История кафедра общей стоматологии РУДН 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История кафедра общей стоматологии РУДН



Вопросы, разбираемые на занятии.

· Краткий исторический очерк развития стоматологии как науки

· Современное содержание дисциплины.

· Определение дисциплины «Профилактика и коммунальная

· стоматология» как составной части стоматологии

· Цели и задачи дисциплины.

· Становление специальности стоматология в разные годы (1975-2019г.г.).

 

Стоматология (от греч. Stoma - рот, logos - учение) это клиническая дисциплина, изучающая физиологию и патологию зубочелюстной системы, в частности болезни зубов и других органов ротовой полости (частично шеи), разрабатывающая методы профилактики, диагностики и лечения, а также определяющая влияние заболеваний системы на общее состояние организма и здоровья человека (Источник??).

История развития стоматологии (зубоврачевания) берет свое начало еще с Античного мира, с Древней Греции, о чем сохранилось множество трудов известных мыслителей, философов, античных медиков.

Еще Гиппократ (V век до н.э.) в своих работах большое внимание уделял вопросам челюстно-лицевой хирургии, описывал способы выравнивания вывихов нижней челюсти, давал советы и принципы лечения переломов челюстей.

В древней Руси врачевание сводилось к знахарству, волшебству, чародейству. Зубы в древней Руси лечили с помощью заговоров и лекарственных средств растительного или животного происхождения.

По мере установления отношений с Западной Европой многие культурные традиции стали проникать в Российское государство, что, безусловно, не могло не отразиться и на состоянии врачебного дела, сосредоточенного в руках знахарей. Отсутствие отечественного медицинского образования привело к тому, что в течение долгого времени в России были только врачи-иностранцы. Как и в Европе, появились две врачебные формы: доктора, т.е. врачи, занимающиеся внутренними болезнями, и лекари, т.е. хирурги, занимающие подчиненное положение и действующие часто по указанию докторов.

Звание врач-дантист было установлено в 1700 г. во Франции, где под влиянием Фошара и других хирургов начался расцвет научного зубоврачевания. До этого периода зубоврачевание являлось средством оказания помощи при болях и сводилось в основном к удалению больного зуба. Зубоврачебная помощь оказывалась цирюльниками, банщиками, ремесленниками и др.

Зубоврачевание как медицинская специальность зародилось в конце XVII - начале XVIII веков. Во многом помогли реформы, внедренные Петром I, благодаря которым произошло существенное развитие научной и практической медицины, что позволило бурно развиваться и стоматологии, в те времена еще зубоврачеванию. Разработки по изготовлению искусственных золотых коронок, пломбированию зубов серебряной амальгамой, а позже применение мышьяковистой кислоты для некротизации пульпы (1836) и изобретение бормашины окончательно утвердили эту специальность.

Стоматология как медицинская дисциплина сформировалась в 20-х годах текущего столетия в результате слияния зубоврачения и челюстно-лицевой хирургии.

Зубоврачевание в России до XVIII века не контролировалось государством. И только в 1810 году был издан закон, по которому право на зубоврачебную практику предоставлялось лицам, получившим диплом "зубного лекаря". Следующим шагом по развитию зубоврачебного образования в России является закон (1838), в соответствии с которым звание "дантист" и право на самостоятельную работу присуждалось после сдачи экзамена в медицинской академии. Однако только в 1900 году была официально запрещена подготовка дантистов путем ученичества.

В 1829 году женщины получили право на равных основаниях с мужчинами сдавать экзамены на звание зубного лекаря.

В конце прошлого столетия произошел ряд событий, которые оказали большое влияние на формирование специальности. Так, в 1881 году в Петербурге В. И. Важинским была открыта первая в России зубоврачебная школа. В Москве зубоврачебная школа была организована в 1892 году И. М. Коварским (1856-1955гг). В этот период появляются высказывания о необходимости превращения зубоврачевания в специальность, которой можно овладеть, получив высшее образование. Важной вехой в этом направлении явилось открытие при факультетской хирургической клинике Московского университета первой в России приват-доцентуры по одонтологии (1885). Доцентский курс по зубным болезням возглавил Н. Н. Знаменский.

