Злоупотребление СМИ свободой массовой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Злоупотребление СМИ свободой массовой информации



Определение злоупотребления свободой массовой информации не дается Законом о СМИ. В целом злоупотребление свободой массовой информацией представляет собой использование прав и свобод, установленных Конституцией РФ (ст.29), федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, исключительно во вред правам, свободам и интересам других лиц, в противоречии с его назначением. В ст.4 Закона о СМИ говорится о недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Недопустимость злоупотребления правом (свободой) является конституционно закрепленным общеправовым принципом в виде общего запрета, который предопределяет порядок реализации всех прав и свобод, а не только гражданских.[15]  Изначально в ст. 4 Закона о СМИ 1991 г. содержался запрет на использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны. В последующем законодатель неоднократно корректировал данную норму, существенно расширяя и уточняя диспозицию приведенной статьи.

В настоящее время в ст. 4 Закона о СМИ 1991 г. установлено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Кроме того, запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена. 

Нужно отметить, что в некоторых случаях дополнение ст. 4 Закона о СМИ 1991 г. стало результатом недооценки возможных рисков, сопряженных с реализацией свободы слова и СМИ. Так, в 2006 г. указанный Закон был дополнен положением, что при освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных. Необходимо отметить, что такой феномен как злоупотребление свободой массовой информацией имеет место в избирательном процессе, а именно - на стадии предвыборной агитации. Так, в ч.1.1, ст.56 Федерального закона от 27 февраля 2020 г. N 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прямо устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, касающегося свободы массовой информации и ее злоупотребления, и разрешения вопросов, возникающих у судов при применении Закона о СМИ, Пленум Верховного Суда РФ издал соответствующие разъяснения и изложил их в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Проанализировав данное Постановление Пленума Верховного Суда, можно прийти к следующим выводам:

1. Название средства массовой информации может оцениваться с точки зрения наличия злоупотребления свободой массовой информации в смысле ч. 1 ст. 4 Закона о СМИ или отсутствия такого злоупотребления. Например, название средства массовой информации не может содержать призывы к осуществлению террористической деятельности, пропагандировать порнографию, культ насилия и жестокости;

2. Не являются цензурой вынесение уполномоченными органами и должностными лицами письменных предупреждений учредителю, редакции в случае злоупотребления свободой массовой информации (например, согласно ст. 16 Закона о СМИ, ст. 8 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"), наложение судом запрета на производство и выпуск средства массовой информации в случаях, которые установлены федеральными законами в целях недопущения злоупотребления свободой массовой информации (например, ст. 16 и ст.16.1 Закона о СМИ, ст. 11 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности");

3. Злоупотребление свободой массовой информации влечет в том числе вынесение уполномоченным органом или должностным лицом предупреждения в отношении учредителя (соучредителей) средства массовой информации, его редакции (главного редактора), а также прекращение судом деятельности средства массовой информации (ст. 16 Закона о СМИ, ст. ст. 8 и 11 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности");

4. При разрешении дел, касающихся злоупотребления свободой массовой информации, положения ст. 4 Закона о СМИ необходимо применять в совокупности с иными федеральными законами, регулирующими определенные общественные отношения: ФЗ "О противодействии терроризму", ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и другими;[16]

5. Выясняя вопрос о том, имеет ли место злоупотребление свободой массовой информации, суду следует учитывать не только использованные в статье, теле- или радиопрограмме слова и выражения, но и контекст, в котором они были сделаны, а также учитывать общественно-политическую обстановку в стране в целом или в отдельной ее части;

Таким образом, злоупотребление СМИ свободой массовой информации как негативное явление в деятельности СМИ подлежит законодательной регламентации и влечет за собой установленную законом ответственность.

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Они прошли длительный путь своего становления и развития в российском государстве. Необходимость установления конституционных основ статуса СМИ, всестороннего законодательного регулирования их деятельности возникла в связи с их преобладающей ролью в жизни современного общества. На конституционном уровне провозглашается право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается. Данные положения Конституции РФ составляют основные принципы конституционно-правового регулирования деятельности СМИ.

