Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История кафедра общей стоматологии РУДНСтр 1 из 16Следующая ⇒
Вопросы, разбираемые на занятии. · Краткий исторический очерк развития стоматологии как науки · Современное содержание дисциплины. · Определение дисциплины «Профилактика и коммунальная · стоматология» как составной части стоматологии · Цели и задачи дисциплины. · Становление специальности стоматология в разные годы (1975-2019г.г.).
Стоматология (от греч. Stoma - рот, logos - учение) это клиническая дисциплина, изучающая физиологию и патологию зубочелюстной системы, в частности болезни зубов и других органов ротовой полости (частично шеи), разрабатывающая методы профилактики, диагностики и лечения, а также определяющая влияние заболеваний системы на общее состояние организма и здоровья человека (Источник??). История развития стоматологии (зубоврачевания) берет свое начало еще с Античного мира, с Древней Греции, о чем сохранилось множество трудов известных мыслителей, философов, античных медиков. Еще Гиппократ (V век до н.э.) в своих работах большое внимание уделял вопросам челюстно-лицевой хирургии, описывал способы выравнивания вывихов нижней челюсти, давал советы и принципы лечения переломов челюстей. В древней Руси врачевание сводилось к знахарству, волшебству, чародейству. Зубы в древней Руси лечили с помощью заговоров и лекарственных средств растительного или животного происхождения. По мере установления отношений с Западной Европой многие культурные традиции стали проникать в Российское государство, что, безусловно, не могло не отразиться и на состоянии врачебного дела, сосредоточенного в руках знахарей. Отсутствие отечественного медицинского образования привело к тому, что в течение долгого времени в России были только врачи-иностранцы. Как и в Европе, появились две врачебные формы: доктора, т.е. врачи, занимающиеся внутренними болезнями, и лекари, т.е. хирурги, занимающие подчиненное положение и действующие часто по указанию докторов. Звание врач-дантист было установлено в 1700 г. во Франции, где под влиянием Фошара и других хирургов начался расцвет научного зубоврачевания. До этого периода зубоврачевание являлось средством оказания помощи при болях и сводилось в основном к удалению больного зуба. Зубоврачебная помощь оказывалась цирюльниками, банщиками, ремесленниками и др.
Зубоврачевание как медицинская специальность зародилось в конце XVII - начале XVIII веков. Во многом помогли реформы, внедренные Петром I, благодаря которым произошло существенное развитие научной и практической медицины, что позволило бурно развиваться и стоматологии, в те времена еще зубоврачеванию. Разработки по изготовлению искусственных золотых коронок, пломбированию зубов серебряной амальгамой, а позже применение мышьяковистой кислоты для некротизации пульпы (1836) и изобретение бормашины окончательно утвердили эту специальность. Стоматология как медицинская дисциплина сформировалась в 20-х годах текущего столетия в результате слияния зубоврачения и челюстно-лицевой хирургии. Зубоврачевание в России до XVIII века не контролировалось государством. И только в 1810 году был издан закон, по которому право на зубоврачебную практику предоставлялось лицам, получившим диплом "зубного лекаря". Следующим шагом по развитию зубоврачебного образования в России является закон (1838), в соответствии с которым звание "дантист" и право на самостоятельную работу присуждалось после сдачи экзамена в медицинской академии. Однако только в 1900 году была официально запрещена подготовка дантистов путем ученичества. В 1829 году женщины получили право на равных основаниях с мужчинами сдавать экзамены на звание зубного лекаря. В конце прошлого столетия произошел ряд событий, которые оказали большое влияние на формирование специальности. Так, в 1881 году в Петербурге В. И. Важинским была открыта первая в России зубоврачебная школа. В Москве зубоврачебная школа была организована в 1892 году И. М. Коварским (1856-1955гг). В этот период появляются высказывания о необходимости превращения зубоврачевания в специальность, которой можно овладеть, получив высшее образование. Важной вехой в этом направлении явилось открытие при факультетской хирургической клинике Московского университета первой в России приват-доцентуры по одонтологии (1885). Доцентский курс по зубным болезням возглавил Н. Н. Знаменский. Огромная роль в организации курса по одонтологии принадлежит проф. Н.В. Склифосовскому (1836-1904гг), который понимал необходимость преподавания зубных болезней на медицинских факультетах. Следует отметить, что Н.В. Склифосовский проявлял интерес к зубоврачеванию и занимался научными исследованиями по этой проблеме. В 1892 году были открыты приват-доцентуры по одонтологии при Военно-медицинской академии (возглавил П.Ф. Федоров) и на высших женских курсах в Санкт-Петербурге (возглавил проф. А.К. Лимберг, 1956-1906гг).
