Актуальные проблемы региональной социально-экономической политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы региональной социально-экономической политики



C. А. Тихоновскова

Актуальные проблемы региональной социально-экономической политики

Учебно-методическое пособие

Новочеркасск

ЮРГПУ (НПИ)

2017

УДК 316.3 (075.8)

ББК 60.54я73

В62

Печатается по решению кафедры управления социальными и экономическими системами ЮРГПУ (НПИ) (протокол № от.)

 

Рецензент –

 

Тихоновскова С.А.

В62       Актуальные проблемы региональной социально-экономической политики: учебно-методическое пособие / С.А. Тихоновского; Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ, 2016. – 130 с.

 

В пособии изложены материалы для проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Актуальные проблемы региональной социально-экономической политики».

Учебное пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

 

 

УДК 316.3 (075.8)

ББК 60.54я73

 

© Южно-Российский государственный

политехнический университет

(НПИ) имени М.И. Платова, 2016.

Общие цели и задачи

 

1. Цель изучения курса помочь студентам овладеть следующими компетенциями:

· Изучить теоретические и практические вопросы формирования и реализации государственной региональной экономической политики в Российской Федерации, а также важнейшие составляющие государственной региональной экономической политики;

· проанализировать основные направления развития региональной политики с начала 1990-х гг. по настоящее время.

2. Задачи курса:

Формирование у студентов следующих компетенций:

· владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях;

· владением навыками использования инструментов экономической политики.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент должен:

 знать:

· теоретические основы формирования региональной социально-экономической политики;

· цели, методы и принципы региональной социально-экономической политики;

· инструменты региональной социально-экономической политики;

· современные подходы к формированию региональной социально-экономической политики в развитых зарубежных странах;

уметь:

· исследовать проблемы региона;

· выявлять конкурентные преимущества региона;

· использовать научные подходы и методы для формирования региональной социально-экономической политики;

· применять современные инструменты регионального развития.

Планы семинарских и практических занятий

Семинарское занятие №1

Понятие «регион».

Вопросы для обсуждения:

Регион: определение, виды, условия формирования. Типология регионов в соответствии с социально -экономическим развитием. Cсоотношение между понятиями “регион” и “экономический район”. Целостность и комплексность хозяйства региона. Показатели, используются для определения региональной специализации и их суть. Территориальные экономические системы и их виды. Сущность терминов “промышленный узел”, “территориально-производственный комплекс”, “межотраслевой территориальный комплекс” “экономический район”, “агломерация”, “экономическая зона”.

Сообщение: Сущность понятия «регион».

Семинарское занятие № 2

Государственное устройство и роль регионов.

Вопросы для обсуждения:

Понятие государственного устройства. Основные принципы государственного устройства РФ. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, их виды. Механизм разграничения полномочий между федеральными и региональными органами и повышение эффективности осуществления государственной власти.

Роль регионов и городов в развитии страны.

Сообщение: Территория и государственное устройство РФ.

Семинарское занятие № 3

Семинарское занятие № 4

Семинарское занятие № 5

Семинарское занятие № 6

Семинарское занятие № 7

Семинарское занятие № 8

Семинарское занятие № 9

Тема 1. Типы регионов.

Термин регион в большинстве случаев характеризуется масштабным критерием. В русском языке он используется для обозначения достаточно крупных физико-географических, экономико-географических, геополитических и других территориальных таксонов и немыслим в выражениях типа «региональная овощная база». Конечно, в ряде случаев регионы могут объединять даже несколько низовых административных районов, однако это скорее исключение из общего правила. В соответствии с укоренившейся в последние годы традицией минимальным по территории административно-территориальным ареалом, именуемым регионом, является субъект Российской Федерации. Однако бывают исключения (особенно, когда речь идет о крупных по территории субъектах).

Разумеется, эти нюансы имеют скорее «академический интерес», поскольку в переводе на большинство языков мира упомянутые понятия «сливаются» воедино, как бы демонстрируя тот факт, что это лишь наша — искусственная «русская головная боль».

Универсального определения региона, пригодного «на все случаи жизни», не существует, если не считать известного из литературы его теоретического толкования: «это территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность — объективное условие и закономерный результат развития данной территории» (Э.Б. Алаев, 1983).

В литературе встречаются следующие определения понятия «регион».

1. «Регион — это комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли».

2. «Регионы — это те зоны, которые заключают в свои рамки существенную однородность доминирующих физических условий и, соответственно, преобладающих укладов обитания».