Огромная роль в организации курса по одонтологии принадлежит проф. Н.В. Склифосовскому (1836-1904гг), который понимал необходимость преподавания зубных болезней на медицинских факультетах. Следует отметить, что Н.В. Склифосовский проявлял интерес к зубоврачеванию и занимался научными исследованиями по этой проблеме. В 1892 году были открыты приват-доцентуры по одонтологии при Военно-медицинской академии (возглавил П.Ф. Федоров) и на высших женских курсах в Санкт-Петербурге (возглавил проф. А.К. Лимберг, 1956-1906гг).

А.К.Лимберг первый в России (1891) защитил диссертацию по одонтологии на тему "Современная профилактика и терапия костоеды зубов". А.К.Лимберг является основоположником плановой санации рта школьников.

С полным основанием можно считать, что в факультетской хирургической клинике проф. Н.В. Склифосовского в Москве, Военно-медицинской академии и на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге были воспитаны первые ученые-стоматологи: М.М. Чемоданов (1856-1908гг), Н.Н. Знаменский (1856-1915гг), А.К. Лимберг.

В 1883г. в Санкт-Петербурге было организовано первое в России научное общество дантистов, а в 1885г. был учрежден печатный орган "Зубоврачебный вестник". Появление печатного органа позволило в короткий срок объединить разрозненные общества дантистов различных городов. В 1889г. Московским одонтологическим обществом был учрежден свой журнал "Одонтологическое обозрение". Огромную роль в деле объединения дантистов в России сыграл I Всероссийский одонтологический съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде в 1896г. На съезде, кроме научных докладов, обсуждались вопросы подготовки зубоврачебных кадров, был поставлен вопрос о запрещении подготовки специалистов путем ученичества и впервые была сформулирована идея санации полости рта учащихся.

По мере становления одонтологии все больше раздавалось голосов в пользу точки зрения, что подготовка специалистов этого профиля должна проводится в университетах. Так, в 1910г. на XI Пироговском съезде было принято решение о необходимости учреждения на всех медицинских факультетах самостоятельных кафедр одонтологии с самостоятельными клиниками и техническими лабораториями. После организации зубоврачебных школ число специалистов по зубоврачеванию начинает быстро увеличиваться, и к 1900 г. достигает 1657 человек. К 1910 г. число дантистов и зубных врачей составило 5966 человек. В 1913 г. в России практиковало 6700 зубных врачей и дантистов.

В ноябре 1918г. вышло постановление о передаче зубоврачебного образования медицинским факультетам университетов. В 1918г. при создании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР в его структуре была образована зубоврачебная подсекция, которую возглавил П.Г. Дауге (1869-1946).

В марте 1920г. в соответствии с постановлением Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата просвещения на медицинских факультетах государственных университетов были организованы кафедры стоматологии. Эта мера явилась важной вехой в развитии этой специальности. В соответствии с этим постановлением в апреле 1920г. курс стоматологии медицинского факультета МГУ в Москве реорганизован в кафедру стоматологии, которой заведовал проф. Г.И. Вильга (1864-1942гг). С 1924 по 1926г. ею заведовал проф. Л.А. Говсеев (1862-1926гг). На этой кафедре в то время работали будущие видные деятели стоматологи: В.А. Дубровин, И.Г. Лукомский, И.А. Бегельман, А.Е. Верлоцкий.

Наряду с организацией кафедр на медицинских факультетах были созданы институты: в 1919г. в Петрограде - институт общественного зубоврачевания. В Киеве - Одонтологический институт. В 1922г. в Москве создается Государственный институт зубоврачевания (ГИЗ), который в 1927г. был переименован в Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО), а затем в Московский медицинский стоматологический институт (ММСИ), где срок обучения составлял 4 года. В довоенный период была создана значительная материальная база по подготовке стоматологов. В 1935г. было открыто 11 стоматологических институтов. Однако война не позволила завершить начатые преобразования.