А.К.Лимберг первый в России (1891) защитил диссертацию по одонтологии на тему "Современная профилактика и терапия костоеды зубов". А.К.Лимберг является основоположником плановой санации рта школьников. С полным основанием можно считать, что в факультетской хирургической клинике проф. Н.В. Склифосовского в Москве, Военно-медицинской академии и на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге были воспитаны первые ученые-стоматологи: М.М. Чемоданов (1856-1908гг), Н.Н. Знаменский (1856-1915гг), А.К. Лимберг. В 1883г. в Санкт-Петербурге было организовано первое в России научное общество дантистов, а в 1885г. был учрежден печатный орган "Зубоврачебный вестник". Появление печатного органа позволило в короткий срок объединить разрозненные общества дантистов различных городов. В 1889г. Московским одонтологическим обществом был учрежден свой журнал "Одонтологическое обозрение". Огромную роль в деле объединения дантистов в России сыграл I Всероссийский одонтологический съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде в 1896г. На съезде, кроме научных докладов, обсуждались вопросы подготовки зубоврачебных кадров, был поставлен вопрос о запрещении подготовки специалистов путем ученичества и впервые была сформулирована идея санации полости рта учащихся. По мере становления одонтологии все больше раздавалось голосов в пользу точки зрения, что подготовка специалистов этого профиля должна проводится в университетах. Так, в 1910г. на XI Пироговском съезде было принято решение о необходимости учреждения на всех медицинских факультетах самостоятельных кафедр одонтологии с самостоятельными клиниками и техническими лабораториями. После организации зубоврачебных школ число специалистов по зубоврачеванию начинает быстро увеличиваться, и к 1900 г. достигает 1657 человек. К 1910 г. число дантистов и зубных врачей составило 5966 человек. В 1913 г. в России практиковало 6700 зубных врачей и дантистов. В ноябре 1918г. вышло постановление о передаче зубоврачебного образования медицинским факультетам университетов. В 1918г. при создании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР в его структуре была образована зубоврачебная подсекция, которую возглавил П.Г. Дауге (1869-1946). В марте 1920г. в соответствии с постановлением Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата просвещения на медицинских факультетах государственных университетов были организованы кафедры стоматологии. Эта мера явилась важной вехой в развитии этой специальности. В соответствии с этим постановлением в апреле 1920г. курс стоматологии медицинского факультета МГУ в Москве реорганизован в кафедру стоматологии, которой заведовал проф. Г.И. Вильга (1864-1942гг). С 1924 по 1926г. ею заведовал проф. Л.А. Говсеев (1862-1926гг). На этой кафедре в то время работали будущие видные деятели стоматологи: В.А. Дубровин, И.Г. Лукомский, И.А. Бегельман, А.Е. Верлоцкий.
