Релевантные отношения: диссонанс и консонанс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Релевантные отношения: диссонанс и консонанс



 

Два элемента являются диссонантными по отношению друг

 

к другу, если по той или иной причине они не соответствуют один другому.

 

Сейчас мы можем перейти к тому, чтобы сделать попытку более формального концептуального определения.

 

Давайте рассмотрим два элемента, которые существуют в зна-нии человека и релевантны по отношению друг к другу. Теория диссонанса игнорирует существование всех других когнитивных элементов, которые являются релевантными к любому из двух анализируемых элементов, и рассматривает только эти два эле-мента отдельно. Два элемента, взятые по отдельности, находят-ся в диссонантном отношении, если отрицание одного элемен-та следует из другого. Можно сказать, что Х и Y находятся в дис-сонантном отношении, если не Х следует из Y. Так, например, если человек знает, что в его окружении находятся только дру-зья, но, тем не менее, испытывает опасения или неуверенность, это означает, что между этими двумя когнитивными элемента-ми существует диссонантное отношение. Или другой пример: человек, имея крупные долги, приобретает новый автомобиль; в этом случае соответствующие когнитивные элементы будут дис-сонантными по отношению друг к другу. Диссонанс может су-


 

228


ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

ществовать вследствие приобретенного опыта или ожиданий, либо по причине того, что считается приличествующим или при-нятым, либо по любой из множества других причин.

 

Побуждения и желания также могут быть факторами, опре-деляющими, являются ли два элемента диссонантными или нет. Например, человек, играя на деньги в карты, может продолжать играть и проигрывать, зная, что его партнеры являются профес-сиональными игроками. Это последнее знание было бы диссо-нантным с осознанием его собственного поведения, а именно того, что он продолжает играть. Но для того чтобы в данном при-мере определить эти элементы как диссонантные, необходимо принять с достаточной степенью вероятности, что данный ин-дивид стремится выиграть. Если же по некоей странной причи-не этот человек хочет проиграть, то это отношение было бы кон-сонантным.

 

 

Приведу ряд примеров, где диссонанс между двумя когни-тивными элементами возникает по разным причинам.

 

1. Диссонанс может возникнуть по причине логической не-совместимости. Если индивид полагает, что в ближайшем буду-щем человек высадится на Марс, но при этом считает, что люди до сих пор не в состоянии сделать космический корабль, при-годный для этой цели, то эти два знания являются диссонант-ными по отношению друг к другу. Отрицание содержания одно-го элемента следует из содержания другого элемента на основа-нии элементарной логики.

 

2. Диссонанс может возникнуть по причине культурных обы-чаев. Если человек на официальном банкете берет рукой ножку цыпленка, знание того, что он делает, является диссонантным по отношению к знанию, определяющему правила формально-го этикета во время официального банкета. Диссонанс возника-ет по той простой причине, что именно данная культура опреде-ляет, что прилично, а что нет. В другой культуре эти два элемента могут и не быть диссонантными.

 

3. Диссонанс может возникать тогда, когда одно конкретное мнение входит в состав более общего мнения. Так, если чело-


 

229


РАЗДЕЛ 5

 

век — демократ, но на данных президентских выборах голосует за республиканского кандидата, когнитивные элементы, соот-ветствующие этим двум наборам мнений, являются диссонант-ными по отношению друг к другу, потому что фраза «быть де-мократом» включает в себя, по определению, необходимость под-держания кандидатов демократической партии.

 

4. Диссонанс может возникать на основе прошлого опыта. Если человек попадает под дождь и, однако, надеется остаться сухим (не имея при себе зонта), то эти два знания будут диссо-нантными по отношению друг к другу, поскольку он знает из прошлого опыта, что нельзя остаться сухим, стоя под дождем. Если бы можно было представить себе человека, который ни-когда не попадал под дождь, то указанные знания не были бы диссонантными.

 

 

Этих примеров достаточно для того, чтобы проиллюстриро-вать, как концептуальное определение диссонанса может исполь-зоваться эмпирически, чтобы решить, являются ли два когни-тивных элемента диссонантными или консонантными. Конеч-но, ясно, что в любой из этих ситуаций могут существовать другие элементы знания, которые могут быть в консонантном отноше-нии с любым из двух элементов в рассматриваемой паре. Тем не менее, отношение между двумя элементами является диссонант-ным, если, игнорируя все остальные элементы, один из элемен-тов пары ведет к отрицанию значения другого.