В ходе работы были раскрыты понятие и конституционно-правовые принципы СМИ, понятие свободы массовой, ограничения свободы СМИ, злоупотребление свободой массовой информации, а также установлены их особенности и роль в системе правового регулирования деятельности СМИ. Кроме того, в ходе исследования было изучено законодательство, которое непосредственным образом всесторонне регулирует деятельность СМИ. Важная роль принадлежит Закону РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации", который регламентирует правовое положение основных субъектов СМИ, описывает их правовой статус, закладывает основы свободы массовой информации, устанавливает недопустимость цензуры

Таким образом, исходя из поставленных задач можно сделать следующие выводы:

Закрепляя свободу массовой информации, как основополагающий конституционный принцип правоотношений в сфере массовой информации, Конституция Российской Федерации не абсолютизирует его, так как свобода распространения информации, как и другие права и свободы граждан, реализация которых неизбежно затрагивает интересы других лиц, не может быть неограниченной, она по необходимости должна быть сбалансирована с правами и законными интересами других людей, интересами общества и государства.

Средства массовой информации, через которые распространяется массовая информация, и, тем самым, осуществляется свобода массовой информации, обладают значительным, а в отдельные моменты - решающим влиянием на формирование общественного мнения, воздействуют на реализацию прав и законных интересов граждан, связанных с информацией разнообразного рода, существенно влияют на нравственное развитие граждан, на мотивацию их поведения, а также затрагивают, в отдельных случаях, интересы безопасности государства, что обуславливает необходимость обеспечения со стороны государства, как представителя интересов общества, правовых мер защиты прав и законных интересов граждан в сфере массовой информации - установления правовых ограничений свободы массовой информации.

 

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; (с посл. изм. и доп.)

3. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г., N 3, ст. 170.

4. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// "Российская газета", N 45 (6317), 26.02.2014.

5. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// "Российская газета", N 2974, 15.06.2002.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 г. Москва "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации""//"Российская газета", N 132 (5211), 18.06.2010.

7. Гельманов Р. Х. Политические основы функционирования средств массовой информации в современном российском обществе: диссертация... кандидата политических наук: 23.00.02 / Гельманов Руслан Хамитович; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2008.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-23/208

8. Гурьянова В.В. Злоупотребление свободой массовой информации: понятие, признаки и виды / В.В. Гурьянова // Правовая культура и правовые стандарты взаимодействия юридического и журналистского сообщества: тренды мультимедийности. Сборник научных статей по материалам круглого стола. – Казань, 2017. – С. 19-34.

9.  Елизаров, В. Г. Конституционно обоснованные ограничения свободы массовой информации в ходе избирательных кампаний и просчеты нового законопроекта / В. Г. Елизаров // Журнал российского права. – 2002. – N.4. – С.75-83.

10. Малиновский А.А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: Дис.... канд. юрид. наук. — М., 1995. С. 45.

11. Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. - М.: Междунар. отношения, 2002. - С. 38.

12. М.А. Федотов «Правовые основы журналистики» М.: гуманит. изд. центр «Владос», 2009. – 432 с.

 

 


[1] Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. - М.: Междунар. отношения, 2002. - С. 38.

[2]Лысова Е.В. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: понятие, система, основные тенденции развития: конституционно-правовой анализ: автореф. дис.... канд. юрид. наук / Дальневост. гос. ун-т. – Владивосток: Б. и., 2004. – 24 с. 32.

[3] Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; (с посл. изм. и доп.)

[4] Малиновский А.А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: Дис.... канд. юрид. наук. — М., 1995. С. 45.

[5] Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; (с посл. изм. и доп.)

 

[6] Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; (с посл. изм. и доп.)

[7] Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

[8] Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; (с посл. изм. и доп.)

 

 

[9] М.А. Федотов «Правовые основы журналистики» М.: гуманит. изд. центр «Владос», 2009. – 432 с.

[10]Федеральный закон от 13.01.1995 № 7ФЗ. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г., N 3, ст. 170.

[11] Елизаров, В. Г. Конституционно обоснованные ограничения свободы массовой информации в ходе избирательных кампаний и просчеты нового законопроекта / В. Г. Елизаров // Журнал российского права. – 2002. – N.4. – С.75-83.

[12] Гельманов Руслан Хамитович. Политические основы функционирования средств массовой информации в современном российском обществе: диссертация... кандидата политических наук: 23.00.02 / Гельманов Руслан Хамитович; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2008.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-23/208

[13] Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// "Российская газета", N 2974, 15.06.2002.

[14] Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// "Российская газета", N 45 (6317), 26.02.2014.

[15] Гурьянова В.В. Злоупотребление свободой массовой информации: понятие, признаки и виды / В.В. Гурьянова // Правовая культура и правовые стандарты взаимодействия юридического и журналистского сообщества: тренды мультимедийности. Сборник научных статей по материалам круглого стола. – Казань, 2017. – С. 19-34.

 

[16] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 г. Москва "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации""//"Российская газета", N 132 (5211), 18.06.2010.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.027 с.)