3. «Регион — это географический термин для описания такого типа окружающей среды, в котором географические элементы соединены друг с другом определенными и постоянными отношениями».

4.«Регион — это группа близлежащих стран, представляющих собой отдельный экономико-географический, или близкий по национальному составу и культуре, или однотипный по общественно-политическому строю район мира».

5.«Регион — область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения» и т.д.

6. «Регион есть средство отбора и изучения пространственных сочетаний сложных комплексов явлений, встречаемых на земном шаре. Любой участок или часть земной поверхности можно считать регионом, если они однородны с точки зрения условий данного пространственного сочетания. Однородность региона определяется на основании показателей, отобранных с целью выделения из всей массы тех земных явлений, которые необходимы для характеристики или освещения данного их сочетания в пределах выделяемой географической единицы. В таком определении регион не является объектом ни независимо существующим, ни данным от природы. Это интеллектуальная концепция, созданная мышлением, использующая определенные признаки, характерные для данной территории, и отбрасывающая все те признаки, которые рассматриваются как не имеющие отношения к анализируемому вопросу».

Очень часто понятие «регион» подменяется понятием «субрегион» или оба термина могут употребляться параллельно. Ничего предосудительного в этом, конечно, нет, если учесть, что «суб» — это первая составная часть сложных слов, обозначающая расположение внизу, под чем-либо или около чего-либо (например, субтропики, субстратосфера и т.п.). Однако при использовании этого понятия в регионоведении важно помнить о ключевом таксоне, от которого производится субрегион. (Так, западноафриканский, восточноафриканский, североафриканский, южноафриканский и центральноафриканский субрегионы являются производными от африканского региона, а не от национальных регионов, как это иногда вытекает из контекста отдельных источников.)

Типы регионов

В специальной литературе выделяется свыше 50 категорий регионов, относящихся к различным сторонам физической, биологической или социальной среды и определяемых на основе множества конституирующих признаков. Последние варьируют в весьма широких пределах и различаются в зависимости от использования одного или нескольких признаков (однокритериальный или многокритериальный способ) регионализации, характера структуры и внутренних связей.

В западной литературе при классификации регионов чаще других используются следующие три градации:

1) регионы, выделяемые по единичным признакам. В этом случае речь идет об учете какого-то индивидуального явления, как правило, не нуждающегося в дальнейшей дифференциации (например, участок с определенной крутизной склона или зона свеклосеяния в экономической географии). Такие регионы иногда называют простыми;

2) регионы, выделяемые по нескольким признакам. Они отражают сочетание или симбиоз различных явлений. Их типичным примером могут служить ландшафтные регионы в физической географии, выделяемые с учетом климатического, гидрографического, почвенного, биотического и других факторов. Эти регионы получили название сложных;

3) регионы, охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории. Обычно в них находит отражение тесная взаимосвязь между естественными (природными) и общественными индикаторами территории. Примером подобных регионов могут служить культурно-исторические регионы. Часть географов критически относится к исследованию регионов, выделяемых с учетом целого комплекса факторов, полагая, что при обобщении множества элементов может теряться достоверность выводов. Одно время по отношению к данному типу регионов использовались термины «тотальные» или «компажи» (от лат. compages — соединение, структура).

Вне зависимости от критерия, на основании которого выделяются регионы, каждый из них может быть либо однородным (гомогенным), либо узловым (функциональным).

Однородные регионы выделяются по принципу единственной присущей им особенности (или ассоциации нескольких особенностей), причем отличительные признаки внутри них проявляются повсеместно. Наглядным примером однородного региона является климатический регион.

Узловые регионы представляют собой ареалы, характеризующиеся сходящимися или расходящимися из одной точки потоками вещества, энергии или информации. Примером элементарного природного узлового региона может служить речной бассейн вместе с подземными водосборами.



Тема 3. Проблемные регионы.

К проблемным регионам относят достаточно разнородные территории. Конечно, в любом конкретном регионе существуют определенные проблемы, что само по себе не дает оснований относить его к проблемным. В чем же смысл понятия «проблемный регион»? Это понятие является категорией государственной политики.

Под проблемными принято называть те регионы, которые не в состоянии самостоятельно решить свои социально-экономические проблемы и требуют активной поддержки со стороны государства.

Основные признаки проблемных регионов:

· особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению, политической стабильности, экологическому равновесию;

· особое значение геополитического или геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны;

· наличие ресурсного потенциала, использование которого важно для национальной экономики;

· недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем, имеющих общенациональное значение.