Наряду с организацией кафедр на медицинских факультетах были созданы институты: в 1919г. в Петрограде - институт общественного зубоврачевания. В Киеве - Одонтологический институт. В 1922г. в Москве создается Государственный институт зубоврачевания (ГИЗ), который в 1927г. был переименован в Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО), а затем в Московский медицинский стоматологический институт (ММСИ), где срок обучения составлял 4 года. В довоенный период была создана значительная материальная база по подготовке стоматологов. В 1935г. было открыто 11 стоматологических институтов. Однако война не позволила завершить начатые преобразования. В 1946г. в стоматологических институтах срок обучения увеличен до 5 лет. Увеличивается число вузов, в которых ведется подготовка стоматологов. Отличительной особенностью является то, что открываются не стоматологические институты, а стоматологические факультеты в медицинских институтах. По мере развития специальности уже в предвоенные годы определились три профиля: терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология. В 1963г. была открыта кафедра стоматологии детского возраста. Основоположниками терапевтической стоматологии как научного раздела в СССР следует считать (в порядке алфавита) Е.М. Гофунга, А.И. Евдокимова, И.Г. Лукомского, Е.Е. Платонова, Д.А. Энтина. При ее формировании главными социально значимыми научными проблемами были изучение этиологии и патогенеза и разработка вопросов терапии и профилактики основных стоматологических заболеваний - кариеса зубов (поражает 70 – 90 % населения) и пародонтоза (50 – 60%). А.И. Евдокимов на основе своих исследований и исследований своих учеников сформулировал сосудистую теорию этиологии и патогенеза пародонтоза. Монография А.И. Евдокимова «Топографическая анатомия полости рта и смежных областей» (1930) обозначила начало клинико-анатомического направления в хирургии челюстно-лицевой области; под его руководством были проведены исследования, уточнившие представления о клинике, морфологии и патофизиологии воспалительных процессов в челюстно-лицевой области, и позволившие разработать их классификацию. В 1980-е годы в гнойную хирургию челюстно-лицевой области вошел провозглашенный А.И. Рыбаковым принцип обязательного включения методов реабилитации больных в послеоперационном периоде. Ортопедическая стоматология - как третья стоматологическая специальность оформилась в 1936 г. (до этого этот раздел был известен как зубопоротезирование).
В 1930-е годы наметились три направления стоматологических исследований в детском возрасте – терапевтическое, хирургическое и ортопедическое, но они развивались в рамках соответствующих разделов общей стоматологии. Первая в стране кафедра стоматологии детского возраста была открыта в 1963 г. А.А. Колесовым при поддержке А.И. Евдокимова, В.Ю. Курляндского, Е.Е. Платонова в Московском медицинском стоматологическом институте; здесь было объединено преподавание всех стоматологических дисциплин детского профиля: терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, ортодонтия. Спустя пять лет такая же кафедра была организована в Центральном институте усовершенствования врачей http://www.medicinform.net/history/nauka/5.htm
Приступать к работе на любых стоматологических универсальных установках, каппарате для криодеструкции, со стерилизаторами, амальгамосмесителями, электроодонтометром, диатермокоагулятором, ультразвуковыми очистителями, аппаратом электросна, и другими техническими средствами следует, строго руководствуясь специальными инструкциями по технике безопасности для данных технических средств. Обеспечение радиационной безопасности при размещении и эксплуатации рентгеновских аппаратов и кабинетов Основные требования к размещению и эксплуатации рентгеновских аппаратов должны соответствовать положениям действующих санитарных правил, которые определяют основные критерии радиационной защиты, требования к рентгеновскому оборудованию и персоналу, основные требования к размещению рентгеновских аппаратов и их эксплуатации. Однако в седьмой части главы V новых СанПиН детализированы требования к размещению и эксплуатации рентгеновских аппаратов в стоматологических медицинских организациях. При проведении рентгенологических исследований должен быть обеспечен учет и регистрация доз облучения пациентов и персонала, которые должны быть отражены в радиационно-гигиеническом паспорте организации и в формах государственной ежегодной статистической отчетности. Кроме того, для проведения рентгенологических исследований должна быть оформлена лицензия на осуществление деятельности с источником ионизирующего излучения. На этапе организации деятельности с источниками ионизирующих излучений (ИИИ) осуществляется выбор помещений, в которых будут проводиться рентгенологические исследования: либо в отдельном рентгеновском, либо в стоматологическом кабинете с установленным рентгеновским аппаратом. На этом этапе также определяется количество и вид рентгеновских аппаратов, площади и набор помещений для их размещения, а также необходимые дополнительные условия (освещение, вентиляция, электроснабжение, отопление, канализация). Выбранная схема размещения рентгеновского аппарата (в отдельном рентгеновском или стоматологическом кабинете) оформляется в виде технического задания на проектирование.
