Э. Чудновский утверждает, что оптимальный смысл помогает человеку «не сломаться на крутых виражах судьбы», максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств жизни [52, с.12-13]. 

Не менее важным является тот факт, что, по мнению А. Ленгле, операционализация чувств способствует развитию жизнестойкости, путём выработки человеком оптимального, конструктивного поведения [34].                                                      

Следующим компонентом жизнестойкости является коммуникативные умения. По словам С.В. Книжниковой, если данный компонент развит, то личность способна эффективно решать проблемы, возникающие в процессе взаимодействия с людьми, адекватно оценивать результаты своего поведения [20].

Наличие адекватной самооценки как компонента жизнестойкости, позволяет личности адекватно оценивать свои возможности. При этом стойкая личность постоянно стремится к расширению своих возможностей, укреплению своего положения в обществе.

Е.И. Рассказова определяет жизнестойкость как внутренний ресурс личности и как умение при необходимости воспользоваться внешними ресурсами [47].

Более полное определение жизнестойкости даётся в совместной работе Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой. По их мнению, жизнестойкость – это система убеждений человека о себе, мире, отношениях с миром. Обладая высоким уровнем жизнестойкости человек способен успешно справляться со стрессом и оценивать события как менее травмирующие [30].

По мнению Т.В. Наливайко, жизнестойкость способствует формированию мотивации, требующейся для выстраивания эффективного социального взаимодействия, заботы о своём здоровье и позитивного отношения к жизни [41].

Исследование, проведенное Д.А. Циринг, показали взаимосвязь между жизнестойкостью и самостоятельностью личности. Так высокий уровень жизнестойкости свойствен самостоятельной личности, а низкий беспомощной личности. И если личностная беспомощность предполагает подверженность депрессии, апатии, низкую стрессоустойчивость, уверенность в бесполезности собственных действий, то жизнестойкость, напротив, снижает вероятность депрессии, повышает стрессоустойчивость, даёт уверенность в возможности контролировать события [50].

По определению Г.В. Ванаковой, жизнестойкость может оказывать влияние на формирование отклоняющегося поведения: сниженная жизнестойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной депривации) несовершеннолетний преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. При этом происходит распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей, это делает несовершеннолетнего дезадаптированным и подверженным негативным воздействиям среды, что в свою очередь повышает риск проявления им противоправного поведения. В свою же очередь высокий уровень жизнестойкости является одним из ресурсов подростков и способствует их успешной адаптации [8].

Также в исследованиях А.И. Лактионовой, была выявлена взаимосвязь между низком уровнем социальной адаптации девиантных подростков и  низкой выраженностью их жизнестойкости [26].

В свою очередь стоит сказать и о том, что феномен жизнестойкости имеет родственные понятия, такие как жизнеспособность и личностный адаптационный потенциал. Но, не смотря на то, жизнестойкость пересекается с данными понятиями, однако они не являются её синонимами.

Изначально понятие жизнеспособность было введено Б. Г. Ананьевым и определялось им как общая трудоспособность человека [2]. Сейчас же многие ученные, такие как  П. И. Бабочкин, М. П. Гурьянова И. М. Ильинский определяют жизнеспособность как способность человека к выживаемости, самосохранению [18]. Таким образом, понятие жизнеспособность является более широким, по сравнению с жизнестойкостью. Так как жизнеспособность присуще человеку как индивиду, а жизнестойкость является личностным образованием.

Понятие личностный адаптационный потенциал было введено А.Г. Маклаковым, которое определялось как совокупность психологических качеств личности, способствующих её адаптации. Связи с чем, жизнестойкость выступает, как более широкое понятие, однако именно адаптационный потенциал способствует её развитию [36].

В исследовании жизнестойкости нет однозначного ответа, насколько развитие данного феномена зависит от врожденных и приобретенных качеств, однако большинство ученных склоняются к социальной обусловленности жизнестойкости. Не смотря на то, что результаты исследования М.В. Логиновой, показывают зависимость высокого показателя жизнестойкости с высокой выраженностью экстраверсии и активности. То есть врожденная уязвимость, выражающаяся в особенностях темперамента, таких как интроверсия, высокая эмоциональная возбудимость, ригидность может оказывать влияние на проявление жизнестойкости личности. Но всё же благодаря системе осознанной саморегуляции личность способна снизить значимость этих факторов в проявлении своей устойчивости перед трудными жизненными ситуациями [33]. 

В свою очередь Д.А. Леонтьев и Е.И. Рассказова утверждают, что компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, однако их развитие может продолжаться и в последующих возрастных стадиях. Большое влияние на развитие жизнестойкости оказывает характер взаимоотношений родителей с ребенком [31].

Также и результаты исследования, проведенного А.Ф. Фоминой, показывают, что именно в подростковом возрасте активно развиваются компоненты личности, влияющие на жизнестойкости: происходит развитие самооценки на основе сознательной рефлексии, складывается отношение к происходящим событиям и отношения к своим переживаниям по поводу этих событий. Постепенно жизнестойкость личности начинает укрепляться, благодаря возникновению смыслов и ценностей, которые являются основой для укрепления несовершеннолетним своего положения в обществе. Именно в этот период особое значение имеет совместная деятельность со значимым взрослым [49].

Таким образом, феномен жизнестойкости является сложным и многокомпонентным личностным образованием, развитию которого способствуют адекватный уровень самооценки, развитость коммуникативных навыков, высокий уровень смысловой регуляция и социальной компетенции. При высоком уровне жизнестойкости человек ощущает контроль за событиями жизни, способен быть ответственным за свои поступки, строить эффективные социальные связи, осуществлять деятельность социально одобряемым путём. Высокий уровень жизнестойкости может являться ресурсом несовершеннолетнего правонарушителя, способствуя его эффективной социальной адаптации. В связи с этим развитие жизнестойкости у несовершеннолетних правонарушителей, является одним из необходимых компонентов в процессе их перевоспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.008 с.)