Проблемными могут быть не только субъекты федерации в целом, но и их отдельные части, территории, включающие несколько субъектов федерации. Например, зона ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, территория, прилегающая к Байкалу, зона Крайнего Севера.

С точки зрения региональной экономической политики главными типами проблемных регионов в России являются:

· отсталые (слаборазвитые);

· депрессивные;

· пограничные;

В особую проблемную зону относят достаточно разнородные территории российского Севера.

Отсталые (слаборазвитые)регионы.

Традиционно отсталые – субъекты федерации, которые на протяжении всего прошлого по разным причинам не получили должного развития, все их социально-экономические показатели были ниже, чем по стране в целом. В результате реформ их положение еще более ухудшилось, и они не имеют потенциала для развития в настоящее время.

Главные причины отсталости регионов:

· преобладание в их экономике сельского хозяйства с устаревшими формами его ведения и низкой степенью переработки сельскохозяйственного сырья;

· слабое развитие инфраструктуры

· неблагоприятные природно-климатические условия;

· недостаток инвестиций.

Понятие отсталости может быть только относительным. К данному типу относят регионы, имеющие уровень экономического развития и жизни населения ниже, чем в большинстве регионов страны. Существуют определенные количественные критерии, которые позволяют достаточно точно выделить такие регионы.

Анализ дифференциации субъектов РФ по величине ВРП на душу населения и величине денежного дохода на душу населения позволяет выделить в эту группу следующие регионы: Дагестан, Калмыкия, Ингушетия, Тува, Алтай, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Бурятия, Мордовия, Марий Эл.

В группу отсталых регионов устойчиво входят республики Северного Кавказа, республики юга Сибири, а также Марий Эл и Калмыкия.

Северокавказские республики относятся к самым бедным в стране. Особенность их – преобладание сельского населения. На селе выше уровень безработицы и бедности, основные доходы от ЛПХ.

Причины отсталости Северокавказских республик.

· слабая промышленная и социальная база.

· неравные стартовые возможности

· резкий спад добывающего производства.

Усиливаются территориальные диспропорции внутри республик, отдаленные горные районы деградируют сильнее всего.

Это отставание существовало и в дореформенное время. Возможно ли преодоление отсталости в обозримой перспективе? Анализ показывает, что даже если они будут развиваться темпами, характерными для наиболее динамично развивающихся стран мира (8-10%), то для этого потребуется 20-30 лет. Такие темпы роста явно нереальны для этих регионов. Поэтому, можно говорить лишь об уменьшении отрыва от среднероссийского уровня. Повысить уровень жизни населения в этих регионах можно, лишь направив туда значительные финансовые средства.

Улучшение экономического и социального положения республик Северного Кавказа невозможно без политической стабилизации в этом районе. Подъем отсталых районов юга Сибири требует значительных инвестиций. Но вряд ли следует считать это правильным. Финансовые ресурсы, направленные в другие регионы России, принесут гораздо большую отдачу, чем направленные в эти районы.

Депрессивные регионы.

Депрессивные регионы принципиально отличаются от слаборазвитых. К типу депрессивных регионов относят территории, имевшие в прошлом высокий уровень развития, но в силу разных причин потерявшие свое былое экономическое значение. В таком регионе был относительно высок ранее накопленный экономический потенциал, имелась развитая промышленная инфраструктура, квалифицированная рабочая сила. Но сложившаяся хозяйственная структура региона может вступить в конфликт с изменениями во внешней среде, связанными с НТП, глобализацией экономики, переходом на рыночные отношения, распадом Союза и т.д. Кризисные явления в них обусловлены значительным спадом профилирующих, традиционных отраслей хозяйства данного депрессивного региона, составляющих основу его хозяйственной специализации. Экономический спад обусловлен низкой конкурентоспособностью профилирующих отраслей. Соответственно депрессивные регионы имеют существенно более высокий уровень безработицы, крайне низкую степень инвестиционной активности, а также низкий уровень доходов населения.

К депрессивным регионам относятся Ивановская, Читинская, Хабаровский край, республика Чувашия, Алтайский край.

Причины депрессии:

1. Разрыв экономических связей вследствие распада СССР.

2. Значительное сокращение государственных заказов.

3. Увеличение доли импорта, вытесняющего отечественную продукцию.

В годы реформ наибольший спад производства наблюдается в машиностроении (особенно ВПК, сельскохозяйственном, электронике) и легкой промышленности.

Депрессивность более ярко проявляется на уровне отдельных городов или промышленных узлов.