В 1946г. в стоматологических институтах срок обучения увеличен до 5 лет. Увеличивается число вузов, в которых ведется подготовка стоматологов. Отличительной особенностью является то, что открываются не стоматологические институты, а стоматологические факультеты в медицинских институтах.

По мере развития специальности уже в предвоенные годы определились три профиля: терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология. В 1963г. была открыта кафедра стоматологии детского возраста. Основоположниками терапевтической стоматологии как научного раздела в СССР следует считать (в порядке алфавита) Е.М. Гофунга, А.И. Евдокимова, И.Г. Лукомского, Е.Е. Платонова, Д.А. Энтина. При ее формировании главными социально значимыми научными проблемами были изучение этиологии и патогенеза и разработка вопросов терапии и профилактики ос­новных стоматологических заболеваний - кариеса зубов (поражает 70 – 90 % населения) и пародонтоза (50 – 60%). А.И. Евдокимов на основе своих исследований и ис­следований своих учеников сформулировал сосудистую теорию этиологии и патогенеза пародонтоза. Монография А.И. Евдокимова «Топографическая анатомия полости рта и смежных областей» (1930) обозначила начало клинико-анатомического направления в хирургии челюстно-лицевой области; под его руководством были проведены исследования, уточнившие представления о клинике, морфологии и патофизиологии воспалительных процессов в челюстно-лицевой области, и позволившие разработать их классификацию. В 1980-е годы в гнойную хирургию челюстно-лицевой области вошел провозглашенный А.И. Рыбаковым принцип обязательного включения методов реабилитации больных в послеоперационном периоде. Ортопедическая стоматология - как третья стоматологическая специальность оформилась в 1936 г. (до этого этот раздел был известен как зубопоротезирование).

В 1930-е годы наметились три направления стоматологических исследований в детском возрасте – терапевтическое, хирургическое и ортопедическое, но они развивались в рамках соответствующих разделов общей стоматологии. Первая в стране кафедра стоматологии детского возраста была открыта в 1963 г. А.А. Колесовым при поддержке А.И. Евдокимова, В.Ю. Курляндского, Е.Е. Платонова в Московском медицинском стоматологическом институте; здесь было объединено преподавание всех стоматологических дисциплин детского профиля: терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, ортодонтия. Спустя пять лет такая же кафедра была организована в Центральном институте усовершенствования врачей

http://www.medicinform.net/history/nauka/5.htm

 

Приступать к работе на любых стоматологических универсальных установках, каппарате для криодеструкции, со стерилизаторами, амальгамосмесителями, электроодонтометром, диатермокоагулятором, ультразвуковыми очистителями, аппаратом электросна, и другими техническими средствами следует, строго руководствуясь специальными инструкциями по технике безопасности для данных технических средств.

  Обеспечение радиационной безопасности при размещении и эксплуатации рентгеновских аппаратов и кабинетов

 Основные требования к размещению и эксплуатации рентгеновских аппаратов должны соответствовать положениям действующих санитарных правил, которые определяют основные критерии радиационной защиты, требования к рентгеновскому оборудованию и персоналу, основные требования к размещению рентгеновских аппаратов и их эксплуатации. Однако в седьмой части главы V новых СанПиН детализированы требования к размещению и эксплуатации рентгеновских аппаратов в стоматологических медицинских организациях.

При проведении рентгенологических исследований должен быть обеспечен учет и регистрация доз облучения пациентов и персонала, которые должны быть отражены в радиационно-гигиеническом паспорте организации и в формах государственной ежегодной статистической отчетности. Кроме того, для проведения рентгенологических исследований должна быть оформлена лицензия на осуществление деятельности с источником ионизирующего излучения.

На этапе организации деятельности с источниками ионизирующих излучений (ИИИ) осуществляется выбор помещений, в которых будут проводиться рентгенологические исследования: либо в отдельном рентгеновском, либо в стоматологическом кабинете с установленным рентгеновским аппаратом.

На этом этапе также определяется количество и вид рентгеновских аппаратов, площади и набор помещений для их размещения, а также необходимые дополнительные условия (освещение, вентиляция, электроснабжение, отопление, канализация). Выбранная схема размещения рентгеновского аппарата (в отдельном рентгеновском или стоматологическом кабинете) оформляется в виде технического задания на проектирование.