 

 

Степень диссонанса

 

Один очевидный фактор, определяющий степень диссонан-са, — это характеристики тех элементов, между которыми воз-никает диссонантное отношение. Если два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, то степень диссо-нанса будет прямо пропорциональна важности данных когни-тивных элементов. Чем более значимы элементы для индивида, тем больше будет степень диссонантного отношения между ними. Так, например, если человек дает десять центов нищему, хотя и видит, что этот нищий вряд ли по-настоящему нуждается


 

 

230


ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

в деньгах, диссонанс, возникающий между этими двумя элемен-тами, довольно слаб. Ни один из этих двух когнитивных элемен-тов не является достаточно важным для данного индивида. На-много больший диссонанс возникает, например, если студент не стремится подготовиться к очень важному экзамену, хоть и зна-ет, что уровень его знаний является, несомненно, неадекватным для успешной сдачи экзамена. В этом случае элементы, которые являются диссонантными по отношению друг к другу, гораздо более важны для данного индивида, и, соответственно, степень диссонанса будет значительно большей.

 

Достаточно уверенно можно предположить, что в жизни очень редко можно встретить какую-либо систему когнитивных элементов, в которой диссонанс полностью отсутствует. Почти для любого действия, которое человек мог бы предпринять, или любого чувства, которое он мог бы испытывать, почти наверня-ка найдется по крайней мере один когнитивный элемент, нахо-дящийся в диссонантном отношении с этим «поведенческим» элементом.

 

 

Даже совершенно тривиальные знания, как, например, осоз-нание необходимости воскресной прогулки, весьма вероятно, будут иметь некоторые элементы, диссонирующие с этим зна-нием. Человек, вышедший на прогулку, может сознавать, что дома его ждут какие-либо неотложные дела, или, например, во время прогулки он замечает, что собирается дождь, и так далее. Короче говоря, существует так много других когнитивных эле-ментов, релевантных по отношению к любому данному элемен-ту, что наличие некоторой степени диссонанса — самое обычное дело.

 

 

Давайте рассмотрим теперь ситуацию самого общего рода, в которой может возникнуть диссонанс или консонанс. Прини-мая на время в рабочих целях то, что все элементы, релевантные по отношению к рассматриваемому когнитивному элементу, оди-наково важны, мы можем сформулировать общую гипотезу. Сте-пень диссонанса между данным конкретным элементом и всеми остальными элементами когнитивной системы индивида будет


 

 

231


РАЗДЕЛ 5

 

прямо зависеть от количества тех релевантных элементов, кото-рые являются диссонантными по отношению к рассматривае-мому элементу. Таким образом, если подавляющее большинство релевантных элементов являются консонантными по отноше-нию к, скажем, поведенческому элементу когнитивной систе-мы, то степень диссонанса с этим поведенческим элементом бу-дет небольшой. Если же доля элементов, консонантных по от-ношению к данному поведенческому элементу, будет гораздо меньшей, нежели доля элементов, находящихся в диссонантном отношении с данным элементом, то степень диссонанса будет значительно выше. Конечно, степень общего диссонанса будет также зависеть от важности или ценности тех релевантных эле-ментов, которые имеют консонантные или диссонантные отно-шения с рассматриваемым элементом.

 

Уменьшение диссонанса

 

Существование диссонанса порождает стремление к тому, чтобы уменьшить, а если это возможно, то и полностью устра-нить диссонанс. Интенсивность этого стремления зависит от степени диссонанса. Другими словами, диссонанс действует ров-но таким же образом, как мотив, потребность или напряжен-ность. Наличие диссонанса приводит к действиям, направлен-ным на его уменьшение, точно так же, как, например, чувство голода ведет к действиям, направленным на то, чтобы устра-нить его. Чем больше степень диссонанса, тем больше будет ин-тенсивность действия, направленного на уменьшение диссо-нанса, и тем сильнее будет выражена склонность к избеганию любых ситуаций, которые могли бы увеличить степень диссо-нанса.

 

 

Чтобы конкретизировать наши рассуждения относительно того, каким образом может проявиться стремление к уменьше-нию диссонанса, необходимо проанализировать возможные спо-собы, с помощью которых возникший диссонанс можно умень-шить или устранить. В общем смысле, если диссонанс возника-ет между двумя элементами, то этот диссонанс может быть


 

 

232


ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

устранен посредством изменения одного из этих элементов. Су-щественным является то, каким образом эти изменения могли бы быть осуществлены. Существует множество возможных спо-собов, с помощью которых этого можно достичь, что зависит от типа когнитивных элементов, вовлеченных в данное отношение, и от общего когнитивного содержания данной ситуации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.017 с.)