Причиной депрессии также могут быть истощение ресурсов или падение спроса на некоторые виды сырья. В малозаселенных районах страны возникают депрессивные локальные горнопромышленные или лесопромышленные центры (поселки, небольшие населенные пункты). Проблемы выхода подобных регионов из кризиса решаются исходя из конкретной ситуации.

Приграничные районы.

Понятие «приграничный регион» подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы. В России 51 субъект Федерации являются приграничными или приморскими территориями. Разумеется, для большинства из нет смысла разрабатывать особую экономическую политику. Например, республика Якутия. Как правило, пограничные проблемы касаются лишь узкой пограничной полосы. Российские эксперты определяют среднюю ширину приграничной полосы в 5 км. По правилам ВТО (Всемирной торговой организации) полоса приграничной торговли определяется как 15 км по обе стороны границы. Огромное экономическое значение для России имеют проблемы развития морских приграничных пространств.

Общие проблемы для приграничных районов:

· недостаток пограничных переходов и таможенных пунктов и других элементов пограничной инфраструктуры;

· рост контрабанды;

· коррупция.

В стратегии территориального развития приграничным регионам России отводится роль авангардов экономического сотрудничества. Развитие внешнеэкономических связей приграничных районов должно компенсировать их удаленность от главных экономических центров страны, повысить их конкурентоспособность.

Север как проблемная территория.

Зона Севера представляет собой часть территории страны, находящуюся в высоких широтах, с суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения.

Для отнесения территории к зоне Севера учитывают, как правило, следующие основные элементы природы:

1. географическая широта положения местности;

2. среднегодовая температура воздуха, от которой зависит продолжительность периода с отрицательной температурой воздуха, наличие снегового и ледового покрова, степень развития мерзлотных процессов;

3. средняя температура января;

4. сумма температур больше 100 С как показателя возможностей развития сельскохозяйственного производства и условий рекреации.

Это наиболее универсальные показатели комфортности или дискомфортности природных условий. По этим показателям к зоне Севера относятся 67% ее территории, характеризующиеся суровыми природно-климатическими условиями для хозяйственной деятельности и экстремально дискомфортными – для проживания населения.

Специфику социально-экономической системы Севера определяют:

· богатые природные ресурсы;

· слабая заселенность;

· низкий уровень хозяйственного освоения;

· неразвитые транспортная, производственная и социальная инфраструктуры;

· высокие транспортные издержки;

· высокая стоимость жизни;

· наличие многолетней мерзлоты;

· необходимость огромных затрат на отопление и освещение;

· экологическая уязвимость северных экосистем.

· наличие зоны расселения малых народов севера, что требует соблюдения особого режима природопользования.

Для районов Крайнего Севера также

· полная зависимость социальной и экономической деятельности от поставок топлива и продовольствия;

· ограниченные сроки навигации.

В то же время надо осознавать, что Север является зоной стратегических интересов России. Здесь присутствуют важнейшие национальные интересы страны: оборонные, экономические, геополитические, научные, экологические.

Север занимает ключевые позиции в экономике страны по запасам и разработке основных видов минерального сырья и топлива. При 8% населения здесь сосредоточено 2/3 ресурсного потенциала страны, в том числе более половины леса, рыбы, пушнины, гидроресурсов, добывается более 90% природного газа, 75 – нефти, 90% никеля и меди, 100% алмазов, кобальт, платиноиды, апатитовый концентрат и т.д. Экспортный потенциал Севера обеспечивает до 60% валютных поступлений.

Велика стратегическая роль Севера в обеспечении национальной безопасности и геополитических интересов государства в связи с кратчайшим расстоянием до Американского континента. Северное пространство России – это значительный автономный регион с транспортной инфраструктурой, независимой от воздействия зарубежных сил. Выход имеет и на запад - в Атлантику и на Восток – в Тихий океан. Может составить конкуренцию международному торговому пути через Индийский океан.

Роль Северного морского пути велика, особенно в связи с глобализацией экономики и расширением внешних связей. Хозяйственные системы севера выступают важнейшим фактором стабилизации экономики России, фактором обеспечения национальной экономической безопасности. Поэтому проблемы Севера являются общенациональными.

Север как специфическая природно-демографическая территория России требует особого отношения в социальном, экономическом, геополитическом, военном аспектах.

Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера включает:

1. совершенствование механизма государственного управления арктической зоной;

2. поддержка арктической транспортной системы (поддержка СМП);

3. поддержка социального развития населения арктических районов;

4. решение экологических проблем (ограничения на хозяйственную деятельность, создание заповедников, проведение экологической экспертизы и т.д.).

Освоение северных территорий идет двумя путями: отраслевым и комплексным.