В стоматологическом кабинете может размещаться рентгеновский аппарат для прицельных снимков с цифровым приемником изображения, не требующим фотолабораторной обработки, и с рабочей нагрузкой до 40 (мА в мин)/неделя. Размещение ортопантомографа в стоматологическом кабинете не разрешается. Рентгеновский аппарат в стоматологическом кабинете предназначен только для обслуживания пациентов данного кабинета. Дополнительные площади для размещения рентгеновского аппарата в стоматологическом кабинете, соответствующем санитарным нормативам, не требуются. Также не предъявляются дополнительные требования по освещению, вентиляции, отоплению.

Работа с амальгамой.*

Во время работы с амальгамой для предупреждения опасного для здоровья загрязнения ртутью помещений необходимо строго соблюдать следующие мероприятия:

• приготовление серебряной амальгамы любым способом должно производиться только в вытяжном шкафу при включенной тяге;

• готовая амальгама должна находиться в вытяжном шкафу в широкогорлом стеклянном или фарфоровом сосуде с водой с притертой крышкой, в который следует отжимать избыток ртути и собирать все излишки амальгамы в процессе пломбировки зубов;

• при пломбировании полости зуба лишнюю амальгаму следует собирать в лоточек с водой, не допуская разбрасывания ее вокруг рабочего места;

• очистка посуды от следов ртути требует тщательной обработки хромовой смесью, ополаскивания чистой водой и последующего промывания 2,5 процентным раствором йода в 30 процентном растворе йодистого калия;

• случайно пролитую ртуть следует немедленно собрать резиновой грушей, а мелкие капли кисточкой из тонкой медной проволочки и поместить в сосуд с водой в шкаф;

• загрязненную ртутью поверхность необходимо подвергнуть (немедленно!) демеркуризации при помощи 20 процентного раствора хлорного железа или подкисленным раствором перманганата калия (к 1л 0,2 процентного раствора перманганата калия прибавляют 5 мл концентрированной соляной кислоты);

• работы, связанные с загрязнением рук амальгамой (а также слюной, мокротой, выделениями из ран, собиранием и переносом плевательниц, химическими средствами, раздражающими кожу рук, уборка помещений) требуют защиты рук персонала резиновыми перчатками. После работы перчатки моют, обрабатывают кипячением или замачиванием в 0,5 процентном растворе хлорамина в течение часа;

• работникам, занятым приготовлением и применением амальгамы, должны выдаваться хирургические халаты без карманов;

• в помещениях, где производится работа с ртутью, запрещается принимать пищу;

• спецодежда работников, имеющих контакт с амальгамой, должна храниться отдельно от домашней одежды и одежды других сотрудников;

• механизированная стирка спецодежды, загрязненной ртутью, производится один раз в 7 дней в коммунальных прачечных по способу, рекомендованному «Санитарными Правилами проектирования, оборудования, эксплуатации и содержания производственных и лабораторных помещений, предназначенных для проведения работ со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением» № 780−69; вынос загрязненного белья для стирки дома или в городских прачечных категорически запрещается;

• в помещениях, где работают с амальгамой, один раз в две недели должен проводиться качественный анализ воздуха на содержание паров ртути при помощи индикаторных бумажек, которые размещают на уровне дыхания в рабочей зоне и у мест возможного выделения паров ртути в воздух помещения;

• приготовление растворов демеркуризаторов, индикаторных бумажек и проведение демеркуризационных работ при обнаружении превышения предельно-допустимойконцентрации ртути в воздухе помещений (0,01 мг/м3) производится согласно рекомендациям Санитарных Правил №780−69 (Приложение 5);

• персонал, имеющий контакт с амальгамой, должен подвергаться периодически медицинским осмотрам в соответствии с приказом МЗ.

 

*В настоящее время в Российской Федерации амальгама не используется на стоматологическом приеме из-за ее высокой токсичности, но в ряде стран (США, Иран, Ирак и др.) она применяется до сих пор, поэтому данный раздел сохранен.