В стоматологическом кабинете может размещаться рентгеновский аппарат для прицельных снимков с цифровым приемником изображения, не требующим фотолабораторной обработки, и с рабочей нагрузкой до 40 (мА в мин)/неделя. Размещение ортопантомографа в стоматологическом кабинете не разрешается. Рентгеновский аппарат в стоматологическом кабинете предназначен только для обслуживания пациентов данного кабинета. Дополнительные площади для размещения рентгеновского аппарата в стоматологическом кабинете, соответствующем санитарным нормативам, не требуются. Также не предъявляются дополнительные требования по освещению, вентиляции, отоплению. Работа с амальгамой.* Во время работы с амальгамой для предупреждения опасного для здоровья загрязнения ртутью помещений необходимо строго соблюдать следующие мероприятия: • приготовление серебряной амальгамы любым способом должно производиться только в вытяжном шкафу при включенной тяге; • готовая амальгама должна находиться в вытяжном шкафу в широкогорлом стеклянном или фарфоровом сосуде с водой с притертой крышкой, в который следует отжимать избыток ртути и собирать все излишки амальгамы в процессе пломбировки зубов; • при пломбировании полости зуба лишнюю амальгаму следует собирать в лоточек с водой, не допуская разбрасывания ее вокруг рабочего места; • очистка посуды от следов ртути требует тщательной обработки хромовой смесью, ополаскивания чистой водой и последующего промывания 2,5 процентным раствором йода в 30 процентном растворе йодистого калия; • случайно пролитую ртуть следует немедленно собрать резиновой грушей, а мелкие капли кисточкой из тонкой медной проволочки и поместить в сосуд с водой в шкаф; • загрязненную ртутью поверхность необходимо подвергнуть (немедленно!) демеркуризации при помощи 20 процентного раствора хлорного железа или подкисленным раствором перманганата калия (к 1л 0,2 процентного раствора перманганата калия прибавляют 5 мл концентрированной соляной кислоты); • работы, связанные с загрязнением рук амальгамой (а также слюной, мокротой, выделениями из ран, собиранием и переносом плевательниц, химическими средствами, раздражающими кожу рук, уборка помещений) требуют защиты рук персонала резиновыми перчатками. После работы перчатки моют, обрабатывают кипячением или замачиванием в 0,5 процентном растворе хлорамина в течение часа; • работникам, занятым приготовлением и применением амальгамы, должны выдаваться хирургические халаты без карманов; • в помещениях, где производится работа с ртутью, запрещается принимать пищу; • спецодежда работников, имеющих контакт с амальгамой, должна храниться отдельно от домашней одежды и одежды других сотрудников; • механизированная стирка спецодежды, загрязненной ртутью, производится один раз в 7 дней в коммунальных прачечных по способу, рекомендованному «Санитарными Правилами проектирования, оборудования, эксплуатации и содержания производственных и лабораторных помещений, предназначенных для проведения работ со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением» № 780−69; вынос загрязненного белья для стирки дома или в городских прачечных категорически запрещается; • в помещениях, где работают с амальгамой, один раз в две недели должен проводиться качественный анализ воздуха на содержание паров ртути при помощи индикаторных бумажек, которые размещают на уровне дыхания в рабочей зоне и у мест возможного выделения паров ртути в воздух помещения; • приготовление растворов демеркуризаторов, индикаторных бумажек и проведение демеркуризационных работ при обнаружении превышения предельно-допустимойконцентрации ртути в воздухе помещений (0,01 мг/м3) производится согласно рекомендациям Санитарных Правил №780−69 (Приложение 5); • персонал, имеющий контакт с амальгамой, должен подвергаться периодически медицинским осмотрам в соответствии с приказом МЗ.
*В настоящее время в Российской Федерации амальгама не используется на стоматологическом приеме из-за ее высокой токсичности, но в ряде стран (США, Иран, Ирак и др.) она применяется до сих пор, поэтому данный раздел сохранен.
