Развитие мелкой моторики. «Пальчиковые» упражнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие мелкой моторики. «Пальчиковые» упражнения



Дыхательная разминка

Дыхание - самый простой, самый привычный процесс, которым легко руководить. Существует множество дыхательных упражнений, через которые дети учатся концентрироваться и управлять своими органами.

С помощью упражнения «Кто больше перенесет шариков» можно закрепить умение детей группировать предметы по цвету или устроить соревнования «Кто больше перенесёт шариков за определённое количество времени».

Упражнение «Пузырики»

Ребенок делает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузыри» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
    Упражнение «Насос»

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся глубже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

   Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
   Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
   Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
   И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Развитие мелкой моторики. «Пальчиковые» упражнения

Значение мелкой моторики очень велико! Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом.
Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.

Сортировка мелких предметов, пересыпание, игры – шнуровки, наполнение бутылки мелкими предметами, игры с различными конструкторами, пластилином. Выкладывание фигур и дорожек из мелких предметов. Очень важно, чтобы ребенок делал это либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Приложение 1

Примеры упражнений и игр на развитие межполушарного взаимодействия.

Игра с мячом

Педагог задает вопрос и кидает мяч дошкольнику. Ребенок должен бросить мяч педагогу и дать ответ на вопрос. Так параллельно с познавательным действием развивается координация.

Игра с хлопками

Перед занятием педагог объявляет: «Если на занятии я хлопну один раз в ладоши, все тоже должны хлопнуть. Если два раза — затопать ногами. Если три раза — крикнуть «Ура». Такое задание помогает сохранять внимание воспитанников на протяжении всего занятия.

Игра «Солнечная система»

Педагог условно распределяет планеты по пространству группы, указывая рукой: «Здесь у нас Марс, здесь Юпитер...» и т.д. Несколько раз повторяет с детьми это расположение, чтобы воспитанники запомнили. Далее дети закрывают глаза. Педагог дает команды указать с закрытыми глазами на планеты определенными руками и пальцами. Например: «Покажите безымянным пальцем левой руки на Венеру и указательным пальцем правой руки на Меркурий». Аналогично можно распределять в пространстве любые понятия и образы, связанные с темой занятия.
    Игра «Услышь слово»

Ребенок выходит из помещения. Педагог распределяет среди оставшихся детей несколько слов (например, одна команда детей — одно слово). Дети должны говорить их хором. Важно задать темп, потому что все говорят по-разному. Далее ребенок возвращается в группу. Он слушает, как сверстники хором проговаривают свои слова. За три попытки он должен распознать как можно больше слов. Если у ребенка возникают сложности с восприятием, каждая команда говорит свое слово отдельно.
    Упражнение «Стул»

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.

Упражнение «Ухо-нос-хлопок»

Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Ухо, носик мы возьмем,

Хлоп - опять играть начнем

Упражнение «Ребро, кулак»

Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

Упражнение «Ладонь-кулак»

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимают в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки как глазки,

Закрылись-открылись,

Словно из сказки

Они появились.

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается в кулак.

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И все быстрее делай так!

Упражнение «Лягушка»

Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

Упражнение «Лучики»

Сидя, согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать пальцы обеих рук постепенно ускоряя темп до максимальной усталости. Затем расслабить руки.

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

Упражнение «Рубим капусту»

Постучать по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

Упражнение «Домик»

Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

Упражнение «Барабан»

Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1,1-2, 1-2-3 и т.д. Затем тоже сделать левой рукой.

Упражнение «Столбики»

Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди каждым пальцем правой и левой рук.

Упражнение «Кисточки»

Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз (4-6 раз), потом вращать обеими кистями по часовой и против часовой стрелки сначала в одном направлении, затем в разных направлениях (4 раза), сводить и разводить пальцы обеих рук (4-6 раз). Движения рук сопровождаются широким открыванием и закрыванием рта.

Упражнение «Да – нет»

Делать медленные наклоны головы к плечам, затем кивать головой вперед - назад. Потом сделать по одному круговому движению головой по часовой и против часовой стрелки по 1 разу. Весь цикл повторить по 4 раза.

Упражнение «Плечики»

Поднимать плечи вверх – вниз, вперед – назад, затем тоже сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.

Упражнение «Уши»

Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть.

Ушки мы вперед потянем,

Назад потянем мы потом,

Так и эдак повернем,

Лучше слышать мы начнем

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка),

Л ягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Упражнение «Лезгинка»

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе.

Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем,

А потом их поменяем.

И лезгинку начинаем.

Упражнение «Оладушки»

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Бабушка для Ладушки - испекла оладушки.

Кушай, кушай Ладушка - вкусные оладушки

Упражнение «Потанцуем»

Поднять невысоко левую ногу, согнув ее в колени, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ног. Затем, то же проделать с правой ногой и левой рукой. Выполняется 8-10 раз.

Любим все мы танцевать,

Руки, ноги поднимать.

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.

1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.

2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали

Упражнение “Яйцо”

Спрячемся от всех забот,

Только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

Упражнение «Слон»

Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.

Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаза следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука. Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой.

Приложение 2

Результаты теста

Если у вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие (так как левая сторона отвечает на правое полушарие, а правая — на левое). Если у вас больше “Л”,то у вас лучше работает правое полушарие.

Это еще не все. Для точного анализа личности можно еще расшифровать свои записи из букв.

ПППП — вы 100% правша. В жизни ориентируетесь на стереотипы. Консервативны, неконфликтны.

ПППЛ — ваша яркая черта — нерешительность.
ППЛП — вас отличает артистизм, вы умеете кокетничать, шутить. Решительный человек.

ППЛЛ — мягкий характер, отличное чувство юмора, стремление к развитию.
ПЛПП — аналитический склад ума. Свойственна мягкость в общении, осторожность, холодность, неторопливость.

ПЛПЛ — редкое сочетание. Подверженность влиянию людей, беззащитность.
ЛППП — общительность, дружелюбие, коммуникабельность, эмоциональность, подверженность влиянию окружающих людей. Не достает настойчивости и упорства.

ЛППЛ — наивность, доверчивость, отзывчивость, мягкость и умение идти на компромисс.
ЛЛПП — проста, дружелюбие, склонность к самоанализу, разбросанность в интересах.
ЛЛПЛ — простодушие, щедрость, склонность к самопожертвованию.
ЛЛЛП — активность, энергичность, уверенность, решительность.
ЛЛЛЛ — 100% левша. Нестандартное мышление, креативность, ярко выраженные творческие способности, выраженный индивидуализм, эгоизм.
ЛПЛП — сильный тип характера. Упорство, настойчивость, решительность. Человеку сложно уступать и он почти никогда не меняет своего решения и точки зрения.

ЛПЛЛ — сложно заводить друзей, любовь к одиночеству, склонность к самоанализу, решительность, сила духа.

ПЛЛП — легкий характер, умение все решить мирными путем, бесконфликтность, общительность и большой разброс в интересах.
ПЛЛЛ — стремление к независимости, непостоянство, самостоятельность.

 


 

Список использованной литературы:

1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика.- М., МПСИ, 2001.

2. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б.. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев. — 128 с.. 2008

3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008.

4. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.

5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд – во МГУ, 1973.

6. Лютова Е.К., Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005.

7. Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потреб­ностями. – Новосибирск, 2008.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.

9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

10. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

11. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – М.: ПИТЕР. 2008.

12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.

13. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

14. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.:АРКТИ,1999.

15. Программа «Применение основ нейрокоррекции в работе педагога дошкольного учреждения». Сборник материалов для педагогов дошкольного образования под редакцией и научным руководством Тихомировой Е. А., кандидата психологических наук. Образовательный проект «Международной Школы Лидерства для Молодежи».

16. https://rosuchebnik.ru/material/neyropsikhologicheskie-priemy-v-pomosch-uchitelyu/

Дыхательная разминка

Дыхание - самый простой, самый привычный процесс, которым легко руководить. Существует множество дыхательных упражнений, через которые дети учатся концентрироваться и управлять своими органами.

С помощью упражнения «Кто больше перенесет шариков» можно закрепить умение детей группировать предметы по цвету или устроить соревнования «Кто больше перенесёт шариков за определённое количество времени».

Упражнение «Пузырики»

Ребенок делает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузыри» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
    Упражнение «Насос»

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся глубже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

   Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
   Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
   Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
   И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Развитие мелкой моторики. «Пальчиковые» упражнения

Значение мелкой моторики очень велико! Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом.
Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.

Сортировка мелких предметов, пересыпание, игры – шнуровки, наполнение бутылки мелкими предметами, игры с различными конструкторами, пластилином. Выкладывание фигур и дорожек из мелких предметов. Очень важно, чтобы ребенок делал это либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.077 с.)