Законодательство Российской Федерации о СМИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство Российской Федерации о СМИ



Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации базируется на конституционном принципе свободы массовой информации и запрете цензуры. Наличие возможности свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и существование свободных и независимых средств массовой информации являются обязательными предпосылками развития подлинно правового демократического государства, в котором могут быть реализованы и другие конституционные права человека и гражданина.

В первую очередь, основополагающие положения и правовую основу деятельности СМИ устанавливает Основной закон РФ – Конституция РФ, которая в статье 29 устанавливает гарантии свободы массовой информации, мысли и слова, запрет цензуры, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. К законам, имеющим основным предметом регулирования деятельность СМИ, относятся Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».Среди нормативных правовых актов, призванных регулировать деятельность отечественных средств массовой информации (СМИ), ведущее место занимает Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». Его принятие в числе первых законов современной России, свидетельствует о том, что власти придавали большое значение роли СМИ для становления нового российского общества, основанного, как было записано в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятий 12 июня 1990 года, причем в один день с Законом СССР «О печати и других средствах массовой информации», на гарантии прав и свобод граждан. Закон о СМИ, вслед за советским законом о печати, способствовал дальнейшему развитию в стране новых средств массовой информации. По словам М.А. Федотова, одного из разработчиков обоих законов: «Если союзный закон явился документом, с одной стороны, демократического романтизма, а с другой — исполненным неминуемых компромиссов с защитниками тоталитарных порядков, то российский — результатом почти лишенного политического противоборства поиска оптимальных технологий правового регулирования организации и деятельности СМИ».[9]

Вместе с тем за все эти годы не только тема самого Закона о СМИ постоянно находилась не просто в центре общественных, политических и правовых дискуссий, но и сам закон регулярно подвергался проверке со стороны субъектов законодательной инициативы. За двадцать девять лет данный закон подвергался изменениям и дополнениям сорок пять раз (последние изменения были внесены Федеральным законом от 01.03.2020 N42-ФЗ "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 66 Федерального закона "О связи").Российский закон о СМИ, гарантирующий основные права и свободы, нормы и правила взаимодействия государства и СМИ соответствует международным правовым нормам, закрепленным в многочисленных конвенциях и соглашениях. Здесь следует отметить, что это закон разрабатывался и был принят в условиях включения России в мировое сообщество как равноправного партнера, а следовательно, не могли не быть учтены основные требования, выработанные для всех средств массовой информации во всем мире.

Среди законов, имеющих основным предметом регулирования деятельность СМИ, важно выделить Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». В статье 1 указано, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.[10] Данным Федеральным законом учитывается распространение в государственных средствах массовой информации определенного обязательного минимального количества информации (например, обращения и заявления Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, ст. 5), а кроме того непосредственное присутствие представителей средств массовой информации (корреспондентов) на заседаниях органов власти (к примеру, при проведении дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе, ст. 10).

В данных нормативно-правовых актах урегулированы проблемы по установлению требований к обеспечению доступа граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, формированию и размещению информации, взаимодействию структурных подразделений центрального аппарата между собой и с территориальными органами, определению состава информационных ресурсов, распределению ответственности и др. Кроме этого, предусматривается порядок предоставления информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти средствам массовой информации, в том числе по их запросам.

Рассматривая конституционно-правовые основы статуса СМИ, необходимо обратиться к международным принципам и стандартам, установленных международными правовыми актами, регулирующих деятельность СМИ. Специальным международно-правовым актом в сфере реализации права человека на свободу слова является Резолюция № 428 (1970) Консультативной ассамблеи Совета Европы «Относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека» (принята 23 января 1970 г. на 21-ой сессии Консультативной ассамблеи Совета Европы). Указанная Декларация определяет статус печати и других средств массовой информации, систему гарантий независимости СМИ, меры по обеспечению ответственности СМИ, меры по защите индивида от любого посягательства на его право, на уважение его личной жизни.

Особый статус имеет резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы от 7 мая 1984 г. № 820 «Об отношении парламентов государств со средствами массовой информации». Согласно указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» при освещении деятельности Федерального Собрания СМИ следует исходить из этой резолюции, в том числе имея в виду ограниченность каналов телевидения: доводить содержание выступлений депутатов в прениях по законопроектам до сведения их избирателей, как правило, через печатные средства массовой информации; публиковать большее число статей просветительного характера о парламентской деятельности.

    Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство о средствах массовой информации в Российской Федерации во главе с Законом о СМИ достаточно развито, чтобы регулировать аспекты деятельности средств массовой информации на современном этапе развития российского общества. Оно было принято не только в соответствии с конституционными принципами деятельности СМИ, но еще и с учётом международных стандартов, установленных международно-правовыми актами, регулирующих сферу деятельности средств массовой информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.007 с.)