Врачи-стоматологии зубные техники в соответствии с требованиями Инструкции МЗ должны проходить обязательный профилактический медицинский осмотр при поступлении на работу и в дальнейшем в сроки, устанавливаемые местными СЭС. Для своевременного выявления и лечения кариозных зубов и пародонтоза, хронических воспалительных очагов в верхних дыхательных путях и носовой полости, субтрофических состояний слизистых оболочек носа и зева, а также носительства золотистого стафилококка у персонала стоматологических кабинетов 1 раз в 6 месяцев проводится плановое обследование в соответствии с требованиями «Инструкции по бактериологическому обследованию на выявление носителей патогенного стафилококка и проведение санации». Антисептика - комплекс мероприятий по ограничению и уничтожению попавшей в рану инфекции. Виды антисептики: физическая, механическая, химическая, биологическая. § Физическая антисептика состоит из создания условий, неблагоприятных для жизнедеятельности микробов (высушивание, тепловые и световые процедуры). § Механическая антисептика заключается в обработке инфицированных тканей с целью удаления патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности. В стоматологии к механической антисептике относится: препарирование кариозной полости, механическая обработка корневых каналов. § Химическая антисептика - применение различных химических веществ с бактерицидным или бактериостатическим действие. § Биологическая антисептика направлена на повышение защитных сил организма, а также на создание условий, неблагоприятных для развития в ране микроорганизмов. В стоматологии применяют следующие виды стерилизации: кипячение, паром под давлением, сухожаровая и холодная.
Занятие 3 Диагностические методы, применяемые в стоматологии. Осмотр стоматологического пациента.
Вопросы, разбираемые на занятии
§ Клиническое обследование пациента. Основные и дополнительные методы обследования. § Методы индексной оценки уровня гигиены рта, интенсивности кариеса и тканей пародонта. § Внешний осмотр. Зубная формула. Состояние слизистой оболочки рта. § Функциональные методы диагностики. Индексная оценка уровня гигиены рта у лиц с различной соматической патологией Первым этапом работы врача-стоматолога является сбор фактического материала, т. е. выявление симптомов болезненного состояния. С появлением новых методов диагностики состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта важным является формирование такого порядка осмотра пациента, при котором будут учтены и зарегистрированы все факторы, способствующие развитию заболеваний полости рта. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зависит окончательный диагноз. Методы обследования Выделяют методы основные (клинические) и дополнительные (инструментально-лабораторные).
I. При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из нескольких этапов:
Запись зубной формулы. Для краткости записи зубной формулы используется графико-цифровая система. Зуб обозначается порядковым номером, помещенным в соответствующий квадрант: Постоянные зубы правая сторона 8 7 6 5 4 3 2 1│1 2 3 4 5 6 7 8 левая сторона правая сторона 8 7 6 5 4 3 2 1│1 2 3 4 5 6 7 8 левая сторона Временные зубы правая сторона V IV IIIII I │ I II IIIГУ V левая сторона правая сторона V IV IIIII I │ I II IIIIV V левая сторона Зубы можно записывать в виде части графической числовой зубной формулы: 6 | первый постоянный моляр верхней челюсти справа, | IY первый временный моляр верхней челюсти слева. Международная двузначная система ВОЗ: зуб обозначается двумя цифрами. Первая цифра числа обозначает сторону конкретной челюсти, а вторая - порядковый номер зуба. Для постоянных зубов: правая половина верхней челюсти обозначается цифрой 1, левая - 2, нижняя левая - 3, правая - 4: 1 | 2 4 | 3 18 17 16 15 14 13 12 11 1 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 1 31 32 33 34 35 36 37 38 Для временных зубов обозначение квадрантов: справ а 5 [ 6 с лева 8 | 7 55 54 53 52 51 J 6162 63 64 65 85 848382 81 |71 72 73 74 75 Примеры: зуб 17 - 7J -постоянный второй моляр верхней челюсти справа, зуб 23 - |3 - постоянный клык верхней челюсти слева зуб 53 - Ш| временный клык верхней челюсти справа. Занятие 4Эпидемиология стоматологических заболеваний. Распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний. Вопросы, разбираемые на занятии · Изучение распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний: кариеса зубов и болезней пародонта, поражающих большинство населения в том числе у лиц с различной соматической патологией. · Эпидемиологические обследования в различных регионах России. · Стоматологическая заболеваемость разных групп населения. · Распространенность и интенсивность кариеса и заболеваний пародонта. · Уровни внедрения профилактики в практическом здравоохранении. · Цель и задачи ВОЗ по профилактике стоматологических заболеваний. Опыт зарубежных стран и России в профилактической и коммунальной стоматологии. · Ведение медицинской документации.