 

Врачи-стоматологии зубные техники в соответствии с требованиями Инструкции МЗ должны проходить обязательный профилактический медицинский осмотр при поступлении на работу и в дальнейшем в сроки, устанавливаемые местными СЭС.

Для своевременного выявления и лечения кариозных зубов и пародонтоза, хронических воспалительных очагов в верхних дыхательных путях и носовой полости, субтрофических состояний слизистых оболочек носа и зева, а также носительства золотистого стафилококка у персонала стоматологических кабинетов 1 раз в 6 месяцев проводится плановое обследование в соответствии с требованиями «Инструкции по бактериологическому обследованию на выявление носителей патогенного стафилококка и проведение санации».

Антисептика - комплекс мероприятий по ограничению и уничтожению попавшей в рану инфекции.

Виды антисептики: физическая, механическая, химичес­кая, биологическая.

§ Физическая антисептика состоит из создания условий, неблагоприятных для жизнедеятельности микробов (высуши­вание, тепловые и световые процедуры).

§ Механическая антисептика заключается в обработке ин­фицированных тканей с целью удаления патогенных микро­организмов и продуктов их жизнедеятельности. В стоматоло­гии к механической антисептике относится: препарирование кариозной полости, механическая обработка корневых кана­лов.

§ Химическая антисептика - применение различных хи­мических веществ с бактерицидным или бактериостатическим действие.

§ Биологическая антисептика направлена на повышение за­щитных сил организма, а также на создание условий, небла­гоприятных для развития в ране микроорганизмов. В стомато­логии применяют следующие виды стерилизации: кипячение, паром под давлением, сухожаровая и холодная.

 

Занятие 3 Диагностические методы, применяемые в стоматологии. Осмотр стоматологического пациента.

 

Вопросы, разбираемые на занятии

 

§ Клиническое обследование пациента. Основные и дополнительные методы обследования.

§ Методы индексной оценки уровня гигиены рта, интенсивности кариеса и тканей пародонта.

§ Внешний осмотр. Зубная формула. Состояние слизистой оболочки рта.

§ Функциональные методы диагностики. Индексная оценка уровня гигиены рта у лиц с различной соматической патологией                                       

Первым этапом работы врача-стоматолога является сбор фактического материала, т. е. выявление симптомов болез­ненного состояния. С появлением новых методов диагностики состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта важным является форми­рование такого порядка осмотра пациента, при котором бу­дут учтены и зарегистрированы все факторы, способствую­щие развитию заболеваний полости рта. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зави­сит окончательный диагноз.

Методы обследования

Выделяют методы основные (клинические) и дополнительные (инструментально-лабораторные).

 