Цель отраслевого – только освоение ресурсов, высокоэффективных месторождений.

Комплексное освоение означает постепенное заселение и освоение территории, развитие отраслей специализации, вспомогательных и обслуживающих производств. Суровые природные условия севера обуславливают значительное увеличение трудовых затрат, затрат на жизнеобеспечение по сравнению со среднеширотными районами.

Цели создания ОЭЗ

с точки зрения государства:

· Привлечение прямых иностранных капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг.

· Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.

· Развитие экспортной базы.

· Импортозамещение.

· Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Классификация ОЭЗ

ОЭЗ могут быть классифицированы по видам хозяйственной деятельности, по степени организации, по степени интеграции в национальную экономику, по принципу национальности и по системам предоставляемых льгот

По видам хозяйственной деятельности.

Торговая зона (ТЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.). Отличаются достаточно быстрой окупаемостью. Основные виды:

· Свободные порты

· Свободные города

· Зоны свободной торговли (не путать с ЗСТ-интеграции!)

· Свободные таможенные зоны

· Магазины Duty Free

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. Часто может служить целям экспортного ориентирования или импортозамещения. Основные виды:

· Зона одной отрасли

· Зона одного предприятия

· Экспортно-производственная зона

· Промышленный парк

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Нацелены на разработку НИОКР и коммерциализацию результатов. Некоторые виды:

· технопарк

· технополис

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками). Основные виды:

· Зона свободных банковских услуг

· Зона свободных финансовых услуг

· Зона свободных страховых услуг

· Зона свободных туристско-рекреационных услуг

Офшорная зона — отдельно, но есть отличия.

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии. Некоторые виды:

· Свободная зона

· Свободная экономическая зона

· Особая экономическая зона

По степени организации

Территориальные ОЭЗ — льготы предоставляются на конкретной территории, часто присутствует развитая инфраструктура. Их виды:

· Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны

· Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.

· Функциональные ОЭЗ — льготы предоставляются под конкретную деятельность, причём размещаться предприятие может быть в любом месте страны. По факту, компаниям предоставляется свободный экономический режим в зависимости от того, в какие сферы намерено государство привлекать компании. Часто бывают экспорто-ориентированных компаний

· Территориально-функциональные ОЭЗ

· Бывает чаще всего, как смешанное.

По степени интеграции в национальную экономи ку

· Зоны, интегрированные в национальную экономику. Ориентир — развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону; помощь в решении проблемы экспортного производства; повышение технологического уровня производства; повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей. Бывают часто комплексными, технико-внедренческими и пр.

· Анклавные (экспортно-ориентированные). Производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна. То есть работа в рамках программ сбыта товаров на внешнем рынке. Бывают часто торговыми и промышленно-производственными: зоны одного предприятия, экспортно-производственные зоны, разные высокотехнологичные компании.

По принципу национальности

· Национальные

· В рамках одного государства

· Трансграничные

· В рамках двух и более государств

По системам льгот

· Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %).

· Торговые, или таможенные (импорт), — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

· Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

· Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

· Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

 

В России

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. Создана Министерством экономического развития Федеральный закон № ФЗ-116 от 22 июля 2005 г.

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания — ОАО ОЭЗ «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

· Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

· Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

· Предоставляется ряд налоговых преференций

· Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

· Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

· Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

· Портовые зоны

· Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь», ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..

В Магаданской области действует ОЭЗ, условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 104-ФЗ от 31.05.1999 г..

Всего на 1 января 2016 года в России действовали 33 особые экономические зоны: 9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 3 портовых и 15 туристско-рекреационных.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2005 созданы промышленные зоны на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ «Липецк»). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года — была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Титановая долина» (Верхняя Салда, Свердловская область). В августе 2015 года Правительство РФ подписало Постановление № 826 о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа «СТУПИНО КВАДРАТ» в Ступинском муниципальном районе Московской области.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

· Автомобилей и автокомпонентов

· Строительных материалов

· Химической и нефтехимической продукции

· Бытовой техники и торгового оборудования

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода её на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Шесть инновационных зон располагается на территории Татарстана, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда), Дубны и Фрязино (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

· Нано- и биотехнологии

· Медицинские технологии

· Электроника и средства связи

· Информационные технологии

· Точное и аналитическое приборостроение;

· Ядерная физика;

· СВЧ-технологии.

Туристические ОЭЗ

Туристско-рекреационная зона. Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северокавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создается сроком на 49 лет.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск-Восточный (особая экономическая зона)) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного класте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.132 с.)