Заболеваемость — медико-статистический показатель, определяющий число заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории. Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие стоматологических заболеваний. Еще в ХIX веке Н. И. Пирогов предсказал, что будущее за медициной профилактической. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний, что при современной экономической ситуации делает приоритетным именно это направление. На распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний на коммунальном уровне оказывают влияние следующие факторы: Социально-экономические: низкий уровень жизни и образования, характер питания, недостаток культуры в вопросах сохранения стоматологического здоровья, ограниченная доступность стоматологической помощи, распространенность вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем). Экологические: неблагоприятные климатические условия, загрязнение окружающей среды, низкое содержание фторида в питьевой воде. Результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди населения России достаточно высока. Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом. В дальнейшем, с возрастом, наблюдается значительное нарастание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8,0. У взрослого населения поражаемость зубов кариесом достигает 100%. Что касается состояния тканей пародонта, то оно оказалось неудовлетворительным у большинства населения России, независимо от возраста и места проживания. К 35 - 44 годам и старше практически у всех обследованных выявились тяжелые поражения пародонта с преобладанием зубного камня и пародонтальных карманов различной глубины. Мониторинг стоматологической заболеваемости за период 1998-2008гг. выявил тенденцию к снижению основных показателей (распространенности и интенсивности кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта) среди детского населения. У взрослых они существенно не изменились. Различные виды патологии слизистой оболочки полости рта были выявлены у 5% обследованных детей и подростков. Наиболее часто встречаются стоматит и хейлит. В возрастной группе 35-44 года распространенность заболеваний слизистой оболочки полости рта составила 8,6%. Среди видов поражения преобладал стоматит и лейкоплакия. У лиц 65 лет и старше заболевания слизистой оболочки полости рта встречались чаще – у 11,6% обследованных. Наиболее часто встречались такие поражения как стоматит различной этиологии (4,4%), лейкоплакии (2,1%), кандидомикоз (1,4%). Анализ результатов обследования продемонстрировал достаточно высокую распространенность зубочелюстных аномалий у детей и подростков. В возрастной группе 12 лет она составила 55%, среди 15-летних – 57%. Наиболее частым нарушением было наличие скученности резцов. У взрослых определение этих показателей недостаточно информативно вследствие большого количества покрытых искусственными коронками и удаленных зубов, а также деформаций зубных рядов вследствие тяжелого течения болезней пародонта. Место проживания (мегаполис, небольшой город или сельская местность) не оказывает существенного влияния на распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний. Интенсивность кариеса Характеризуется степенью поражаемости зубов кариесом у одного пациента. С этой целью используют индекс КПУ в постоянном прикусе, КПУ + кп – в сменном, кп во временном, где К- кариозные постоянные зубы
КПУ-это сумма кариозных, пломбированных и удаленных постоянных зубов
Регистрация данных стоматологического статуса Важным отличием методики эпидемиологического стоматологического обследования по критериям ВОЗ является форма регистрации данных. Экспертами ВОЗ разработаны специальные карты для оценки стоматологического статуса, в каждую ячейку которых вносится цифровой или буквенный код в строгом соответствии с определенными критериями для оценки каждого заболевания или состояния. Такая форма удобна для компьютерной обработки результатов исследования, при этом каждая ячейка должна быть заполнена. В ходе осмотра пациента исследователь сообщает данные прошедшему инструктаж ассистенту, который вносит их в карту. При регистрации данных во избежание ошибок рекомендуется дублирование: называют диагноз и соответствующий код. В настоящее время разработано уже третье поколение форм для регистрации данных (ВОЗ, 2013). Они содержат более детальные критерии для оценки стоматологического статуса взрослых и детей. Программ профилактики Вопросы, разбираемые на занятии
· Оценка уровня стоматологической помощи населению. Мониторинг стоматологической заболеваемости населения. · Этапы планирования программ профилактики. · Ситуационный анализ - основа планирования программ профилактики. · Цель, задачи программы, выбор методов и средств. Персонал, участвующий в выполнении программы, материальноеобеспечение. Оценка эффективности программы. Прогнозирование стоматологической заболеваемости. Сбор и медико-статистический анализ стоматологических заболеваний. Ведение медицинской документации · Уровни внедрения программ: индивидуальный, групповой, популяционный. · Организационные мероприятия по
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.095 с.) |