I. При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из нескольких этапов:

Этапы диагностики Средства диагностики Критерии самоконтроля
Основные (клинические) 1. Опрос начинают с выявления жалоб: боли, кровоточивость десен, запах изо рта, сухость во рту, нару­шение жевания вследствие отсутствия или подвижности зубов, нарушение конфигурации лица. Опрос пациента. Выясняют характер, длительность, интенсивность болей, иррадиация болей.
 2. Анамнез данного заболевания.   Необходимо выяснить, когда по­явились те или иные жалобы, при­чины их возникновения. Проводи­лось ли ранее лечение, его эффек­тивность.
3. Анамнез жизни больного.   Перенесенные и сопутствующие за­болевания, условия жизни, аллергологический анамнез, вредные привычки.
4. Осмотр. Внешний вид больного. Степень физического развития.   Тип телосложения.
5. Конфигурация лица.   Изменение конфигурации лица возможно при травме, воспалитель­ных процессах, новообразованиях, патологии прикуса.   Отек мягких тка­ней лица - при нарушении функции почек, заболеваниях ССС, аллергических состояниях (отек Квинке).
6. Состояние кожных покровов.   Ограниченная гиперемия характер­на для абсцессов, флегмон, разли­того воспаления.
7. Тип дыхания.   В норме - носовое. Ротовое дыхание благоприятствует развитию карие­са, способствует развитию зубочелюстных аномалий.
8. Состояние лимфати­ческих узлов: поднижнечелюстных, подбородочных, шейных. Пальпация лимфоузлов. В норме лим­фоузлы не пальпируются. При вос­палении лимфоузлы увеличены, что является проявлением реактив­ности организма. Выясняют размер, подвижность, болезненность лим­фоузлов. На­личие плотных увеличенных регио­нарных лимфоузлов при злокаче­ственных новообразованиях свиде­тельствует о метастазирование опу­холи.
9. Осмотр красной каймы губ и мягких тканей полости рта   Исследование состоит из 7 этапов: кожа и красная кайма губ (В1); сли­зистая губ и переходная складка (В2); углы рта, слизистая и пере­ходная складка щек (ВЗ); десна и альвеолярный край (В4); язык (В5); дно полости рта (Вб); твердое и мягкое небо (В7).
Bl.   Губы осматривают при открытой и закрытой полости рта (цвет, блеск, консистенция).
В2.   Осматривают слизистую оболочку губ и переходной складки (цвет, консистенция, влажность
В3.   Используя два зеркала, обследуют слизистую оболочку сначала пра­вой, затем левой щеки от угла рта до небной миндалины (пигмента­ция, изменение цвета и др. признаки).
В4. Осмотр с помощью зеркала Десна - сначала осматривают вести­булярную поверхность десны, на­чиная с области 18/17 зуба и, за­тем перемещаются по часовой стрел­ке. Затем обследуют язычную и неб­ную поверхности. В норме десна бледно-розового цве­та, влажная, форма межзубных сосочков должна соответствовать меж­зубным пространствам. Зубодесневой же­лобок (щелевидное пространство между поверхностью зуба и приле­гающей десной) не должен превы­шать 2 мм
В5.   Язык - оценивают консистенцию, размер, цвет, подвижность языка, сосочки языка (гипертрофия, участки десквамации), наличие складчатости
В6.   Дно полости рта - регистрируют изменение цвета, сосудистого ри­сунка, рельефа.
В7.   Нёбо осматривают при широко от­крытой полости рта и откинутой назад голове. Сначала осматривают твердое, затем мягкое небо.
10. Осмотр полости рта. Стоматологи­ческое зеркало, шпатель, зонд, пинцет.  
11. Степень открывания рта.   Открывание рта может ограничен­ным, вследствие воспалительной или рубцовой контрактуры, пато­логии ВНЧС.
12.Заполнение зубной формулы. Зонд, зеркало. Осмотр зубов проводят спра­ва налево на верхней челюсти и слева направо на нижней челюсти. Графико-цифровая запись. Постоянный прикус: 8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8 8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8 Временный прикус: V IV III II I │ I II III IV V V IV III II I | I II III IV V .
  Зонд, зеркало. Осмотр зубов проводят справа налево на верхней челюсти и слева направо на нижней челюсти. Двузначно-цифровая (по ВОЗ) запись. Постоянный прикус: 1817161514131211I2122232425262728 4142434445464748I3132333435363738 Временный прикус: 5554535251 | 6162636465 8584838281 | 7172737475 .
Дополнительные методы обследования.   1.Рентгенологическое обследование.   Внутриротовая и внеротовая рент­генография. Панорамная рентгено­графия - идентичное изображение обеих челюстей и зубов. Ортопантомограмма- увеличенное изображение обеих челюстей на од­ной пленке.
2.Электроодонтометрия. Аппарат ЭОД. Метод оценки возбудимости чув­ствительных нервов зуба при их раз­дражении электрическим током.
3.Термодиагностика. Холодная или горячая вода. Определение реакции зуба на тем­пературные раздражители.
4.Инструментальное исследование твердых тканей зубов. Зонд, зеркало. В норме эмаль целостная, увлажнен­ная, блестящая. У временных зубов белый цвет эмали, у постоянных- с желтоватым оттенком. Шерохова­тая поверхность эмали, наличие полости характерно для кариеса.
5.Витальное окрашивание эмали. 2% раствор метиленового синего. Меловидные пятна при очаговой де­минерализации эмали окрашивают­ся в голубые тона, вследствие про­никновения красителя в микропро­странства.
6.Аллергические пробы специфической диагностики аллерги­ческих заболеваний.   1) аллергологический анамнез, 2) кожно-аллергические пробы с лекарствами, бактериаль­ными аллергенами 3) лабораторная диагностика аллергии.
7.Морфологическое исследование клеточ­ного состава раневой поверхности, экссу­дата, лимфоузлов или участков ткани.   Применяется с целью дифференци­альной диагностики воспалительных и гиперпластических процессов. Различают цитологический и гистологический методы.   Материал для мик­роскопического исследования полу­чают путем отпечатка, соскоба или пункции.
8.Бактериологическое исследование.   Проводиться каждому боль­ному с заболеванием СОПР и при воспалительных процессах челюстно-лицевой области.
9.Биохимическое исследование крови и мочи на содержание сахара.   Проводят при подозрении на сахар­ный диабет.

Запись зубной формулы.

Для краткости записи зубной формулы используется графико-цифровая система. Зуб обозначается порядковым номе­ром, помещенным в соответствующий квадрант:

Постоянные зубы

правая сторона 8 7 6 5 4 3 2 1│1 2 3 4 5 6 7 8 левая сторона

правая сторона 8 7 6 5 4 3 2 1│1 2 3 4 5 6 7 8 левая сторона                                                   

Временные зубы

правая сторона V IV IIIII I │ I II IIIГУ V левая сторона

правая сторона V IV IIIII I │ I II IIIIV V левая сторона

Зубы можно записывать в виде части графической число­вой зубной формулы:

6 | первый постоянный моляр верхней челюсти справа,

| IY первый временный моляр верхней челюсти слева.

Международная двузначная система ВОЗ: зуб обозначает­ся двумя цифрами. Первая цифра числа обозначает сторону конкретной челюсти, а вторая - порядковый номер зуба.

Для постоянных зубов: правая половина верхней челюсти обозначается цифрой 1, левая - 2, нижняя левая - 3, правая - 4:

1 | 2

4 | 3

18 17 16 15 14 13 12 11 1 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 1 31 32 33 34 35 36 37 38

 Для временных зубов обозначение квадрантов:

 справ а 5 [ 6 с лева 8 | 7

55 54 53 52 51 J 6162 63 64 65

85 848382 81 |71 72 73 74 75

Примеры: зуб 17 - 7J -постоянный второй моляр верхней челюсти справа,

зуб 23 - |3 - постоянный клык верхней челюсти слева зуб 53 - Ш| временный клык верхней челюсти справа.

Занятие 4Эпидемиология стоматологических заболеваний. Распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний.

Вопросы, разбираемые на занятии

· Изучение распространенности и интенсивности основных стоматологических  заболеваний: кариеса зубов и болезней пародонта, пора­жающих большинство населения в том числе у лиц с различной соматической патологией.

· Эпидемиологические обследования в различных регионах России.

· Стоматологическая заболеваемость разных групп населения.

· Распространенность и интенсивность кариеса и заболеваний пародонта.

· Уровни внедрения профилактики в практическом здравоохранении.

· Цель и задачи ВОЗ по профилактике стоматологических заболеваний. Опыт зарубежных стран и России в профилактической и коммунальной стоматологии.

· Ведение медицинской документации.

 

             Заболеваемость — медико-статистический показатель, определяющий число заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие стоматологических заболеваний. Еще в ХIX веке Н. И. Пирогов предсказал, что будущее за медициной профилактической. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний, что при современной экономической ситуации делает приоритетным именно это направление.

На распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний на коммунальном уровне оказывают влияние следующие факторы:

Социально-экономические: низкий уровень жизни и образования, характер питания, недостаток культуры в вопросах сохранения стоматологического здоровья, ограниченная доступность стоматологической помощи, распространенность вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем).

Экологические: неблагоприятные климатические условия, загрязнение окружающей среды, низкое содержание фторида в питьевой воде.

Результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди населения России достаточно высока. Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом. В дальнейшем, с возрастом, наблюдается значительное нарастание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8,0. У взрослого населения поражаемость зубов кариесом достигает 100%.

Что касается состояния тканей пародонта, то оно оказалось неудовлетворительным у большинства населения России, независимо от возраста и места проживания. К 35 - 44 годам и старше практически у всех обследованных выявились тяжелые поражения пародонта с преобладанием зубного камня и пародонтальных карманов различной глубины.

Мониторинг стоматологической заболеваемости за период 1998-2008гг. выявил тенденцию к снижению основных показателей (распространенности и интенсивности кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта) среди детского населения. У взрослых они существенно не изменились.

Различные виды патологии слизистой оболочки полости рта были выявлены у 5% обследованных детей и подростков. Наиболее часто встречаются стоматит и хейлит. В возрастной группе 35-44 года распространенность заболеваний слизистой оболочки полости рта составила 8,6%. Среди видов поражения преобладал стоматит и лейкоплакия. У лиц 65 лет и старше заболевания слизистой оболочки полости рта встречались чаще – у 11,6% обследованных. Наиболее часто встречались такие поражения как стоматит различной этиологии (4,4%), лейкоплакии (2,1%), кандидомикоз (1,4%).

Анализ результатов обследования продемонстрировал достаточно высокую распространенность зубочелюстных аномалий у детей и подростков. В возрастной группе 12 лет она составила 55%, среди 15-летних – 57%. Наиболее частым нарушением было наличие скученности резцов. У взрослых определение этих показателей недостаточно информативно вследствие большого количества покрытых искусственными коронками и удаленных зубов, а также деформаций зубных рядов вследствие тяжелого течения болезней пародонта.

Место проживания (мегаполис, небольшой город или сельская местность) не оказывает существенного влияния на распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний.

Интенсивность кариеса

Характеризуется степенью поражаемости зубов кариесом у одного пациента.

 С этой целью используют индекс КПУ в постоянном прикусе, КПУ + кп – в сменном, кп во временном, где

 К- кариозные постоянные зубы
П- пломбированные постоянные зубы
У- удаленные или подлежащие удалению постоянные зубы
к- кариозные временные зубы
п- пломбированные временные зубы

 

КПУ-это сумма кариозных, пломбированных и удаленных постоянных зубов
кпу — сумма кариозных, пломбированных и удаленных временных зубов
КПУ + кп – сумма кариозных, пломбированных и удаленных зубов смешанного прикуса.

 

 Регистрация данных стоматологического статуса

Важным отличием методики эпидемиологического стоматологического обследования по критериям ВОЗ является форма регистрации данных.

Экспертами ВОЗ разработаны специальные карты для оценки стоматологического статуса, в каждую ячейку которых вносится цифровой или буквенный код в строгом соответствии с определенными критериями для оценки каждого заболевания или состояния.

Такая форма удобна для компьютерной обработки результатов исследования, при этом каждая ячейка должна быть заполнена. В ходе осмотра пациента исследователь сообщает данные прошедшему инструктаж ассистенту, который вносит их в карту. При регистрации данных во избежание ошибок рекомендуется дублирование: называют диагноз и соответствующий код.

В настоящее время разработано уже третье поколение форм для регистрации данных (ВОЗ, 2013). Они содержат более детальные критерии для оценки стоматологического статуса взрослых и детей.

Программ профилактики

Вопросы, разбираемые на занятии

 

· Оценка уровня стоматологической помощи населению. Мониторинг стоматологической заболеваемости населения.

· Этапы планирования программ профилактики.

· Ситуационный анализ - основа планирования программ профилактики.

· Цель, задачи программы, выбор методов и средств. Персонал, участвующий в выполнении программы, материальноеобеспечение. Оценка эффективности программы. Прогнозирование стоматологической заболеваемости. Сбор и медико-статистический анализ стоматологических заболеваний. Ведение медицинской документации

· Уровни внедрения программ: индивидуальный, групповой, популяционный.

· Организационные мероприятия по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.095 с.)